Типовая инструкция для инженерно-технических
работников, ответственных за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии
РД 10-275-99
www.fedinst.ru
8-800-700-01-87
Звонок бесплатный по всей Р.Ф.
Типовая инструкция для инженерно-технических
работников, ответственных за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии
РД 10-275-99
Содержание
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ОБЯЗАННОСТИ
3. ПРАВА
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
|
Утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 19.03.99 № 22
На основании настоящей Типовой инструкции каждая организация, эксплуатирующая краны-трубоукладчики, обязана разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника,ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии.
Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации кранов-трубоукладчиков, и указания по содержанию кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов-трубоукладчиков.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков, утвержденными Госгортехнадзором России 20.11.97*, ответственность за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии владелец совместно с организацией, эксплуатирующей краны-трубоукладчики, должны возложить на инженерно-технического работника соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий краны-трубоукладчики.
* Далее по тексту - Правила.
1.2. Ответственность за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии должна быть возложена на одного инженерно-технического работника.
1.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, должностной инструкции и другихнормативных документов, касающихся его должностных обязанностей, аттестационной комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, проводится не реже одного раза в 3 года аттестационной комиссиейбез участия инспектора госгортехнадзора.
1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержаниекранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт крана-трубоукладчика до его регистрации в органах госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.
1.5. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, исполнение егообязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном п. 1.4 настоящей Типовой инструкции и Правилами.
1.6. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен знать:
1) Правила;
2) должностную инструкцию для инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии;
3) конструкцию кранов-трубоукладчиков, их назначение, точки смазки узлов и механизмов, методы ремонта в объеме, необходимом для проведения технического обслуживания и ремонта;
4) требования, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов-трубоукладчиков, в частности периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций, узлов гидросистемы и способы проверки приборов безопасности, регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся и заменяемых деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния кранов-трубоукладчиков для отправки в капитальный ремонт;
5) производственные инструкции для обслуживающего персонала - крановщиков (машинистов), слесарей,наладчиков приборов безопасности;
6) Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений (РД 10-08-92);
7) методические рекомендации и иные предписания органов Госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации кранов-трубоукладчиков;
8) устройство кранов-трубоукладчиков, приборов безопасности и съемных грузозахватных приспособлений;
9) порядок регистрации и снятия с учета кранов-трубоукладчиков, установки и пуска их в эксплуатацию;
10) порядок передачи во временное пользование другим организациям кранов-трубоукладчиков для работы в других регионах;
11) систему планово-предупредительного ремонта кранов-трубоукладчиков, порядок вывода их в ремонт иввода в эксплуатацию после ремонта;
12) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования кранов-трубоукладчиков;
13) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
14) организацию надзора и обслуживания кранов-трубоукладчиков на предприятии;
15) нормы браковки стальных канатов.
2. ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан обеспечить:
1) содержание кранов-трубоукладчиков, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленныеграфиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров исвоевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра кранов-трубоукладчиков, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
2) обслуживание и ремонт кранов-трубоукладчиков обученным и аттестованным персоналом, обладающимдостаточными навыками для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
3) контроль за выполнением крановщиками (машинистами) и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию кранов-трубоукладчиков;
4) своевременную подготовку кранов-трубоукладчиков к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов-трубоукладчиков, отработавших нормативный срок службы;
5) вывод в ремонт кранов-трубоукладчиков в соответствии с графиком;
6) хранение паспортов и технической документации на краны-трубоукладчики, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;
7) выполнение предписаний органов госгортехнадзора и службы по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
2.2. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, допускает к эксплуатации вновь установленный кран-трубоукладчик или кран-трубоукладчик, полученный после ремонта, только после проведения технического освидетельствования и при наличии разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана-трубоукладчика, а также обученного обслуживающего и ремонтного персонала.
2.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие кранов-трубоукладчиков требованиям Правил, обязан приостановить их эксплуатацию, сообщив о выявленных недостатках владельцу крана-трубоукладчика или организации, его эксплуатирующей.
2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции кранов-трубоукладчиков инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан строго соблюдатьтребования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ сторонними организациями, неимеющими разрешения (лицензии) органов госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.
2.5. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях кранов-трубоукладчиков, обследовании кранов-трубоукладчиков, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках кранов-трубоукладчиков инспектором госгортехнадзора и инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-трубоукладчиков.
2.6. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен подготовить машину к техническому освидетельствованию, при этом проверяются в работе ее механизмы, приборы безопасности, тормоза, аппараты управления, узлы гидросистемы, освещение,сигнализация. Если инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, поручалось проведение смотра отдельных узлов и механизмов кранов-трубоукладчиков до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании он должен проверить:
1) состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии и других дефектов), а также кабины, лестниц, площадок и ограждений;
2) состояние крюка, блоков, барабанов, элементов тормозов;
3) состояние канатов и их крепление;
4) соответствие массы противовеса и балласта значениям, указанным в паспорте. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным засодержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии.
2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан:
1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;
2) произвести расчет каната;
3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;
4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;
5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана-трубоукладчика.
2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан проверить:
1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановке и упором должен составлять для кранов-трубоукладчиков не менее 200 мм;
2) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета.
2.9. Если на инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан производить их периодические осмотры в сроки, установленные Правилами, а также их ремонт в соответствии с нормативными документами.
2.10. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переводкрановщиков (машинистов) для работы с одного крана-трубоукладчика на другой без его ведома.
При необходимости перевода крановщика (машиниста) с одного крана-трубоукладчика на другой того жетипа, изготовленный на том же предприятии, он обязан ознакомить крановщика (машиниста) с руководством по эксплуатации этого крана-трубоукладчика и обеспечить его стажировку, а также проверить его практические навыки.
Перевод крановщиков (машинистов) с кранов-трубоукладчиков одного типа (например, с механическим приводом лебедки) на другой (например, с гидромеханическим или гидравлическим приводом) или изготовленный на другом предприятии, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.
2.11. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы работники, на которых возложены обязанности по обслуживанию кранов-трубоукладчиков: крановщики (машинисты), слесари, наладчики приборов безопасности, вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики (машинисты) должны производить осмотр кранов-трубоукладчиков перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки кранов-трубоукладчиков должны записываться в вахтенный журнал.
Проверка ведения вахтенного журнала инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должна производиться не реже одного раза в месяц.
2.12. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажи крановщиков (машинистов) и слесарей по безопасному обслуживанию и ремонту кранов-трубоукладчиков, анализируя допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.
2.13. При инструктаже крановщиков (машинистов) до начала работ особое внимание должно быть обращено на:
1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся частей кранов-трубоукладчиков, которые могут быть причиной несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.);
2) исправность действия приборов и устройств безопасности;
3) состояние тормозов, блоков, барабанов, канатов, крановых металлоконструкций, уровни и состояние смазочно-охлаждающих жидкостей;
4) соблюдение установленного порядка приема и сдачи смены;
5) строгое выполнение требований нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
6) состояние ходовой части;
7) условия загрузки и разгрузки платформ и полувагонов;
8) недопустимость перегруза кранов-трубоукладчиков;
9) необходимость запирания дверей кабины по окончании работы или уходе с крана-трубоукладчика;
10) недопустимость установки кранов-трубоукладчиков для работы под линией электропередачи, а такжеближе 30 м от нее без наряда-допуска;
11) порядок установки кранов-трубоукладчиков на уклонах, на краю траншей и котлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.;
12) недопустимость нахождения людей под перемещаемым грузом и вблизи работающего крана-трубоукладчика;
13) необходимость строгого соблюдения стропальщиками способов строповки грузов и применения соответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;
14) соблюдение указаний, содержащихся в руководстве по эксплуатации, о возможности совмещения операций при работе крана-трубоукладчика и условиях опускания стрелы с грузом.
2.14. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, должен:
1) обеспечить крановщиков вахтенными журналами;
2) обеспечить наличие на кране-трубоукладчике табличек с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;
3) направлять краны-трубоукладчики на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками, и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линии электропередачи илидействующего трубопровода. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;
4) вести учет наработки кранов-трубоукладчиков в моточасах.
2.15. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, не должен допускать их работу при:
1) наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.);
2) ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;
3) неисправности приборов и устройств безопасности;
4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей, видимых поврежденияхгидросистем и признаках неисправности работы гидромеханических передач и гидроузлов;
5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески;
6) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы кранов-трубоукладчиков;
7) запрещении работы кранов-трубоукладчиков инспектором госгортехнадзора или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-трубоукладчиков. Когда кран-трубоукладчик остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии.
3. ПРАВА
3.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, имеет право:
1) посещать в любое время участки, где работают краны-трубоукладчики, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных инструкций;
2) выводить краны-трубоукладчики из работы для проведения их технических обслуживании, ремонтов,освидетельствований, специальных обследований и диагностирования;
3) отстранять от обслуживания кранов-трубоукладчиков персонал, нарушающий производственные инструкции;
4) ставить вопрос перед руководством организации, эксплуатирующей кран-трубоукладчик, или владельцем о принятии мер дисциплинарного воздействия за нарушение работниками требований Правил и производственных инструкций.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение правилбезопасности и должностных инструкций.
|