МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения 2
II. Разработка, согласование с Минтрудом России, утверждение (введение в действие) правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, строительных и санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда, сводов правил по проектированию и строительству 2
III. Разработка и утверждение межотраслевых и отраслевых правил по охране труда 3
IV. Разработка и утверждение типовых инструкций по охране труда 6
V. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников 9
Приложение N 1 11
Приложение N 2 13
Приложение N 3 14
Приложение N 4 15
Приложение N 5 16
Приложение N 6 17
Приложение N 7 18
Приложение N 9 20
Приложение N 10 21
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" <1>, Трудовым кодексом Российской Федерации <2>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <3>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" <4> и другими нормативными правовыми актами, предусмотренными приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям <5>, в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
1.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
II. Разработка, согласование с Минтрудом России, утверждение (введение в действие) правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, строительных и санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда, сводов правил по проектированию и строительству
2.1. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций. [1]
____________________________________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314.
<5> Сноска на нормативные правовые акты обозначается квадратной скобкой.
2.2. Проект нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда (далее - акт), представляется для согласования в Минтруд России, как правило, с сопроводительным письмом, подписанным руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем. Предварительно рекомендуется согласовать его с заинтересованными подразделениями соответствующего федерального органа исполнительной власти и завизировать у руководителя юридической службы.
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти акты до представления в Минтруд России предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. [2]
2.3. Представляемый на согласование в Минтруд России проект акта при необходимости направляется руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России для проведения экспертизы в соответствующие подразделения Минтруда России или организации (отдельным независимым экспертам). Полученные от них замечания и предложения по представленному документу оформляются письмом, подписываемым руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Согласование представленного в Минтруд России проекта акта оформляется соответствующим грифом. [3]
Гриф согласования включает в себя слово "согласовано", наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование Министерства), личную подпись, расшифровку подписи, дату согласования или наименование документа, подтверждающего согласование, его дату и номер. Гриф согласования располагается в нижней части оборотной стороны проекта постановления, приказа, распоряжения об утверждении акта.
2.4. Акты принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене актов принимается не позднее 9 месяцев до окончания срока действия
федеральным органом исполнительной власти, их принявшим. [4]
2.5. При внесении изменений в законодательство Российской Федерации об охране труда и акты межотраслевого значения (межотраслевые правила и межотраслевые типовые инструкции по охране труда) отраслевые акты корректируются или отменяются независимо от установленного срока их действия. [4]
2.6. Акты, изданные совместно или по согласованию с Минтрудом России, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с Минтрудом России. [5]
2.7. В целях формирования федерального банка данных и единой компьютерной информационной системы федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие разработку и принятие актов, ежегодно представляют в Минтруд России перспективные планы их разработки и пересмотра, перечень актов, утвержденных в отчетном году, и, по мере их утверждения, 3 экземпляра этих актов (в т.ч. 1 на магнитном носителе), а также систематически информируют Минтруд России о внесенных в эти акты изменениях. [6]
2.8. Федеральные органы исполнительной власти организуют издание актов и обеспечение ими в установленном порядке заинтересованных организаций. [7]
</5></4></3></2></1></5></4></3></2></1>
|