ПРИКАЗ
МИНИСТРАОБОРОНЫРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
№447.
«24» июля 2015 г. г. Москва
Об утверждении Инструкции по проведению проверок
организации и обеспечения промышленной безопасности
на опасных производственных объектах и безопасной
эксплуатации подъемных сооружений и оборудования,
работающего под давлением, в составе вооружения
и военной техники
В целях установления порядка проведения проверок организации и обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасной эксплуатации подъемных
сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению проверок организации и обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасной эксплуатации подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники.
2. Признать утратившим силу приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 110.
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
генерал армии
С.Шойгу
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
ИНСТРУКЦИЯ
по проведению проверок организации и обеспечения
промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасной эксплуатации подъемных сооружений
и оборудования, работающего под давлением, в составе
вооружения и военной техники
I. Основные цели, виды и продолжительность проверок
1. Инструкция по проведению проверок организации и обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасной эксплуатации подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники (далее – Инструкция) определяет порядок проверки и оценки в Вооруженных Силах Российской Федерации
органов военного управления и воинских частей по вопросам обеспечения промышленной безопасности и безопасной эксплуатациитехнических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники
(далее – объекты гостехнадзора).
2. Целями проводимых в соответствии с настоящей Инструкцией проверок организации и обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасной эксплуатации подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники (далее – проверки) являются:
контроль за выполнением требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны и нормативно-технических документов по обеспечению безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора(далее – обязательные требования);
определение состояния объектов гостехнадзора;
оказание помощи, изучение и распространение положительного опыта.
Проверки подразделяются:
по порядку проведения – на плановые и внеплановые;
по методу проведения – на комплексные (проводимые по двум и более элементам проверки) и проверки по отдельным элементампроверки.
3. Проверки осуществляются органами гостехнадзора.
Основным методом проверки является комплексный.
Внеплановые проверки и проверки по отдельным элементам проверки назначаются начальником Главного управленияконтрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации – помощником Министра обороны Российской Федерации (начальником территориального отдела) в случаях:
истечения срока исполнения органом военного управления, воинской частью ранее выданного органом гостехнадзора предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
поступления в орган гостехнадзора обращений и заявлений, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий, инцидентов и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
4. Продолжительность проверок не должна превышать:
органа военного управления, объединения, соединения –
10 суток;
воинской части – 5 суток.
II. Планирование, подготовка и проведение проверок
5. Планирование проверок осуществляется на год в общей системе планирования работы Главного управления.
Территориальным отделом разрабатывается раздел в годовом плане работы отдела.
Проверки воинских частей осуществляются не реже одного раза в два года, а также по основаниям, предусмотренным в пункте 3 настоящей Инструкции.
6. Для проведения проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии и члены комиссии. Состав и численность комиссии определяются начальником Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации – помощником Министра обороны Российской Федерации (начальником территориального отдела), исходя из состава проверяемых органов военного управления, воинских частей, целей и задач проверки, срока, отведенного на ее проведение.
Для проведения проверки воинской части территориальным отделом назначается один уполномоченный представитель органа гостехнадзора.
С должностными лицами, привлекаемыми к плановой проверке, до ее начала начальником управления (государственного технического надзора) Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации (начальником территориального отдела) проводятся инструкторско-методические занятия, в ходе которых доводятся план проверки, сроки ее проведения, состав комиссии и порядок ее работы, от-даются указания по подготовке к проверке, оформлению необходимых документов.
Членами комиссии изучаются необходимые для проведения проверки нормативные правовые акты, нормативно-технические документы, методики проведения проверки и оценки отдельных элементов проверки, материалы предыдущих проверок органа военного управления, воинской части, их дислокация, состав и организационная структура.
7. Цели, задачи и срок проведения проверки определяются начальником Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации – помощником Министра обороны Российской Федерации (начальником территориального отдела).
При подготовке к проверке разрабатываются следующие документы: приказ начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации (начальника территориального отдела) на проведение проверки, план проведения проверки и предписание на выполнение задания.
В приказе на проведение проверки отражаются цели и задачи проверки, состав комиссии, перечень проверяемых органов военного управления, воинских частей, сроки проведения проверки.
Командование проверяемых органов военного управления, воинских частей уведомляются о проведении плановой проверки не позднеечем за 10 суток до ее начала, о проведении внеплановой проверки уведомление не производится.
8. Подготовку членов комиссии к проведению проверки организовывают их непосредственные начальники. Председатель комиссии организует контроль готовности членов комиссии к проведению проверки.
9. Проверка начинается с предъявления командиру (начальнику) органа военного управления, воинской части, его уполномоченному представителю предписания на выполнение задания комиссией и ознакомления с приказом начальника Главного управленияконтрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации (начальника территориального отдела) о проведении проверки.
Далее работа комиссии осуществляется в соответствии с планом проведения проверки.
10. Командир (начальник) органа военного управления, воинской части предоставляет комиссии возможность ознакомиться с документами, связанными с целями и задачами проверки, обеспечивает присутствие должностных лиц, связанныхс организацией безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора, доступ комиссии на территорию проверяемого органа военного управления, воинской части, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым объектам гостехнадзора, а также транспортными средствами от места прибытия комиссии до места проведения проверки и обратно.
11. С началом проверки командир воинской части представ-ляет комиссии справку о состоянии находящихся в воинской части всех объектов гостехнадзора по форме: наименование, регистрационный (учетный) номер объекта гостехнадзора, подразделение, за которым он закреплен, и заключение о готовности объекта к проверке.
В справке отдельным разделом указываются объекты гостехнадзора, на которые оформлены: акты-рекламации, акты (инспекторские свидетельства) на списание, документы для отправки в ремонт или на хранение с приказами об их выводе из эксплуатации. Эти объекты гостехнадзора после проверки наличия указанных документов проверке не подвергаются.
Далее проводится документарная проверка, цель которой:
убедиться в полноте и достоверности документов и сведений по вопросу обеспечения безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора, представленных органом военного управления, воинской частью;
оценить соответствие деятельности командования воинской части обязательным требованиям.
Затем производится осмотр объектов гостехнадзора, при котором фиксируются:
соответствие объектов гостехнадзора обязательным требованиям;
выявленные факты нарушений обязательных требований.
При проверке функционирования объектов гостехнадзора и действий обслуживающего их персонала (далее – персонал) фиксируются:
функционирование приборов и систем контроля, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты;
состояние узлов, элементов и технических устройств;
правильность практических действий персонала;
знание обязательных требований специалистами и персоналом.
12. По результатам комплексных проверок определяется общая оценка («удовлетворительно» или «неудовлетворительно») и делается общий вывод.
13. По результатам проверки по отдельным элементам проверки общая оценка и общий вывод не определяются, а выстав-ляются оценки и делаются выводы по каждому проверенному элементу проверки.
14. По итогам проверки составляется акт проверки (приложение № 1к настоящей Инструкции) в двух экземплярах. При получении воинской частью оценки «неудовлетворительно» акт проверки оформляется в трех экземплярах.
В случае выявления фактов нарушений обязательных требований, кроме акта проверки, оформляется предписаниепо результатам проверки соблюдения обязательных требований (далее – предписание) (приложение № 2к настоящей Инструкции).
Один экземпляр акта проверки(предписания) вручается командиру (начальнику) органа военного управления, воинской части или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (предписанием). В случае отсутствия командира (начальника) органа
военного управления, воинской части или его уполномоченного представителя, а также в случае отказа в ознакомлении с актом проверки (предписанием) акт проверки (предписание) направляется фельдъегерско-почтовой связью Вооруженных Сил или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес проверяемого органа военного управления, воинской части. Копия реестра (уведомление) приобщается ко второму экземпляру акта проверки(предписания), хранящемуся в деле уполномоченного органа. Третий экземпляр акта проверки (предписания)направляется в
орган военного управления, которому непосредственно подчинена воинская часть.
Об устранении выявленных в ходе проверки нарушений командир (начальник) органа военного управления, воинской части в установленные предписанием сроки информирует начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации – помощника Министра обороны Российской Федерации (начальника территориального отдела).
III. Проверка органов военного управления
15. Органы военного управления проверяются в части выполнения обязательных требований по следующим элементам проверки:
а) организация планирования и контроль проведения технических освидетельствований, диагностирования и ремонта объектов гостехнадзора в подчиненных воинских частях;
б) организация и контроль обеспечения промышленной безопасности в подчиненных воинских частях;
в) организация доведения, изучения и проверки знаний обязательных требований, подготовки персонала в подчиненных воинских частях;
г) контроль за исполнением предписаний (устранением недостатков) в подчиненных воинских частях, выданных органами гостехнадзора;
д) организация проведения служебных (административных) расследований причин аварий и несчастных случаев на объектах гостехнадзора и мероприятий по их предупреждению. При наличии в подчиненных воинских частях случаев гибели людей на объектах гостехнадзора за проверяемый период элемент проверки оцени-вается «неудовлетворительно»;
е) знание обязательных требований должностными лицами, назначенными ответственными за осуществление контроля за соблюдением технических требований на объектах гостехнадзора.
16. Организация планирования и контроль проведения технических освидетельствований, диагностирования и ремонта объектов гостехнадзора в подчиненных воинских частях оцениваются:
«удовлетворительно», если планирование организовано в порядке, предусмотренном в Министерстве обороны. Планирующая документация имеется, утверждена и согласована в установленном порядке. Отсутствуют факты невыполнения плана за проверяемый период. Организован контроль за выполнением плана в подчиненных воинских частях;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
17. Организация и контроль обеспечения промышленной безопасности в подчиненных воинских частях оцениваются:
«удовлетворительно», если промышленная безопасность в подчиненных воинских частях организована под руководством
органа военного управления и ведется мониторинг выполнения обязательных требований;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
18. Организация доведения, изучения и проверки знаний
обязательных требований, подготовки персонала в подчиненных воинских частях оценивается:
«удовлетворительно», если организационные документы (приказы, планы, графики проведения учебных занятий) разработаны в полном объеме, их содержание соответствует требованиям правовых актов Министерства обороны, доведены до подчиненных воинских частей, организован контроль за изучением и проверкой знаний обязательных требований и за подготовкой персонала в подчиненных воинских частях;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
19. Контроль за исполнением предписаний (устранением недостатков) в подчиненных воинских частях, выданных органами гостехнадзора, оценивается:
«удовлетворительно», если организованы система сбора и обобщения информации о выданных предписаниях подчиненным воинским частям и контроль их исполнения. Меры, принимаемые по результатам неисполнения предписаний (в том числе неисполнения в установленный срок), позволили устранить выявленные нарушения;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
20. Организация проведения служебных (административных) расследований причин аварий и несчастных случаев на объектах гостехнадзора и мероприятий по их предупреждению оценивается:
«удовлетворительно», если учет несчастных случаев организован. По каждому из них в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства обороны, проведены расследования. На основании выводов запланированы профилактические мероприятия, исключающие повторение несчастных случаев. Все мероприятия выполнены в запланированные сроки, организовано информирование подчиненных воинских частей о произошедших несчастных случаях;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
21. Знание обязательных требований должностными лицами, назначенными ответственными за осуществление контроля за соблюдением технических требований на объектах гостехнадзора, оценивается:
«удовлетворительно», если ответственный за осуществление контроля за соблюдением технических требований на объектах гостехнадзора назначен приказом командира (начальника) органа
военного управления и прошел проверку знаний обязательных требований в органах гостехнадзора;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
22. Общая оценка организации выполнения обязательных
требований в органе военного управления определяется:
«удовлетворительно», если не менее четырех отдельных
элементов проверки оценены «удовлетворительно»;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
В случае получения оценки «неудовлетворительно» за элементы проверки, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 15 настоящей Инструкции, общая оценка организации выполнения обязательных требований –«неудовлетворительно».
|