Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….…………………....3
1.Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ…………………………………………………………………………..6
2.Аналитическое обоснование программы
2.1.Анализ уровня развития детей…………………………………………….......................8
2.2.Анализ ресурсного обеспечения программы…………………………………………...9
2.3.План реализации мероприятий, направленных на улучшение здоровья воспитанников ДОУ ………………………………………………………………………...10
3.Характеристика основных направлений программы «Здоровье»
3.1. Мониторинг здоровья детей………………………………………………………..…..16
3.2. Профилактика и оздоровление детей…………………………………….....................17
3.3. Организация питания…………………………………………………………………18
3.4. Организация питьевого режима……………………………………………………….19
3.5. Проведение закаливающих процедур………………………………….……………20
3.6. Организация гигиенического режима
3.6.1. Режим проветривания………………………………………………………….22
3.6.2. Проведение противоэпидемиологических мероприятий…………………….23
3.6.3. Гигиенические требования к игрушкам………………………………………24
3.7 Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
3.7.1. Качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка…………………………………………………………………………………24
3.7.2. Организация и проведение прогулок …………………………………………25
3.7.3. Организация прогулки в летний период времени……………………………27
3.7.4. Оказание первой медицинской помощи………………………………………28
3.7.5. Оптимизация режима дня…………………………………………...................29
3.7.6.Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса и режима дня……………………………………………………...………...30
4. Физкультурно-оздоровительная деятельность
4.1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности………….…...33
4.2. Дифференцированный подход к детям в различных формах физической культуры и дозирование нагрузки………………………………..……………………………………...34
4.3. Требования к организации занятий по физическому воспитанию……………….…35
4.4. Организация оздоровительных беговых тренировок………………………………...36
4.5. Охрана психического здоровья………………………………………………………...37
5. Здоровьесберегающая образовательная деятельность
5.1. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни……………………..39
5.3. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей…………………………….39
6. Взаимодействие с семьей…………………………………………………………………..41
Глоссарий……………………………………………………………………………………….43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (по определению Всемирной организации здравоохранения). Поскольку понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека, такая трактовка поднимает роль решения вопросов, связанных со здоровьем детей совершенно на новый уровень.
Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников ДОУ в режиме здоровьясбережения и здоровьяобогащения, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка создана настоящая целевая программа «Здоровье». Программа ориентирована на улучшение медико-психолого-педагогических условий пребывания детей в ДОУ.
Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи программы:
Отобрать и систематизировать нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
Определить оптимальные медико-психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ.
Внедрить здоровьесберегающие технологии в практику ДОУ.
Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.
Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.
Профессионального сотрудничества и сотворчества, что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.
Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.
Данная программа «Здоровье» реализуется посредством здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии –
Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей.
Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий
(классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесберегающей деятельности)
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.
Составляющие элементы медико-профилактических технологий:
организация мониторинга здоровья дошкольников;
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
контроль за физическим развитием дошкольников;
закаливание;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.
Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:
развитие физических качеств, двигательной активности;
становление физической культуры дошкольников;
дыхательная гимнастика;
массаж и самомассаж;
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
профилактика зрения.
Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.
Технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка:
в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
эмоционально благоприятная обстановка в группе.
Основная цель - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.
Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОУ:
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»
Приказом Минобрнауки России от 30.08.13 г. № 1014 Зарегистрированного от 26.09.13 № 30038 « О порядке и организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности включает в себя:
Методическое сопровождение медико-профилактической деятельности:
организация мониторинга здоровья дошкольников (Приказа Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»);
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья («Настольная книга медицинской сестры детского сада» В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткина, С.М. Чечельницкая);
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста (СанПиН 2.4.1.3049-13);
контроль за физическим развитием дошкольников (оценка интегральных показателей (физического и нервно-психического развития, физической подготовленности, отнесение к определенной группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой) проводится в соответствии с Приказом Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях", Приказом Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов» и Методическими рекомендациями «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);
закаливание (Программа «Как воспитать здорового ребёнка» В.Г. Алямовская);
организация профилактических мероприятий (СанПиН 2.4.1.3049-13);
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13)
Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности:
развитие физических качеств, двигательной активности (комплекс физических упражнений и подвижных игр);
становление физической культуры дошкольников (методические рекомендации В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка»;
дыхательная гимнастика
массаж и самомассаж (точечный массаж по А.А. Уманской);
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
профилактика зрения комлекс упражнении для сохранения зрения
Методическое сопровождение здоровьесберегающей
образовательной деятельности:
Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни (методические наработки творческой группы педагогов ДОУ с использованием материалов программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»);
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей (методические наработки творческой группы педагогов ДОУ).
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Анализ уровня развития детей
Анализ здоровья и физического развития воспитанников ДОУ
Важнейшей характеристикой качества дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников дошкольного учреждения. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приёмов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья воспитанников, что является важным для своевременного выявления отклонений в их здоровье.
Изучение состояния здоровья детей осуществляется инструктором по физической культуре и медицинскими работниками, которые определяют уровень физического развития на основе антропометрических данных и группу физического здоровья на основе анамнеза и обследования детей декретированного возраста врачами-специалистами, отслеживают заболеваемость детей, виды заболевания.
Данные проведенного анализа свидетельствуют о том, что в дошкольное учреждение приходят дети в основном со II группой здоровья. Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня заболеваемости детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии.
Для осуществления здоровьесберегающей деятельности, в ДОУ создан ряд условий, способствующих сбережению здоровья воспитанников, таких как:
- система профилактических осмотров детей;
- диагностика отклонений в состоянии здоровья детей с раннего периода;
- повышение качества оздоровления и формирование системы реабилитационных мероприятий в образовательном процессе;
- проведение психолого-медико-педагогической коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, особенно в критические периоды адаптации.
Все это призвано обеспечивать эффективное решение задач по улучшению уровня здоровья детей и снижению заболеваемости. При этом сведения о состоянии здоровья детей свидетельствуют о тенденции его ухудшения.
В сложившихся условиях приоритетным направлением деятельности ДОУ было определено здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей. Основополагающим фактором, в данном случае является комплексный подход медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.
Таким образом, анализ данных результатов показывает необходимость внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, таких как: медико-профилактических; физкультурно-оздоровительных; технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающих образовательных технологий, а также обеспечение единства медицинского и педагогического персонала в их реализации.
Анализ психологического развития детей ДОУ
Психологическое развитие ребенка рассматривается по следующим показателям: социально-эмоциональное благополучие; развитие творческих способностей; интересы и склонности, интеллектуальное развитие.
Анализ сложившейся ситуации показал, что в ДОУ созданы достаточно комфортные условия для гармоничного развития ребенка: проводится сопровождающая работа в период адаптации ребенка к детскому саду; создаются условия для полноценного психического развития ребенка: в группах созданы условия для развития способностей и потенциальных возможностей детей; среда организована с учетом зоны ближайшего развития; каждый ребенок находится под наблюдением специалистов, своевременно оказывается помощь детям, испытывающим те или иные проблемы в развитии.
О социально-эмоциональном развитии детей можно говорить на основании анализа следующего:
- анкетирования родителей 1 раз в год (с каким настроением ребенок идет в детский сад, с каким настроением возвращается, рассказывает ли о том, что было в детском саду, какое у него сегодня настроение и т.д.);
- ведения педагогами дневников (экранов) настроения детей;
- диагностику тревожности детей;
- выявления социометрического статуса ребенка в группе.
|