Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса.


Скачать 1.66 Mb.
Название Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса.
страница 1/13
Тип Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Учебно- методическое обеспечение дисциплины

«Технические средства и информационные технологии в обучении лиц с нарушением слуха»

Профиль подготовки бакалавров: «Логопедия»
Учебно-методические материалы лекционного курса
Лекция 1. Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом

Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. Краткие исторические сведения о применении специальных приборов и устройств при обучении глухих и слабослышащих. Классификация современных сурдотехнических средств, их место и роль в учебно-воспитательном процессе.

Физиологическое строение слуховой системы. Основные характеристики слуха человека в зависмости от вида дефекта.
Основной задачей предмета является изучение состояния слуховой функции в норме и при различных патологических состояниях для профилактики, лечения и компенсации недостатков слухового восприятия с помощью технических устройств.

История создания сурдотехники связана с достижениями оториноларингологии, физики, физиологии, электроники, акустики. Человечество издавна стремилось познать сущность окружающих звуков и использовать их в своих интересах. С помощью звуковых сигналов люди обрели возможность общаться друг с другом, ориентироваться в различной обстановке, предупреждать об опасности и т.д.

Истоки науки о звуке, методах лечения глухоты восходят к трудам ученых Египта, Древней Греции, Рима. Одной из таких древних работ, дошедших до наших дней, является «Эберс папирус», который был написан около 1600 лет до н.э. Наряду с другими болезнями в нем описаны простейшие методы исследования слуха.

Большой вклад в VI в. до н. э. внес греческий философ и ученый Пифагор. Изучая физику звуков на основе опытов со струнами разной длины, он установил зависимость высоты тона от длины струны и создал музыкальную шкалу.

Гиппократ (около 400 лет до н. э.) пришел к выводу, что звук проникает в мозг через барабанную перепонку и вследствие этого человек слышит. Через 50 лет философ Древней Греции Аристотель (384—322 гг. до н. э.) в экспериментах на животных установил, что ушная улитка является составной частью слуховой системы.

В начале III в. до н.э. центр медицинской науки сосредоточился в Александрии, оставаясь там приблизительно до I в. н.э. Многие работы этого периода до нас не дошли, так как знаменитая Александрийская библиотека частично сгорела во время войны с Юлием Цезарем (48—47 гг. до н. э.) и была полностью уничтожена в VII в. н. э. войсками Арабского халифата.

Начиная со II в. н.э. и последующие 13 веков основополагающими в области слухопротезирования признавались труды греческого врача и философа Клавдия Галена. Он оставил после себя более 90 томов, в которых рассматривались различные вопросы. В Средневековье крупнейшим представителем медицинской науки был выдающийся ученый из Бухары Ибн Ста (Авиценна). Ряд разделов его многотомного труда «Канон врачебной науки» был посвящен ушным патологиям — глухоте, ушным шумам, головокружению и методам их лечения. В XV—XVI вв. в итальянских университетах Падуи, Болоньи и Рима проводились значительные исследования в этой области. Особого внимания среди них заслуживают работы А. Везалия и Б. Евстахия. Последний высказал ряд теоретических положений по фи-зиологии слуха, составил описание слуховых косточек среднего уха человека, строения улитки и слуховой трубы. Спустя 150 лет после его смерти слуховая труба была названа его именем — евстахиевой.

К этому же периоду относятся работы английского врача Т. Виллиса, который посвятил ряд исследований слуху, представил анатомическое описание VII и VIII черепных нервов и выдвинул гипотезу о том, что барабанная перепонка приводится в движение звуками, вибрация которых передается во внутреннее ухо к слуховому нерву.

В 1707 г. французский анатом А. Валъсалъва в книге «Трактат об ухе человека» впервые описал отосклеротические очаги (сращение стремени с овальным окном), указал на значение слуховой трубы в развитии глухоты.

В 1711 г. Дж.Шор разработал и предложил использовать для исследования слуха первые камертоны. Во второй половине XIX в. наиболее значимые исследования в этой области медицины проводились в Германии и Австрии. Е. Вебер, Е.Ринне и Д. Швабах опубликовали описания исследований по тестированию слуха с помощью камертона, в которых были даны разработанные ими тесты для диагностики поражений органа слуха, впоследствии названные их именами.

Основоположником современного учения о звуке с полным правом можно считать крупнейшего ученого XIX в. немецкого физика Г. Гелъмголъца. В книге «Учение о звуковых ощущениях» (1863) он представил строгое объяснение физической сущности звуков, разработал модель внутреннего уха, механизм взаимосвязи звуковых волн с рецепторными клетками, разделил все звуки на тоны и шумы на основе спектральных характеристик, ввел понятие «тембр звука». Для объяснения механизма восприятия звука Г. Гельмгольц предложил резонансную теорию, на основе которой разработал учение о слуховых ощущениях.

Г. Герц, ассистент Г. Гельмгольца, развил учение своего учителя. Он разработал теорию замкнутого резонанса, открытого вибратора, предложил единицу измерения частоты звука — число колебаний в секунду, получившую название герц (Гц).

В конце XIX в. благодаря развитию физики была создана электрическая вакуумная трубка. Ее высокая чувствительность позво-лила регистрировать электрические потенциалы в слуховой системе и разработать с использованием ее возможностей специальные электронные устройства для измерения слуховой чувствительности — аудиометры.

Для проведения точных акустических исследований были оборудованы специальные помещения — камеры, изолированные от внешних звуков. Одна из первых звуконепроницаемых камер была сооружена Г. Цеардемакером в 1904 г. в Утрехте.

В развитии отечественной отиатрии особое место принадлежит приват-доценту Московского университета С. Ф. Штейну (1855 — 1921). Он одним из первых четко разграничил функции ушного лабиринта на слуховую и вестибулярную, разработал центрифугу для исследования вестибулярного аппарата, гониометр для определения устойчивости равновесия, дал точное обоснование явле-нию головокружения при вестибулярных нарушениях.

Во время Второй мировой войны и вскоре после нее в ряде стран были предложены новые тесты для исследования слуха. К ним относятся тесты надпороговой аудиометрии для выявления слуховой гиперчувствительности к изменениям интенсивности звука — так называемого феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Из этих тестов в аудиологической практике широко применялся метод определения дифференциального порога восприятия силы звука (опыт Е.Ьшспег, 1951) и индекса малых приращений интенсивности — 8131-тест (1.-КЛег§ег, Е.НагГогс!, 1960). Из других методов исследования слуховой функции получили распространение метод автоматической аудиометрии, предложенный Д. Бекеши (1947), методы клинической идентификации и оценки глухоты центрального генеза (Е. Босса, С.Са1еаго, 1963), исследования слуховой адаптации (Ф.Д.Шейхон, 1953; Р.Кар-харт, 1957), шумовая аудиометрия по методике Б. Лангенбека (1963). В 1946 г. О. Метц сконструировал импедансный мост и впервые применил его в аудиологии для измерения акустического импе-данса среднего уха. В настоящее время импедансная аудиометрия широко используется во многих странах для дифференциальной диагностики заболеваний уха, а также в научных исследованиях.

Трудность обследования грудных детей, детей с умственной отсталостью, больных с нарушениями психики обусловила по-требность в разработке объективных методов исследования слуха на основе достоверных электрофизиологических измерений. Э.Дж. Уивер и К. У. Брей еще в 1930 г. успешно регистрировали кох-леарные потенциалы общего действия VIII нерва в экспериментах на животных, однако эта работа не была замечена отиатрами. Лишь в дальнейшем метод электрокохлеографии стал постоянно использоваться в аудиологии. Благодаря компьютерной технике объек-тивная аудиометрия получила широкое распространение во всем мире.

Для изучения законов звука удобно звуковые колебания представлять графически.

Одним из важнейших свойств звука является его способность вызывать колебательные движения физического тела. Ухо человека воспринимает как звук колебания воздуха от 16 до 20000 Гц. Этот диапазон соответствует 10—11 октавам. Верхняя граница воспринимаемых звуков зависит от возраста. Чувствительность cлvxa можно измерить силой еле слышимого звука, при этом энергию звуковых колебаний можно выразить в эргах на квадратный сантиметр в секунду. При колебаниях до 1000 Гц и выше 3000 Гц чувствительность резко уменьшается: например, при 20 Гц, а также при 20000 Гц . Единицей интенсивности звука, широко распространенной в настоящее время, является бел (по имени изобретателя телефона Белла). Эта единица представляет собой десятичный логарифм отношения действующей интенсивности звука к пороговой его интенсивности. В практике обычно используют в качестве единицы громкости децибел (дБ), т. е. 0,1 бела. Максимальный уровень интенсивности, когда звук переходит в болевое ощущение, равняется 130—140 дБ (сила звука в 1013—1014 раз больше пороговой).

Исследование слуховой функции невозможно без знания основ анатомии и физиологии органа слуха.

Морфология и физиология слуховой системы

С анатомической точки зрения слуховую систему можно разделить на наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховой нерв и центральные слуховые пути.

С точки зрения серии процессов в конечном итоге приводящих к восприятию звука слуховую систему удобно разделить на звукопроводящую (кондуктивную) и звуковоспринимающую (нейросенсорную).

К звукопроводящему отделу относятся все структуры участвующие в проведении звука до сенсорных клеток. В наружном слуховом проходе и среднем ухе происходит проведение по воздушным средам. Во внутреннем ухе происходит проведение по жидким средам улитки.

Звуковоспринимающий отдел начинается от сенсорных клеток внутреннего уха и заканчивается в слуховой зоне коры головного мозга.

Анатомические и физиологическе особенности рассматриваются нами с точки зрения их участия в процессах передачи и восприятия звуков и применительно к имеющимся методам исследования слуха.

Звукопроводящая система.

Наружное ухо представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом.

Ушной раковине традиционно отводят роль воронкообразного собирателя звуков, поступающих затем в наружный слуховой проход и локализации звуков в пространстве. Всякий звук, идущий сбоку, неизбежно поступает к одному уху на несколько миллисекунд раньше, чем к другому. Запаздывание звукового раздражения одного уха по сравнению с другим при расположении источника звука сбоку составляет 0,0006 с. Если разница во времени раздражения будет не меньше 0,0006 с., то получается восприятие звука, идущего не прямо, а под некоторым углом к сагиттальной плоскости. Таким образом, разница во времени ощущения обоими ушами одного и того же звука дает возможность человеку довольно точно (с точностью до 3—4°) определить направление звука.

Кроме разницы во времени звукового раздражения обоих ушей, для определения направления звука играет роль разница в силе звука, воспринимаемого обоими ушами. Определить направление высоких тонов значительно труднее, чем низких. Следовательно, определение направления звука связано с наличием бинаурального слуха, т. е. со слышанием обоими ушами.

Наружный слуховой проход имеющий извитую форму, длину 2.5 см и диаметр 0,7-0.9 см. выполняет защитную и резонансную функцию. Наружный слуховой проход у взрослых выполняет и резонансную функцию, он имеет резонансную частоту 2500-3500 Гц. Это способствует усилению поступающих звуков на 10-12 дБ на этих частотах.

Среднее ухо. Барабанная перепонка. Звуковые колебания, пройдя наружный слуховой проход, наталкиваются на барабанную перепонку (БП), отделяющую наружное ухо от барабанной полости. БП располагается под углом 55 градусов по отношению к слуховому проходу. Барабанная перепонка состоит из трех слоев — эпидермального, фиброзного и слизистой оболочки, она представляет собой тонкую перепонку толщиной в 0,1 мм. По своей форме она напоминает вдавленную внутрь воронку. В середину ее с внутренней стороны вплетена рукоятка молоточка.

Барабанная перепонка начинает колебаться, когда на нее падают звуковые колебания со стороны наружного слухового прохода. Она может менять свое натяжение в зависимости от силы звука. Такая возможность осуществляется благодаря присутствию в полости среднего уха мышцы, натягивающей барабанную перепонку.

Существенной частью звукопроводящей системы среднего уха является цепь слуховых косточек, которая передает колебания барабанной перепонки к внутреннему уху. Одна из этих косточек — молоточек — вплетена своей рукояткой в барабанную перепонку, другая часть молоточка — головка — подвижно сочленена с наковальней, которая в свою очередь сочленена со стременем, последнее соединено посредством фиброзной связки с краем окна преддверия. Слуховые косточки и мышцы барабанной полости, кроме звукопроводящей, играют также защитную и адаптационную роль вслуховом анализаторе. При переходе из воздушной среды в жидкую, звуковые сигналы значительно ослабевают из- за разности в проводимости. Рычажный механизм среднего уха и разность площадей барабанной перепонки и основания стремени усиливают звук в среднем ухе. Эффективная вибрирующая поверхность барабанной перепонки примерно в 17 раз больше поверхности основания стремени, и в результате звуковая энергия возрастает в 17 раз. Рукоятка молоточка примерно в 1,3 раза длиннее короткого отростка наковальни, поэтому сила на стремени возрастает в 1,3 раза. Комбинация этих эффектов приводит к возрастанию силы звука до 33 дБ. Система среднего уха наиболее эффективно передает звуковые частоты 500-3000 Гц. Резонансная частота около 1000 Гц.

В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме окна преддверия, существует еще окно улитки, которое закрыто вторичной мембраной. Колебания перилимфы, возникшие у окна преддверия и прошедшие по ходам улитки, доходят до окна улитки. Если бы этого окна не было, то колебания были бы невозможны вследствие не сжимаемости жидкости.

В полости среднего уха имеются две мышцы : натягивающая барабанную перепонку и стремянная. Они удерживают слуховые косточки в определенном положении и защищают внутреннее ухо от чрезмерных звуковых раздражений. Громкие звуки ( более 70 дБ) вызывают сокращение стремянной мышцы, ограничивая тем самым подвижность стремени и ослабляя количество звуковой энергии. Это ослабление составляет от 10 до 30 дБ для громких звуков и более выражено на частотах ниже 2 кГц. Время рефлекторного сокращения колеблется от 10 до 150 мс. Колебания барабанной перепонки происходят свободно вследствие того, что в барабанной полости имеется всегда то же давление, что и в атмосферном воздухе. Это выравнивание давления происходит через слуховую трубу, соединяющую полость глотки с барабанной полостью. Обычно слуховая труба закрыта, но при каждом глотательном движении она открывается.

Таким образом, среднее ухо выполняет функции: передача звуковых колебаний к внутреннему уху, усиление звука, защитная.

Костное (тканевое) проведение звука. Кроме воздушной передачи звука, имеется еще так называемое костное или тканевое проведение. Если поставить ножку камертона на темя или на сосцевидный отросток, то звук будет слышен и при закрытом слуховом проходе. Звучащее тело вызывает периодические колебания костей черепа, которые распространяются на слуховой аппарат. Различают инерционный и компрессионный типы передачи звука в улитку на слуховой рецептор при костном его проведении. Звучащий камертон, поставленный своей ножкой на сосцевидный отросток или на темя, вызывает колебания костей черепа, при этом подвешенные на связках слуховые косточки в силу инерции отстают и поэтому колеблются в ином ритме, что уже в обычном порядке вызывает колебания перилимфы и основной мембраны. Это инерционный тип проведения звука.

Компрессионное распространение звука состоит в том, что звуковые колебания в кости вызывают ее периодические сжатия и разряжения, при этом сжимается и расширяется костная капсула внутреннего уха, в силу чего перилимфа колеблется за счет неодинаковой эластичности образований, закрывающих круглое и овальное окна. Колебания перилимфы возбуждают колебания базиярной пластинки.

Если закрыть наружный слуховой проход, то громкость при костной передаче резко увеличится (опыт Бинга). Это происходит потому, что при закрытом слуховом проходе колебания давления в среднем ухе, вследствие упругой деформации костей черепа становятся значительно большими, чем при открытом. Кроме того, при любом нарушении звукопроведения уменьшается поступление звуков в ухо, а чувствительность его возрастает. На этом основан опыт Вебера: при поражении звукопроводящего аппаратазвук от камертона, поставленного на темя, кажется более громким на больной стороне.

На уровне основания стремени заканчивается воздушный путь проведения звука. Далее звук передается на внутреннее ухо. Слуховая часть внутреннего уха представлена улиткой. Улитка человека имеет 2¾ завитка. Самый большой завиток - основной , самый маленький – верхушечный. Центральная часть улитки-модиолюс является костным стержнем. От костного стержня отходит винтообразно внутрь канала костная спиральная пластинка Эта костная пластинка вместе с перепончатой базилярной пластинкой (основная мембрана), являющейся ее продолжением, делит канал улитки на два спиральных коридора - верхний и нижний. На рисунке 2 представлена упрощенная модель улитки. Верхний коридор – преддверная лестница, нижний - барабанная лестница. Обе лестницы изолированы друг от друга и только у верхушки улитки сообщаются между собой через отверстие (геликотрема). Верхний и нижний коридор заполнены перелимфой. Между верхним (преддверным) и нижним (барабанным) коридорами располагается улитковый ход. Он заполнен эндолимфой. Улитковый ход отделен от преддверной лестницы преддверной мембраной, а от барабанной лестницы- базалярной пластинкой и спиральным гребнем модиолюса.

Лестница преддверия сообщается с окном преддверия и основанием стремени. Барабанная лестница граничит с барабанной полостью посредством окна улитки. От барабанной лестницы отходит водопровод улитки, соединяющий ее с субарахноидальным пространством задней черепной ямки.

Перилимфа и эндолимфа представляют гуморальную систему ушного лабиринта; эти жидкости различны по электролитному и биохимическому составу. В частности, эндолимфа содержит в 30 раз больше калия, чем перилимфа, а натрия в ней в 10 раз меньше, чем в перилимфе. Перилимфа сообщается с субарахноидальным пространством посредством водопровода улитки и представляет собой видоизмененную (главным образом, по составу белка) спинномозговую жидкость. Эндолимфа, находясь в замкнутой системе непосредственного сообщения с мозговой жидкостью не имеет. Обе жидкости лабиринта функционально тесно связаны между собой. Важно отметить, что эндолимфа имеет положительный электрический потенциал покоя, равный + 8 мВ, а перилимфатическое пространство нейтрально.

В улитковом ходенаходится слуховой рецепторный аппарат - спиральный, или Кортиев орган. Его длина в среднем составляет 34 мм. На поперечном разрезе (от верхушки улитки к ее основанию через модиолюс) улитковый ход имеет треугольную форму; он образован тремя стенками :

Верхняя стенка (преддверная мембрана) обращена к лестнице преддверия. Она представляет собой очень тонкую мембрану, отходящую от костной спиральной пластины под углом 45º к наружной стенке.

Наружная стенка образована спиральной связкой с расположенными на ней тремя видами клеток сосудистой полоски.

Нижняя стенка улиткового хода представлена спиральной мембраной соединяющей край спиральной пластинки со стенкой костной капсулы. На спиральной мембране лежит спиральный (Кортиев) орган. Спиральная мембрана является тонотопическим образованием, состоящим из эластических радиальных волокон их насчитывают до 24000). Длина этих волокон увеличивается по направлению от основного завитка улитки (0,15 см) к области верхушки (0,4 см). Приведенное строение основной мембраны имеет важное значение для уяснения физиологии слуха.

Спиральный орган состоит из нейроэпителиальных внутренних и наружных волосковых клеток, поддерживающих и питающих клеток (Дейтерса, Гензена, Клаудиуса), наружных и внутренних столбиковых клеток. Всего у человека насчитывают около 30 000 волосковых клеток, один ряд внутренних и три ряда наружных волосковых клеток. Внутренние и наружные волосковые клетки имеют различную клеточную организацию. Внутренние волосковые клетки имеют ряд органелл для активного поддержания сенсорной рецепции. Наружные волосковые клетки содержат сократительные белки ( актин-миозин), а также органеллы обычно встречающиеся у мышечных клеток, что позволяет им уменьшать или увеличивать свою длину в ответ на нервные сигналы. Такие свойства наружных волосковых клеток называются мотильностью. Внутренние волосковые клетки не обладают этим свойством. Волосковые клетки охватываются нервными волокнами, исходящими из биполярных клеток спирального ганглия. 95 % афферентных волокон связаны с внутренними волосковыми клетками, лишь 5% - с наружными.. В то же время эфферентные нервные синапсы имеются в основном у наружных волосковых клеток. Над спиральным органом расположена покровная мембрана, которая так же, как и спиральная, отходит от края спиральной пластинки. Она представляет собой мягкую, упругую пластинку, состоящую из протофибрилл, имеющих продольное и радиальное направление. В покровную мембрану проникают волоски наружных волосковых клеток, находящихся на основной мембране. При колебаниях спиральной мембраны происходит натяжение и сжатие этих волосков, что является моментом трансформации механической энергии в энергию электрического нервного импульса. В основе этого процесса находятся отмеченные выше электрические потенциалы лабиринтных жидкостей.

Звуковые колебания, дошедшие через окно преддверия до жидкости лабиринта, вовлекают и ее в колебательное движение. Эти колебания восходят по завиткам улитки, по лестнице преддверия к ее вершине, там переходят на барабанную лестницу, по которой возвращаются к основанию улитки, но уже к окну улитки. В эти колебания вовлекается спиральная мембрана, разделяющая ходы улитки на два этажа. Вместе со спиральной мембраной колеблется и находящийся на ней спиральный орган.

Во внутреннем ухе колебательные движения вызывают сокращение наружных волосковых клеток (НВК) Этот феномен способствует усилению стимула и участвует в преобразовании колебательных движений в нервные импульсы , которые далее идут по афферентным нервным волокнам. На регистрации активности НВК основана регистрация отоакустической эмиссии - одного из объективных методов исследования слуха. В улитке возникает электрическая активность — микрофонные потенциалы улитки (МП). МП повторяют сложную кривую звуковой волны как в отношении амплитуды, так и частоты колебаний и отражают пресинаптическую активность. Суммационный потенциал также отражает пресинаптическую активность, но является постоянным, регистрируемым как при стимуляции длительными тонами, так и короткими акустическими стимулами. Постсинаптическая активность представлена потенциалом действия (ПД) слухового нерва, генерируемым слуховым нервом. На регистрации электрической активности основаны такие объективные методики исследования слуха как электрокохлеография ( ЭкоГ) и вызванные слуховые потенциалы (ВСП)

Первый нейрон располагается в костном стержне улитки – модиолюсе. При этом биполярные клетки ганглия, направляясь центрально, входят в состав VIII пары черепного нерва, создавая его кохлеарную часть. При вступлении в ствол мозга восходящие элементы первого нейрона контактируют с клетками дорсального и вентрального кохлеарных ядер. Здесь начинается второй нейрон, волокна которого образуют два пучка. Один из них продолжает путь по одноименной стороне до заднего двухолмия и даже внутреннего коленчатого тела. Другой переходит на противоположную сторону и в составе трапециевидного тела достигает верхней оливы, откуда начинается третий нейрон, восходящий по боковой петле на той же стороне, достигая заднего четверохолмия и медиального коленчатого тела. Отсюда начинается четвертый нейрон, оканчивающийся в височной доле коры, в извилине Гешле.

Теории слуха.

В ранних теориях слуха проводилась параллель между музыкальными инструментами и функционированием уха. Ученые до 18 века считали, что внутреннее ухо является простым резонатором, подобно арфе. В 1760 году Cotungo впервые провел исследование, показавшее, что живая улитка заполнена жидкостью. До этого считалось, что наличие жидкости во внутреннем ухе является посмертным изменением органа. В 1851 году Корти с помощью светового микроскопа описал сложную структуру улитки. Это позволило Гельмгольцу в 1863 году предложить резонансную теорию. Он считал, что в улитке происходят явления механического резонанса, в результате которого сложные звуки в ней разлагаются на простые тоны. То обстоятельство, что спиральная мембрана с ее эластическими волокнами имеет разную ширину у основания и верхушки улитки (у основания — узкая, у верхушки — широкая) позволило Гельмгольцу считать ее образованием, разные участки которого способны резонировать на звуки неодинаковой высоты.

Теория Гельмгольца разъяснила основные свойства уха, т.е. определение высоты, громкости и тембра. Согласно резонансной теории, любой чистый тон имеет свой ограниченный участок восприятия на спиральной мембране. Одиночный звук, по его мнению, раздражает строго определенные нервные волокна — именно те, которые снабжают соответствующий участок мембраны, и раздражение этих волокон ощущается как звук строго определенной высоты. Однако оставалось неясно каким образом не происходит угасание вибрации в жидких средах улитки.

С изобретением телефона в 1870 году появилась новая теория, согласно которой ухо функционирует как электромеханический преобразователь. Согласно ей, ухо переводит энергию звука в электрические нервные импульсы, которые затем декодируются в мозгу.

Русский ученый П. П. Лазарев выдвинул теорию, по которой, при механическом раздражении волосковых клеток в них возникает химическая реакция, сила которой зависит от количества разлагающегося вещества (слухового пурпура), при этом освобождаются ионы, которые и вызывают процесс нервного возбуждения.

В 1940 году Бекеши на моделях и на улитке морской свинки показал, что спиральная мембрана совершает сложные колебания “ бегущие волны”— при высоких звуках волны деформации мембраны захватывают ее главным образом у основного завитка, при низких — всю мембрану. Места максимальной деформации соответствуют пространственному расположению звуков на спиральной мембране, в этих участках наблюдаются —вихревые движения лимфы. Бекеши описал бегущую волну по всей спиральной мембране с различным максимальным ее смещением. Смещение для низких частот наблюдалось у верхушки, для высоких у основания улитки.

В 1948 году биофизик Голд выдвинул предположение, что высокая способность уха здорового человека различать близко лежащие частоты связана с процессами превращения механической энергии в электрическую и электрической в механическую с участием активного биологического процесса, препятствующего потере энергии возникающей из-за угасания бегущей волны в жидких средах улитки. Как показали последующие исследования конца 70- 80-х годов XX века источником этого механизма явились наружные волосковые клетки ( НВК), за счет наличия в них актин-миозиновых субстанций.

Классификация технических средств

Сурдотехнические средства занимают особое место в образовательном процессе лиц с нарушением слуха. В учреждениях Волгограда используют разные технические устройства - слуховые аппараты, слухоречевые тренажеры «Соло», аудиоклассы «Сонет», «Верботон», «Глобус» и др. Их применение не позволяет полностью преодолеть тугоухость и глухоту. Внедрение новых технологий, моделей технических средств, обеспечение надлежащими вспомогательными слуховыми устройствами, оснащение современной техникой учреждений для проведения коррекционной работы улучшает адаптационные возможности детей, уменьшает их социальную изоляцию и оторванность от слышащего общества.




Рис. 1. Технические средства для организации коррекционного процесса у детей с нарушенным слухом
Технические средства можно условно разделить на несколько групп: первая - позволяет выявить тугоухость и глухоту, вторая - проводить коррекцию первичного дефекта (слуха) и вторичного нарушения (речи), третья - облегчает социально-бытовую реабилитацию. В Волгограде обучение детей с нарушенным слухом осуществляют в логопедических группах, начальной школе - детский сад, группах круглосуточного пребывания интернатного типа детских садов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах I и II вида, профессиональном училище.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Рабочая программа по технологии для основной школы предназначена...
Тика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета технологии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Программа дисциплины «Основы аудита финансовой отчетности» для специальности...
Курс «Основы аудита» предлагается в качестве факультатива для студентов факультета экономики (3 курс, 2 модуль)
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Решение наиболее сложных задач на server-side
Определение технических требований и технологий для реализации проектов компании
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Курс лекций Ставрополь, 2015 содержание стр. Введение лекция Введение...
Лекция 5: Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Лекция Основы процесса тестирования по 3
Лекция Как протестировать неизвестную программу или наращиваемый подход к первичному функциональному тестированию по. 17
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Инструкция для заполнения анкеты родителями
Анкета предназначена для оценки слухового развития детей с нормальным и нарушенным слухом. Анкета может быть заполнена в разных ситуациях...
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия и обучению...
Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Инструкция по действиям должностных лиц учреждений (организаций)...
Не курить, воздержаться от использования средств радио связи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Инструкция по действиям должностных лиц организации при угрозе или...
Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радио...
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Технических средств и процессов
Закон определяет правовые основы технического регулирования, возникающие в процессе разработки, испытаний, сертификации, производства...
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Лекция по гигиеническому обучению инженерно-технических работников,...
Нормативные требования вопросов регулирования оборота, применения и использования пестицидов и агрохимикатов
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Организационно-правовые...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная...
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Профессиональный стандарт
Определение стратегических целей бизнеса, формирование бизнес-модели организации, определение ключевых стейкхолдеров бизнеса и концепцию...
Лекция Основы использования технических устройств у лиц с нарушенным слухом Аннотация. Определение предмета, целей и задач курса. icon Федеральная антимонопольная служба отдел общественных связей Мониторинг...
Мониторинг сми на предмет цитируемости, упоминаемости целей и задач фоив на II квартал 2017 года

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск