Этапы формирования текущей оценки
численности населения на начало года
Источники
формирования
текущей оценки
численности
населения
в межпереписной
период
|
Нормативный
документ
|
Комментарии
|
Основным источником формирования информации о численности населения являются Всероссийские переписи населения
|
Федеральный закон от 25.01.2002
№ 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»
|
Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.
|
«Инструкция о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2010 года и заполнения переписных документов» утверждена приказом Росстата от 23.03.10 № 128
|
Инструкция разработана с учетом норм российского законодательства в соответствии с потребностями пользователей и сохранения преемственности с предыдущей переписью населения, на основе рекомендаций международных организаций.
Согласно пунктов 2.4.2., 2.4.3., 2.4.5. инструкции ВПН-2010 переписи населения подлежали категории населения, приведенные в приложении.
|
В период между переписями данные о численности населения получают расчетным путем, опираясь на данные последней прошедшей переписи и текущего учета движения населения. Расчет осуществляется на начало каждого следующего за переписью года.
|
«Методологические указания по оценке общей численности населения» утверждены приказом Росстата от 03.06.2010 № 209
|
|
Расчет численности населения на начало года осуществляется на основе:
- итогов ВПН-2010
- естественного прироста
- миграционного прироста
- муниципально-территориальных преобразований
|
Письмо Росстата от 04.03.2011г. № МД -08-23/857 «О расчетах общей численности населения на начало 2010г., на начало 2011 г. и в среднем за 2010 г.»
|
Первичные данные по естественному движению населения предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2011 № 334 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения» (формы № 1-РОД,
1-У, БР, РЗ) и соглашением об информационном взаимодействии Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю и Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края.
В соответствии с Производственным планом работ Росстата данные по ЕДН передаются территориальными отделениями ЗАГС ежемесячно на 7-й день после отчетного периода в территориальные органы госстатистики по месту нахождения.
Первичными документами, на основе которых осуществляется статистический учет миграции, являются листки статистического учета прибытий и выбытий. Эти документы относятся к ведению Федеральной миграционной службы. Листок статистического прибытия (Форма № 12П) и листок статистического учета выбытия (Форма
№ 12В) являются приложением № 12 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Приказ ФМС России от 20 сентября 2007 года
№ 208).
Согласно ч. III Административного регламента листки учета мигрантов ежемесячно поступают от территориальных органов Федеральной миграционной службы в территориальные органы гос. статистики по месту нахождения.
Листки статистического учета прибытий, составленные на лиц, зарегистрированных по месту пребывания на длительный срок, с 2011 года включены в общую систему обработки данных по миграции населения.
При этом Росстат обратился в ФМС России с просьбой о составлении таких документов на лиц, зарегистрированных на 9 месяцев и более (ранее - на 1 год и более). Это обусловлено тем, что согласно действующему миграционному законодательству 90 суток гражданин может не регистрироваться. С учетом этого времени при регистрации на 9 месяцев мигрант будет находиться на территории населенного пункта 1 год и более. Такой временной отрезок соответствует международному определению долгосрочной миграции.
Муниципально-территориальные преобразования учитываются на основании краевых и федеральных законов.
|
Письмо Росстата от 11.04.2011 № МД-08-23/1442 «О расчетах общей численности населения на начало 2011 г. по муниципальным образованиям»
|
Письмо Росстата от 27.12.2011 № 08-08-4/733-ТО «О расчетах общей численности населения»
|
Письмо Росстата от № 08-08-4/533-ТО от 13.03.2012 «О расчетах общей численности населения на начало 2012 г. по муниципальным образованиям»
|
Письмо ФМС от 03.12.2010
№8-0-14/1319
и письмо Росстата от 09.02.2011
№8-9-19/112
|
|
«Методологические указания по оценке общей численности населения» утверждены приказом Росстата от 03.06.2010 № 209
|
Росстат доводит до сведения каждого территориального органа утвержденную оценку численности населения по всему населению субъекта, городскому и сельскому населению. Оценка численности населения по городам, пгт и районам относится к компетенции территориальных органов Росстата.
|
До ВПН-2010 текущая оценка численности населения производилась по объектам административно-территориального деления субъекта Российской Федерации - по городам, поселкам городского типа и в целом по сельскому населению административных районов, как установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти».
Рассчитать оценку численности населения по муниципальным образованиям всех уровней в межпереписной период стало возможным только после получения итогов ВПН-2010.
Приложение
Фрагмент Инструкции о порядке проведения
Всероссийской переписи населения 2010 года
и заполнения переписных документов
(утверждена приказом Росстата от 23.03.2010 № 128)
2.4.2. Кого надо переписывать
Население переписывается по месту своего постоянного (обычного) жительства.
|
Место постоянного жительства – это то место, в котором опрашиваемый проводит ежесуточно бо́льшую часть своего ночного отдыха. Оно может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).
В каждом помещении переписи подлежат все люди, постоянно (обычно) проживающие в нем, включая и тех, кто на момент переписи временно отсутствовал.
Придя в жилое помещение, переписчик должен в первую очередь выяснить, кто из находящихся здесь проживает постоянно.
Обращаем внимание на порядок переписи отдельных категорий населения:
- лица, постоянно проживающие в данном помещении и выехавшие в командировку (в другой населенный пункт России или за границу, включая командировки по линии органов государственной власти), на работу по контракту с российскими или зарубежными организациями (включая работу вахтовым методом) или учебу на срок менее 1 года, а также выехавшие, независимо от срока, с целью отдыха, лечения, посещения родственников или знакомых, религиозного паломничества и т.п., переписываются по месту их постоянного жительства в России с отметкой о временном отсутствии в Таблице 1 формы С;
- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в России, но на 0 часов 14 октября 2010 года находящиеся за пределами Российской Федерации в связи со служебной командировкой или выполнением служебных обязанностей сроком на 1 год и более и находящиеся вместе с ними за границей члены их семей, переписываются по месту их нахождения за рубежом соответствующими федеральными органами исполнительной власти;
- студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и обучающиеся образовательных учреждений начального профессионального образования, проживающие по месту обучения, переписываются по месту их учебы;
- лица, призванные на военно-учебный сбор, переписываются дома вместе с членами их домохозяйств с отметкой о временном отсутствии в Таблице 1 формы С;
- военнослужащие и гражданское население (включая членов семей военнослужащих), проживающие на территориях закрытых административно-территориальных образований, закрытых военных городков, воинских частей и организаций, имеющих систему пропусков, переписываются по месту их нахождения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные объекты;
- военнослужащие, проживающие со своими домохозяйствами вне территорий закрытых административно-территориальных образований, закрытых военных городков, воинских частей и организаций, имеющих систему пропусков, переписываются вместе с членами их домохозяйств в общем порядке;
- члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находящихся в дальнем плавании, переписываются с отметкой о временном отсутствии в Таблице 1 формы С в том месте, где постоянно проживает домохозяйство, в состав которого они входят. Не имеющие домохозяйства члены экипажей судов, зарегистрированные по судну или по организации, в которой работают, переписываются до выхода в море по месту нахождения организации;
- находящиеся в местах предварительного заключения лица, которые арестованы в административном порядке, задержаны по подозрению в совершении преступления, находятся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу, переписываются по месту своего постоянного (обычного) жительства с отметкой о временном отсутствии в Таблице 1 формы С;
- лица, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, переписываются по месту их нахождения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти объекты;
- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство зарубежного государства) и лица без гражданства переписываются по месту их жительства в общем порядке;
- лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу по контрактам российских и иностранных организаций (кроме иностранных граждан, работающих в представительствах иностранных государств и международных организаций) или учебу на срок 1 год и более, переписываются как постоянные жители России там, где они обычно проживают в Российской Федерации (независимо от того, когда они прибыли – 13 октября 2010 года или месяц тому назад, или два года тому назад);
- лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства – участники СНГ) в Российскую Федерацию на постоянное жительство или в поисках убежища (независимо от того, получили они разрешение на жительство или нет), переписываются как постоянные жители Российской Федерации в том месте, где их застала перепись;
- лица, проживающие в гостиницах, больницах, домах отдыха, санаториях и т.п. учреждениях и не имеющие другого места жительства, переписываются в этих учреждениях;
- лица, не имеющие постоянного места жительства (например, бездомные), переписываются там, где их застала перепись;
- лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации на момент счета населения и постоянно проживающие за рубежом (включая государства – участники СНГ), подлежат переписи по сокращенной программе (форма В). К ним относятся:
лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу или учебу на срок менее 1 года;
лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию с целью отдыха (включая туризм), лечения, посещения родственников или знакомых, религиозного паломничества;
транзитные мигранты (лица, находящиеся в России по пути в другую страну).
2.4.3. Кого не надо переписывать
При Всероссийской переписи населения не переписываются:
- лица, выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями (включая работу вахтовым методом) или учебу на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они там находились и сколько осталось до их возвращения);
- иностранные граждане, работающие в представительствах иностранных государств в Российской Федерации, и проживающие с ними члены их домохозяйств;
- иностранные граждане, работающие в представительствах международных организаций;
- иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в составе делегаций иностранных государств или международных организаций.
2.4.4. Два места жительства
При опросе людей в каждом помещении переписчик обязан выяснить, нет ли у опрашиваемых другого места жительства. Если есть, то опрашиваемый должен определить, где он будет переписываться. В случае затруднения опрашиваемого при выборе места переписи предпочтение отдается тому месту жительства, где проживает его домохозяйство (семья, ребенок, ближайшие родственники, с кем он ведет общее хозяйство).
Например:
- если мужчина проживает с женой и ребенком в квартире жены, но также часто ночует у престарелых родителей, в квартире которых он прописан (или имеет квартиру, в которой прописан), то предпочтение следует отдать месту его проживания с домохозяйством, т.е. с женой и ребенком;
- если опрашиваемый живет в общежитии по месту работы, а на выходные или свободные от работы дни уезжает к жене и детям, которые проживают в другом населенном пункте, то переписывать данное лицо следует в месте, где проживает его домохозяйство. В таком же порядке переписываются лица, работающие вахтовым методом;
- если опрашиваемый имеет домик в деревне или в садоводческом товариществе и часть года проводит там, а в остальное время живет в другом месте (например, в городской квартире), то переписывать его следует там, где он проводит бо́льшую часть времени в году.
2.4.5. Как определить, кого переписывать в конкретном помещении
Прежде чем начать опрашивать людей по вопросам переписных листов (формы Л, П и В), переписчик должен заполнить форму С «Список лиц», записать адрес помещения и заполнить Таблицу 1 и Таблицу 2.
Для этого необходимо задать следующие вопросы:
- кто из присутствующих проживает в этом помещении постоянно,
- кто еще, кроме этих людей, проживает здесь постоянно, но отсутствует, по какой причине и сколько времени,
- находился ли (останавливался ли) в этом помещении на момент счета населения (0 часов 14 октября) кто-либо, постоянно проживающий в другом населенном пункте или государстве.
При выяснении этих вопросов возможны различные случаи, описанные в приведенной ниже таблице.
|