Зарегистрировано в Минюсте России 13 мая 2014 г. N 32252
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 6 февраля 2014 г. N 42
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПАССАЖИРСКИХ КАНАТНЫХ ДОРОГ И ФУНИКУЛЕРОВ"
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров".
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог" имеет номер 32, а не 33.
2. Считать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 33 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации, 1999, регистрационный N 1816; Российская газета, N 120/1, 21 июня 2003 г.).
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 6 февраля 2014 г. N 42
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПАССАЖИРСКИХ КАНАТНЫХ ДОРОГ И ФУНИКУЛЕРОВ"
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
I. Общие положения
1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" (далее - ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; 2010, N 31, ст. 4196, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108).
2. Настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение несчастных случаев, аварий, инцидентов на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются пассажирские канатные дороги и фуникулеры (далее - КД).
3. Настоящие ФНП устанавливают требования промышленной безопасности на всех этапах жизненного цикла КД.
4. В настоящих ФНП использованы термины и определения, приведенные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также дополнительные термины, определения и сокращения, приведенные в приложении N 1 к настоящим ФНП.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
5. Действие настоящих ФНП распространяется на следующие КД:
а) пассажирские подвесные канатные дороги (далее - ППКД) - КД, подвижной состав которых поддерживается и приводится в движение одним или несколькими канатами:
маятниковые канатные дороги (далее - МКД) - КД, подвижной состав которых перемещается между станциями без смены стороны пути;
канатные дороги с кольцевым движением - КД, подвижной состав которых движется по замкнутой траектории по обеим сторонам пути. В качестве подвижного состава используются кабины и/или кресла, которые в ходе работы не отцепляются или отцепляются от каната на станциях;
б) буксировочные канатные дороги (далее - БКД), в том числе безопорные (далее - ББКД) - КД, на которых пассажиры на лыжах или другом снаряжении, определенном правилами пользования БКД (ББКД), перемещаются по снегу или другой поверхности с помощью буксировочных устройств, постоянно закрепленных на тяговом канате или отцепляемых на станциях;
в) комбинированные канатные дороги (далее - ККД) - КД, совмещающие свойства подвесных и буксировочных;
г) фуникулеры (далее - наземные канатные дороги, НКД) - КД, в том числе работающие в туннелях и на эстакадах, с ручным или автоматическим управлением, подвижной состав которых перемещается по направляющим и приводится в движение одним или несколькими тяговыми канатами.
(п. 5 в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
6. Действие настоящих ФНП не распространяется на:
грузовые канатные дороги;
стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
паромы, приводимые в движение канатами.
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
7. Оборудование КД, приобретаемое за рубежом, должно соответствовать требованиям настоящих ФНП.
8. Техническая и эксплуатационная документация на КД должна быть выполнена на русском языке и соответствовать требованиям настоящих ФНП.
9. КД, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих ФНП, подлежат экспертизе промышленной безопасности в следующих случаях:
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки КД, установленных организацией-изготовителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы КД, если фактический срок ее службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов КД, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых КД была повреждена.
При отрицательном заключении экспертизы промышленной безопасности дальнейшая эксплуатация КД не допускается.
(п. 9 в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
10. Собственник (владелец) КД обеспечивает содержание КД в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации соответствующего обслуживания, ремонта, производственного контроля, технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности КД.
11. КД должны быть оснащены средствами (лестницы, площадки, проходы) для безопасного доступа ко всем зонам технического обслуживания. Части КД, где находится персонал, должны исключать скольжение, спотыкание или падение персонала на них или с них.
12. На КД и ее элементах наносятся четкие и нестираемые надписи о видах опасности. Информационные знаки устанавливаются в местах КД, где существует угроза опасности. Опоры КД нумеруются по порядку, начиная с нижней опоры.
13. Устройства аварийной остановки должны быть расположены в местах, доступных для обслуживающего персонала.
14. Информирование пассажиров должно осуществляться и при отключенном питании КД. Установка системы информирования пассажиров на БКД и ББКД не требуется.
(п. 14 в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
II. Общие требования, предъявляемые к КД
Техническая документация КД
15. Техническая документация КД (кроме ББКД) должна содержать:
основные технические данные о канатной дороге, параметры отдельных элементов КД (канаты, зажимы, натяжные устройства, приводы, подвижной состав, тормоза, трасса, нагрузки);
план и профиль КД с данными о всех пересечениях с другими КД, трассами и прочими транспортными и водными путями, линиями электропередачи и связи, нефте-, газо-, водопроводами;
поперечные сечения (в масштабе 1:50 или 1:100) на станциях, трассе с указанием габаритов приближения при прохождении мимо построек и препятствий искусственного и естественного характера, находящихся в зонах безопасности;
комплект чертежей узлов, оборудования, гидравлическую, пневматическую, электрическую схемы, включая системы энергоснабжения, управления, связи и сигнализации;
техническое описание в случае отсутствия его в руководстве по эксплуатации;
руководство по эксплуатации;
паспорт (рекомендуемый образец паспорта ППКД и БКД приведен в приложении N 2 к настоящим ФНП, рекомендуемый образец паспорта НКД приведен в приложении N 3 к настоящим ФНП);
паспорта или сертификаты на механическое, электрическое оборудование и металлоконструкции;
руководство по использованию аварийно-спасательного оборудования.
Техническая документация ББКД должна содержать:
план и продольный профиль;
паспорт КД (с указанием предельных параметров длины, перепада высот и производительности);
техническое описание в случае отсутствия его в руководстве по эксплуатации;
руководство по эксплуатации;
руководство по монтажу и демонтажу;
паспорта или сертификаты на механическое, электрическое оборудование и металлоконструкции.
(п. 15 в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
16. Техническая документация КД дополнительно должна содержать для:
НКД - расчет несущих конструкций и основания трассы, значения усилий натяжения каната, опорных усилий прилегания тягового каната на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, хода натяжного груза или штока гидравлического цилиндра (в случае их наличия), максимальной мощности привода и требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия;
ППКД - расчет продольного профиля, усилий натяжения канатов, значения углов наклона канатов и опорных усилий прилегания на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, провесов, хода натяжного груза или гидроцилиндра, максимальной мощности привода, требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия;
БКД - расчет продольного профиля, усилий натяжения каната, значения углов наклона каната и опорных усилий прилегания каната на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, провесов, хода натяжного груза или гидроцилиндра, максимальной мощности привода и требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия.
(п. 16 в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
17. Руководство (руководства) по эксплуатации, разработанное (разработанные) организацией - изготовителем КД (дубликат (дубликаты) руководства (руководств) по эксплуатации, представленный (представленные) организацией - изготовителем КД) или в случае ее отсутствия специализированной организацией, должно включать:
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
идентификационные данные рабочей документации КД;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
наименование, тип КД;
наименование организации-изготовителя КД;
назначение и технические характеристики;
указания по наладке, регулировке, техническому обслуживанию и ремонту;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
порядок проведения испытаний, проверок и их периодичности;
правила эксплуатации КД;
меры по обеспечению безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании, всех видах ремонта, ревизии, диагностировании, испытаниях;
назначенные показатели в зависимости от конструктивных особенностей - срок службы или ресурс канатной дороги;
перечень возможных неисправностей, отказов и способы их устранения;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
сведения о быстроизнашиваемых деталях и критериях их замены;
требования к персоналу;
указания по использованию и меры по обеспечению безопасности при перевозке пассажиров;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
сведения о спасательном оборудовании, которое должно входить в комплект КД и способах его применения (кроме БКД и ББКД).
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
Трасса, зоны безопасности
18. Расположение трассы КД должно обеспечивать безопасность пассажиров, персонала и третьих лиц во время эксплуатации КД и при ее остановке.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
19. Расположение трассы КД должно учитывать:
особенности ландшафта, в том числе с точки зрения проведения спасательных работ;
опасности природного характера.
Дополнительные требования к трассе НКД
20. Прокладку трассы НКД необходимо выбирать с учетом:
бокового ускорения;
надежности прохождения каната по роликам;
равномерного распределения нагрузки на колеса;
характеристик подвижного состава;
диапазона досягаемости рукой пассажира.
Диапазон досягаемости рукой пассажира составляет:
1 м - при полностью открывающихся окнах и в открытых вагонах;
0,2 м - для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м, причем нижняя кромка открытого окна должна находиться на высоте не менее чем 1,8 м от пола кабины;
0,5 м - для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м, причем нижняя кромка открытого окна должна находиться на высоте не менее чем 1,5 м от пола кабины.
21. Коэффициент устойчивости подвижного состава во всех направлениях с учетом наиболее неблагоприятного действия на него нагрузок должен быть не менее:
2,0 - с учетом силы ветра при движении подвижного состава;
1,4 - с учетом силы ветра в нерабочем состоянии и при открытых станциях.
|