Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15)


Скачать 1.16 Mb.
Название Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15)
страница 1/7
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7





УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому и атомному надзору

от «__» _____________ 20__ г. №___


Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-15)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002,№ 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; № 30,ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025, 2012, № 26, ст. 3446; 2013, №27, ст. 3451), Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Собрание законодательства Российской Федерации», 2011, № 29, ст. 4281), постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49,ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44,ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к учету и контролю РВ и РАО при обращении с ними в организациях, в том числе в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций.

3. Настоящие Правила распространяются на деятельность по учету и контролю:

РВ, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, указанной в таблице П 1 приложения № 1 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу), в том числе содержащихся в ядерном топливе, облученном в ядерном реакторе и выгруженном в место хранения вне активной зоны реактора (далее – ядерное топливо), в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду;

РАО, в том числе находящихся на радиационно загрязненных участках территорий, при условии выполнения критериев отнесения к РАО, установленных Правительством Российской Федерации1;

ЯМ, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов (далее – СГУК ЯМ), активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, указанной в таблице П 1 приложения № 1 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу).

4. Требования настоящих Правил не распространяются:

на РВ, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

на ЯМ, подлежащие учету в СГУК ЯМ.

II. Общие положения

5. Основными принципами осуществления учета и контроля РВ
(здесь и далее под РВ понимаются РВ и ЯМ, учитываемые в СГУК РВ и РАО, если не указано отдельно) и РАО являются:

непрерывность учета и контроля;

периодичность проведения инвентаризаций;

определение наличного количества и проверка его соответствия учётным данным;

своевременное документальное оформление результатов операций;

своевременное выявление несанкционированного доступа к РВ и РАО, недостатка (излишка) РВ и РАО (далее - аномалия в учете и контроле РВ и РАО) и нарушений и устранение их причин;

дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля закрытых радионуклидных источников (далее – ЗРИ2) с учетом их категорирования;

дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля удаляемых РАО с учетом их классификации.

6. Задачи учета и контроля РВ и РАО в организации:

учет производства и образования РВ, образования РАО, получения
(от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, филиалами, а также по технологическим операциям), убыли РВ и РАО, а также учет РВ и РАО при их хранении;

фиксация данных о количестве радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых со сточными водами;

обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации о месте нахождения, наличии и состоянии РВ и РАО;

обеспечение своевременного перевода РВ в РАО;

обеспечения сохранности РВ и РАО на всех стадиях обращения с ними (за исключением РВ, содержащихся в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду);

обеспечение своевременного предоставления отчетных документов, установленных в СГУК РВ и РАО, а также направление информации о выявленных аномалиях в соответствующий информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО
(далее − ИАЦ СГУК РВ и РАО), а также в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (далее − Госкорпорация «Росатом») и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее − Ростехнадзор).

7. Учет и контроль РВ и РАО должен осуществляться в организации и ее подразделениях (в том числе филиалах), осуществляющих обращение с РВ и РАО. Требования к организации системы учета и контроля РВ и РАО в территориально обособленных подразделениях (в том числе филиалах) применяются аналогично требованиям к учету и контролю РВ и РАО в организации.

8. Учет и контроль РВ и РАО допускается проводить с использованием информационных технологий (с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации), в том числе предоставление отчетных документов в электронной форме в порядке, установленном нормативными правовыми актами в области учета и контроля РВ и РАО.

III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

Учет РВ и РАО

9. Учетными единицами РВ и РАО при учете и контроле являются:

для ЗРИ:

  • отдельный ЗРИ, имеющий паспорт;

  • упаковка однотипных ЗРИ, имеющая единый паспорт или другой учетный документ до момента ее разукомплектования;

для РВ:

  • отдельное изделие с РВ;

  • определенное по массе, объему, виду соединения, радионуклидному составу количество РВ в упаковке, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт или другой учетный документ;

  • партия РВ или партия однотипных упаковок РВ однородного радионуклидного состава, находящихся в опломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт или другой учетный документ;

для РАО, кроме отработавших ЗРИ:

  • определенное по массе, объему, физическим свойствам, радионуклидному составу количество РАО, либо партия РАО определенного радионуклидного состава, имеющая паспорт или другой учетный документ, находящаяся в опломбированной таре, либо в неопломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер, из которой РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, либо находящаяся в ограниченном контролируемом объеме;

  • законсервированный пункт хранения РАО3;

  • отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения);

для РАО в виде отработавшего ЗРИ:

  • отдельный отработавший ЗРИ;

  • упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре;

для ядерного топлива: облученные в активной зоне ядерного реактора и выгруженные в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора:

  • тепловыделяющие сборки ядерного реактора (далее – ОТВС), имеющие индивидуальный номер;

  • отдельный тепловыделяющий элемент (далее - ТВЭЛ), имеющий индивидуальный номер;

  • фрагменты ТВС, пучок ТВЭЛ, отдельные части ТВЭЛ или измельченные части ТВЭЛ, находящиеся в опломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, либо в неопломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, из которой указанные изделия не могут быть извлечены без нарушения целостности такой неопломбированной тары (упаковки, пенала).

10. Особенности учета РВ в ЗРИ:

в рамках системы учета и контроля РВ и РАО учитываются РВ в ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок);

категория ЗРИ должна устанавливаться изготовителем согласно методике категорирования ЗРИ, приведенной в приложении № 2 к настоящим Правилам и указываться в паспорте на ЗРИ. Если категория ЗРИ не была установлена изготовителем, то ее должна устанавливать организация - владелец ЗРИ в паспорте на данный ЗРИ, либо в отдельном документе;

если ЗРИ, находящийся на учете в организации, содержит ЯМ и масса ЯМ в ЗРИ равна или превышает минимальные количества, указанные в федеральных нормах и правилах, устанавливающих требования к учету и контролю ядерных материалов, то такой ЗРИ подлежит учету в СГУК ЯМ;

количество ЯМ, находящихся в ЗРИ, должно быть указано изготовителем в паспорте на ЗРИ. Если количество ЯМ не было указано изготовителем, то это количество должна устанавливать организация - владелец ЗРИ в паспорте на данный ЗРИ, либо в отдельном документе. Пример методики пересчета активности ядерного материала в его массу приведен в Приложении № 11 к настоящим Правилам.

11. Особенности учета РВ и ЯМ в ядерном топливе:

РВ в ядерном топливе подлежат учету в СГУК РВ и РАО по суммарной массе и активности радионуклидов, не подлежащих учету в СГУК ЯМ, с учетом требований нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии.

Требования к организации системы учета и контроля РВ и РАО в организации

12. В организации приказом руководителя организации должны быть назначены лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в каждом подразделении организации, обращающемся с РВ и РАО.

13. В организации должны быть определены (назначены) лица, ответственные за хранение РВ, а также ответственные за хранение РАО.

14. В организации приказом руководителя организации должна быть создана централизованная служба (назначено подразделение) по учету и контролю РВ и РАО (далее – централизованная служба) и определен состав такой службы. Допускается организовывать отдельно централизованные службы по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.

В случае, если в организации имеется не более одного подразделения, обращающегося с РВ и РАО или в случае, если организация обращается только с РВ в составе ЗРИ 3-5 категорий опасности и/или с РАО, не являющимися высокоактивными, допускается приказом руководителя определять лиц, выполняющих соответствующие функции централизованной службы.

15. Основные функции (обязанности) централизованной службы:

организация и осуществление учета и контроля РВ и РАО на уровне организации (территориально обособленного подразделения, филиала);

методическое руководство вопросами учета и контроля РВ и РАО в организации и ее подразделениях;

разработка соответствующих нормативных документов организации в области учета и контроля РВ и РАО;

проверка ведения учетной документации в подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО (в том числе функционирования автоматизированной системы учета, при ее наличии в организации);

представление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;

проверка соблюдения требований по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях организации (в том числе сверка данных учетных документов, проверка порядка организации и проведения инвентаризаций РВ и РАО в подразделениях, проверка порядка применения пломб, проверка наличия РВ и РАО в местах их нахождения, сверка данных учета и фактического наличия РВ и РАО, проверка порядка проведения подтверждающих измерений, проверка соблюдения процедур оценки потерь РВ и РАО для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

участие в проведении расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО и контроль принятия необходимых мер по их устранению;

контроль мероприятий по устранению аномалий, недостатков и нарушений в системе учета и контроля РВ и РАО, выявленных при осуществлении административного контроля;

контроль осуществления обучения, подготовки, повышения квалификации, переподготовки и проверки знаний персонала и лиц, осуществляющих учет, контроль РВ и РАО.

Основные функции (обязанности) централизованной службы (или лиц, на которых возложены соответствующие функции) должны быть определены в Положении по учету и контролю РВ и РАО в организации
(далее Положение).

16. Учет и контроль РВ и РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ и РАО в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой этими организациями.

17. Разработанное Положение утверждается руководителем организации или лицом им уполномоченным (далее – руководителем организации). В данном Положении следует определить:

  • перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;

  • структуру и состав персонала, занятого учетом и контролем, в том числе функции централизованной службы по учету и контролю РВ и РАО и распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации;

  • типы учетных единиц РВ и РАО в организации;

  • порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО,
    в том числе при:

приемке и передаче РВ и РАО (от других организаций и внутри организации между подразделениями);

изготовлении РВ, образовании РАО;

переводе из одной категории в другую (РВ, РАО, ЯМ);

завершении технологических операции с РВ и РАО;

технологических потерях РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

истечении назначенного срока службы ЗРИ, срока эксплуатации изделий с РВ;

утере РВ и/или РАО, обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ и/или РАО;

снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых или снижении активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным.

  • сведения об организации системы измерений РВ и РАО;

  • сведения о мерах и средствах контроля доступа к РВ и РАО
    (далее − СКД), в том числе:

административно-технические меры по ограничению доступа к РВ и РАО;

порядок применения СКД в целях учета и контроля РВ и РАО;

порядок действий в случае индикации СКД несанкционированного доступа.

  • перечень и формы учетных и отчетных документов в организации, порядок ведения учетных документов, в том числе:

перечень учетных документов, которые ведутся в организации;

порядок и сроки подготовки и предоставления отчетных документов от подразделений организации в централизованную службу, перечень и формы таких отчетных документов;

порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;

сроки хранения учетных документов.

  • порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю, в том числе:

лица, осуществляющие административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО.

  • порядок расследования аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО:

перечень аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО, требующих расследования в соответствии с настоящими Правилами;

порядок действий работника при обнаружении таких аномалий и нарушений;

порядок проведения расследования аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО;

порядок информирования и отчетности по фактам аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.

  • порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО, в том числе организацию процесса подготовки, поддержания квалификации, проверки знаний работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО и должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации;

  • порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО, в том числе:

общие положения по проведению инвентаризации;

периодичность проведения инвентаризаций;

порядок подготовки к проведению инвентаризации;

порядок проведения инвентаризации;

порядок оформления результатов инвентаризации.

  • процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО
    (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО):

места образования технологических потерь;

методики измерений или расчетные методы для определения технологических потерь;

порядок документального оформления технологических потерь.

При наличии в организации отдельных документов, в которых отражены вопросы, указанные в настоящем пункте, (например, отдельный документ по проведению инвентаризации РВ и РАО), допускается указание в Положении ссылок на соответствующие документы.

18. Требования и процедуры, установленные в Положении и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. Положение должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Положения по учету и контролю для РВ и для РАО могут быть разработаны в виде отдельных документов.

19. При наличии в организации двух и более подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения должны быть утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю РВ и РАО, в которых должны быть определены:

организация работ по учету и контролю РВ и РАО в подразделении, в том числе состав и функции персонала подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;

процедуры учета и контроля РВ и РАО в подразделении, в том числе постановки на учет и снятия с учета,

процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО в подразделении (для производств, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

применяемые в подразделении методики и средства измерений РВ и РАО в целях учета и контроля;

перечень и формы учетных документов в подразделении и порядок их ведения;

особенности проведения инвентаризаций РВ и РАО в подразделении.

Инструкция должна содержать особенности учета и контроля РВ и РАО в конкретном подразделении (по сравнению с общим порядком учета и контроля РВ и РАО в организации, определенном в Положении) и пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

20. Лица, ответственные за хранение РВ, должны проверять наличие и целостность учетных единиц с РВ, находящихся под их ответственностью, с частотой большей, чем частота инвентаризации. Результаты таких проверок должны оформляться документально.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Приказ от 28 ноября 2016 г. N 503 об утверждении федеральных норм...
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Приказ от 28 сентября 2016 г. N 1/24-нпа об утверждении форм отчетов...
Правительства Российской Федерации от 15. 06. 2016 n 542 "О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Приказ от 15 сентября 2016 г. N 388 об утверждении федеральных норм...
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Приказ от 15 сентября 2016 г. N 388 об утверждении федеральных норм...
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Министерство Российской Федерации по атомной энергии
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon I. Назначение и область применения
...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов...
Утвердить и ввести в действие с 5 января 2005 г прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
Выпускаются взамен федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к устройству и безопасной эксплуатации...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов...
Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon И радиационной безопасности
Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2003 г прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Федеральный надзор россии по ядерной и радиационной безопасности
Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2003 г прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Федеральный надзор россии по ядерной и радиационной безопасности
Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2003 г прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Федеральный надзор россии по ядерной и радиационной безопасности
Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2003 г прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Назначение и область применения
Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации...
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (нп-067-15) icon Приказ от 6 декабря 2013 г. N 1/19-нпа об утверждении форм отчета...
Росатом (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, n 49, ст. 6078; 2009, n 29, ст. 3642; 2010, n 23, ст. 2789; n 48,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск