ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Волшебный клубок
Данная программа составлена на основе типовой программы для учреждений.
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Цель данной программы является – содействие становления активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.
Данная программа рассчитана на два учебных года. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Возраст учащихся 7 – 11 лет. Состав групп – 5 человек.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
материально – техническая база (нитки, крючки и вспомогательные инструменты)
дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
методическое обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину)
техника безопасности
При написании программы учтены следующие принципы:
Принцип доступности и последовательности;
Принцип научности;
Учет возрастных особенностей;
Принцип наглядности;
Принцип связи теории с практикой;
Принцип межпредметности.
Методы:
1.Словесные:
§ Рассказ
§ Лекция
§ Беседа
§ Дискуссия
2.Практический:
§ Практическая работа
3.Наглядный:
§ Демонстрация
§ Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
§ Проблемное изложение материала
§ Создание проблемных ситуаций
5.Метод игры:
§ Игра – конкурс
§ Игра – путешествие
§ Игра – викторина и т.п.
ДИАГНОСТИКА
№
|
Содержание
|
Срок
|
Форма
|
1
|
Начальная диагностика
|
сентябрь
|
Анкетирование, наблюдение
|
2
|
Промежуточная диагностика
|
декабрь
|
Анкетирование
|
3
|
Участие в районной выставке прикладного творчества
|
март
|
|
4
|
Итоговая диагностика
|
май
|
Анкетирование
|
Первый год обучения
Цель: создание условий для детского коллектива как средство развития личности.
Задачи:
научить основным приемам вязания крючком, чтению схем.
развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук. развивать трудовую и творческую активность.
воспитывать интерес к прикладному творчеству. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении результатов, чувство взаимопомощи.
Второй год обучения
Цель: продолжить обучение по данному курсу, с введением более сложных тем, направленных на совершенствование общей трудовой подготовки учащихся.
Задачи:
отрабатывать технику вязания крючком.
расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части.
воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое до конца.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Прогнозируемые результаты
Сформированность детского коллектива.
Сформированность мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся должны знать:
технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавами, ножницами;
технологию вязания простейших изделий: прихваток, головных уборов
, сумочек, салфеток и т.п.
Учащиеся должны уметь:
§ пользовать крючком;
§ читать схемы и вязать по ним.
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
№
|
Название разделов и содержание тем
|
Кол-во часов
|
1
|
Вводное занятие.
Планы и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика.
|
Теория
2
|
Практика
|
Всего
2
|
2
|
Основные приемы вязания крючком.
Ассортимент крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания.
|
2
|
2
|
4
|
3
|
Упражнения вязания столбиков и воздушных петель.
Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.
|
1
|
3
|
6
|
4
|
Вязание узорного полотна.
Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о рапорте.
|
1
|
3
|
4
|
5
|
Прихватка.
Выбор форм. Зарисовка схем оформления.
|
1
|
7
|
8
|
6
|
Сумочка.
Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание изделия.
|
2
|
16
|
18
|
7
|
Сувениры.
Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.
|
2
|
22
|
24
|
8
|
Кружева, воротники и салфетки.
Способы вязания воротников по выкройке. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Чтение схем салфеток, воротников, кружев.
|
2
|
30
|
32
|
9
|
Панно.
Выбор рисунка. Нанесение эскиза на ткань, вывязывание элементов панно. Пришивание элементов. Оформление изделия.
|
2
|
42
|
44
|
10
|
Итоговое занятие.
Итоговая диагностика ЗУН учащихся.
|
2
|
|
2
|
Всего: 144 часа
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Прогнозируемые результаты
Приобретение трудовых практических навыков.
Освоение системы знаний изучаемого предмета.
Расширение кругозора в области прикладного искусства.
Учащиеся должны знать:
технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавами, ножницами;
технологию изготовления более сложных изделий: сумок, салфеток, кофт, юбок и т.п.
Учащиеся должны уметь:
§ вязать сложные изделия;
§ читать схемы и вязать по ним.
Календарно-тематическое планирование второго года обучения
№
|
Название разделов и содержание тем
|
Кол-во часов
|
1
|
Вводное занятие.
Планы и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика.
|
Теория
2
|
Практика
|
Всего
2
|
2
|
Вязание изделий (по желанию учащихся).
Вязание и оформление изделия.
|
1
|
19
|
20
|
3
|
Ажурная кофточка.
Построение чертежа. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание, сшивание деталей, оформление.
|
3
|
27
|
30
|
4
|
Юбка.
Построение чертежа. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание.
|
2
|
22
|
24
|
5
|
Сувениры.
Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.
|
1
|
13
|
14
|
6
|
Кружева, воротники и салфетки (по желанию учащихся).
Вязание и оформление изделия.
|
3
|
25
|
28
|
7
|
Панно.
Выбор рисунка. Нанесение эскиза на ткань, вывязывание элементов панно. Пришивание элементов. Оформление изделия.
|
2
|
22
|
24
|
8
|
Итоговое занятие.
Итоговая диагностика ЗУН учащихся.
|
2
|
|
2
|
Всего: 144 часа
ЛИТЕРАТУРА
Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола – Пресс. 2007.
Журнал «Валя – Валентина», 2006 – 2008.
Журнал «Вяжем сами», 2008.
Журнал «Вязание: модно и просто», 2007 – 2008.
Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 1999.
Рукоделие. Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».1996.
|
|
|