Скачать 1.71 Mb.
|
ДВЕ ПОЛОВИНЫ ЦЕЛОГО Брачные отношения в свете Торы Книга первая ЖЕНСКИЙ РАЗГОВОР: КАК БЫТЬ ЖЕНОЙ Теила Абрамов и Браха Гетц (на основе лекций "Шлом-баит" Теилы Абрамов) Книга вторая МУЖСКОЙ РАЗГОВОР: КАК БЫТЬ МУЖЕМ Раби Ирмияу Абрамов и Шмуэль Гольдштейн (на основе лекций "Шлом-баит" раби И. Абрамова) Перевел с английского Н. Пурер Редактор В. Фридман © 1998, Теила и Ирмияу Абрамов
Благословения Рав Хаим П. Шейнберг, глава ешивы "Тора ор", раввин Кирьят-Маттерсдорфа ул. Паним Меирот 2, п.я. 6979 Иерусалим, Израиль тел. (02)-5371513 Священный институт брака сегодня — в печальном состоянии. Статистика разводов ошеломительна. Вместе с бесчисленными рассказами о несчастливых браках и неблагополучных семьях она образует тягостную картину существования, следующего за отзвучавшими свадебными "мазл тов". Главный источник проблемы — отсутствие должного обучения, необходимого жениху и невесте — хатан и кала — при подготовке к совместной жизни, обучения, основанного на алахе и мировоззрении Торы. Рав Ирмияу и его супруга Теила Абрамов, руководствуясь наставлениями мудрецов Торы и организуя многочисленные семинары и программы в рамках международной просветительской организации "Еврейский Брак" (Jewish Marriage Education Inter-national), внесли в общественное просвещение по вопросам еврейской семейной жизни вклад поистине исторического масштаба. Они на опыте убедились: крайне необходимо, чтобы материалы, излагаемые на этих семинарах, стали доступны широкому кругу читателей в форме книги. Оба раздела книги о браке: один — для мужчин, другой — для женщин — написаны увлекательно и тонко. Благословляя ее авторов, я желаю им, чтобы эта публикация оправдала их усилия, помогла рассеять равнодушие к еврейскому учению о браке и принесла мир в дома Общины Израиля. Рав Хаим Пинхас Шейнберг Ияр, 5754 Со всем вышесказанным согласен. р. Ш. Вольбе ул. Ктав Софер 206 Иерусалим 95481 Раву Ирмияу Абрамову, שליט״א, добрые приветствия и пожелания! Благодарю Вас за Вашу книгу "Две половины целого", учебник для супружеской пары, да принесет он мир в дом путями святой Торы. Книга убедительна, интересна и отражает глубокое понимание предмета. В одобрениях (аскамот) на книгу сказано все, что следует сказать, мне нечего к этому добавить. Да будет воля Всевышнего на то, чтобы эта книга помогла многим парам построить свой дом в духе святой Торы и чтобы они удостоились достичь истинного счастья. С глубоким уважением и восхищением Шломо Вольбе Рав Исраэль Ганс ул. Паним Меирот 2 Кирьят-Маттерсдорф Иерусалим 94423 Тел. (02-)5371782 В нашем поколении•, к величайшему прискорбию, все, связанное с темой шлом-баит (мир в семье), переживает глубокий упадок. Тому много причин. Это и недостаток правильного воспитания в духе эмуна у-битахон (веры во Всевышнего и его промысел), и недостаточная работа над собой, над своими душевными ка-чествами, и отсутствие правильного руководства и подготовки к семейной жизни по принципам Торы, с соблюдением должного равновесия между чувствами супругов и законами святости. Немногие занимаются этим святым делом, и тем ценнее вклад каждого, кто участвует в решении этой задачи. Рав Ирмияу Абрамов, שליט״א, и его уважаемая супруга Теила, תחיי, взяли на себя святую миссию. Эта книга, изданию которой пред-шествуют годы самоотверженного труда на избранной ниве и богатый опыт, — лишь один из аспектов их разносторонней дея-тельности. Я всего только просмотрел рукопись, но совершенно уверен: все, вышедшее из-под пера уважаемого автора и его супруги, не мо-жет не быть абсолютно качественным и заслуживает самой ис-кренней поддержки. Да воздаст Всевышний творящим добро по их заслугам. От всего сердца благословляю выполняющих это Б-гоугодное дело. Исраэль Ганс ГЛАВА 1 - БРАКИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ Одна мысль о том, что им предстоит, причиняла нестерпимую боль. Бездетные супруги пришли к раби Шимону бар Йохай с просьбой написать им разводное письмо. Они были счастливы в браке, нежно любили друг друга, но страстно желали детей, а детей не было. После долгих лет бесплодного ожидания супруги решили расстаться. Великий мудрец задумчиво посмотрел на них и произнес: "Я готов выполнить вашу просьбу. Но вначале хочу вам предложить — устройте пир в честь этого события. Вы начали совместную жизнь с торжества. Завершите ее так же". Супруги последовали необычному совету и пригласили родственников и друзей на прощальное пиршество. В разгар застолья муж встал и провозгласил: "Любезная жена! Все присутствующие знают, что только печальные обстоятельства принудили нас к разводу. Пусть же у тебя останутся теплые воспоминания о нашем браке. Уходя из дома, выбери любую вещь, наиболее дорогую для тебя, и я обещаю — ее немедленно доставят в дом твоих родителей. Какой бы ценной она ни была, она твоя". Немного времени потребовалось женщине, чтобы понять, что в этом доме ей наиболее дорого. Весь вечер она незаметно подливала вино в бокал мужа. А когда он, непривычно много выпив, крепко уснул, приказала слугам отнести его в дом ее родителей. Проснувшись наутро, муж с удивлением огляделся и вопросительно взглянул на жену. "Я лишь выполнила твою просьбу, — сказала она. — Самая большая ценность для меня — ты". Супруги вернулись к раби Шимону, и мудрец помолился за них. А вскоре после этого у них пошли дети. (Шир аширим раба, 1) Итак, самое ценное у жены — муж. Даже если она не чтит его по достоинству. Но, кроме этого важного урока, притча содержит еще один. Когда брак оказывается на грани краха, спасти его могут лишь энергия и интуиция любящей жены. • • • "И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-га сотворил его, мужчину и женщину — сотворил Он их. И благословил их Б-г". (Берешит, 1:27) Этот отрывок содержит очень глубокий и сложный смысл. Но одна его мысль ясна сразу: образ Всевышнего, по которому созданы все люди, мужчина и женщина формируют вместе. Б-г благословил их как единое целое и дал им единое имя — Адам. Наши мудрецы объясняют, что имя Адам люди получили потому, что были сотворены из земли — адама. Но животные тоже сделаны из земли, а им дано другое имя: беама или ба ма, в переводе с иврита — "то, что есть". Почему? Маараль (рав Иеуда Лива бен Бецалель) объясняет, что дело тут — в одной общей особенности, которой наделены оба вида творения: человек и земля. Земля способна обеспечивать рост и развитие материальных предметов. В человеке, единственном из всех живых существ, также заложен потенциал роста. Развивая дарованные ему способности, человек может подняться над своими врожденными качествами и направить их в новое русло. Всякое другое существо сковано своей природой, естественными, изначально присущими ему рамками. Реализация этого потенциала требует, однако, от человека немалых усилий, серьезной работы. Имя Адам, указывающее на этот потенциал, было дано, как уже говорилось, мужчине и женщине одновременно. А это значит, что их союз — главный катализатор процесса роста, способность к которому заложена в каждом из партнеров. Более того — только в таком союзе достижима полнота этой реализации. Суть такого роста, стимулируемого брачным союзом, заключается в том, что человек выходит за рамки своей индивидуальности. До брака невеста и жених заняты только собой, своими личными устремлениями и надеждами. Их брачный союз резко меняет эту направленность и заставляет их проявлять больше внимания к нуждам другого. Каждый из них перешагивает индивидуальные границы, и вместе они образуют единое нерасторжимое целое, как сказано в Торе: "Поэтому... прилепится [муж] к своей жене, и станут они единой плотью" (Берешит, 2:24). • • • Дина стояла перед зеркалом. Жуть, что за вид! А кто в этом виноват? Он один. Ему дела нет до того, как она выглядит. Он никогда не замечает ни ее одежды, ни прически, вообще ничего. Его волнует лишь посуда, да и ту, хоть вылизывай, он всегда считает грязной. Так зачем же стараться? Когда он в последний раз сказал ей комплимент? Так давно, что и не вспомнишь. Наверно, сразу после свадьбы. Но тогда он относился к ней совсем по-другому. "Этот брак — ужасная ошибка, — подумала Дина в который раз за день. — И почему я не вышла за Аарона? Он мне гораздо больше подходит. И что же теперь делать?" • • • Мы живем сегодняшним днем. Такова особенность нашего общества. Этому строю мыслей мы обязаны не только экологическими проблемами, о которых твердим постоянно, — он затрагивает все стороны нашей повседневности. С той же легкостью, с какой мы расстаемся с пластмассовой и бумажной тарой, с отслужившими свой срок автомобилями и электроприборами, мы при первом признаке беды спешим выбросить на свалку наши отношения с людьми. Объясняя все раздоры несовместимостью, супруги решают, что связали судьбу не с "тем", не с "той", и стремятся побыстрее произвести выгодный обмен. По прогнозам демографов, половина пар, вступающих сегодня в первый брак, закончит разводом. Распадутся также шесть из десяти браков, заключенных вторично. Почему же это происходит? Ведь большинство женихов и невест надеются, что их эта современная тенденция не заденет. "Уж мы-то не разведемся", — говорят они. Но одной надежды мало. Брак, как профессия, требует подготовки и регулярного "повышения квалификации". Иначе крушение неизбежно. Жизни в браке надо учиться. А потому новобрачным совершенно необходима практическая информация о правильном, т.е. позитивном, отношении к партнеру и об умении соотносить свои ожидания с реальностью. Согласно Торе, наш долг — не только беречь брак, но и развивать его. Еврейская традиция считает брак идеальным состоянием для максимальной реализации потенциала, заложенного в каждом человеке. Нас учат, что браки заключаются на небесах, хотя некоторым людям трудно принять эту концепцию. • • • Римская матрона спросила раби Йоси бен Халафту: "Чем занят Б-г с того времени, как Он сотворил мир?" Раби ответил: "Соединяет супругов: подбирает пары для брака". Аристократка фыркнула: "И это все? У меня тысяча рабов и тысяча рабынь. Без труда сведу их в один вечер". Сказал ей раби: "Тебе это, может, и легко, а для Г-спода — труднее, чем рассечь Красное море". В тот же вечер она составила в пары всех своих рабов и рабынь. Однако утром ее ждало разочарование. "Новобрачные" окружили госпожу с криком и жалобами: этот ранен, у того перебита рука, этот захромал, у того под глазом синяк. И каждый недоволен доставшейся ему парой. Послала аристократка за равом Йоси и спросила: "Как же Б-гу удается их сводить?" Ответил раби: "Бесконечна Его мудрость, и всю ее он собирает для удачного сватовства. Сам решает, кому кто подходит. Ради крепкой семьи сводит людей с разных концов света. И так — с тех пор, как сотворил вселенную". Ответила римлянка: "Нет Б-га подобного вашему Б-гу". В Талмуде (трактат Сота, 2а) сказано: "За сорок дней до зачатия небеса объявляют: "Дочь такого-то — сыну такогото!" В сватовстве мы полагаемся не на удачу и случай. Мы не верим, что супругов можно свести с помощью жребия, что наши судьбы висят на ниточке "удачного" знакомства. По нашему убеждению, каждый брак продумывается и тщательно планируется свыше. (Берешит раба, 68:4) • • • Реувену Шварцу, преуспевающему торговцу бриллиантами, было 35 лет. Он любил путешествовать, встречаться с людьми, завязывать новые знакомства. А потом с удовольствием возвращался в Нью-Йорк, в зажиточный еврейский квартал, где поселился неподалеку от замужней сестры. Поддерживал он связь и с другими многочисленными родственниками, жившими в том же городе. Несмотря на их совместные усилия, найти Реувену подходящую невесту не удавалось, и он по сю пору жил холостяком. Однажды после длительной деловой поездки по странам Дальнего Востока он возвращался в Нью-Йорк из Бангкока, спеша добраться домой к еврейскому Новому году. До праздника оставались сутки. Реувену предстоял ночной полет. Самолет прибывал в нью-йоркский аэропорт утром, всего за несколько часов до наступления Рош-Ашана. Четыре последних дня в таиландской столице были плодотворными, но напряженными. Реувен устал. Войдя в самолет, он расположился в кресле и задремал, пока другие пассажиры занимали места в салоне. Он не заметил, как к нему подошел чем-то озабоченный работник аэропорта. — Простите, вы — господин Шварц? Реувен открыл глаза: — Мм-м... Да, я. В проходе стоял невысокий плотный мужчина в форме авиакомпании: — Сожалею, сэр, но в нашем компьютере обнаружена ошибка. Ваш билет недействителен. Пройдите со мной. С Реувена как рукой сняло дремоту: — Что?! Но это невозможно! Я пользовался этим билетом целый месяц! — Простите, сэр, но там не хватает последнего корешка, на этот рейс. Я уверен, что это ошибка. Но мы выполняем инструкции. Реувен был ошеломлен. — Хорошо, я куплю новый билет! Это последний рейс в Нью-Йорк, я не могу его упустить! Сидевшие поблизости пассажиры сочувственно глядели на Реувена. Один даже подался вперед и предложил свою помощь. Но чиновник отрицательно покачал головой: — У нас уже нет времени выписать новый билет. Заправка самолета закончена. Вы должны покинуть самолет и пойти со мной в контору. Реувен всегда опасался поездок с плотным расписанием накануне еврейских праздников, но такого с ним еще не бывало за все пятнадцать лет работы. — Что за вздор? — подумал он. — Мой билет в полном порядке. Я не могу оставаться в Бангкоке на Рош-Ашана. Чиновник был непреклонен. Пришлось Реувену последовать за ним в здание аэропорта. Для разбирательства не оставалось времени, и самолет улетел без него. Телефонного звонка в Нью-Йорк оказалось достаточно, чтобы выяснить: произошла обычная цифровая ошибка. Его турагент допустил маленькую оплошность, и Реувен застрял в далеком Бангкоке перед самым наступлением Рош-Ашана. Реувен быстро прикинул: накануне из случайной беседы он узнал, что на время осенних праздников Бангкок покинули практически все религиозные евреи. Многие улетели в Европу. Здесь ему явно нечего делать. — У вас есть рейсы на Гонконг? — спросил Реувен. Гонконг был ближайшим городом с еврейской общиной, где он мог провести праздник. К счастью, утром туда летел самолет. Приземлившись в Гонконге, Реувен почувствовал, что вконец измотан. Прямо из аэропорта он позвонил по нескольким адресам и был просто счастлив, когда некая госпожа Фишер пригласила его к себе. "Не придется, по крайней мере, торчать весь праздник в номере", — подумал Реувен, расплачиваясь с таксистом у дома Фишеров и невольно задумываясь о странных событиях, забросивших его в Гонконг перед Рош-Ашана. Через три дня Реувен понял, зачем он здесь. В дружной семье Фишеров Реувен познакомился с Сарой, их старшей дочерью. Праздники кончились, но Реувен, поселившийся в ближайшем к дому новых знакомых отеле, не спешил покинуть Гонконг. Ему и Саре требовалось время, чтобы ближе узнать друг друга. С тех пор прошло двадцать пять лет, но Реувен и Сара не перестают вспоминать "ошибку" с билетом, которая свела их в Гонконге таким чудесным образом. "Нам на счастье!" — добавляет Реувен и подмигивает жене. • • • Можно ли считать эту историю чем-то исключительным? Для Реувена и Сары — безусловно. Но если вы послушаете рассказы других семейных пар о том, как удивительно они познакомились, вы испытаете то же чувство трепета и благоговения перед непостижимостью путей, на которых встречаются будущие супруги. Почва для таких знакомств готовится заранее, порой за несколько лет; им предшествуют случайные, на первый взгляд, события: на уличных перекрестках и в гостиницах, в поездах и самолетах. Одна такая цепочка событий, приведших к счастливому браку, описана в истории, герой которой — известный еврейский мудрец Рашаш, рав Шмуэль Штершун. • • • Рав Шмуэль содержал фонд беспроцентных ссуд для бедных. Однажды у него попросил взаймы некий портной по имени реб Залман. Рашаш дал ему триста рублей с условием, что долг будет возвращен через год, и внес в специальный журнал соответствующую запись. Год спустя реб Залман пришел к Рашашу, чтобы вернуть деньги согласно договоренности. Увидев, что мудрец погружен в чтение, он решил его не отвлекать, тихо вошел в комнату, извинился за беспокойство, положил триста рублей на стол хозяина и вышел. Рав Шмуэль рассеянно сунул деньги в раскрытую перед ним книгу и продолжил учебу. Вскоре он совершенно забыл об этом эпизоде и поставил том на полку вместе с оставшимися в нем деньгами. Спустя несколько недель, просматривая журнал ссуд, рав Шмуэль увидел, что реб Залман до сих пор не вернул долг. Он послал к нему человека, чтобы выяснить, когда должник сможет принести деньги. Реб Залман, конечно, заявил, что возвратил ссуду точно в срок. Однако свидетелей не было, а рав Шмуэль не помнил о его тогдашнем приходе. Чтобы решить спор, они обратились в раввинский суд. Поскольку никаких свидетельств и доказательств не было, а истец и ответчик опирались только на свои личные показания, реб Залману надо было поклясться в суде, что он вернул ссуду. Однако Рашаш не хотел толкать еврея на дачу ложной клятвы, что считается тяжелым прегрешением, и отказался от своего иска. Дело было закрыто. Тем временем по городу распространилось известие, что простой портной дерзнул оспаривать слова святого праведника и мудреца рава Шмуэля. Реб Залман лишился клиентов, с ним перестали общаться. Тяжело страдая от презрения и насмешек, разоренный бойкотом, он вынужден был уехать из города вместе с семьей. Прошел год. Однажды Рашаш снял с полки ту же книгу. Листая ее, он, к своему изумлению, обнаружил немалую сумму денег. И тут же понял, что это те самые триста рублей, которые портной, обвиненный в невозвращении долга, на самом деле честно ему отдал. Рашаш немедленно разыскал реб Залмана. Бедняга жил на отшибе, нищий и отверженный. Рашаш со слезами просил прощения у портного. Он предложил обойти все синагоги и публично объявить о своей страшной ошибке и о том, что реб Залман заслуживает полного доверия и уважения. "Слишком поздно", — ответил реб Залман. Люди не поверят в его невиновность. Они скажут, что Рашаш делает это из жалости, милосердия, на то он и праведник. Рашаш понял, что реб Залман прав. Он совершил ужасную несправедливость по отношению к невинному человеку. Но как исправить положение? Рав Шмуэль глубоко задумался. Через несколько минут его лицо просветлело. "Если мы сосватаем мою дочь и вашего сына, — сказал он с улыбкой, — то станем одной семьей, и тогда никто не усомнится в вашей честности и порядочности". Реб Залман согласился, и они обсудили, как устроить молодым людям встречу. Сын портного и дочь Рашаша понравились друг другу, и вскоре состоялась свадьба... Решение о брачном союзе этой пары было принято на небесах, но (как и во всяком другом браке) потребовалась длинная цепь необычайных событий, чтобы соединить супружескими узами сына никому неведомого портного и дочь знаменитого мудреца. (По рассказу "Забытая ссуда", сборник "Магид повествует") • • • Почему концепция "браки заключаются на небесах" так важна? Как ни странно, обращая наш взгляд в далекие, казалось бы, сферы, она служит основой гармонии в сфере, самой близкой для нас, — в нашем доме. В духовном смысле брачный союз — это некая предреальность. Муж и жена — части единого целого, которому, по плану Всевышнего, предстояло разделиться при спуске с небес и быть воссозданным в браке. Каббалистический труд "Зоар" называет брак союзом двух половин одной души: вселяясь в разные тела, они потом воссоединяются в предопределенном свыше супружестве. Однако встреча двух половин еще не означает их подлинного воссоединения. Между этими двумя этапами лежит долгий и трудный путь. Многие полагают, что достаточно отыскать своего партнера в океане душ, как все прочее уже гарантировано и супруги будут счастливы до конца дней. Еще бы — ведь их брак "заключен на небесах"! В действительности же взаимный поиск продолжается всю жизнь. Он сопровождается напряженным противостоянием, в котором каждый из супругов узнает все больше о своем партнере и лучше понимает его. Ступив под свадебный балдахин, мужчина и женщина вступают в совместную жизнь. Ни один из них не имеет превосходства перед другим — они как две руки одного человека, и им предстоит научиться действовать согласованно, подобно органам тела или деталям сложного механизма. Их единство и есть главная цель брака. Веря, что Всевышний участвует в составлении супружеских пар, мы сознаем при этом, что свободная воля супругов не теряет своего значения в формировании их союза. Именно они решают, развивать или не развивать потенциал, заложенный в данном им от Б-га союзе. Когда мужчина и женщина вступают в брак, две половины души прекрасно опознают друг друга. Проблема не в душах. Проблема в двух физических существах, помещенных в раздельную телесную оболочку. Каждое из этих существ приносит с собой набор всевозможных запросов и неповторимых особенностей. Да, брак утвержден на небесах, но реализуется он на земле, с ее повседневными мирскими заботами и трудностями. Браки заключаются на небесах, но супружеекая жизнь протекает в нашем мире. Наши души имеют единый источник, но у реалий, с которыми мы взаимодействуем здесь, на земле, источники очень разные. Супруги приходят из разных семей и разного окружения. У них разные черты характера, склонности и способности, достоинства и слабости, разный жизненный опыт. Очень скоро они убеждаются, что многие их черты не вписываются в тесные рамки совместимости. Это всего лишь сырой материал, над которым супруги должны много работать. Цель их земного брака в том и состоит, чтобы преобразовать этот материал в гармоничное и совершенное целое, составляющее духовную суть того брака, который был заключен на небесах. Надо понять, что в браках, заключенных на небесах, изначально заложены трудности. Их нельзя игнорировать. Тора требует от нас честно признавать их, выявлять источник боли и находить средство для ее излечения. Эти проблемы совместного роста еще больше сближают две половины души. Подчеркивая святость брака, иудаизм не исключает возможность развода. Развод допустим. Но это очень печальное событие. Когда супруги разводятся, то, по выражению наших мудрецов, даже "жертвенник проливает слезы". Проблема нынешних разводов осложняется еще и тем, что супруги идут на развод, даже не поняв, что такое настоящий брак. Тора требует другого подхода к семейным проблемам. Она предписывает целенаправленно преодолевать трудности, пользуясь рекомендациями раввинов и квалифицированных экспертов, опирающихся на еврейскую традицию. Развод допустим лишь в том случае, если супругов уже не связывает ничего, кроме галахических формальностей. В трудные моменты, когда вас охватит разочарование, когда вам вдруг покажется, что вы ошиблись в выборе супруга, вспомните, что этот партнер был назначен вам свыше, — и вы ощутите прилив сил, почувствуете желание как следует "поработать" и заставить ваш брак раскрыть заложенный в нем потенциал. Проблемы, возникающие в семейной жизни, — не сигнал для развода, а веха, метящая "рабочий участок". Развод — это крайний шаг, капитуляция, допустимая лишь тогда, когда исчерпаны все возможности примирения. Под свадебным балдахином мы получаем благословение: пусть наш брак будет исполнен той же несравненной радости, что испытывали в Ган-Эдене (Райском саду) первые в мире супруги Адам и Хава. В чем же состояло их особое блаженство? Когда два человека женятся, а потом начинают ссориться, у них возникают сомнения в правильности выбора: "Ах, зачем я не вышла за такого-то! Все было бы иначе". Правда, знакомая жалоба? И вместо того, чтобы бороться с трудностями, мы расходуем душевную энергию, растравляя разочарование и грызя себя за "роковую ошибку". Адам и Хава не знали этой бесплодной траты душевных сил. Они были единственными людьми на земле и ни секунды не сомневались, что созданы друг для друга. Всю энергию они направляли на укрепление своего брачного союза. Их взаимная преданность была абсолютной. Каждый новый брак — копия первого супружеского союза. Наш брак, подобно союзу Адама и Хавы, несет на себе печать Б-жественного одобрения — имя нашего супруга был объявлено на небесах за сорок дней до его зачатия. Всем нам знакомо чувство, словно сама рука Всевышнего ведет нас к избраннику. И все же мы сомневаемся, колеблемся, сравниваем наш брак с супружескими отношениями в семьях друзей, не понимая главного: нас только двое, и нет никого кроме. Только избавившись от этой противоречивости, до конца поверив, что нам предназначен именно этот и никакой другой спутник жизни, мы можем осознать, что Б-г — между нами, что Он ведет и будет вести нас через все взлеты и падения, по крутым поворотам и запутанным тропам к единению в браке. Блаженство, дарованное Адаму и Хаве, станет и нашим блаженством, но лишь в том случае, если мы сохраним абсолютную и непоколебимую преданность своему супругу. Усвоить урок под названием "Адам и Хава" — значит сделать первый шаг на долгом пути. Сделав этот шаг, признав, что супруг дан нам самим Б-гом, мы высвобождаем энергию для выполнения более сложной и тонкой задачи — превратить наш брак в подлинно счастливый и жизнеспособный союз. |
Книга первая Моему сыну Александру и всем пилотам гражданской авиации... Но произошли такие события, такого масштаба и такого участия людей с противоречивыми интересами, столько различных толкований того,... |
Книга первая К сожалению, я не смог обсудить этот вопрос с автором книги. Просто не знаю, как с ним связаться. Но все-таки я должен рассказать,... |
||
Первая книга Господа; как и твой старший брат, Иосиф, который, по праву первородства, получил от меня Священную Традицию Каббалы3 |
Книга первая Концы усов у них висели как плети (Кругом одно горе, и все мы в нем точно рыба в воде.) (с. 9) |
||
Первая Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В.... |
Алистер Кроули Книга мудрости или глупости (книга алеф) Великого Делания может быть невозможно; но выполняемая ими Работа может быть расплатой за некоторый магический долг, или же установлением... |
||
А. С. Пушкин Эта книга история одной школы. Школа как школа не более... Здесь, как и везде, школьные труды и веселые проказы, юные споры и первая любовь, ожидание будущего и сожаление о прошедшем, всегдашнее... |
Проект «поздравим любимых женщин!» Уважаемые жители Туруханского района! Совсем скоро наступит всеми любимый весенний праздник Международный женский день. А в женский... |
||
Книга Т. И. Солодовой (Матиканской) «Отзыв мыслей благородных» Книга предназначена для тех, кто интересуется историей, культурой Сибири и в целом России. Сборник может быть использован как учебное... |
Книга первая Политбюро ЦК кпсс, Председателем Президиума Верховного Совета ссср, министром иностранных дел ссср, охватывают более полувека. Автор... |
||
Книга посвящена шаманизму: концепции, как говорят авторы, обработаны... Эта книга об успехе — успехе, сопровождающем шамана веками, и об успехе, которого достигнете вы, если пойдете этим путем |
Законодательство и инициативы государственных органов Вчера президент Дмитрий Медведев собрал Совет безопасности, чтобы обсудить, как противостоять глобальному потеплению. Как часто бывает... |
||
Агрессивность принимает устойчивые формы Разговор сегодня о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе,... |
«Мы наш, мы новый мир построим…» Но тем она и ценна – что в ней четко обозначена гражданская позиция автора как человека, неравнодушного к судьбе своего Отечества.... |
||
Как работает блокиратор диктофонов ? ... |
Книга первая (продолжение) I. Третий человек, или Небожитель. Роман-эссе... Я уже чувствую ее, я знаю ее, будущая эпоха живет во мне не только как предвосхищение, но и как память. Ведь «ренессансное» будущее,... |
Поиск |