Скачать 3.31 Mb.
|
Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Центр адаптивного спорта» Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта «Спорт слепых» Нормативный срок освоения программы 8(9) лет г. Красноярск 2014г. Разработчики программы: Арестархова Н.В., инструктор методист КГБ УДО «ДЮСАШ-ЦАС» Содержание
Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта «Спорт слепых» (далее – программа «Спорт слепых», ДПП «Спорт слепых»), разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (далее ФГТ), утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 730, на основании федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта «Спорт слепых», утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 января 2014 года № 31 (далее – СФССП), с учетом особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации 27 декабря 2013 года № 1125, правил вида спорта «Спорт слепых», приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 9 ноября 2010 года № 1194. Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта «Спорт слепых» определяет содержание, организацию, условия образовательного процесса в краевом государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Центр адаптивного спорта» (далее – «ДЮСАШ-ЦАС»). Программа «Спорт слепых» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: отбор одаренных детей; физическое образование, воспитание и развитие детей; формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта; подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта; организацию досуга детей и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни. Цели программы: создание условий для получения знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) для детей-инвалидов, отбор одаренных детей и подготовка их к освоению этапов спортивной подготовки. Основными задачами реализации Программы являются: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании; формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации; выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
его отличительные особенности Спорт слепых – составная часть спорта, сложившаяся в форме специальной теории и практики подготовки инвалидов по зрению к спортивным соревнованиям и участия в них с целью физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции, формирования здорового образа жизни и достижения спортивных результатов на базе создания специальных условий. Спорт слепых – официально признанный вид спорта в Российской Федерации для слабовидящих и незрячих людей. В него входят следующие спортивные дисциплины: циклические, скоростно-силовые (легкая атлетика, велоспорт-тандем, плавание, зимние: лыжные гонки, горные лыжи, биатлон); игровые (боулинг, шахматы, шашки); командно-игровые (футбол мужской и женский, мини-футбол мужской и женский, голбол, торбол); спортивные единоборства (борьба вольная, греко-римская, дзюдо, армспорт, пауэрлифтинг); осуществляемые в природной среде (спортивный туризм); стрелковые (пулевая стрельба). В методической части программы излагается содержание и методика работы по предметным областям, этапам (периодам) спортивной подготовки с учетом особенностей спортивных дисциплин.
Реализация программы осуществляется на следующих этапах (периодах) спортивной подготовки: этап начальной подготовки – до 3 лет; тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет; тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет. Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы «Спорт слепых» для детей, поступивших в образовательное учреждение, составляет 8 лет. Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы «Спорт слепых» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, может быть увеличен на один год и составляет 9 лет. Образовательное учреждение имеет право реализовывать дополнительную предпрофессиональную программу «Спорт слепых» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. Занятия со слепыми и слабовидящими детьми необходимо строить с опорой на дидактические принципы, принятые в тифлопедагогике: коррекционная направленность, дифференцированный подход, компенсаторная направленность занятий. В процессе занятий с детьми с нарушением зрения особое место занимают такие методы обучения, как: Словесный метод. При описании и повествовании тренер-преподаватель не только сообщает обучающимся предлагаемый материал, но и создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях. Тренер-преподаватель должен умело пользоваться своим голосом, всеми его возможностями. Отдаваемые команды должны быть спокойные, уверенные, твердые. На занятиях широко используются звуковые сигналы; Метод наглядности реализуется посредством осязания: пальцевым, ладонным и кистевым способами; Метод показа, или "контактный" метод - применяют в том случае, если обучающийся не понял действия со слов тренера или составил о нем неправильное представление. Контактный метод включает в себя пассивный метод показа и активный. Первый метод означает, что тренер-преподаватель, взяв руки обучающегося, выполняет движения вместе с ним. При активном методе обучающийся осязает положение частей тела партнера или тренера-преподавателя при выполнении им какого-либо движения; Метод мышечно-двигательного чувства. Тренер-преподаватель направляет внимание обучающегося на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий; Метод звуковой демонстрации помогает тренеру-преподавателю акцентировать внимание обучающегося на сознательно подчеркнутом звуке, характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполнения упражнения; Метод дистанционного управления предполагает команды тренера-преподавателя обучающемуся с расстояния: "Поверни направо", "Иди вперед" и т.п. Метод стимулирования двигательной активности. Тренеру-преподавателю необходимо как можно чаще поощрять воспитанников, давать им почувствовать радость движений, помогать им избавляться от чувства страха пространства и т.п. При реализации принципа коррекционно-оздоровительной направленности физкультурно-спортивных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, следует придерживаться следующих рекомендаций: 1) Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта зрения и вторичных отклонений в развитии. 2) Системность воздействия с обеспечением определенного индивидуального подбора упражнений и последовательности их применения. 3) Регулярность. 4) Длительность применения и упорное повторение. 5) Нарастание физической нагрузки в течение учебного года. 6) Разнообразие и новизна (10-15% упражнений обновляются, а 85-90% - повторяются для закрепления ранее приобретенных умений и навыков). 7) Умеренность воздействия. Особенностями построения образовательного (тренировочного) процесса является: построение процесса спортивной подготовки, направленного на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; направленность на коррекцию основного дефекта (сенсорных систем, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и других), коррекцию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, с помощью физических упражнений и других немедикаментозных средств и методов; профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам, развитие и совершенствование физических и психологических качеств и способностей. Основными формами организации образовательного (тренировочного) процесса являются: групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам; тренировочные сборы; участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях; инструкторская и судейская практика; медико-восстановительные мероприятия; медицинское тестирование и контроль. |
Утверждено правление рао «еэс россии» 16 мая 2001 г. Утверждено министерство... Исполнители: В. К. Шумилин, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» мгапи |
Утверждено утверждено Начальник управления образования администрации муниципального образования Красноармейский район |
||
Утверждено утверждено К участию в Соревнованиях на дистанцию 10 км допускаются мужчины и женщины в возрасте 16 лет и старше, в семейном забеге на дистанцию... |
Правила эксплуатации электроустановок потребителей утверждено начальником... Утверждено начальником Главгосэнергонадзора России Б. П. Варнавским 31 марта 1992 г |
||
Утверждено |
Утверждено |
||
Утверждено |
Республики Татарстан «Утверждено» |
||
Председатель Совета директоров Утверждено: Зарегистрировано |
Приказ по школе №2-о/д от 01. 2016 г Рассмотрено: Утверждено |
||
“утверждено ” учредительной конференцией территориального общественного самоуправления |
Утверждено Перечень используемого учебного и лабораторного оборудования |
||
Утверждено Специальность (направление) 15. 03. 04 – «Автоматизация технологических процессов и производств» |
Утверждено Система оценивания текущей учебной деятельности обучающихся |
||
Утверждено Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Утверждено Новосибирска по организации аттестации специалистов, осуществляющих основную деятельность |
Поиск |