Административно-хозяйственная деятельность МФЦ
Содержание
1. ОХРАНА ТРУДА …………………………………………………..3
1.1 Вводный инструктаж………………………………………………………5
1.2 Первичный инструктаж…………………………………………………...6
1.3 Повторный инструктаж……………………………………………………7
1.4 Внеплановый инструктаж………………………………………………....7
1.5 Целевой инструктаж……………………………………………………….8
1.6 Обязательная документация по охране труда………………………..….8
2. ОХРАНА МФЦ……………………………………………………………....10
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ………12
4. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТА…………………………….15
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МФЦ…………20
1. ОХРАНА ТРУДА
В целях создания безопасных условий труда в учреждении, соблюдения норм и правил в сфере охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний руководитель МФЦ должен знать и выполнять следующие основные мероприятия по охране труда:
- обеспечить проведение специальной оценки условиям труда. (ст. 212 ТК РФ). Основанием является Федеральный закон от 28.12.2013года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», утвердивший новую Методику проведения специальной оценки условий труда. В соответствии с указанной Методикой специальной оценке условий труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
- создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по ОТ с учетом специфики своей деятельности. (ст. 217 ТК РФ) При отсутствии службы охраны труда, штатного специалиста по ОТ их функции осуществляют работодатель или другой уполномоченный работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области ОТ, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. (Не путать ответственного за охрану труда в учреждении и специалиста по охране труда. Ответственный отвечает за организацию безопасных условий труда, а специалист по ОТ осуществляет контроль за выполнением требований по ОТ.)
-создать комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ). В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда».
- определить по результатам специальной оценки условий труда работы с вредными и (или) опасными условиями труда а также работы, выполняемые в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Если таковые имеются, то работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами (ст. 221 ТК РФ). Руководитель МФЦ имеет право с учетом мнения комитета по охране труда или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Порядок, нормы выдачи и носки СИЗ определены приказом Минтруда и соцразвития от 9.12.2014г. №997н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи…»
- обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения коллектива или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном (ст. 372 ТК РФ). Разработка и утверждение инструкций по охране труда производится на основании требований Постановления Минтруда РФ от 212.08.1998г.№37 исходя из должности работника, профессии или вида выполняемой работы.
Все инструкции утверждаются руководителем учреждения и согласуются с председателем профсоюза (представителем коллектива), пронумеровываются и регистрируются в журнале учета инструкций. Все работники учреждения после ознакомления с инструкциями получают на руки один экземпляр, ставят роспись в ознакомлении на инструкции экземпляра, который остается у руководителя, и в журнале выдачи инструкций. На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз разработчика инструкции, специалиста по ОТ (ответственного).
Пересмотр инструкций по охране труда для работников производится не реже одного раза в 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Проверку и пересмотр инструкций организует руководитель МФЦ..
ГОСТ 12.0.004.90. определяет виды и порядок проведения инструктажей по ОТ, а также программ проведения инструктажей по ОТ.
Виды инструктажей:
• вводный,
• первичный на рабочем месте,
• повторный,
• внеплановый,
• целевой.
1.1 Вводный инструктаж
1. Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
2. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей учреждения, утвержденной руководителем МФЦ и согласованной с представителем совета коллектива.
3 Вводный инструктаж с работниками учреждения проводит специалист по ОТ, руководитель или сотрудник, на которого приказом работодателя возложены обязанности (эти полномочия должны быть внесены в должностные обязанности).
4. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего.
1. 2 Первичный инструктаж на рабочем месте
1. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ. Проводящий инструктаж должны быть обучены по 40-часовой программе по ОТ и иметь удостоверение. О проведении первичного инструктажа делают запись в журнале регистрации на рабочем месте. Первичный инструктаж проводят по специально разработанным программам для каждой профессии.
2. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят:
- со всеми вновь принятыми в учреждение, переводимыми из одного подразделения в другое;
- с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
- со студентами и учащимися, прибывшими на практику,
- перед выполнением новых видов работ.
3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по инструкциям по охране труда и программам, разработанным для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда. Инструкции утверждаются руководителем учреждения и согласовываются с представителем совета коллектива.
4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, работающих на однотипном оборудовании и в одинаковых условиях.
1.3 Повторный инструктаж
1. Повторный инструктаж проходят все работающие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие (рекомендуется проводить 1раз в квартал).
2. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, работающих на однотипном оборудовании по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
3. О проведении повторного инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с пометкой «повторный».
1.4 Внеплановый инструктаж
1.Внеплановый инструктаж проводят:
- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
- при замене или модернизации оборудования, приспособлений инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
- при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
- по требованию органов надзора;
- при перерывах в работе – для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 дней.
2. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств,
3. О проведении внепланового инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с пометкой «внеплановый», указывая причину его проведения. Желательно завести отдельный журнал.
1.5 Целевой инструктаж.
1. Целевой инструктаж проводят:
- при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне учреждения и т.п.);
- ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
- проведении экскурсии в учреждении, организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).
1.6 Обязательная документация по охране труда.
В каждом учреждении должна быть разработана и вестись обязательная документация по охране труда.
1. Приказы по охране труда:
• о назначении лица, ответственного за обеспечение соблюдения требований охраны труда;
• о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
• о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность;
• о назначении лица, ответственного за техническую эксплуатацию зданий и сооружений;
• о назначении лица, ответственного за эксплуатацию тепловых установок;
• об организации присвоения неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности.
2. Инструкции по охране труда: - для всех профессий и рабочих мест.
3. Журналы по охране труда:
• регистрации вводного инструктажа;
• регистрации инструктажа на рабочем месте;
• регистрации противопожарного инструктажа;
• регистрации несчастных случаев;
• учета присвоения неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности.
Рекомендация руководителям:
Для организации полноценной работы по обеспечению безопасности учреждения и безопасных условий труда работников в МФЦ, рекомендуем обучится в специализированных организациях с получением удостоверений или руководителю МФЦ или направить на обучение наиболее ответственных работников с целью назначения их в дальнейшем в качестве ответственных лиц по следующим программам:
• охрана труда;
• пожарная безопасность;
• электробезопасность;
• эксплуатация тепловых установок.
2. ОХРАНА МФЦ
При отсутствии в учреждении штатных охранников (вахтеров, сторожей) задачи по охране государственных (муниципальных) объектов, которыми являются МФЦ, обычно решаются с привлечением сил и средств частных охранных организации (ЧОО, ЧОП). Такие объекты государственной (муниципальной) собственности выставляются на конкурсные процедуры (закупки), в процессе которых учитываются соответствия ЧОО (ЧОП) требованиям законодательства РФ в области охранных мероприятий, госстандартов и т.д. Сотрудники охранных структур, как правило, подготовлены в вопросах соблюдения комплекса мер безопасности. При построении системы безопасности учреждения охранная организация использует все руководящие документы и требования к техническим системам безопасности, и при помощи собственной методики оценки уязвимостей объекта, построения модели нарушителя и оценки вероятности реализации угрозы, оперативно реагирует в случае изменение обстановки.
Немаловажным становится факт материальной ответственности охранной структуры за переданное им под охрану имущество МФЦ. Все отношения в этом случае регулируется законодательными актами и инструкциями, следовательно государством. В повседневной будничной жизни МФЦ- это такой же офис, который посещают множество людей в день, где необходим порядок и безопасность заявителей и где требования по обеспечению безопасности определяются режимом труда. Любое нарушение правопорядка будет зафиксировано службой охраны и, следовательно, в обязательном порядке органами полиции — и запустится механизм правосудия.
Однако рекомендованный способ организации охраны и наиболее затратный. Сумма годового контракта с охранной организацией может достигать 1,5млн.рублей.
При ограниченных средствах наиболее эффективным решением по обеспечению охраны и безопасности МФЦ будет комбинация физической охраны и технических средств охраны. Т.е в ночное время охрана помещения МФЦ осуществляется силами вневедомственной охраны на основании заключенного договора, а в дневное время – или силами собственных работников или с привлечением охранников на договорной основе.
В большинстве случаев охрана помещения МФЦ организуется круглосуточно только с привлечением сил и средств вневедомственной охраны. Такой способ самый распространенный потому что, не требует больших финансовых вложений, обустройства и содержания отдельных помещений охраны. Но недостатком такого способа является наличие обязательной постоянной связи ( «тревожной кнопки») с дежурным вневедомственной охраны и отсутствие эффекта «физического присутствия » в помещении МФЦ сотрудника охраны. А иногда отсутствие сил охраны может спровоцировать потенциального нарушителя на противоправные действия. Решение о выборе способа охраны МФЦ должен принимать руководитель учреждения, оценив все особенности помещения и свои возможности.
Однако, при любой организации охраны помещения МФЦ во всех случаях должны быть разработаны и вестись следующие документы:
• Приказ об организации охраны в учреждении;
• Инструкция по организации охраны и пропускного режима;
• Список номеров телефонов территориальных органов внутренних дел, специальных и аварийных служб;
• График дежурства на объекте;
• Опись охраняемого имущества;
• Книга приема и сдачи дежурства;
• Книга сдачи помещений под охрану
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ
Особенностью приема заявителей в системе МФЦ является отсутствие жесткого пропускного режима и отлаженной профессиональной службы охраны, что усложняет выполнение мероприятий по противодействию терроризму. Но в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ «О противодействию терроризму», Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму», Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1244»Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», постановления администрации области от 12.09.2007 № 1013 «О повышении уровня антитеррористической защищенности исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и иных организаций области», а также руководящих документов МЧС, МВД и ФСБ России, касающихся вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных и кризисных ситуаций террористического, природного, техногенного, экологического и криминального характера, в каждом помещении МФЦ должны реализовываться указанные мероприятия, применительно к своим особенностям и условиям работы.
Руководителям МФЦ в целях исполнения указанных в руководящих документах требований рекомендуется :
• назначить своим приказом лицо, ответственное за выполнение мероприятий по антитеррористической защите учреждения из числа работников;
• разработать Инструкцию ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности;
• разработать Инструкцию по действиям работников и специалистов органов власти и организаций, предоставляющих услуги в МФЦ, при террористических угрозах, захвате заложников и иной чрезвычайной ситуации.
• обеспечить размещение информационных материалов антитеррористического содержания на стендах, экранах и т.д.
• организовать распространение Памяток населению среди сотрудников и посетителей;
• ежедневно проверять закрепленные помещения на предмет своевременного выявления взрывных устройств, подозрительных и бесхозных предметов, нарушений требований пожарной безопасности.
• ежегодно организовывать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи и практические занятия по действиям при ЧС
Большое значение в работе среди населения по вопросам антитеррористической защищенности имеет наглядный информационный материал в котором содержится информация о правилах поведения в случае нападения террористов. Основная задача этих стендов – снять страх. Страх появляется, если человек не знает чего ждать и как действовать. Информационные стенды «Нет терроризму», «Терроризм – это угроза», и с любыми другими тематическими заголовками предназначены для того, чтобы вместо паники в нестандартной ситуации человек знал и выполнял основные правила безопасности.
Одним из лучших профилактических средств в работе с любыми видами правонарушений , в том числе и рамках антитеррористических мероприятий, является установка в помещениях с массовым пребыванием людей системы видеонаблюдения. Одно оповещение посетителей в виде объявления «Ведется видеонаблюдение» многих дисциплинирует и иногда заставляет совсем отказаться от задуманных противоправных действий. Охранное телевидение должно охватывать не только само здание, но и прилегающую территорию. Количество устанавливаемых видеокамер, их место установки, порядок работы, сохранность видеоматериалов и т.п. определяется распоряжением руководителя для конкретных условий.
В помещениях МФЦ где нет видеонаблюдения руководителям рекомендуется запланировать установку подобных систем.
4. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТА
Все организации должны иметь систему пожарной безопасности, которая поможет защититься от пожара или предотвратить его последствия. Чтобы обеспечить в МФЦ противопожарный режим, нужно не только снабдить его техническими средствами пожаротушения, но и провести организационные мероприятия, на основании Федерального закона от 21.11.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», и других руководящих документов МЧС, МВД.
Пожарная сигнализация – это основа любой системы безопасности объекта, здания или помещения. Обязательность ее установки определена статьей 54 Федерального закона от 22. 07. 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Основное предназначение такой системы, которая совмещает звуковое и световое оповещение: сирена с особым тоном, а также специальные табло, демонстрирующие направление к выходу – это выявление пожара на начальной стадии возгорания и передача сигнала тревоги на пульт охраны. Пожарная автоматическая сигнализация должна устанавливается в залах и во всех офисных помещениях МФЦ. Если при строительстве или при реконструкции помещения МФЦ пожарная сигнализация не была предусмотрена, то руководитель должен принять все меры для ее установки. Как правило, сегодня пожарная сигнализация используется в комплексе с другими охранными системами такими как система видеонаблюдения.
Организационные мероприятия в системе пожарной безопасности заключаются в организации обучения специалистов и работников.
Пунктом 3 Правил N 390 «О противопожарном режиме» установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после обучения мерам пожарной безопасности. Такое обучение осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Отметим, что порядок проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума закреплен в Приказе МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – Приказ N 645)
Руководитель МФЦ и специалисты, ответственные за пожарную безопасность, должны обучиться пожарно-техническому минимуму в специализированных организациях с получением удостоверения о прохождении пожарно-технического минимума с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения. Обучение остальных работников МФЦ включает проведение противопожарных инструктажей и тренировок. Порядок и сроки инструктажа определяются руководителем МФЦ.
Согласно п. 8 Приказа N 645 противопожарный инструктаж – доведение до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучение пожарной опасности технологических процессов происходящих в учреждении, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. Он проводится со всеми работниками МФЦ по утвержденным программам. При проведении инструктажей по пожарной безопасности следует учитывать особенности МФЦ, его уставную деятельность, особенности расположения помещения, количество работников, посетителей, сторонних организаций, наличие сил и средств, которые можно привлечь для ликвидации пожара и др.
Противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой (п. 9 Приказа N 645). О проведении любого вида инструктажа необходимо сделать запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности (Пр. 1 к Приказу) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (п. 10 Приказа N 645). Инструктаж проводит руководитель МФЦ или лицо, ответственное за пожарную безопасность, назначенное приказом.
Программа инструктажа утверждается приказом руководителя МФЦ, а продолжительность устанавливается в соответствии с утвержденной программой.
Одним из главных пунктов в обеспечении пожарной безопасности учреждения считается правильная организация эвакуации людей. Для этого руководителем разрабатывается план, соответствующий ст.53 ФЗ №123 «Пути эвакуации людей при пожаре». Для того чтобы обеспечить эвакуацию нужно соблюсти требования:
• иметь наглядные материалы в доступных местах, которые показывают путь к выходам;
• обеспечить возможность беспрепятственно дойти до выхода (устранение захламленности);
• поддерживать в рабочем состоянии систему оповещения о том, что необходима эвакуация.
Рекомендуем для МФЦ следующий минимально необходимый комплект документации:
• Приказ о противопожарном режиме в учреждении
• Приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность
• Инструкции о мерах пожарной безопасности.( общая, руководителя (ответственного), специалистов, о порядке действий работников по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей)
• План (схема) эвакуации.
• План тренировок по эвакуации людей при пожаре.
• Журнал регистрации противопожарного инструктажа.
• Журнал учета первичных средств пожаротушения.
В небольшой организации с численностью работников до 20 человек можно установить противопожарный режим и режим антитеррористической защищенности учреждения одним приказом «О безопасности учреждения » и перечислить в нем все необходимые мероприятия: назначить ответственных (ответственного) за пожарную безопасность и выполнение мероприятий по антитеррористической защите, определить порядок обучения работников, утвердить инструкции и образцы журналов, установить порядок действий при ЧС и т.д.
Универсальных приказов и инструкций по пожарной безопасности не существует. Каждая организация составляет их с учетом своих особенностей, но единые требования к инструкции, которые определены п.462 Правил N 390 «О противопожарном режиме» должны быть соблюдены.
Одним из основных вопросов пожарной безопасности МФЦ является вопрос обеспечения электробезопасности. Обеспечение электробезопасности в МФЦ важно не только с точки зрения защиты людей от поражения электрическим током, но и в целях пожаробезопасности. По статистике, около половины пожаров происходят из – за нарушений правил электробезопасности. Для организации работ по обеспечению электробезопасности приказом руководителя назначается ответственный работник за электрохозяйство учреждения, который тоже должен пройти обучение в специализированной организации и иметь соответствующее удостоверение. На него возлагаются следующие обязанности:
• обеспечение безопасности работ в электроустановках до 1000 В
• организация систематического проведения замеров сопротивления изоляции и заземления
• контроль соблюдения работниками МФЦ требований правил, норм, инструкций по охране труда в области электробезопасности
• организация внедрения более совершенных блокировочных, отключающих, защитных устройств, обеспечивающих безопасность монтажа, ремонта и эксплуатации электоро оборудования
Напоминаем, что согласно ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций несут персональную дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МФЦ
1.Содержание в надлежащем состоянии зданий и помещений учреждения, а также прилегающей территории в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими и противопожарными нормами и правилами.
2. Создание надлежащих условий для труда и отдыха работников учреждения и специалистов организаций, предоставляющих услуги на базе МФЦ.
3. Разработка текущих и перспективных планов реконструкции, капитального и текущего ремонтов зданий, помещений учреждения.
4. Организация проведения ремонта здания, помещений.
5. Проведение работ по благоустройству, озеленению и уборке закрепленной за учреждением территории, оформлению фасада здания и т.п.
Для сохранности материально- технических ценностей необходимо провести ряд мероприятий:
1. Принятие офисной мебели и другого оборудования оформляется Актом приема – передачи основных средств.
2. На каждый объект заводится Инвентарная карточка учета основных средств.
3.В карточках учета делается запись: №№ п/п; наименование мебели; инвентарный номер; количество ; подпись ответственного лица.
4. Ответственное лицо отвечает за сохранность мебели, оргтехники и иного имущества.
5. Работники обслуживающего персонала обеспечиваются бесплатной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Приказом от 9.12.2014г. № 997н «Об утверждении Типовых норм».
6.Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечить своевременную выдачу специальной одежды, специальной обувью и других СИЗ с записью в личной карточке учета выдачи, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Статья 221ТК РФ.
|