В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии


НазваниеВ повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии
страница1/7
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии правильного мышления. Этому учит формальная логика – наука о законах и операциях правильного мышления. Любые проекты, в том числе и технические, базируются на прочных знаниях, каковыми являются знания логики. Время присвоило логике статус науки, без использования которой невозможно представить современный научно-технический прогресс. Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» (logos) – слово, понятие, рассуждение, разум. Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад в недрах философского знания и была его неотъемлемой частью. История логической науки, прежде всего, связана с философскими размышлениями о правилах спора, процедурах убеждений, доказательств вины или невиновности подсудимых и разделяется на два основных этапа.

Выражение «формальная логика» вошло в научный лексикон спустя столетия после смерти Аристотеля. Авторами этого выражения явились два видных представителя классической немецкой философии XVIII-XIX вв. И. Кант впервые употребил выражение «формальная логика», когда говорил об элементарной логике или общей логике. Она, по его мнению, была на несколько ступеней ниже трансцендентальной логики, которая рассматривалась как логика разума и важнейшее средство познания. В этом же направлении работала и мысль Г. Гегеля, противопоставляющего свою диалектическую логику логике формальной.

Основоположником европейской логической традиции исследователи называют Аристотеля (348-322 гг. до н.э.). Тем не менее, некоторые формы и правила логического мышления вырабатывались задолго до него в процессе повседневной жизнедеятельности и не отделялись от вопросов грамматики. В Древнем Китае и Древней Индии уже исследовались простейшие формы умозаключений. Например, древнекитайские философы моисты (последователи видного мыслителя Древнего Китая Мо-цзы) предложи семь методов получения логического вывода. Еще Демокрит изучал теорию понятия, разрабатывал аналогию и гипотезу на основе опытного изучения природы. Сократ и Платон тоже обращались к логическим проблемам. Так Платон пытался даже сформулировать законы логики и видел в суждении главный элемент мышления. Его логика – это логика бесед, рассуждений, логического доказательства.

Аристотель создал учение о законах и формах мышления. Он часто пользовался словами «логический», «логически», но главным образом применительно к вероятностному знанию, тогда как относительно достоверного знания он пользовался прилагательным аналитическое. Логика (аналитика) для Аристотеля не была самоценной философской дисциплиной, она подчинялась метафизике. В своих логических трудах, получивших общее название «Органон», он сформулировал основные законы мышления, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, подробно исследовал дедуктивное умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме послужило основой одного из современных направлений математической логики – логики предикатов. Хотя в дальнейшем формальная логика развивалась, но в своей основе она сохранялась в том виде, в каком ее создал Аристотель. Она составила основу общеобразовательной дисциплины, которая долгие годы была важнейшим элементом европейской системы образования и является основой логического образования сегодня.

Развитие формальной логики наблюдается в XVII в. Одним из первых стал развивать логику Аристотеля английский мыслитель XVII в. Ф. Бэкон, предложив создание новой логики в работе «Новый Органон», где важную роль в познании играют опыт и наблюдение, при этом не отрицалась роль силлогизмов. Фактически он вел речь об индуктивной логике, которая стала в последствии составной частью формальной.

В XVII в. Т. Гоббс высказал мысль, что одного опыта недостаточно в познании, так как он дает только лишь вероятные знания, и поиск истины требует еще и способностей мыслить, рассуждать и делать умозаключения. Следовательно, важная роль в познании принадлежит языку, потому что без речи нет истины, нет никакого научного знания. Именно язык выступает в качестве основы совершенствования формальной логики Аристотеля. Язык, по его мнению, есть соединение имен (слов), которые суть произвольные знаки окружающих нас предметов. Логика должна заниматься исчислением слов, имен и понятий («знаков»). Суждение – это сложение, умозаключение – это сложение и вычитание суждений.

Р. Декарт в «Рассуждении о методе» критикуя логику Аристотеля, отмечает, что она содержит «много очень правильных и хороших предписаний», которые нуждаются в дополнении новым методом познания – дедуктивно-математическим. Все наши знания должны быть выведены из своего единого достоверного принципа.

Эти мысли о новой логике были продолжены Г. Лейбницем, который утверждал, что новая логика должна основываться на математическом исчислении и методе формализации. Хотя следует отметить, что эта идея высказывалась гораздо раньше. Г. Лейбниц положил начало созданию методов логических исчислений, что в середине XIX в. привело к формированию математической логики.

Математическая логика помогла решить ряд проблем, прежде всего, доказуемости и непротиворечивости в аксиоматических теориях. Более того, она дала возможность осуществить многие сложнейшие логические исчисления техническими средствами. Математическая логика тесно связана с кибернетикой. Создателем современной символической (математической) логики считается Джордж Буль, оригинальные идеи которого были высоко оценены основателем «Кембриджского математического журнала» Д. Грегори и кембриджским математиком А. де Морганом. В 1854 г.вышло основное произведение Д. Буля «Исследование законов мысли, на которых основаны математические теории логики и вероятностей». Основная идея Д. Буля заключается в том, что в логике нужно иметь дело не с конкретными значениями высказываний. А с абстрактными множествами объектов неопределенной природы в качестве смыслового содержания теоретических высказываний. В результате этого форма высказываний обретает алгебраический вид, лишаясь использования выражений естественного языка. Немецкий логик и математик Г. Фреге четко ориентировал логику на анализ оснований математики.

В начале XX в. получила развитие модальная логика, в которой наряду с утверждениями и отрицаниями (ассерторическими высказываниями) исследуются так называемые сильные и слабые утверждения и отрицания (модальные высказывания). В современных условиях модальная логика приобретает особое значение, прежде всего, в юриспруденции и политике. Логический анализ модальностей впервые был осуществлен Аристотелем, однако только в XX в. модальности стали предметом серьезного логико-философского анализа. Основателями современной модальной логики принято считать преподаватель математики Оксфордского колледжа Ч.Л. Доджсона, известного всему миру под именем автора «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла и Яна Лукасевича польского математика.

С 1920-х гг. логические исследования значительно расширились. Начали складываться многозначная логика, деонтическая логика, логика времени, эпистемическая логика, логика оценок, логика изменений, логика причинности, парафальсифицирующая логика. Развитие логики продолжается в настоящее время.

Развивалась формальная логика и в России. Особенно активно этот процесс шел в конце XIX в. и начале XX в.: логика вышла за рамки силлогистики, появились логики-новаторы, такие как П.С. Порецкий, М.В. Карнский, Л.В.Рутковский, С.И. Поварин и др.

В 1910-1912 гг. казанский логик Н.А. Васильев предложил создание «воображаемой логики». В 1928 г. вышла работа И.Е. Орлова «Исчисление совместных предложений», которая была первой работой в мире по теории логического следования.

Однако события в стране, связанные с формирование тоталитарного политического режима, не смогли не отразиться на развитии формальной логики: на стала предметом идеологических манипуляций. Логика подвергалась гонениям. Тем не менее, в 1930-1940-е гг. в математических журналах появляются работы Д.А. Бочвара, А.И. Мальцева, П.С. Новикова, В.Ш. Шестакова и др. Именно В.А. Шестаков создал логическую теорию контактно-релейных схем и разделил в этом приоритет с американским математиком К.Шенноном. Согласно господствующей идеологической доктрине, в результате дискуссий 40-50-х гг. по проблемам логики в журнале «Вопросы философии» было отмечено, что высшей степенью мышления является диалектическая логика, а низшей - формальная. Такое мнение не устраивало ученых и дискуссии продолжались до 1960-х гг. Начинаются публикации переводных работ зарубежных логиков: Д. Гильберга и Р. Аккермана «Основы теоретической логики», А. Тарского «Введение в логику и методологию дедуктивных наук», Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат», Р. Карнапа «Значение и необходимость», С.К. Клини «Введение в математику» и А. Чёрча «Введение в математическую логику». Лишь в 1960-70 гг. в издании «Философской энциклопедии» логика была представлена в полном виде.

Сегодня логика доказала свое право быть фундаментальной наукой, показав человеку силу и бессилие его интеллекта. Применение современной формальной логики имеет широкий диапазон: от математики и техники до сугубо гуманитарных проблем, поэтому знание логики является неотъемлемой частью подготовки специалистов. Мыслить логично – мыслить последовательно, не допуская противоречий в рассуждениях. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области. Формально-логическое изучение любого круга вопросов, в том числе и политических, начинается с замены реальных объектов некоторыми их абстрактными описаниями или с конструирования сугубо абстрактных объектов. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей, законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которых нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности.

Однако изучение логики не сводится к усвоению теории. Прежде всего, необходимо уметь применять логические законы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждения. Важную помощь в этом могут оказать упражнения, предложенные в данном пособии.

Курс формальной логики имеет целью изложение основ этой науки, усвоение приемов и методов логического мышления, способов анализа сложных проблем современной реальности, структуры и принципов построения научно-практического дискурса.

Пособие ориентировано на широкий круг читателей, изучающих логику, в него включены материалы из различных отраслей современной науки и практики.

В сборнике предложены задачи, предусмотренные программой курса1. Для закрепления материала в сборник включены тексты для логического анализа. В начале каждого раздела даны краткие теоретические положения. Упражнения следует решать в процессе последовательного изучения теории: от темы к теме.

При изучении логики необходимо особое внимание обратить на характеристику основных форм абстрактного мышления: понятий, суждений и умозаключений. Освоение теоретического материала курса должно сопровождаться формированием навыков решения практических заданий, проведения основных логических операций с понятиями, формулировки простых и сложных суждений, построения умозаключений.

Существует несколько определений предмета логики, которые не всегда являются лишь различными словесными описаниями одного и того же, иногда выражают различия в определении места и роли логики в системе научного знания.

В отечественной литературе принято определять логику как науку о законах и правилах мышления. Однако есть определение логики и как науки, правила которой выступают правилами оперирования логическими знаками. Под логикой понимается и применение формального метода математики и области традиционной логики.

Сегодня логика определяется как наука о рассуждениях согласно традиции, идущей от И. Канта.

Основные формы мышления – понятие, суждение и умозаклю­чение. Различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково – в форме понятия. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Общим, не зависящим от конкретного содержа­ния мыслей, для всех основных форм мышления является способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содер­жание мыслей существует в определенных логических формах: по­нятиях, суждениях, умозаключениях.
Понятие
Одной из основных форм мышления является понятие. Понятие – начальная мыслительная форма, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Признаками предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любой предмет имеет множество признаков. Понятия формируются человеком в процессе его освоения реальности с самых ранних этапов его развития. Это простейшие понятия.

Процесс образования научных понятий начинается с выделения свойств, принадлежащих всем предметам, то есть с выделения общих признаков этих предметов. Однако среди общих признаков предметов всегда есть некоторое количество несущественных свойств, или свойств, которые принадлежат не только предметам данной совокупности. Эти свойства не включаются в содержание понятия. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применяя с этой целью ряд логических приемов. Следует отметить, что понятие – не собрание всех признаков предмета, а выделение наиболее важного и существенного, что характеризует его как данный предмет. Образование понятий – то длительный и сложный процесс научного исследования.

Понятие, как и все другие формы мышления, связано с языком. Каждое понятие фиксируется вполне определенным словом или группой слов – термином, которым и обозначают это понятие. Понятие и значение слова имеют много общего, но они не тождественны. Понятия выражаются и закрепляются в словах, однако понятие и слово не совпадают. Понятие обязательно отражает только существенные признаки предмета, без которых он перестает быть самим собой, значение слова может содержать и несущественные признаки предмета. Поэтому значение слова не обязательно должно быть устойчивым, однозначным, строго определенным и может подвергаться изменению. Многие слова, возникшие в далеком прошлом для обозначения определенных предметов и явлений, со временем приобретают совершенно другой смысл и значение.

В различных областях науки и техники вырабатывается система терминов, употребляемых в данной области знания. Понятия играют важную роль в развитии научных знаний. Во-первых, они являются основными элементами теорий, они аккумулируют и передают существенную часть нашего знания о мире и дают возможность его объяснять и описывать. Понятия осуществляют синтез знания на различных уровнях его интеграции. Во-вторых, понятия делают возможной научную коммуникацию. В-третьих, понятия выполняют эвристические функции, являясь инструментами научного исследования.

В настоящее время происходит бурное образование новых понятий, которые часто лишены смысла. Поэтому очень важно правильно оперировать понятиями. В противном случае может возникнуть ситуация «обращения с бесконечностью». Рассказывают, что один жадный человек обратился как-то к Богу:

- Господи, ты велик и всемогущ! – молвил скупердяй. – Что для тебя 1000 лет?

- Один миг, – ответил Бог.

- А 1000 золотых?

- Один грош.

- Тогда подари мне его.

- Хорошо. подожди только миг.

Пролетел миг и глядя по сторонам, Бог не увидел скупердяя – остался один лишь тлен.

Понятия обладают содержанием и объемом.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Объем понятия – множество предметов, которое мыслится в понятии.

Содержание и объем понятия связаны между собой законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия, устанавливая, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот. Данный закон лежит в основе логических операций.

Понятия принято делить на следующие виды:

  • единичное и общее;

  • собирательное и несобирательное;

  • конкретное и абстрактное;

  • положительное и отрицательное;

  • безотносительное и относительное.

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. Существует три вида отношений совместимости: равнообъемность, пересечение (перекрещивание), подчинение (субординация). Отношения между понятиями принято изображать в виде круговых схем (кругов Эйлера). Понятие, имеющее больший объем, называется подчиняющим, а меньший – подчиненным. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее называется родом, подчиненное – видом.

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Существует три вида несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность) и противоречие (контрадиктарность).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconПояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные,...
Ческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconОсновной образовательной программы учебный план среднего общего образования...
Достижение поставленных целей возможно при условии решения следующих основных задач

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconРешение поставленной задачи возможно было лишь при условии реализации...
Перед Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области в 2011 году одной из приоритетных задач стало наращивание объёмов...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconМетодические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной...
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Для решения этой...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconЭволюционные решения революционных задач Эксплуатация человека человеком
Две формы (двойной смысл) эксплуатации человека человеком в условиях разделения труда. Взаимная и собственно эксплуатации

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconИнструкция по электромагнитной совместимости перед установкой /эксплуатацией...
Поэтому, процессы сварки (резки) должны осуществляться только при условии неукоснительного соблюдения всех действующих норм правил...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconЗадачи: Рассмотреть этапы покорения космического пространства человеком....
Цель мероприятия: в доступной форме объяснить учащимся этапы освоения человеком космоса

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconЖелезный конь несет вперед
Некоторые даже говорят, что на ошибках можно учиться (см., напр., Википедию – «Ошибка»). Очевидно, что учиться на ошибках возможно...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconИнструкция по установке
Перед началом установки тщательно прочтите эти инструкции. Это упростит установку и гарантирует, что машина установлена правильно...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconУчебник нового века
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов,...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconИнструкция Вы только что приобрели «Smile Lite»
Вы только что приобрели «Smile Lite», и теперь оттенки станут выразительнее. Перед первым использованием, мы просим Вас внимательно...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconА. Б. Мамбетова Кабардино-Балкарский государственный университет...
В работе получена априорная оценка для решения разностной задачи в равномерной метрике, откуда следует сходимость решения разностной...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconДоклад
Возможно наилучшее средство, добавленное корпорацией Microsoft в sql server 0, – это поддержка курсоров сервера. С помощью курсора...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconРуководство по установке (для пользователя)
Посудомоечная машина не представляет никакой опасности для оператора при условии, что ее эксплуатация осуществляется в соответствии...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconСтатья №24
Каждый человек должен знать, что в окружающем его мире существуют также другие разумные существа – бесплотные духи, которые по своей...

В повседневной деятельности перед человеком встают задачи, которые требуют тщательно продуманного и ответственного решения, что возможно только при условии iconИнструкции по эксплуатации
Перед эксплуатацией orwak 5070hd внимательно прочитайте инструкции. Наши гарантии и наша ответственность требуют, чтобы вы следовали...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск