Скачать 334.25 Kb.
|
«И В ПРОСВЕЩЕНИИ СТАТЬ С ВЕКОМ НАРАВНЕ»: Антипов И.Н. – проводник на пути преподавания информатики Кузнецова Т.И. Центр международного образования МГУ имени М.В. Ломоносова Вклад компьютеров в общую культуру научной деятельности определяется тем, что они качественно усиливают интеллектуальное начало в жизнедеятельности человека, а тем самым существенно увеличивают требования к его квалификации и творческим возможностям. Ю.В. Сачков. Вопросы философии, 1986, № 10, с. 75 Яичко хорошо к Христову дню. Народная мудрость С 1969 года я работала в Вычислительном центре Академии наук. Вплоть до 1977 года мои интересы были связаны с номографией – наукой, являющейся составной частью вычислительной математики и занимающейся разработкой методов специфического графического изображения функциональных зависимостей - номограммами, которые, в силу их специфики, очень легки в практическом использовании для вычисления значения функции: часто бывает достаточно, например, приложить линейку или сделать засечку циркулем [1]. Номограммы практически невозможно построить без помощи электронно-вычислительных машин [2]. В моей практике сначала это был «МИР», а затем «БЭСМ-6». До сих пор с замиранием сердца берегу и перекладываю обувные коробки с рулончиками и перфокартами … Приятно, что эти мои работы были отмечены премиями ВЦ АН СССР (1972 г., 1977 г.), медалью ВДНХ (1972 г.), а две из них вошли в монографию, подводящую итог развития номографии за последние 40 лет [3]. Вспоминаю, как еще во Второй школе, в те далекие юношеские начала шестидесятых проходила практику в институте точной механики и вычислительной техники АН СССР, свои первые шаги в постижении программирования в кодах для БЭСМ-2, платы, которые с большим успехом мы с одноклассниками паяли для новых вариантов этого класса ЭВМ… Помню, что на фоне академической атмосферы Вычислительного центра появлялись школьники под предводительством Игоря Николаевича Антипова. Народ с уважением отмечал, что он (для нас тогда просто Игорь) рискнул заняться популяризацией таких новых достижений науки среди учащихся средней школы, как программирование. Я тоже делала первые шаги в преподавании программирования – в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства радиопромышленности СССР, в популяризации номографических методов в средней школе – на факультативных занятиях. Следующие встречи с Игорем Николаевичем происходили в НИИ СиМО РСФСР, где он уже впрямую занимался методикой преподавания информатики – в то время курса ОИиВТ («Основы информатики и вычислительной техники»), а я была прикреплена для завершения исследований по преподаванию номографии в средней школе. Результаты – защиты кандидатских диссертаций – Игорем Николаевичем – в 1972 г., а мною – в 1977 г. В ту пору мы сдружились на почве встреч в лаборатории прикладной математики сектора математики НИИ СиМО, руководимой Семеном Исааковичем Шварцбурдом, где работал мой руководитель по диссертации Олег Александрович Боковнев. Они работали вместе сначала в НИИ СиМО, а затем в НИИ школ, где Игорь Николаевич заведовал лабораторией обучения информатике, а Олег Александрович (при активном содействии Юрия Михайловича Колягина) проводил большую организационно-методическую работу по внедрению информатики в среднюю школу. В середине 70-х годов в связи с приведением системы факультативных занятий в соответствие с осуществляемой в те годы перестройкой среднего математического образования в перечень рекомендованных школе факультативных курсов были включены новые избранные темы: «Системы счисления и арифметические устройства ЭВМ» (VII кл.), «Алгоритмы и программирование» (VIII кл.), «Основы кибернетики» (IX, X кл.), «Языки программирования» (X кл.). В [4, c. 14] отмечается, что «основные методические проблемы, связанные с разработкой содержания и методов обучения элементам программирования для ЭВМ и кибернетики в рамках специальных факультативных курсов того времени, нашли свое решение в работах И.Н. Антипова, В.М. Монахова, В.С. Леднева и А.А. Кузнецова, В.Н. Касаткина и др., М.П. Лапчика, а также многих других методических разработках». Приятно то, что, не соблюдая алфавитный порядок, первым авторы назвали именно И.Н. Антипова, а в списке литературы к этой книге приведены семь работ Игоря Николаевича. Радует такое признание его творчества. Встречались мы с Игорем Николаевичем и на научно-методическом семинаре «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом», где еще 14 декабря 1978 года он сделал доклад на тему «Вопросы изучения программирования в средних учебных заведениях». Из более поздних докладов можно отметить доклад «Использование средств и методов программирования и элементов машинной техники в процессе обучения математике» [5, c. 117]. В январе 1985 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об общегосударственной программе создания, развития производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем на период до 2000 г. и о первоочередных задачах по ее реализации». В свете этого постановления Министерством образования СССР был издан приказ № 125 от 13.02.85. В нем, в частности, было предусмотрено создание программы работ по подготовке и переподготовке специалистов в области вычислительной техники на 1986-1990 гг., а также проведение до 1985/86 учебного года корректировки учебных программ, совершенствование всей методической и учебно-исследовательской работы, направленной на широкое использование электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в учебном процессе. Там же отмечается, что владение средствами вычислительной техники должно стать обязательным требованием для преподавателей и учитывается при проведении конкурсов и переаттестаций. К этому времени поле нашей общей деятельности с Игорем Николаевичем – НИИ школ МП РСФСР, где, как я уже отмечала, Игорь Николаевич руководил лабораторией обучения информатике. Участие в его семинаре «Актуальные проблемы использования компьютеров в учебном процессе», встречи на нем с интересными людьми – учителями, методистами, авторами учебных пособий, программистами, заинтересованными в улучшении обучения информатике учащихся средней школы, представителями УПК №1 Октябрьского района, ИНЭУМа, в том числе, с Сатарововым Г.А., Кайминым В.А., Степановым М.Е., Шамшуриным В.Л., Соловейчик С.Л., Федоровой Н.Е., Луканкиным А.Г. и многими другими, кто стоял у истоков преподавания информатики. Тематика докладов была разнообразна, например, Г.А. Сатарововым (МГПИ им. В.И. Ленина) был сделан доклад на тему «Индивидуальные измерения структуры знаний учащихся», в котором были представлены результаты эксперимента по использованию нового подхода к контролю знаний (математическое обеспечение ПЭВМ «Ямаха»), В.А. Кайминым (МИЭМ) - доклад о структуре его учебника, получившего второе место на конкурсе учебников информатики, Игорем Николаевичем - доклад о методических рекомендациях по преподаванию информатики в средней школе. Интересна книга журналиста Е.А. Кубичева об опыте работы школы № 183 г. Москвы по совершенствованию учебного процесса с помощью компьютерной техники. При этом Е.А. Кубичев отметил большую помощь, которую в процессе проводимого НИИ школ эксперимента оказывали школе И.Н. Антипов и О.А. Боковнев [6]. Хочется здесь остановиться на некоторых вопросах, обсуждаемых в те (80-е) годы педагогической общественностью. Первый вопрос - о вычислительных навыках, который и сейчас является актуальным. Е.А. Кубичев приводит беседу на эту тему [6, c. 39]: - Строгий контроль над процессом формирования вычислительных навыков у учащихся предусмотрен программой нашего эксперимента в 183-й школе, - ответил О.А. Боковнев. – Дискуссия эта – давняя. Наше убеждение, сформировавшееся на основе многолетних наблюдений, состоит в следующем: если здесь будет самотек и хаос – я имею в виду работу с использованием машин, - то действительно это приведет к потере – и серьезной - вычислительных навыков… …Игорь Николаевич полностью согласен со своим коллегой: - Если на уроке позволить ученику бесконтрольно использовать вычислительную технику – тогда, когда ему этого захочется, то это, безусловно, хаос, и на это нужно обратить самое серьезное внимание учителей. Если же освоение техники идет методически обоснованно, под управлением и постоянным контролем учителя, то никакой потери вычислительных навыков не будет. И более того, по нашим данным, вычислительная культура школьника повышается. Другими словами, обращаться к вычислительной машине нужно только тогда, когда это действительно необходимо. Не следует забывать: наша задача при изучении курса информатики состоит в том, чтобы научить девочку или мальчика знанию возможностей вычислительной техники и умению своевременно эти возможности использовать в практической деятельности. Тогда, когда без машины, что называется, не обойтись. Второй вопрос касается социального запроса общества. Игорь Николаевич предвидел грядущую ситуацию (там же, с. 41): …Каковы объемы чисто вычислительных задач, которые подаются на электронно-вычислительные машины, и задач по обработке информации? Я имею в виду ее поиск, сортировку, выборку. Установлено: этих последних больше. Что из этого следует? А следует то, что человека, конечно, нужно научить считать на машине, но еще важнее - научить его с помощью самой современной техники ориентироваться во всевозрастающем потоке информации… После этих слов Игоря Николаевича Е.А. Кубичев отмечает, что (по сообщению в американском популярном журнале «Сайен дайджест») «в США, где достаточно развита система банков данных, для корпорации или для научного учреждения порой экономически более выгодно провести какое-то исследование самостоятельно, нежели скрупулезно заниматься поиском результатов аналогичных исследований, уже выполненных кем-то другим. Иными словами, выражение «изобрести велосипед» приобретает несколько иной смысл. В принципе это, конечно, нонсенс. Но тем более необходимо создать такие системы обработки информации, накопить столь полные банки данных и так разработать адреса, чтобы нонсенс этот стал смешным анахронизмом». Вспоминая годы своей работы в ВЦ АН СССР, когда появлялись первые пакеты программ, претендующие на универсальность – трудно же было разобраться в них. Действительно, появлялась мысль о том, что легче сделать самой - заново, что я и делала… Несколько отвлекаясь от глобальных проблем, не удержусь от замечания, что большой интерес у меня вызвала дискуссия Е.А. Кубичева с заслуженным учителем, участником эксперимента, проводимого в школе № 183, Т.С. Коржиковой, пуще которой, как говорится, адепта электронно-вычислительной техники еще надо поискать, - о логарифмической линейке, символизирующей преемственность культуры: «… она в 15 – 20 раз дешевле микрокалькулятора, она никогда не откажет, электрического питания ей не требуется. Она и в походе, и в какой-нибудь дальней командировке – твой надежный спутник. Вдруг, скажем, у геолога в поле батарейка микрокалькулятора села… И как от нее отказываться можно – я не понимаю!» (там же, с. 37). Вспомнилась мне «моя» номография, которой я отдала восемь лет своей творческой жизни. Ничуть не жалею об этом. Обидно только, что те, кто продвигали ее, давно не с нами… В такие моменты у меня появляется чувство, что я ответственна за дальнейшую судьбу этого незаслуженно обойденного раздела вычислительной математики. А, может быть, еще не пришло время – перебродит компьютерный бум, усугубятся проблемы с запасами энергии – и тогда человечество поймет, что для решения многих вычислительных задач достаточно однажды (пусть с помощью компьютера) рассчитать и нарисовать на листе бумаги номограмму, чтобы потом многократно использовать ее, пока лист бумаги, на котором она изображена, не придет в негодность. Заметим, что, кроме того, в экстремальных условиях, когда не только компьютеры выходят из строя, но и логарифмическая линейка «коробится», с листком бумаги ничего не происходит… Знаменательно, что на моей защите докторской диссертации меня потряс неожиданный очень живой интерес к ее номографической части, вплоть до того, что один из членов Диссертационного совета высказал замечание-сожаление о том, что недостаточно места уделено моим номографическим разработкам. Пришлось оправдываться тем, что они уже были мною однажды защищены – в кандидатской диссертации. Участие в семинаре, стажировки под руководством И.Н. Антипова подготовили меня и дали толчок к разработке пособий по информатике для подготовительных факультетов для иностранных граждан, на одном из которых, а именно, в МГУ имени М.В. Ломоносова, я работала. На этих факультетах иностранные студенты, приезжающие в нашу страну продолжать свое образование в отечественных университетах и вузах, в течение всего одного учебного года (часто укороченного) изучают русский язык и повторяют предметы, необходимые им на основных факультетах, на русском языке. Дело в том, что когда информатика была введена в отечественную среднюю школу как предмет, в апреле того же 1985 года Программно-методическая комиссия Министерства образования нашей страны постановила включить предмет «Основы информатики и вычислительной техники» в учебный план и подготовительных факультетов для иностранных граждан; при этом разработка экспериментальной программы по курсу ОИиВТ и методических материалов было поручено кафедре естественных наук подготовительного факультета для иностранных граждан МГУ имени М.В. Ломоносова в лице Кузнецовой Татьяны Ивановны, т. е. автора настоящих строк, к тому времени, уже доцента, кандидата педагогических наук, и кафедре общетеоретических дисциплин подготовительного факультета Московского автодорожного института (МАДИ) в лице заместителя декана, доцента, кандидата физико-математических наук Зленко Александра Афанасьевича. Наши кандидатуры были выбраны не случайно – оба, в отличие от остальных членов наших кафедр, да и, вообще, подготовительных факультетов (а их в стране (СССР) к тому времени насчитывалось 53), имели некоторые познания в области информатики. Главной целью обучения предмету на подготовительных факультетах было повышение компьютерной грамотности иностранных студентов до такого уровня, который позволил бы им на первом курсе вуза чувствовать себя готовыми к общению с вычислительной техникой наравне с выпускниками отечественной школы. Так как время обучения на подготовительном факультете сильно ограничено (всего один учебный год, часто укороченный), то давать предмет в объеме отечественной средней школы не представляется возможным. Тем более, что и в нашей средней школе внедрение происходило с большими осложнениями, связанными с серьезными затруднениями у учителей и перегрузкой учащихся, так и с использованием еще не прошедших необходимой экспериментальной проверки пробных учебников (учебных пособий) по информатике для учащихся и соответствующих методических пособий для учителей под редакцией А.П. Ершова и В.М. Монахова [7], [8]. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что большинство студентов-иностранцев приезжают в нашу страну без знания русского языка, а часто и с очень слабыми знаниями по математике. Что уж говорить об их знаниях по информатике! Многие подготовительные факультеты не были в достаточной мере обеспечены вычислительной техникой. Все это показывает исключительную сложность проблемы внедрения предмета ОИиВТ на подготовительных факультетах для иностранных граждан. Поэтому я была уверена в том, что справиться с поставленной задачей нам не под силу без руководителя, который в течение какого-либо достаточно продолжительного периода занимался исследованием теории и методики преподавания информатики, пусть не в основной школе, пусть, говоря современным языком, на уровне дополнительного образования, т. е. в кружках, на факультативных занятиях. На эту роль очень подходил Игорь Николаевич, который к тому времени уже более двадцати лет занимался внедрением информатики в среднюю школу. Вот здесь помогла старая дружба, согласие было получено и с этого момента началось творческое сотрудничество. В результате плодотворной работы авторского коллектива уже в декабре того же года появилась Рабочая программа [9], которая была рекомендована Министерством высшего и среднего специального образования СССР к использованию. Для достижения главной цели при разработке программы мы считали необходимым: - развить алгоритмический стиль мышления у выпускников подготовительных факультетов; - обеспечить знание основной терминологии курса с учетом владения студентами русским языком. Преподавание ОИиВТ предполагает решение следующих задач: - овладение знаниями и умениями по алгоритмизации решений задач из курсов математики, физики, химии в объеме предметных программ подготовительных факультетов; по записи простейших алгоритмов и программ на БЭЙСИКе; по самостоятельной работе на ЭВМ; - более глубокое на базе использования ЭВМ изучение математики, физики, химии, воспитание научного мировоззрения. Программа состоит из семи тем:
Понятие об информации и ее видах. Информатика – наука о хранении, накоплении и обработке информации. Структура информатики (вычислительные машины, алгоритмические языки). Роль информатики в развитии других наук. Структура и основные устройства ЭВМ (устройства ввода-вывода, процессор, память). Кодирование числовой и текстовой информации. Системы счисления (двоичная и восьмеричная). Единица информации бит.
II.1. Понятие об алгоритмах. Основные свойства алгоритмов: массовость, однозначность, результативность. Описание алгоритмов в словесно-пошаговой форме. Блок-схемное представление алгоритмов. Решение задач. - 2 часа II.2. Типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся и циклические. Решение задач на составление алгоритмов с использованием словесно-пошаговой и блок-схемной форм описания. - 2 часа III. Разработка алгоритмов решения задач методом систематического конструирования (2 часа) Структура систематического конструирования алгоритмов: математическая постановка задачи (исходные данные и область их определения, формулы связи переменных), метод решения, спецификация (описание текстов ввода исходных данных, текстов вывода результатов и реакций компьютера на недопустимые исходные данные). Пошаговая разработка алгоритмов решения задач. IV. Язык программирования БЭЙСИК (14 часов) IV.1. Понятие о программировании и о языках программирования. Правила записи программ на БЭЙСИКе. Оператор языка. Алфавит языка. Идентификатор. - 2 часа IV.2. Данные языка: константы, переменные и указатели функций. Запись целых констант, десятичных констант в форме с фиксированной и плавающей точкой. Запись текстовых констант. Простая переменная и переменная с индексом. Массив. Операторы DIM, REM, END, STOP. - 2 часа IV.3. Запись на БЭЙСИКе стандартных функций: | x |, , ex, 10x, ln x, lg x, sin x, arcsin x и т. д. Правила записи арифметических выражений. Примеры. - 2 часа IV.4. Оператор присваивания, его смысл. Оператор ввода информации INPUT и оператор вывода PRINT. - 2 часа IV.5. Операции отношения. Условные операторы: GO TO ‹ метка ›, IF ‹ условие › THEN ‹ оператор ›, IF ‹ условие › GO TO ‹ метка ›, IF ‹ условие › THEN ‹ метка ›. Примеры. - 2 часа IV.6. Оператор цикла FOR / NEXT. Примеры программирования циклических процессов. Организация циклов с помощью условных операторов. - 2 часа IV.7. Функции, определяемые пользователем. Назначение подпрограмм. Запись и обращение к ним (операторы GOSUB и RETURN). Пакеты прикладных программ. - 2 часа V. Практикум по программированию на БЭЙСИКе и работа на ЭВМ (10 часов) V.1. Инструктаж по технике безопасности для студентов, работающих в кабинете вычислительной техники. Технические данные ЭВМ. Правила работы с устройствами ввода-вывода информации. Ввод, редактирование и отладка программ. - 2 часа V.2. Лабораторная работа № 1. Составление, ввод, редактирование и отладка программ с линейными и разветвляющимися участками. - 2 часа V.3. Лабораторная работа № 2. Составление, ввод, редактирование и отладка программ с оператором цикла. - 2 часа V.4. Лабораторная работа № 3. Составление, ввод, редактирование и отладка программ по обработке одномерных и двумерных массивов. - 2 часа V.5. Лабораторная работа № 4. Составление программ с подпрограммами. Ввод, редактирование и отладка их на ЭВМ. - 2 часа VI. Вычисления на микрокалькуляторах (10 часов) VI.1. Инструктаж по технике безопасности для студентов, работающих в кабинете вычислительной техники. Технические данные микрокалькулятора. Клавиатура микрокалькулятора: распределение и назначение клавиш. Индикатор. Подготовка микрокалькулятора к работе. Ввод чисел с клавиатуры (положительных, отрицательных, с фиксированной запятой, с порядком). Исправление ошибок при вводе чисел. Очистка индикатора. Арифметические операции. - 2 часа VI.2. Вычисление значений степенных функций, десятичных и натуральных логарифмов и антилогарифмов. Ввод числа π. Перевод градусной меры углов в радианную и обратно. Вычисление значений тригонометрических функций (перечень функций, вычисление значений которых необходимо научиться выполнять на микрокалькуляторе, может быть расширен в соответствии с техническими данными используемого микрокалькулятора). - 1 час Лабораторная работа № 1. Расчет графиков функций. - 1 час VI.3. Работа с памятью. Запись числа в регистр памяти. Вызов числа из регистра памяти. Очистка регистра памяти. - 1 час Лабораторная работа № 2. Вычисление значений сложных выражений с использованием регистра памяти. - 1 час VI.4. Лабораторная работа № 3. Решение задач по математике с использованием микрокалькулятора (выполнение действий со скобками, расчет графиков сложных функций, решение треугольников и т. д.). - 2 часа VI.5. Лабораторная работа № 4. Решение задач по физике и химии с использованием микрокалькулятора. - 2 часа VII. Экскурсия на ВЦ (2 часа) Изучение тем I – IV предполагалось путем проведения лекционно-практических занятий, темы V - предусматривало проведение лабораторных работ на персональных ЭВМ. Тема VI служила заменой темы V в случае отсутствия ЭВМ. Изучение курса завершалось экскурсией на ВЦ (тема VII). Настоящая программа, с одной стороны, была согласована с программой старших классов средней школы СССР, с другой стороны, использовала из нее только то, что работает на конечную цель, сформулированную нами ранее. Она рассчитана на изучение курса ОИиВТ во втором семестре подготовительного факультета (34 часа - по 2 часа в неделю). Предполагалось, что при организации занятий должен использоваться дифференцированный подход к студентам с учетом степени владения ими русским языком и другими дисциплинами. Далее в Рабочей программе приводится список рекомендуемой литературы, из которой к тому времени доступной была только I часть учебного пособия (для 9 класса средней школы) «Основы информатики и электронно-вычислительной техники» под редакцией А.П. Ершова и В.М. Монахова (см. [7]); затем - перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам. Особого внимания заслуживает Учебно-методическая карта, в которой наряду с привычными разделами имеется раздел «Лексика», включающий наиболее важные термины, что особенно важно для иностранных студентов. В течение 1985 – 86 гг. по этой программе были написаны методические указания «Основы информатики», состоящие из двух частей [10] и [11]. Над теоретической частью пособий работали И.Н. Антипов (руководитель), Т.И. Кузнецова и А.А. Зленко, подбор материала по физике и химии для I части выполнен Л.П. Фроловой (МАДИ). В этих методических указаниях используются наиболее часто употребляемые лексикографические единицы, языковые штампы, характерные для подъязыка информатики. В конце каждой части указаний приводится перечень новых слов и словосочетаний, составленный в алфавитном порядке с переводом на три языка (английский, французский, испанский). При отборе слов и словосочетаний авторы учитывали знание студентами лексики научного стиля речи, полученной ими к моменту введения предмета «Основы информатики». Именно эти словарики легли в основу позднее разработанных автором данных строк Учебных словарей математической лексики (включающих в себя и лексику по информатике) [12], [13]. Редактирование методических указаний, подборка слов и словосочетаний и перевод их на иностранные языки осуществлены старшим преподавателем кафедры русского языка подготовительного факультета для иностранных граждан Н.И. Корчагиной (МАДИ). Большая помощь в организации работы над пособием и апробации его на подготовительном факультете МАДИ была оказана Председателем Программно-методической комиссии Минвуза СССР, проректором по международным связям МАДИ профессором В.А. Елизаровым и деканом подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ доцентом М.И. Судьиным. Авторы учли замечания и советы по улучшению пособия, высказанные рецезентами: профессором кафедры ОАСУ МАДИ Т.М. Александриди, доцентом той же кафедры Л.А. Акатновой, доцентом кафедры «Кибернетика» МИЭМ В.А. Кайминым. Первая часть методических указаний «Основы информатики и вычислительной техники» [10] состоит из трех разделов, по структуре и содержанию соответствующих разделам I – III Рабочей программы [9]. Вторая часть [11] состоит из одного раздела, соответствующего разделу IV Рабочей программы. В этой части, с одной стороны, отсутствует информация об операторе STOP, но появились (дополнительно) операторы LET (по методической необходимости), DATA и READ, а также связанное с ними очень важное понятие блока данных (для углубленного изучения). Указания содержат много примеров из математики, физики, химии и даже русского языка, соответствующих учебному плану подготовительных факультетов. Здесь отметим, что первоначально построение алгоритмов для решения задач на ЭВМ (ч. I, pаздел 3, см. [10]) демонстрировалось на задаче из стереометрии (Фролова Л.П.), однако при сопоставлении учебных планов информатики и геометрии выяснилось, что стереометрия повторяется-изучается, на подготовительном факультете значительно позже. Более того, часто вообще на нее не хватает времени. Поэтому пришлось срочно заменять задачу и реализацию ее решения – на планиметрическую (Кузнецова Т.И.). Каждый раздел завершается рубрикой «Вопросы и задания», содержащей вполне достаточное количество проверочных вопросов и практических заданий. Особо надо отметить удачный подбор задач из разных предметных областей. В этом плане показательно, что более поздние пособия для студентов-иностранцев подготовительных факультетов заимствовали наши задачи, как говорится, один к одному. Яркий пример – следующая задача из пункта «Подпрограммы» [11, c. 45, № 3]: Составьте программу нахождения корней уравнений x2 - 5x + 6 = 0, 2x2 - 8x + 8 = 0, 3x2 - x + 4 = 0 с использованием подпрограммы решения квадратного уравнения. Эта задача используется в пособии для студентов-иностранцев УДН имени Патриса Лумумбы, изданном гораздо позднее. Заметьте – даже уравнения не удосужились сменить. Конечно, подобранные нами уравнения – не случайные – они иллюстрируют все известные случаи решения квадратного уравнения (D > 0, D = 0, D < 0)! Эта ситуация досадна, поскольку задача типична, а конкретные уравнения, в силу массовости алгоритма решения задачи, можно было заменить, немного дополнительно поработав. Другое дело, если алгоритм не массовый, например, невычислительный алгоритм их химии – определение кислотности раствора. Этот пример присутствовал во многих «первых» пособиях по информатике, в том числе и в [7, ч. I, с. 27], и в [16, с. 33], и в нашем пособии [10, c. 33]. Трудно найти более яркий разветвляющийся алгоритм, понятный всем. То же можно сказать и об очень современном в то время алгоритме запуска ракеты (см. [7, ч. I, с. 37], [16, c. 34]). Правда, у нас он появился позднее - в [24, c. 48]. Игорь Николаевич объясняет ребятам правила составления блок-схемы алгоритма запуска ракеты (фото из газеты «Пионерская правда» от 21 февраля 1986 г.) Если Вы внимательно посмотрите на фотографию, помещенную здесь, то за спиной Игоря Николаевича увидите на доске тот самый алгоритм! Космическая тема в те времена имела поистине космическую популярность! Кроме того, авторы, как я уже отмечала, очень ценили такие межпредметные примеры. Много позднее я задалась целью найти в химии аналогичный пример, не уступающий алгоритму определения кислотности раствора как по практичности, так и по межпредметности. Внимательно просмотрев кучу учебников и пособий по химии, я нашла задачу определения назначения стирального порошка – для хлопка или шерсти и шелка [14, c. 111]. Алгоритм решения этой задачи приведен на рисунке. Начало Взять р-р моющего средства и р-р фенолфталеина Капнуть фенолфталеин в р-р моющего средства Р-р - малиновый Нет Шелковые и шерстяные ткани Хлопчато-бумажные ткани Да Конец Рис. 1 Он вошел в исследование, посвященное использованию компьютера на занятиях по химии на подготовительном факультете, выполненное мною в соавторстве со старшим преподавателем химии ЦМО МГУ имени М.В. Ломоносова И.В. Корнеевой (см. [15, c. 95]). Безусловно, этот алгоритм имеет практическое значение, если не сохранилась инструкция к порошку. Однако в настоящее время достаточно остро стоит вопрос о наводнении рынка фальсификатами стиральных порошков. Здесь уж никакая инструкция не поможет! Мне посчастливилось узнать способ определения хорошего, доброкачественного, порошка среди множества порошков (ТВ, 1-й канал, «Доброе утро»; 25.04.2011). В результате получилась блок-схема рис. 2! Начало В ½ стакана воды добавить 1 каплю зеленки, смешать средства и р-р фенолфталеина Всыпать щепоть моющего средства, смешать Обесцвечивание Нет Фальсификат Добро-качественный порошок Да Конец Рис. 2 Как видно из описания методических указаний, они рассчитаны на безмашинный вариант обучения, что вполне могло удовлетворить большинство подготовительных факультетов для иностранных граждан, которые, как и многие средние школы (см. [4, c. 14]), не имели ни ЭВМ, ни соответствующего контингента преподавателей. К сожалению, этот материал, изданный ротапринтным способом, так и остался ротапринтным, поскольку на XI Всесоюзном совещании-семинаре преподавателей математики и черчения подготовительных факультетов для иностранных граждан (Донецк, октябрь 1987 г.) вместо решения издать их высокой печатью был объявлен конкурс на учебник по информатике, соответствующий принятой ранее нашей программе [9]. Я не присутствовала на этом заседании (была в послеродовом отпуске), но, по рассказам, так как других пособий не было, а отзывы на наше пособие были только положительные (от УДН имени П. Лумумбы, Воронежского госуниверситета, Калининского политехнического института, Харьковского госуниверситета, Кишиневского сельскохозяйственного института, РИСХМ (Ростовский институт сельскохозяйственных машин), Полтавского сельскохозяйственного института, Дагестанского медицинского института, Бакинского института нефти и газа и др.), сыграл роль так называемый «человеческий фактор». Срок сдачи рукописей на конкурс был определен – до конца 1988 г. От дальнейшей доработки пособия, как и от авторства, Игорь Николаевич деликатно отказался, высказав свою уверенность в том, что мы справимся без него. Таким образом, мы остались вдвоем. В результате нашей работы методические указания превратились в пособие, претендующее на роль учебника. Уже разработанные в [10] и [11] темы практически не изменились, но появились новые разделы: «Практикум» (раздел 5) и два приложения («Операторы БЭЙСИК-ДВК» и «Правила техники безопасности при работе с ЭВМ»). |
Священник Димитрий Дружинин Соловьев В. С. Что такое доктрина Теософического общества. // Вопросы философии и психологии (Москва). 1890, №18. С. 56. 60 |
История средневековой философии пер с англ Кроме того, значительно расширено изло- жение исламской и иудейской средневековой философии |
||
Дауншифтинг как мировоззренческая проблема нравственной философии Объектом предпринимаемого исследования являются современные мировоззренческие тенденции в контексте нравственной философии |
Образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский... I. Вещь в горизонте философского вытеснения Глава II. Апология вещественного Альтернативные подходы к вещи в философии |
||
1 Бытие социального 12 Контрольные вопросы 14 Философия: в 2 ч. Ч. II. Современный курс философии / Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Издательство Томского государственного... |
Практикум (Тексты для самостоятельного изучения) Казань Сказываются слабое знание современного состояния западноевропейской социальной философии и философии истории, ограниченный доступ... |
||
Анализ качества материально-технической базы. Маоу «сош №24» г. Перми построена в 1986 год Маоу «сош №24» г. Перми построена в 1986 году, общая площадь здания 5552. 6 кв м На сегодняшний день школа имеет лицензию (лицензия... |
Предмет философии и основные аспекты философского знания Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена... |
||
Справочник по витаминам и минеральным веществам: Как правильные витамины... Я бы хотел выразить глубокую признательность моим друзьям и коллегам, которые помогали мне в работе над этой книгой, особенно, доктору... |
Учебно-методический комплекс проблемные вопросы отечественной истории... Тологический и гносеологический аспекты анализа исторического процесса. Проблематика философии истории – логика развития общественного... |
||
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских... Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и... |
«утверждаю» Председатель Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму А д. П. Боголюбов (спецподготовка велосипедистов), В. А. Валуев (спецподготовка водников), В. В. Говор (общие вопросы), А. В. Затонский... |
||
Документа Введен в действие с 1 июля 1986 года (Постановление Госстроя СССР от 31. 10. 1985 n 178) |
Список литературы Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986 |
||
Вопросы и ответы 2017 год 1 Примечание: для периодической проверки частных охранников применяются 190 вопросов (в том числе, вопросы №1-45, 121-125, 161-200,... |
Извлечения из книги Балахнин Г. С. Организация и планирование конструкторских работ при освоении производства. М.: «Машиностроение», 1986. 112с |
Поиск |