ОДМ 218.4.033-2017
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по созданию системы опытно-экспериментальных
полигонов на действующей сети
автомобильных дорог федерального
значения для внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в
различных природно-климатических зонах Российской Федерации
Федеральное дорожное агентство
(Росавтодор)
Москва 2018
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ООО «СПбГАСУ-Дорсервис»
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 07.08.2018 № 3116-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
Содержание
1 Область применения …………………………………………………………………
|
1
|
2 Нормативные ссылки ………………………………………………………………...
|
1
|
3 Термины и определения ……………………………………………………………..
|
2
|
4 Обозначения и сокращения…………………………………………………………..
|
4
|
5 Общие положения……………………………………………………………………
|
4
|
6 Требования к техническому оснащению опытно-экспериментальных полигонов
|
7
|
7 Рекомендации по созданию системы опытно-экспериментальных полигонов в различных природно-климатических зонах Российской Федерации ……………….
|
14
|
8 Метрологическое обеспечение опытно- экспериментальных полигонов ………..
|
15
|
9 Требования к оформлению паспорта опытно- экспериментальных полигонов …
|
15
|
Приложение А Испытательные площадки (секции) опытно-экспериментального полигона…………………………………………………………….
|
17
|
Приложение Б Обустройство секций и схемы размещения датчиков……………………………………………………………..
|
18
|
Приложение В Основные требования к работам по закладке измерительного оборудования………………………………..………………….
|
22
|
Приложение Г Рекомендации к составлению программ исследований и по перечню проверяемых показателей……………………………..
|
35
|
Приложение Д Регламенты типовых исследований (порядок проведения измерений)……………………………… ……………………..
|
48
|
Библиография …………………………………………………………………………...
|
69
|
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по созданию системы опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог федерального значения для внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации
___________________________________________________________________________
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) определяет основные требованиям к инфраструктуре опытно-экспериментальных полигонов и методические рекомендации по созданию системы опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог федерального значения для внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации.
В рекомендациях уделено внимание оснащению, устройству и организации опытно-экспериментальных полигонов в различных природно-климатических зонах Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. М., 2013.
ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 32729-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Метод измерения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прочности.
ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений.
ГОСТ 32865-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования.
ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием.
ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности.
ГОСТ 33147-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Методы контроля.
ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения.
ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
ГОСТ Р 8.820- 2013- Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение. Основные положения.
ГОСТ Р 8.568-97- Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения.
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Опытно-экспериментальное применение – применение впервые в том или ином федеральном казенном учреждении, подведомственном Федеральному дорожному агентству, отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) на одном или нескольких участках освоения.
3.2 Освоение инноваций в дорожном хозяйстве – применение прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании дорог и сооружений на них.
3.3 Отраслевая инновация – введение впервые в отрасли в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, организационного метода в области техники, технологии и материалов, безопасности дорожного движения, организации труда и управления.
3.4 Текущий мониторинг – это мониторинг, направленный на получение информации об успешности освоения отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны) в цикле освоения в Росавтодоре до получения результатов оценки эффективности.
3.5 Участок освоения (опытно-экспериментальный полигон) – участок капитального ремонта, ремонта или содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения или искусственного сооружения на них, на которых в федеральном казенном учреждении, подведомственном Росавтодору, осуществляется опытно-экспериментальное или широкое применение одной или нескольких отраслевых инноваций (инноваций дорожно-климатической зоны, инноваций организации).
3.6 Цикл освоения инновации в Росавтодоре – процесс, связанный с освоением отраслевой инновации в федеральных казенных учреждениях, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в различных климатических зонах, начинаемый с опытно-экспериментального применения и до получения результатов оценки эффективности.
3.7 Широкое применение – применение в том или ином федеральном казенном учреждении, подведомственном Федеральному дорожному агентству, отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) на одном или нескольких участках освоения с года, следующего за опытно-экспериментальным применением.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем методическом документе приняты следующие обозначения и сокращения:
ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения;
ОЭП – опытно-экспериментальный полигон.
5 Общие положения
5.1 К опытно-экспериментальному применению в органах управления дорожным хозяйством рекомендуется:
- вновь разработанная или ранее не применявшаяся данным органом управления дорожным хозяйством отечественная инновация, не обеспеченная изданными Росавтодором методическими документами (ОДМ), утвержденными ПНСТ или согласованными Росавтодором стандартами организации в порядке, предусмотренном ОДМ 218.1.001-2010 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» [1];
- впервые осваиваемая в Российской Федерации зарубежная инновация;
- отдельные технические предложения.
5.2 При опытно-экспереиментальном применении порядок планирования, организации работ, финансирования и информационного обеспечения инновационной деятельности, а также порядок и требования к организации учета, отчетности и контроля выполнения работ по внедрению и освоению инновационной продукции осуществляется в соответствии с ОДМ «Методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе федерального дорожного агентства».
5.3 Участки освоения (опытно-экспериментальные полигоны) должны позволить проведение исследований по вопросам, связанным с мониторингом:
- состояния конструкции (напряженно-деформированного и транспортно-эксплуатационного состояний и их динамики во времени);
- влияния погодных условий (мониторинг основных явлений и их влияния на водно-тепловой режим конструкций, работоспособности как в целом, так и отдельных слоев);
- транспортного потока (выявление сезонных и годовых изменений и влияние на динамику деградации эксплуатационного состояния);
- изучения инновационных дорожно-строительных материалов (влияние их на распределяющую способность и другие качества конструкций, мониторинг стабильности свойств во времени);
- технологий (целесообразность при строительстве, ремонте или капитальном ремонте, влияния на степень деградации переменных параметров покрытий и ухудшение потребительских свойств дороги).
5.4 В общем виде опытно-экспериментальный полигон должен состоять из последовательно расположенных участков освоения (текущего мониторинга) в виде линейных секций, размещенных на дорогах общего пользования (Приложение А), состоящим из испытательных площадок (секций). ОЭП может быть размещен только на участках автомобильных дорог федеральных значения имеющих по две полосы движения в каждую сторону и интенсивность движения не более 500 ед/ч на каждой полосе.
Границы между опытными секциями целесообразно совмещать с местами расположения водопропускных труб и других искусственных сооружений с тем, чтобы они не оказывали влияние на работу опытной конструкции в пределах секций.
5.5 В составе опытно-экспериментального полигона допускается устройство сразу нескольких участков исследований, включающих:
- участок с испытательными площадками (секциями) (Приложения А и Б), для наблюдения за необратимыми деформациями и водно-тепловым режимом конструкций (с установкой датчиков), для оценки эксплуатационного состояния, для оценки дорожных конструкций (с неодинаковой толщиной слоев, измерения пластичности асфальтобетонов, измерения хрупкости асфальтобетонов и битумов);
- участок для испытаний различных видов искусственных сооружений и мостовых конструкций, для испытания пешеходных мостов, для испытания тоннелей, для испытания мостовых конструкций, для испытания композитных и иных инновационных материалов;
- участка для испытания элементов обустройства дороги;
- участка изучения нетрадиционных материалов.
5.6 Устраиваемые конструкции на испытательных площадках (секциях) должны быть предусмотрены как равнопрочные конструкции, равнотолщинные конструкции, разнопрочные конструкции (с разным уровнем надежности), и жесткие дорожные одежды. При использовании различных конструкций для определения эталонной, рекомендуется обычная конструкция с дробленным скальным минеральным материалом построенная по требованиям СП 78.13330.2012.
5.7 Участки освоения на ОЭП требуется разделять на секции (Приложения А и Б), длинной не менее 150 м., на которых использовать различные конструкции дорожной одежды – от особо большой толщины асфальтобетонного слоя до цементобетонных покрытий, включая укрепленное цементом основание под асфальтобетонным покрытием.
5.8 При проведении работ на участках ОЭП ограждение мест производства работ осуществляется согласно ОДМ 218.6.019-2016, как при проведении краткосрочных работ.
5.9 ОЭП обязательно оснащается автоматической метерологической станцией по ГОСТ 33151, при этом метеорологическая станция монтируется совместно со знаком перемененной информации перед началом ОЭП.
5.10 Перед началом ОЭП для водителей за 150 м устанавливается информационное табло в виде знака переменной информации по ГОСТ 32865 с обязательным указанием протяженности ОЭП, в конце ОЭП устанавливают знак 3.31 «Конец зоны всех ограничений» по ГОСТ Р 52290. При необходимости в соответствии с программой исследований на участках ОЭП допускается изменение скоростного режима, путем установки соответствующих дорожных знаков перед участками.
5.11 С учетом программы исследований, на участках требующих установки датчиков по глубине от 1 см до 5 м устанавливаются требуемые датчики и измерительные средства (Пример: Приложение Б).
5.12 Минимальный набор датчиков и приборов, устанавливаемых в конструкции, должен включать датчики: остаточных и обратимых деформаций, оценки внутренних напряжений в асфальтобетоне (в цементобетоне), оценки внутренних напряжений, температуры, влажности грунта, а также виброакселерометр, зонд глубины промерзания, датчики порового давления.
5.13 Для обеспечения бесперебойной работы измерительного оборудования должны соблюдаться регламенты закладки измерительного оборудования. Основные требования к работам по закладке измерительного оборудования представлены в Приложении В.
5.14 На опытно-экспериментальных полигонах должны быть определены специальные требования к порядку движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, согласованы маршруты и определены особые условия движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
5.15 Для обеспечения полноценной работы и обработки данных необходима постоянная связь с центром мониторинга и научного сопровождения, а также с постами ГИБДД с весовым контролем.
5.16 Программа исследований выполняемых на секциях ОЭП определяется ТЗ на выполнение работ по опытно-экспериментальному внедрению или по текущему мониторингу. Испытания материалов и конструкций в условиях опытно- экспериментальных полигонов должны проходить по правилам, прописанным в виде регламентов на испытания, и одинаковых для всех исследователей с учетом региональных климатические условий. Схемы всех видов работы в пределах ОЭП должны быть утверждены владельцем автомобильной дороги. Рекомендации к программам исследований представлены в Приложении Г. Регламенты типовых исследований представлены в Приложении Д.
5.17 Материалы и конструкции дорожных покрытий на опытных секциях принимаются в соответствии с Программой исследований на наблюдательных полигонах.
5.18 Проверочный расчет дорожной одежды проводить в соответствии с действующими нормами и с учетом научных рекомендаций, в необходимых случаях. Толщина однотипных покрытий нежесткого и жесткого типа должна быть одинаковой.
5.19 Для размещения опытных конструкций жесткого типа допускается удаление части существующего основания дорожной одежды.
5.20 Основание дорожной одежды должно быть однородным как по длине полигона, так и по его ширине. Критерием однородности служит наличие одних и тех же конструктивных слоев из одинаковых материалов. Также критерием является отличие в толщах однотипных, по расположению дорожной конструкции и материалам, конструктивных слоев не более 2 см. При этом коэффициент вариации измеренных эквивалентных модулей упругости ниже слоя дорожного покрытия в пределах каждой опытной секции (допускается проводить измерения методом кратковременного нагружения) при доверительной вероятности 0,95 не должен превышать 10%. Средние значения эквивалентных модулей упругости для опытных секций с однотипными проверяемыми инновационными покрытиями не должны статистически значимо отличаться. В том случае, если данные условия не выполняются, необходимо предусмотреть меры по обеспечению однородности основания дорожной одежды. Оценка однородности основания дорожной одежды производится по результатам не менее чем тридцати измерений в пределах каждой полосы движения каждой опытной секции. Места измерений в пределах обследуемого участка должны располагаться равномерно.
5.21 С целью обеспечения однородности работы грунтовых оснований на участках замены слабых и неоднородных грунтов необходимо предусмотреть устройство дренажей глубокого заложения с применением инновационных решений. Что позволит одновременно решать научно-исследовательские задачи в области регулирования водного режима грунтовых оснований дорожных конструкций.
5.22 Конструкции опытных дорожных одежд должны быть равнопрочными, в связи с чем допускается различная толщина дорожных одежд с обеспечением плавного сопряжения их на границах секций.
|