|
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
от «__» _____________ 20__ г. №___
|
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-15)
I. Назначение и область применения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002,№ 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; № 30,ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025, 2012, № 26, ст. 3446; 2013, №27, ст. 3451), Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Собрание законодательства Российской Федерации», 2011, № 29, ст. 4281), постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49,ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44,ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203).
2. Настоящие Правила устанавливают требования к учету и контролю РВ и РАО при обращении с ними в организациях, в том числе в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций.
3. Настоящие Правила распространяются на деятельность по учету и контролю:
РВ, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, указанной в таблице П 1 приложения № 1 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу), в том числе содержащихся в ядерном топливе, облученном в ядерном реакторе и выгруженном в место хранения вне активной зоны реактора (далее – ядерное топливо), в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду;
РАО, в том числе находящихся на радиационно загрязненных участках территорий, при условии выполнения критериев отнесения к РАО, установленных Правительством Российской Федерации1;
ЯМ, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов (далее – СГУК ЯМ), активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, указанной в таблице П 1 приложения № 1 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу).
4. Требования настоящих Правил не распространяются:
на РВ, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
на ЯМ, подлежащие учету в СГУК ЯМ.
II. Общие положения
5. Основными принципами осуществления учета и контроля РВ
(здесь и далее под РВ понимаются РВ и ЯМ, учитываемые в СГУК РВ и РАО, если не указано отдельно) и РАО являются:
непрерывность учета и контроля;
периодичность проведения инвентаризаций;
определение наличного количества и проверка его соответствия учётным данным;
своевременное документальное оформление результатов операций;
своевременное выявление несанкционированного доступа к РВ и РАО, недостатка (излишка) РВ и РАО (далее - аномалия в учете и контроле РВ и РАО) и нарушений и устранение их причин;
дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля закрытых радионуклидных источников (далее – ЗРИ2) с учетом их категорирования;
дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля удаляемых РАО с учетом их классификации.
6. Задачи учета и контроля РВ и РАО в организации:
учет производства и образования РВ, образования РАО, получения
(от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, филиалами, а также по технологическим операциям), убыли РВ и РАО, а также учет РВ и РАО при их хранении;
фиксация данных о количестве радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых со сточными водами;
обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации о месте нахождения, наличии и состоянии РВ и РАО;
обеспечение своевременного перевода РВ в РАО;
обеспечения сохранности РВ и РАО на всех стадиях обращения с ними (за исключением РВ, содержащихся в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду);
обеспечение своевременного предоставления отчетных документов, установленных в СГУК РВ и РАО, а также направление информации о выявленных аномалиях в соответствующий информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО
(далее − ИАЦ СГУК РВ и РАО), а также в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (далее − Госкорпорация «Росатом») и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее − Ростехнадзор).
7. Учет и контроль РВ и РАО должен осуществляться в организации и ее подразделениях (в том числе филиалах), осуществляющих обращение с РВ и РАО. Требования к организации системы учета и контроля РВ и РАО в территориально обособленных подразделениях (в том числе филиалах) применяются аналогично требованиям к учету и контролю РВ и РАО в организации.
8. Учет и контроль РВ и РАО допускается проводить с использованием информационных технологий (с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации), в том числе предоставление отчетных документов в электронной форме в порядке, установленном нормативными правовыми актами в области учета и контроля РВ и РАО.
III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
Учет РВ и РАО
9. Учетными единицами РВ и РАО при учете и контроле являются:
для ЗРИ:
отдельный ЗРИ, имеющий паспорт;
упаковка однотипных ЗРИ, имеющая единый паспорт или другой учетный документ до момента ее разукомплектования;
для РВ:
отдельное изделие с РВ;
определенное по массе, объему, виду соединения, радионуклидному составу количество РВ в упаковке, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт или другой учетный документ;
партия РВ или партия однотипных упаковок РВ однородного радионуклидного состава, находящихся в опломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт или другой учетный документ;
для РАО, кроме отработавших ЗРИ:
определенное по массе, объему, физическим свойствам, радионуклидному составу количество РАО, либо партия РАО определенного радионуклидного состава, имеющая паспорт или другой учетный документ, находящаяся в опломбированной таре, либо в неопломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер, из которой РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, либо находящаяся в ограниченном контролируемом объеме;
законсервированный пункт хранения РАО3;
отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения);
для РАО в виде отработавшего ЗРИ:
отдельный отработавший ЗРИ;
упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре;
для ядерного топлива: облученные в активной зоне ядерного реактора и выгруженные в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора:
тепловыделяющие сборки ядерного реактора (далее – ОТВС), имеющие индивидуальный номер;
отдельный тепловыделяющий элемент (далее - ТВЭЛ), имеющий индивидуальный номер;
фрагменты ТВС, пучок ТВЭЛ, отдельные части ТВЭЛ или измельченные части ТВЭЛ, находящиеся в опломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, либо в неопломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, из которой указанные изделия не могут быть извлечены без нарушения целостности такой неопломбированной тары (упаковки, пенала).
10. Особенности учета РВ в ЗРИ:
в рамках системы учета и контроля РВ и РАО учитываются РВ в ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок);
категория ЗРИ должна устанавливаться изготовителем согласно методике категорирования ЗРИ, приведенной в приложении № 2 к настоящим Правилам и указываться в паспорте на ЗРИ. Если категория ЗРИ не была установлена изготовителем, то ее должна устанавливать организация - владелец ЗРИ в паспорте на данный ЗРИ, либо в отдельном документе;
если ЗРИ, находящийся на учете в организации, содержит ЯМ и масса ЯМ в ЗРИ равна или превышает минимальные количества, указанные в федеральных нормах и правилах, устанавливающих требования к учету и контролю ядерных материалов, то такой ЗРИ подлежит учету в СГУК ЯМ;
количество ЯМ, находящихся в ЗРИ, должно быть указано изготовителем в паспорте на ЗРИ. Если количество ЯМ не было указано изготовителем, то это количество должна устанавливать организация - владелец ЗРИ в паспорте на данный ЗРИ, либо в отдельном документе. Пример методики пересчета активности ядерного материала в его массу приведен в Приложении № 11 к настоящим Правилам.
11. Особенности учета РВ и ЯМ в ядерном топливе:
РВ в ядерном топливе подлежат учету в СГУК РВ и РАО по суммарной массе и активности радионуклидов, не подлежащих учету в СГУК ЯМ, с учетом требований нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии.
Требования к организации системы учета и контроля РВ и РАО в организации
12. В организации приказом руководителя организации должны быть назначены лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в каждом подразделении организации, обращающемся с РВ и РАО.
13. В организации должны быть определены (назначены) лица, ответственные за хранение РВ, а также ответственные за хранение РАО.
14. В организации приказом руководителя организации должна быть создана централизованная служба (назначено подразделение) по учету и контролю РВ и РАО (далее – централизованная служба) и определен состав такой службы. Допускается организовывать отдельно централизованные службы по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.
В случае, если в организации имеется не более одного подразделения, обращающегося с РВ и РАО или в случае, если организация обращается только с РВ в составе ЗРИ 3-5 категорий опасности и/или с РАО, не являющимися высокоактивными, допускается приказом руководителя определять лиц, выполняющих соответствующие функции централизованной службы.
15. Основные функции (обязанности) централизованной службы:
организация и осуществление учета и контроля РВ и РАО на уровне организации (территориально обособленного подразделения, филиала);
методическое руководство вопросами учета и контроля РВ и РАО в организации и ее подразделениях;
разработка соответствующих нормативных документов организации в области учета и контроля РВ и РАО;
проверка ведения учетной документации в подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО (в том числе функционирования автоматизированной системы учета, при ее наличии в организации);
представление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
проверка соблюдения требований по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях организации (в том числе сверка данных учетных документов, проверка порядка организации и проведения инвентаризаций РВ и РАО в подразделениях, проверка порядка применения пломб, проверка наличия РВ и РАО в местах их нахождения, сверка данных учета и фактического наличия РВ и РАО, проверка порядка проведения подтверждающих измерений, проверка соблюдения процедур оценки потерь РВ и РАО для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
участие в проведении расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО и контроль принятия необходимых мер по их устранению;
контроль мероприятий по устранению аномалий, недостатков и нарушений в системе учета и контроля РВ и РАО, выявленных при осуществлении административного контроля;
контроль осуществления обучения, подготовки, повышения квалификации, переподготовки и проверки знаний персонала и лиц, осуществляющих учет, контроль РВ и РАО.
Основные функции (обязанности) централизованной службы (или лиц, на которых возложены соответствующие функции) должны быть определены в Положении по учету и контролю РВ и РАО в организации
(далее Положение).
16. Учет и контроль РВ и РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ и РАО в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой этими организациями.
17. Разработанное Положение утверждается руководителем организации или лицом им уполномоченным (далее – руководителем организации). В данном Положении следует определить:
перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;
структуру и состав персонала, занятого учетом и контролем, в том числе функции централизованной службы по учету и контролю РВ и РАО и распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации;
типы учетных единиц РВ и РАО в организации;
порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО,
в том числе при:
приемке и передаче РВ и РАО (от других организаций и внутри организации между подразделениями);
изготовлении РВ, образовании РАО;
переводе из одной категории в другую (РВ, РАО, ЯМ);
завершении технологических операции с РВ и РАО;
технологических потерях РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
истечении назначенного срока службы ЗРИ, срока эксплуатации изделий с РВ;
утере РВ и/или РАО, обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ и/или РАО;
снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых или снижении активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным.
сведения об организации системы измерений РВ и РАО;
сведения о мерах и средствах контроля доступа к РВ и РАО
(далее − СКД), в том числе:
административно-технические меры по ограничению доступа к РВ и РАО;
порядок применения СКД в целях учета и контроля РВ и РАО;
порядок действий в случае индикации СКД несанкционированного доступа.
перечень и формы учетных и отчетных документов в организации, порядок ведения учетных документов, в том числе:
перечень учетных документов, которые ведутся в организации;
порядок и сроки подготовки и предоставления отчетных документов от подразделений организации в централизованную службу, перечень и формы таких отчетных документов;
порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;
сроки хранения учетных документов.
порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю, в том числе:
лица, осуществляющие административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО.
порядок расследования аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО:
перечень аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО, требующих расследования в соответствии с настоящими Правилами;
порядок действий работника при обнаружении таких аномалий и нарушений;
порядок проведения расследования аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
порядок информирования и отчетности по фактам аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.
порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО, в том числе организацию процесса подготовки, поддержания квалификации, проверки знаний работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО и должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации;
порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО, в том числе:
общие положения по проведению инвентаризации;
периодичность проведения инвентаризаций;
порядок подготовки к проведению инвентаризации;
порядок проведения инвентаризации;
порядок оформления результатов инвентаризации.
процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО
(для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО):
места образования технологических потерь;
методики измерений или расчетные методы для определения технологических потерь;
порядок документального оформления технологических потерь.
При наличии в организации отдельных документов, в которых отражены вопросы, указанные в настоящем пункте, (например, отдельный документ по проведению инвентаризации РВ и РАО), допускается указание в Положении ссылок на соответствующие документы.
18. Требования и процедуры, установленные в Положении и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. Положение должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Положения по учету и контролю для РВ и для РАО могут быть разработаны в виде отдельных документов.
19. При наличии в организации двух и более подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения должны быть утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю РВ и РАО, в которых должны быть определены:
организация работ по учету и контролю РВ и РАО в подразделении, в том числе состав и функции персонала подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;
процедуры учета и контроля РВ и РАО в подразделении, в том числе постановки на учет и снятия с учета,
процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО в подразделении (для производств, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
применяемые в подразделении методики и средства измерений РВ и РАО в целях учета и контроля;
перечень и формы учетных документов в подразделении и порядок их ведения;
особенности проведения инвентаризаций РВ и РАО в подразделении.
Инструкция должна содержать особенности учета и контроля РВ и РАО в конкретном подразделении (по сравнению с общим порядком учета и контроля РВ и РАО в организации, определенном в Положении) и пересматриваться не реже одного раза в пять лет.
20. Лица, ответственные за хранение РВ, должны проверять наличие и целостность учетных единиц с РВ, находящихся под их ответственностью, с частотой большей, чем частота инвентаризации. Результаты таких проверок должны оформляться документально.
|