Лабораторная работа №1
Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Приобрести практические навыки по созданию и оформлению ЭТ, вводу данных, использованию функции Автосумма.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
|
A
|
B
|
C
|
D
|
1
|
Среднегодовая численность работающих
|
2
|
Категории должностей
|
Механический цех
|
Сборочный цех
|
Всего
|
3
|
Рабочие
|
295
|
308
|
|
4
|
Ученики
|
15
|
12
|
|
5
|
ИТР
|
14
|
15
|
|
6
|
Служащие
|
12
|
14
|
|
7
|
МОП
|
5
|
4
|
|
8
|
Пожарно-сторожевая охрана
|
4
|
6
|
|
9
|
ИТОГО:
|
|
|
|
Алгоритм выполнения задания.
В ячейку А1 записать Среднегодовая численность работающих, завершение записи - Enter или стрелки курсора.
В ячейку А2 записать Категории должностей.
Увеличить ширину столбца А так, чтобы запись появилась в ячейке А2, для этого подвести указатель мыши на границу между заголовками столбцов А и В, указатель примет вид двунаправленной стрелки ↔, с нажатой левой кнопкой передвинуть границу столбца.
В ячейки B2, C2, D2 записать соответственно Механический цех Сборочный цех Всего.
Отформатировать текст в строке 2 по центру, для этого выделить ячейки А2:D2 с нажатой левой кнопкой мыши, выполнить команду По центру на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Формат/Ячейки/Выравнивание, в поле «по горизонтали» выбрать «по центру», щёлкнуть ОК.
В ячейки А3:А8 записать наименование должностей, а в А9 написать ИТОГО:
Подобрать ширину столбца А так, чтобы запись поместилась в ячейке А8, действия аналогичны п. 3.
Отформатировать текст в ячейке А9 по правому краю,
В ячейки В3:С8 записать цифровые данные по численности.
Произвести суммирование численности по Механическому цеху, для этого выделить ячейку В9, выполнить команду ∑ (Автосумма) на панели инструментов Стандартная.
Произвести суммирование численности по Сборочному цеху, повторив действия п.10 для ячейки С8.
Произвести суммирование численности по категории Рабочие, для этого выделить ячейку D3, выполнить команду ∑ (Автосумма).
Произвести суммирование численности по всем остальным категориям должностей, повторяя действия по п. 12.
При выполнении команды ∑ (Автосумма) в некоторых ячейках столбца D происходит автоматическое выделение не строки слева от ячейки, а столбца над выделенной ячейкой. Для изменения неверного диапазона суммирования необходимо при появлении пунктирной рамки выделить нужный диапазон ячеек с нажатой левой кнопкой мыши, нажать Enter.
В ячейке D9 подсчитать общую численность работающих, выполнив команду ∑(Автосумма) и указывая нужный диапазон с помощью мыши.
Отформатировать заголовок таблицы, для этого выделить ячейки А1:D1, выполнить команду Объединить и поместить в центре (кнопка ←а→ на панели инструментов Форматирование).
Оформить рамку таблицы, для этого выделить всю таблицу (А1:D9), выполнить команду выбрать вкладку Главная /Шрифт/Граница
Контрольные вопросы
Назначение и возможности табличного процессора Excel.
Как создать новое окно документа в Excel?
Какие величины могут быть помещены в ячейки таблицы Excel?
Какая ячейка называется активной?
Как ввести и редактировать данные в Excel?
Как применяется функция Автосумма?
Лабораторная работа №2
Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы, вводу данных, использованию функции Автосумма, освоить оформление ячеек таблицы, команду Сортировка.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
|
A
|
B
|
C
|
D Е
|
1
|
Выполнение плана предприятиями области
|
2
|
Наименование предприятия
|
Среднегодовая стоимость основных фондов
(млн. руб.)
|
Среднесписочное число работающих за отчётный период
|
Производство продукции за отчётный период
(млн. руб.)
|
Выполнение плана (в процентах)
|
3
|
Авиаприбор
|
3,0
|
360
|
3,2
|
103,1
|
4
|
Стеклозавод
|
7,0
|
380
|
9,6
|
120,0
|
5
|
Медтехника
|
2,0
|
220
|
1,5
|
109,5
|
6
|
Автопровод
|
3,9
|
460
|
4,2
|
104,5
|
7
|
Темп-Авиа
|
3,3
|
395
|
6,4
|
104,8
|
8
|
Приборо-строительный завод
|
2,8
|
280
|
2,8
|
108,1
|
9
|
Автонормаль
|
6,5
|
580
|
9,4
|
94,3
|
10
|
Войлочная
|
6,6
|
200
|
11,9
|
125,0
|
11
|
Машино-строительный завод
|
2,0
|
270
|
2,5
|
101,4
|
12
|
Легмаш
|
4,7
|
340
|
3,5
|
102,4
|
13
|
ИТОГО:
|
41,8
|
3485
|
55
|
|
Алгоритм выполнения задания.
В ячейке А1 записать название таблицы.
-
В ячейках А2:Е2 записать шапочки таблицы с предварительным форматированием ячеек, для этого:
Выделить диапазон ячеек А2:Е2.
Выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание.
Установить переключатель «переносить по словам».
В поле «по горизонтали» выбрать «по центру», ОК.
В поле «по вертикали» выбрать «по центру», ОК.
Набрать тексты шапочек, подбирая по необходимости ширину столбцов вручную.
-
Заполнить столбец А названиями предприятий, предварительно отформатировав диапазон ячеек А3:А13 по образцу ячейки В2, для этого:
Выделить ячейку В2.
Выполнить команду Формат по образцу на панели инструментов Стандартная (кнопка в виде кисточки), к указателю мыши добавится значок кисточки.
С нажатой левой кнопкой мыши обвести диапазон А3:А13.
Набрать текст с названиями предприятий, подбирая при необходимости ширину столбцов вручную.
Набрать цифровые данные таблицы.
Подсчитать итоговые данные по столбцам, используя команду Автосумма.
-
Рассортировать предприятия по разным видам показателей, для этого:
Выделить шапочку заголовка «Выполнение плана (в процентах)» (ячейка Е2), выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я↓ на панели инструментов Стандартная), проверить изменение таблицы.
Выполнить команду Сортировка по убыванию значок (Я/А↓), проверить изменение таблицы.
Повторить сортировки для столбцов D, C, В, выделяя соответственно ячейки D2, С2, В2.
-
Рассортировать предприятия по алфавиту:
Выделить шапочку «Наименование предприятия», выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я↓)
Отметить, что в середину списка предприятий попала графа ИТОГО:
Отменить результаты последней сортировки, щёлкнув по кнопке Отменить на панели инструментов Стандартная (закруглённая синяя стрелка).
-
Для выполнения нормальной сортировки необходимо отделить пустой строкой итоговые данные таблицы, для этого:
Выделить строку 13, щёлкнув по заголовку строки.
Выполнить команду Вставка/Строки.
Провести сортировку по п. 7.1, отметить изменение таблицы.
-
Провести сортировку с помощью команды Данные/Сортировка, для этого:
Выполнить эту команду.
В диалоговом окне Сортировка диапазона установить переключатель Идентифицировать поля «по подписям».
В поле Сортировать по выбрать из списка нужный заголовок.
Установить переключатель «по возрастанию» (или «по убыванию»), ОК.
Контрольные вопросы
Перечислите и поясните основные типы входных данных, которые могут быть введены в ячейки электронной таблицы.
Что надо сделать в случае ошибки при вводе данных?
Как отредактировать содержимое ячейки?
Как очистить ячейку?
Как выполняется сортировка по возрастанию (убыванию)?
Лабораторная работа №3
Тема. Основные навыки работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы с использованием возможностей автозаполнения, автосуммирования и копирования.
Задание. Создать шаблон для заполнения электронной таблицы, показанный на рисунке.
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
H
|
1
|
Ведомость выдачи заработной платы
|
|
|
|
2
|
№
|
Фамилия
|
Январь
|
|
|
|
|
Итого
|
3
|
1
|
Иванов
|
|
|
|
|
|
|
4
|
2
|
Петров
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
Сидоров
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
Глухов
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
Галкин
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
Смирнов
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
Горшков
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
Авдеев
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
Сумма:
|
|
|
|
|
|
|
Алгоритм выполнения задания.
Набрать заголовки таблицы, для этого:
В ячейке 1 набрать текст Ведомость выдачи заработной платы.
Завершить ввод текста нажатием клавиши Enter, или стрелкой вниз ↓, или щёлкнуть левой кнопкой мыши в ячейке А2.
В ячейке А2 набрать №.
В ячейках А3 и А4 набрать соответственно цифры 1 и 2.
Перейти в ячейку В2 стрелками ↓ и → или щёлкнув в ней мышью.
Набрать Фамилия, затем в ячейках В3-В10 набрать указанные фамилии.
В ячейке С2 набрать Январь.
В ячейках С3 по D4 набрать цифры в соответствии с шаблоном.
В ячейке H2 набрать Итого, в ячейке В11 набрать Сумма.
1.10 Уменьшить ширину столбца А, для этого установить указатель мыши на границу заголовков столбцов А и В, указатель примет вид двунаправленной стрелки ↔, с нажатой левой кнопкой передвинуть границу.
-
Заполнить таблицу с помощью операции Автозаполнение, для этого:
Выделить диапазон ячеек А3:А4, прокатив по нему указатель мыши (в виде белого креста) с нажатой левой кнопкой.
Установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной области, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до А10, ячейки заполнятся цифрами до 10.
Выделить ячейку С2, установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной ячейки, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки G2, ячейки заполнятся названием месяцев до Мая.
Выделить диапазон ячеек С3:С4, установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной области, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки С10, ячейки С3: С10 заполнятся цифровыми значениями.
Выделить диапазон ячеек D3:D4, проделать операцию Автозаполнение как в п. 2.4, заполнив диапазон D5:D10.
Выделить диапазон ячеек С3:D10, проделать операцию Автозаполнение, протащив маркер автозаполнения до ячейки G10, в результате должна быть заполнена вся таблица, кроме строки Сумма и столбца Итого.
-
Рассчитать сумму Итого, полученную каждым работником за пять месяцев, для этого:
Выделить ячейку Н3, щёлкнуть по кнопке ∑ (Автосуммирование), расположенной на панели инструментов Стандартная.
В этой ячеке в строке формул появится формула =СУММ(С3:G3), а диапазон ячеек, используемых в этой формуле, выделяется п3унктирной рамкой. Для закрепления формулы нажать клавишу Enter.
Можно записывать формулу суммы в каждую ячейку столбца, но удобней воспользоваться функцией автозаполнения. Выделить ячейку Н3, проделать операцию автозаполнения для диапазона Н4:Н10. Этот диапазон должен заполниться суммами, соответствующими каждому работнику.
Примечания. 1. Адреса в формуле при её переносе в другие ячейки, автоматически заменяются новыми адресами. Для проверки выделяйте по очереди ячейки столбца Итого и смотрите адреса в строке формул.
2. Помните, что для формул операцию автозаполнения можно проводить, выделяя одну ячейку, а для числовых последовательностей – выделяя две соседние ячейки.
-
Рассчитать Сумму, полученную всеми работниками за каждый месяц:
Выделить ячейку С11, щёлкнуть на кнопке ∑ (Автосуммирование), в этой ячейке и строке формул появится формула =СУММ(С3:С10), а диапазон ячеек, используемый в этой формуле выделяется пунктирной рамкой. Для закрепления формулы нажать клавишу Enter.
Диапазон ячеек заполнить формулами с помощью операции автозаполнения.
Применить к таблице стандартное оформление.
Отформатировать заголовок таблицы, для этого выделить диапазон А1:Н1, щёлкнуть по кнопке ←а→ (Объеденить и поместить в центре), расположенной на панели инструментов Стандартная.
-
Установит отображение данных в денежных единицах (в рублях):
Выделить цифровые данные, т. е. диапазон С3:Н11.
Щёлкнуть кнопку денежный формат на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Правая кнопка мыши/Формат ячеек/Число, выбрать числовой формат Денежный.
В списке Обозначение выбрать р.
-
Иногда в некоторых ячейках вместо цифр могут появиться значки #####, означающие, что данные не помещаются в ячейке. Для устранения необходимо изменить ширину столбца.
Установить указатель мыши на границу заголовков столбцов, например, между С и D, расширить столбец С с нажатой левой кнопкой мыши (аналогично п. 1.10)
Другой способ подстройки ширины – двойной щелчок мышью на границе заголовков столбцов, при этом ширина устанавливается автоматически.
Контрольные вопросы
Какими способами можно осуществлять изменение размеров ячейки? Опишите их.
Как выполняются операции автозаполнения и копирования в электронной таблице?
Для чего используется кнопка ←а→?
Лабораторная работа №4
|