Проект
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования к знаниям, навыкам и умениям водителей автотранспортных средств (АТС) следующих категорий и подкатегорий: «В», «С», «С1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».
Стандарт устанавливает:
-требования к знаниям навыкам и умениям водителя АТС соответствующих категорий и подкатегорий, при выполнении которых кандидат в водители может быть допущен к управлению АТС.
-требования к уровням профессионального мастерства водителей, на основании которых возможна организация системы повышения квалификации водителей.
-требования к содержанию квалификационного экзамена маршруту проведения квалификационной поездки и минимальному времени, необходимому для ее проведения.
-требования к экзаменатору, принимающему экзамен по вождению АТС.
Общие требования к знаниям, навыкам и умениям водителей АТС
|
Профессиональные
обязанности
|
Основные навыки и умения, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей*
|
Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей**
|
1
|
2
|
3
|
1. Управление транспортным средством соответствующей категории и подкатегории с заданным качеством (в том числе при буксировании прицепа массой до 750 кг) в различных дорожных условиях.
Соблюдение режимов труда и отдыха.
|
Умение планировать и выполнять поездку, использовать атлас автомобильных дорог, дорожные знаки и указатели, радиотехническое и навигационное оборудование.
Умение использовать при управлении оптимальную модель поведения в транспортном потоке (в т.ч. на автомагистрали).
Умение управлять АТС в различных условиях движения (в т.ч. в темное время суток).
Умение не превышать безопасную скорость, не уменьшать дистанцию и поперечный интервал относительно безопасных значений; не уменьшать скорость и не увеличивать поперечный интервал относительно величин, при которых автомобиль начинает создавать помехи движению других ТС.
Умение маневрировать в транспортном потоке.
Умение информировать других участников движения о своих маневрах и не создавать им помех.
Умение использовать приборную информацию для оптимизации управления АТС и контроля его технического состояния.
Умение оптимизировать свою рабочую позу и устанавливать зеркала заднего вида в оптимальное положение.
Навык руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес.
Умение пускать двигатель при различном его температурном состоянии.
Навыки регулирования движения ТС:
- трогаться с места (в т.ч. на подъеме), разгоняться с переключением передач по экономичному алгоритму;
- стабилизировать скорость;
- применять накат и торможение двигателем с переключением передач;
- штатно тормозить рабочей тормозной системой;
- фиксировать ТС с помощью стояночного тормоза;
- направлять ТС по заданной траектории и устранять его отклонения от нее.
Умение маневрировать в ограниченных проездах:
-двигаться передним и задним ходом при ограничении поперечного интервала;
-разворачиваться с многократным применением передач переднего и заднего хода;
-поворачивать на 900 при движении передним и задним ходом;
-выполнять параллельную парковку передним и задним ходом
Умение регулировать движение АТС при возникновении нештатных ситуаций:
-использовать скоростной алгоритм разгона, в том числе при буксовании колес;
тормозить с максимальным замедлением, сохраняя устойчивость АТС против сноса и заноса;
-стабилизировать снос и занос.
Умение контролировать техническое состояние АТС и предупреждать его отказы.
Умение поддерживать комфортные условия в кабине (салоне) АТС.
Умение оказывать первую помощь при ДТП.
|
Задача водителя при управлении ТС – перемещение пассажиров и грузов с максимальной эффективностью и экологичностью (оптимальная средняя скорость и минимальный расход топлива), заданным уровнем безопасности.
Правила дорожного движения, ответственность за их нарушение в соответствии с административным, уголовным и гражданским кодексами.
Правила экологичного поведения в дорожном движении
Факторы, влияющие на профессиональную надежность водителя:
- квалификация – точность формирования плана действий (определение безопасных значений скорости, дистанции и поперечного интервала), и точность выполнения плана действий (уровень навыков);
- личностные качества;
- этичность поведения в дорожном движении;
- состояние здоровья:
- режим труда и отдыха;
- прием лекарственных препаратов алкоголя, наркотиков.
Основы эффективного, экологичного и безопасного управления АТС:
-модель оптимального поведения водителя в дорожном движении;
- экономичный, экологичный и безопасный алгоритм регулирования скорости АТС;
- зависимость средней скорости, расхода топлива, экологичности и безопасности управления АТС от максимальной скорости на участках свободного движения в транспортных потоках с различными уровнями удобства движения;
-влияние отклонения скорости АТС от средней скорости транспортного потока на безопасность управления;
- влияние неравномерности движения на расход топлива и безопасность управления АТС;
Условия безопасного управления ТС:
- динамический габарит ТС;
- опасное пространство вокруг ТС;
- конфликтное пространство вокруг АТС;
-типичные ситуации, приводящие к ДТП;
- влияние на безопасность управления АТС элементов плана и профиля дороги, скользкости и ровности ее покрытия;
- влияние на безопасность управления АТС темного времени, дождя, тумана, метели;
- влияние на безопасность управления АТС уровня удобства движения в транспортном потоке;
- специфические факторы риска, связанные с участием в дорожном движении мотоциклистов, велосипедистов, и пешеходов (особенно детей, и лиц с ограниченной подвижностью);
- меры предосторожности при посадке и высадке пассажиров;
- информация, снимаемая с пилотажных приборов и маршрутного компьютера для повышения эффективности, экологичности и безопасности управления ТС;
-принципы оптимального размещения на рабочем месте;
-принципы руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес;
-скоростные алгоритмы разгона без буксования и с буксованием ведущих колес;
- алгоритмы аварийного торможения при различных коэффициентах сцепления шин с дорогой на АТС с различными типами приводов;
-алгоритмы управления при превышении безопасной скорости на входе в поворот на АТС с различными типами приводов;
-алгоритм управления АТС при объезде препятствия.
Устройство и свойства АТС как объекта управления.
Правила поведения водителя при ДТП.
Правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Основы работы с дорожными картами и навигационным оборудованием.
|
2. Проведение ежедневного технического обслуживания АТС, устранение мелких неисправностей в пути.
|
Визуально осматривать АТС.
Выполнять ежедневный технический контроль.
Устранять мелкие неисправности, не требующие разборки агрегатов (в т.ч. замена колеса).
|
Устройство АТС как объекта управления и его техническая эксплуатация.
Правила техники безопасности при обслуживании транспортных средств.
Нормы давления в шинах
_____________________
|
3. Заправка АТС топливом и техническими жидкостями.
|
Заправлять АТС горюче-смазочными материалами и техническими жидкостями;
Соблюдение техники безопасности при заправке
Обеспечение экологической безопасности при выполнении работ по заправке транспортного средства.
Соблюдать меры противопожарной и экологической безопасности при заправке транспортного средства
|
Объемы заправочных емкостей марки заправочных материалов и технических жидкостей, применяемых для обслуживаемого АТС, их совместимость.
|
4. Специальные требования к водителям АТС категории «В»
|
Квалификационный уровень – второй
|
Компетентность работника включает применение знаний в большом диапазоне различных работ, выполняемых при разнообразии обстоятельств. Некоторые из этих работ являются сложными и нестандартными, на работника возложена определенная ответственность и он имеет некоторую автономность.
|
Направление деятельности работников
|
Управление автомобилем
|
Требования к общеобразовательному уровню и уровню профессионального образования
|
Среднее общее образование, профессиональная подготовка
|
Требования к практическому опыту
|
Не предъявляются
|
Требования к аттестации и сертификации
|
Добровольная сертификация
|
Уровни компетентности – пять
|
I – V ранги (4-8 разряды)
|
Специфические требования к состоянию здоровья
|
Устанавливаются Министерством здраво-охранения и социальной защиты РФ
|
Требования, предъявляемые к качеству управления ТС на квалификационном экзамене
|
При выполнении квалификационной поездки по заданному маршруту кандидат в водители должен проехать его не выходя за границы безопасного управления со скоростью транспортного потока и расходом топлива, соответствующему V рангу в табл.1.
|
Таблица 1.
5. Шкала ранжирования водителей транспортных средств
категории «В» по уровню мастерства
Ранг
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
Расход топлива по отношению к нормативу не более %
|
72
|
78
|
84
|
90
|
100
|
6. Дополнительные требования к водителю АТС категории «В»,
выполняющему коммерческие перевозки пассажиров
|
Профессиональные
обязанности
|
Основные умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей
|
Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей
|
1
|
2
|
3
|
6.1. Получение и оформление путевой документации
|
Получение в диспетчерской службе необходимой путевой документации.
Соблюдение конфиденциальности в отношении получаемой информации.
|
Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации.
Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения.
Должностная инструкция.
Правила внутреннего распорядка своей организации.
Основы межличностного и делового общения
|
6.2. Посадка пассажиров
|
Проверка применения пассажирами ремней безопасности
|
Правила дорожного движения
Должностная инструкция
Правила внутреннего распорядка своей организации.
|
6.3. Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и пассажиров
|
Управление ТС с заданным уровнем безопасности.
Принятие мер безопасности на стоянках в соответствии с инструкцией своей организации.
Исключение перевозки посторонних лиц.
Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц.
|
Правила дорожного движения
Правила остановки транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции.
Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Должностная инструкция
Правила внутреннего распорядка своей организации.
Распоряжения и приказы своей организации.
|
6.4. Выполнение перевозки согласно путевой документации
|
Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации.
Соблюдение сроков доставки пассажиров
|
Путевая документация.
Карты, атлас автомобильных дорог.
Руководство по применению навигационной аппаратуры
|
6.5. Оформление и сдача путевой, и финансовой документации
|
Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче.
Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов.
Проверка комплектности транспортной и финансовой документации.
Сдача в срок путевой документации должностному лицу для отчета о выполнении задания.
Соблюдение правил внутреннего распорядка своей организации.
Заполнение авансового отчета.
Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу.
Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового полиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина
|
Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации.
Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения.
Организационная структура своего предприятия.
Должностная инструкция.
Правила внутреннего распорядка своей организации.
|
7. Дополнительные требования к водителям АТС категории «В»,
выполняющих коммерческие перевозки грузов
|
|
Коммерческие перевозки грузов. Профессиональные обязанности
|
Основные умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей
|
Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей
|
|
1
|
2
|
3
|
|
7.1. Получение и оформление путевой и транспортной документации
|
Получение в диспетчерской службе необходимой путевой и транспортной документации.
Проверка наличия подписей, печатей, кодов грузов, совпадения данных в различных путевых и транспортных документах.
Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом своей диспетчерской службы.
Получение пропуска на въезд в терминал
Отражение в транспортной документации замечаний о целостности упаковки груза.
Соблюдение конфиденциальность в отношении получаемой информации.
|
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации.
Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения.
Должностная инструкция.
Правила внутреннего распорядка своей организации.
Основы межличностного и делового общения
|
|
7.2. Прием груза у грузоотправителя, руководство его размещением на грузовой платформе и закреплением.
|
Соблюдение Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
Принятие груза по количеству, весу, маркировке и целостности его упаковки.
Осуществление контроля соответствия весовых и габаритных параметров груза технической характеристике ТС.
Руководство размещением груза с учетом распределения его веса по осям и указаний отправителя по нагрузке на тару
Проверка (обеспечение) надежного закрепления груза.
Отказ от погрузки при отсутствии возможности надежного закрепления груза
Сверка соответствия маркировки на пломбах и упаковках с указанной информацией в транспортной документации
Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки.
|
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правила размещения груза.
Правила и нормы охраны труда
Должностная инструкция
Правила внутреннего распорядка своей организации.
|
|
7.3. Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и груза
|
Управление ТС с заданным уровнем безопасности.
Принятие мер безопасности и обеспечения сохранности ТС и груза в рейсе и на стоянках в соответствии с инструкцией своей организации.
Исключение перевозку посторонних лиц.
Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц.
Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки.
Проверка целостности тента и уплотнительных устройств.
|
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правила остановки транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции.
Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Должностная инструкция
Правила внутреннего распорядка своей организации.
Распоряжения и приказы своей организации.
|
|
7.4. Получение и оформление транспортной документации
|
|
|
2
|
7.5. Выполнение перевозки согласно путевой документации
|
Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации.
Соблюдение сроков доставки груза.
|
Путевая документация.
Карты, атлас автомобильных дорог.
Руководство по применению навигационной аппаратуры
|
|
7.6. Сдача груза грузополучателю и оформление документации у грузополучателя
|
Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом диспетчерскую службу своей организации.
Информирование грузополучателя о доставке груза.
Получение пропуска на въезд в зону разгрузки.
Сдача груза грузополучателю и оформлять транспортную документацию.
|
Основные термины в сфере автомобильного транспорта и
|
|
7.7. Оформление и сдача путевой, транспортной и финансовой документации
|
Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче.
Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов.
Проверка комплектности транспортной и финансовой документации.
Сдача в срок путевой и транспортной документации должностному лицу для отчета о выполнении задания.
Соблюдение правил внутреннего распорядка своей организации.
Заполнение авансового отчета.
Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу.
Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового полиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина
|
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации.
Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения.
Организационная структура своего предприятия.
Должностная инструкция.
Правила внутреннего распорядка своей организации.
|
|
8. Требования к маршруту и продолжительности проведения
квалификационного экзамена
Маршрут проведения квалификационной поездки, по возможности, должен включать условия движения, с которыми кандидат в водители встретится после получения допуска к управлению АТС. Маршрут должен обеспечивать проверку умения кандидата в водители управлять АТС с заданным качеством – ездить безопасно со скоростью транспортного потока, не превышая норматива расхода топлива. Продолжительность квалификационной поездки должна быть не меньше 60 мин при сдаче квалификационного экзамена на право управлять АИС категории «В» и не менее 90 мин – на АТС категорий «С» и «D».
9. Требования к квалификации экзаменатора
Экзаменатором может стать лицо, имеющее высшее профессиональное образование по технической специальности, возраст не моложе 25 лет, стаж вождения АТС не менее 5 лет, квалификацию водителя не ниже II ранга и получивший дополнительную профессию «экзаменатор по вождению автотранспортных средств»
|