Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп


Скачать 10.37 Mb.
Название Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
страница 1/52
Тип Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52








МЕНЕДЖМЕНТ



УЧЕБНИК
Второе издание, переработанное и дополненное


Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений



Москва "Банки и биржи" Издательское объединение "ЮНИТИ" 1995

ББК 6S.0S0 Г37


Целевая программа книгоиздания России для государственных нужд на 1995 год


Рецензент д-р экон. наук проф. М.М.Максимова

Председатель Редакционного совета издательства акад. А.Н.Романов
Главный редактор издательства Н.Д.Эриашвили


Книга издана при содействии ТОО "ЭКОЛИТ"
Герчикова И.Н.

Г37 Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с. ISBN 5-85173-039-0.
Это второе переработанное и дополненное издание широко известного учебника.

Учебник состоит из трех частей: основы менеджмента, экономический механизм менеджмента и регулирование предпринимательской деятельности. Экономический меха­низм менеджмента рассматривается на трех уровнях: внутрифирменное управление, управ­ление производством и управление персоналом. Особое место отводится финансовому менеджменту: финансовой политике и анализу финансовой отчетности фирм, а также важнейшим экономическим методам: коммерческому и внутрифирменному расчетам, ценам и ценообразованию.

Для студентов вузов, слушателей школ бизнеса, работников сферы управления, широкого круга предпринимателей.
0605010201-018. ^ ББК 65.050

Т10(03)-95

ISBN 5-85173-039-0

© И.Н.Герчикова, 1994 © И.Н.Герчикова, переработанное и дополненное, 1995


ПРЕДИСЛОВИЕ
Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функ­ционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной эко­номики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, услож­нением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в форми­ровании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций (ТНК) в мирохозяйственных связях.

Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодей­ствия и т.д. Речь идет прежде всего о такой системе управления (прин­ципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порож­дена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первую очередь инди­видуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регули­рованием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической революции. Все это требует от промышлен­ных фирм адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возника­ющих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

Коренной особенностью современной экономической мысли явилась на­правленность ее на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высо­ких конечных результатов с минимальными затратами, преодоления малой эффективности регулирования производства административными методами, ускорения перехода к интенсивному характеру развития производства на основе развития научно-технического прогресса и т.д. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического процесса, должна быть гибкой и эффективной.

В современных условиях одним из приоритетных направлений пере­стройки управления российской экономикой, особенно на уровне предпри­ятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, яви­лась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический про­цесс перенесения опыта промышленных фирм Запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребу­ются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практиче­ском применении менеджмента на российских предприятиях.

Можно с достаточной обоснованностью утверждать, что с переходом на новые условия хозяйствования в России будут нарастать позитивные процессы, позволяющие вопрос об эффективном управлении предприятиями ставить как практическую задачу. Усилится и роль менеджмента во внеш­неэкономической деятельности.

Понятно, что управление предприятиями будет иметь много специфиче­ских особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность, обеспечен­ности современной электронно-вычислительной техникой, характера выпуска­емой продукции — предметов народного потребления или средств производ­ства. Однако определяющим фактором, по-видимому, будет формирование и развитие рынка, товарно-денежных отношений, которые получат полное раз­витие лишь в условиях широкого применения оптовой торговли средствами производства, введения конвертируемости рубля, стабилизации рыночных цен, эффективного использования инструментов финансово-кредитного механизма.

Радикальная экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятель­ность и распоряжение результатами труда, в частности в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли (доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менедж­мента в деятельности предприятий.

В новых условиях система подготовки и переподготовки предпринима­телей и хозяйственных руководителей нуждается в такой постановке дела, при которой обучающимся специалистам создаются условия для активного овладения в полной мере знаниями экономического механизма менедж­мента. Специалисты обязаны глубоко осознать, что приспособление к тре­бованиям конкретных рынков по уровню качества, технико-экономическим параметрам продукции, цене, срокам поставки должно осуществляться за­ранее, на стадии разработки новой продукции или модернизации и усо­вершенствования выпускаемых изделий, до начала производственного цик­ла или в самом процессе производства, а также на стадии разработки сбытовой политики. Для этого необходимо овладение знаниями в области коренной перестройки управления на уровне предприятий, объединений и других хозяйственных организаций.

Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руко­водителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) более высокие требования, чем плановая. Важнейшей функцией высшего руководства предприятий становятся разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии. Необходима совершен­но новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хо­зяйственных условиях. Постоянное обновление продукции должно стать определяющим фактором выживания отдельных предприятий, стабилиза­ции и дальнейшего процветания российской экономики.

В этой связи первостепенная задача менеджмента заключается в со­здании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен.

Поэтому важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоре­тическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопро­фессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за резуль­таты деятельности предприятия.

Каким бы прогрессивным и передовым ни был зарубежный опыт, цен­ность его состоит не только в том, чтобы служить образцом для подра­жания, но главным образом в том, чтобы быть ключом к анализу соб­ственного опыта и практики, уметь в них разобраться, получить материал для сравнений и сопоставлений.

Хорошее знание сложившейся мировой практики — залог успеха. Это повышает престиж не только специалистов-руководителей, но и страны в целом. И чем быстрее будут преодолены недостатки в области управ­ления предприятиями, тем полнее раскроются потенциальные возможности российской экономики, усилится стимулирующее влияние на повышение качества продукции и ее конкурентоспособность.

На современном этапе происходит дальнейшее совершенствование уп­равленческой деятельности в промышленных фирмах Запада. Это вызвано как ускоряющимся научно-техническим прогрессом, так и усложнением проблемы сбыта на мировых рынках. Объективные условия, с одной сто­роны, и логика развития экономической мысли, с другой, выработали но­вые подходы к организации и технологии менеджмента.

Современная теория и практика менеджмента приобретают особое зна­чение с двух точек зрения.

Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения тре­бует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяй­ственного звена — производственного отделения (предприятия). Практи­ческое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях — одна из первоочередных задач.

Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и внешнеэко­номических объединений на мировые рынки обусловливает необходимость глубокого изучения и знания практики менеджмента.

Вышесказанное предъявляет высокие требования к подготовке специали­стов-менеджеров и в первую очередь тех, которые будут заняты во внеш­неэкономической сфере деятельности и связаны с подготовкой и принятием решений в этой области. Знание ими проблем теории и практики ме­неджмента является обязательным. Без этого невозможно эффективно ра­ботать в области управления производством, внешнеэкономическими свя­зями на уровне предприятий (объединений). Поэтому в преподавании экономических дисциплин менеджмент все более выдвигается на первый план. Данная книга может служить учебником по менеджменту, раскры­вающим систему управления в крупных промышленных фирмах Запада.

Книга состоит из трех частей: "Основы менеджмента", "Экономический механизм менеджмента" и "Регулирование предпринимательской деятельности".

В первой части, состоящей из двух разделов и семи глав, рассматри­ваются организационно-правовые основы менеджмента и его технология. Ос­новное внимание уделяется классификации фирм, правовому регулирова­нию образования и деятельности фирм, организации управления в крупных промышленных фирмах. Технология менеджмента включает такие вопро­сы, как выработка целей и стратегии в менеджменте, процесс принятия и реализации управленческих решений, информационное обеспечение ме­неджмента.

Часть вторая, состоящая из 15 глав, посвящена экономическому ме­ханизму менеджмента, который состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом.

Внутрифирменное управление раскрывает общие принципы, функции и экономические методы управления. Подробно проанализированы такие функции управления, как маркетинг, планирование, организация, контроль, в системе которого рассматриваются финансовый менеджмент, а также важ­нейшие экономические методы: коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования.

При рассмотрении вопросов управления производством основное вни­мание уделяется обеспечению процесса производства и хозяйственной де­ятельности фирмы по всему циклу: НИОКР — производство — сбыт и ре­шение задач повышения эффективности производства; даются инновационный и технологический менеджмент, классификация организационных структур управления производством и организация управления международной де­ятельностью фирм. Важное место в работе занимают проблемы управления персоналом, а именно, разработка и проведение кадровой политики в фир­ме, оплата и стимулирование труда, групповое управление, социально-психологические аспекты управления.

В третьей части, состоящей из трех глав, рассматриваются: вопросы менеджмента и предпринимательской среды; государственное и междуна­родное регулирование предпринимательской деятельности; регулирование межфирменных рыночных отношений.

Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обу­чающихся по направлениям "Менеджмент" и "Коммерция", а также для предпринимателей и практических работников, повышающих квалифика­цию в сфере внешнеэкономической деятельности и управления.

ЧАСТЬ I

основы

МЕНЕДЖМЕНТА


Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой де­ятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной дея­тельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных наме­ченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического ме­ханизма менеджмента.

Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

  • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

  • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия ре­шений тем, кто несет ответственность за конечные результаты дея­тельности фирмы или ее подразделений;

  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от со­стояния рынка;

  • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно само­стоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно вошли в наш сло­варный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "уп­равление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой дея­тельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельно­сти (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-эко­номическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных усло­виях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к уп­равлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений ис­пользуются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или обществен­ного управления — термины "government administration" или "public admi­nistration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" ("business management"), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяй­ственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".

Рассматривая суть понятия "менеджмент", важно уточнить некоторые вхо­дящие в его определение положения.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбини­рования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализа­ции работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специ­альностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, стати­стиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руко­водством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целому

Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к про­фессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид дея­тельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специ­алиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленче­скими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, ор­ганизационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента пони­мается деятельность фирмы:

  • в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;

  • в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Похожие:

Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов экономических...
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Герчикова И. Н. Г41 Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб и доп
Г41 Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Банки и биржи, юнити
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Крылова Г. Д. К85 Основы стандартизации, сертификации, метрологии:...
К85 Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юнити-дана, 1999. 711 с....
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезен руководителям организаций
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Рецензент В. В. Матов, доктор медицинских наук, профессор Бойко А....
Б77 а вы любите бег? — Изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 160 с., ил
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для...
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей академий и системы повышения квалификации по специальностям "Теоретические основы...
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Марилов В. В., Карева М. А., Артемьева М. С., Брюхин А. Е. Практикум...
К 66 Коркина М. В., Цивильно М. А., Марилов В. В., Карева М. А., Артемьева М. С., Брюхин А. Е. Практикум по психиатрии: Учеб пособие....
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Рекламная деятельность
В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., перераб и доп. М.: Издательско-торговая корпорация...
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Бюллетень новых поступлений за декабрь 2011 г
Авагян, Г. Л. Международные валютно-кредитные отношения [Текст] : учебник / Г. Л. Авагян, Ю. Г. Вешкин. – 2-е изд перераб и доп....
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Богуславский М. М. Б74 Международное частное право: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Артемьев Б. Г., Голубев С. М. Справочное пособие для работников метрологических...
Артемьев Б. Г., Голубев С. М. Справочное пособие для работников метрологических служб. – Изд. 2-е, перераб и доп в двух книгах. –...
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Новиков В. С., Олянюк П. В. Основы радионавигации: Учеб для вузов....
Олянюк П. В., Астафьев Г. П., Грачев В. В. Радионавигационные устройства и системы гражданской навигации: Учебник для вузов. – М.;...
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика...
Спиркин, А. Г. Философия: учебник для технических вузов /А. Г. Спиркин. Москва: Гардарики, 2008. 368 с
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Theory of translation
П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост...
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Theory of translation
П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост...
Герчикова И. Н. Г37 Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб и доп icon Theory of translation
П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск