МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ им. П. П. АНОСОВА»
Методическая разработка занятия учебной практики
по ПМ.04 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений
Тема программы: Контроль качества сварных соединений
Тема занятия: № 2 Выявление дефектов сварных швов и их устранение ручной дуговой сваркой
Профессия: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Курс: 2
Составил мастер производственного обучения высшей категории Борисов Алексей Сергеевич
г. Златоуст
2017 год
ПЛАН
занятия учебной практики
Профессия: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Курс обучения: второй Учебная группа: 214СВ Количество обучающихся: 12
Место проведения занятия: учебно-производственная мастерская ТОП «Машиностроительная площадка им.И.Я.Шора» ГБПОУ «ЗлатИК им.П.П.Аносова»
Ф.,И.,О. мастера производственного обучения: Борисов Алексей Сергеевич
Тема рабочей программы ПМ.4, УП: Контроль качества сварных соединений
Тема занятия: № 2 № Выявление дефектов сварных швов и их устранение ручной дуговой сваркой
Количество часов на занятие: 6
Тип занятия: освоение трудовых приемов и операций (выполнение комплексной работы) с расчлененным вводным инструктажем
Вид занятия: практикум
Метод проведения занятия (обучения): словесный (устное изложение — объяснение и беседа), наглядное обучение (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов выполнения исправлений (устранений) дефекта), практические упражнения (по выявлению и устранению дефекта).
Ведущая организационная форма: фронтальное обучение
Принципы обучения: наглядности (использование инструкционно-технологических карт, и показ трудовых приемов по выполнению и устранению дефектов); систематичности и последовательности (последовательное изучение программного материала по теме «Контроль качества сварных соединений»); доступности (применение сформированных знаний и умений при выполнении простых комплексных работ); принцип сознательного и активного участия обучающихся; прочность знаний (проработка ранее изученного материала, частота повторения приемов, систематическая проверка знаний); связь теории с практикой.
Междисциплинарные связи:
дисциплина: ОП 08«Материаловедение»
тема : «Конструкционные стали обыкновенного качества»
Внутри дисциплинарные связи: (предыдущие занятия)
МДК04.01 Дефекты и способы испытания сварных швов
Тема 1.1. Характерные дефекты заготовок и сборки изделий под сварку плавлением. Основные виды дефектов в сварных швах и причина их возникновения
Тема 1.2. Способы предупреждения и устранения наружных и внутренних дефектов в сварных швах. Проверка наружных дефектов по внешнему виду и внутренних дефектов по излому
Тема 1.3. Визуальный и измерительный контроль
Цели и задачи занятия:
I. Дидактическая (обучающая): формирование умений:
1.Определить дефект сварного соединения. Причины возникновения и устранить дефект
Задачи:
Объяснять правильность настройки оборудования по исправлению дефекта сварного шва .
Подготавливать оборудование, приспособления и инструменты для выявления и устранения дефектов сварных швов.
Объяснять правильность применения и настройки оборудования, приспособлений и инструментов.
Освоить последовательность по выявлению и устранению дефекта сварного шва.
Проверить уровень усвоения умений и закрепления знаний.
Закрепить правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
II. Развивающая: развитие умений
Продолжить формирование умений устанавливать связи между теоретическими основами профессиональной деятельности и их проявлением в учебных (практических) навыках по выявлению и устранению дефектов сварных швов.
Задачи:
Читать средства письменного инструктирования.
Развить профессиональной наблюдательности, технического мышления.
Развить навыки при выполнении устранения выявленного дефекта сварного шва.
Применять имеющиеся знания на практике. (теоретические знания по свариваемости металлов; знания элементов оборудования их настройки; знания охраны труда (техники безопасности) при организации сварочного поста для сварки ).
III. Воспитательная: воспитание профессиональных значимых качеств квалифицированного рабочего
Продолжить формирование ценностного отношения к профессии: знаниям, к применяемому оборудованию, инструментам и приспособлениям, как важному условию овладения профессией и положительных мотивов учения и труда.
Задача:
Воспитать чувство сознательного и ответственного отношения за качество выполняемой работы.
Воспитать чувство самостоятельно строить свою деятельность.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность.
Воспитать интерес к будущей профессии.
Объект труда:
Инструкционная карта, ГОС, инструкция по контролю.
Образцы сварных деталей.
Комплексно-методическое оснащение:
1. ИКТ: АРМ, презентация к занятию
2. Оборудование: ВД-306 У3
3. Инструменты: УШС – 3 (универсальный шаблон сварщика), лупа , линейка, щетка по металлу, зубило, молоток
4. Сварочный материал: покрытые электроды
5. Средства защиты: Спецодежда, маска, очки, перчатки, респиратор.
6. Средства обучения: инструкционная карта, набор сварных образцов с характерными дефектами
7. Средства контроля: вопросы
8. Способ контроля: визуальный
9. Литература, используемая при подготовке занятия:
-
Овчинников, В.В. Технология электросварочных и газосварочных работ / В.В. Овчинников. – М.: Academia, 2012.
-
Овчинников В.В. Контроль качества сварных соединений: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.В.Овчинников. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия».2012
-
Овчинников В.В. Контроль качества сварных соединений: практикум учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /В.В.Овчинников. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия».2009
-
Овчинников В.В. Дефекты сварных соединений: учебное пособие для студ. учреждений нач. проф. образования и профессиональной подготовки /В.В.Овчинников. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
-
Учебное пособие Ю.А. Якуба «Справочник мастера производственного обучения», Москва , «Академия», 2000 год.
-
Учебное пособие Г.И.Кругликов «Учебная работа мастера профессионального обучения», Москва , «Академия», 2008 год.
-
Учебное пособие Н.В.Пыжков и др. «Организация производственного обучения», Екатеринбург, 2005 год.
Справочная литература ГОСТы:
ГОСТ РИСО 6520-1-2012 «Сварка и родственные процессы. Классификация дефектов геометрии и сплошности в металлических материалах» част 1 сварка плавлением.
Инструкция по визуальному и измерительному контролю РД 03-606-03.
3.Иллюстрированное пособие Юхин Н.А. «Дефекты сварных соединений» - издательство «СОУЭЛО», 2007г.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
Овчинников В.В. Контроль качества сварных соединений : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.В.Овчинников. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия».2012.
Информационные ресурсы:
www.svarka-rezka.ru Электронный ресурс «Сварка»
Предварительная подготовка
Обучающиеся по заданию должны знать:
Требования к сварному шву;
Виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения;
Строение сварного шва, способы их испытания и виды контроля;
Причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения
Виды сварочного оборудования, устройство и правила эксплуатации; источники питания;
Технологический процесс подготовки деталей под сборку и сварку;
Основы технологии сварки и производства сварных конструкций;
Методику расчётов режимов ручной дуговой сварки;
Основные технологические приёмы сварки металлов;
Технику безопасности проведения сварочных работ и меры экологической защиты окружающей среды.
Обучающиеся по заданию должны уметь:
Зачищать швы после сварки;
Проверять качество сварных соединений по внешнему виду;
Выявлять дефекты сварных швов и устранять их;
Организовать рабочее место сварщика;
Устанавливать режимы сварки;
Читать рабочие чертежи сборочных единиц.
Работать с справочной литературой. ГОСТами.
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 4.2. Определять причины дефектов сварочных швов и соединений.
ПК 4.3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах.
Формируемые общие компетенции
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Набор модулей занятия
Модули занятия
|
Планируемое время
|
I.Вводный инструктаж.
1. Организационная часть.
2. Целевая установка.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Формирование ориентировочной основы действий обучающихся.
5. Закрепление материала занятия.
6. Мотивация к побуждению, самостоятельности и ответственности при выполнении работы.
|
40 минут
|
II. Текущий инструктаж.
Организация, руководство и контроль за обучающимися.
Освоение умений определять дефекты .
Освоение способов применений профессиональных знаний, умений по устранению выявленного дефекта.
|
300 минут
|
III. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов.
Разбор допущенных ошибок, причин их возникновения.
Выставление оценок.
Выдача домашнего задания.
|
20 минут
|
Всего
|
360 минут или
6 часов
|
Ход занятия
Структурные компоненты занятия
|
Время (минуты)
|
Используемый метод
|
Содержание деятельности мастера п/о
|
Содержание деятельности студентов
|
Средства обучения или контроля
|
Ожидаемый результат
|
1. Организационная часть
Контроль посещаемости и готовности к занятию
|
1
|
Словесный
|
Приветствие, определение готовности группы к занятию, явка по журналу, проверить внешний вид обучающихся.
|
1. Встают, приветствуют мастера, одеты в спецодежду.
|
|
Готовность к занятию
|
2. Вводный инструктаж
|
40
|
|
|
|
|
|
Задачи вводного инструктажа:
1. Подготовить обучающихся к активному и сознательному выполнению заданий (упражнений).
2. Показать умения применять контрольно- измерительные приборы, работу с инструментами.
3. Научить обучающихся способу устранения выявленного дефекта.
|
2.1. Целевая установка
1. Объяснение хода и последовательности проведения занятия.
2. Формулировка темы программы и темы занятия и учебное назначение, целей и задач занятий.
3. Мотивация к изучению темы и ответственность к выполнению работы.
|
2
|
Словесный,
наглядный
|
1. Сообщает тему программы: «Контроль качества сварных соединений»,
тему занятия: «Выявление дефектов сварных швов и их устранение ручной дуговой сваркой»
и учебное назначение цели занятия, чему они должны научиться: «Научить студентов подготавливать оборудование, приспособления и инструменты для выявления и устранения дефекта сварного шва».
|
1. Слушают, смотрят, осознают.
|
АРМ, слайд-фото
|
Заинтересованность к выполнению работ, готовность применения своих знаний и умений
|
2.2. Актуализация опорных знаний
Проверка знаний необходимых при выполнении практического задания — комплексной работы
|
5
|
Словесный,
наглядный
|
2. Поясняет значимость функции контроля для профессии сварщик.
3.Задает вопросы и проверят правильность ответов на слайде.
|
2. Слушают, думают, поднимаются и отвечают.
3. Проверяют правильность ответа и сравнивают со сказанным своим ответам.
|
АРМ, слайд-фото вопросы и ответы
|
Применение сформированных знаний в работе
|
2.3. Формирование ориентировочной основы действий студентов
Объяснение нового материала
|
10
|
Словесный, наглядный, показ трудовых приемов
|
3. Показывает и объясняет организацию рабочего места по оценке качества сварных швов.
4. Знакомит с контрольно-измерительными инструментами. Порядком обращения, работы с ними.
5. Знакомит с ГОСТом.
6. Выявляет дефект сварного шва - подрез по линии сплавления.
7. Разъясняет причины возникновения.
8. Производит замер глубины дефекта.
9. Показывает и объясняет работу с инструментами (зубило, молоток, щетка по металлу) по способу устранения дефекта.
10. Производит вырубку дефекта, зачистку.
11. Показывает качество выполненной работы.
12. Разъясняет правильность подбора сварочного материала (электрода).
13. Настраивает сварочное оборудование.
Разъясняет особенности расчета режима сварки.
14. Показывает и объясняет правильность заполнения вырубленного участка дефекта.
15. Заканчивает процесс сварки.
16. Производит зачистку сварного шва
17. Показывает выполненный сварной шов.
18. Показывает трудовые приемы по проведению визуально-измерительного контроля сваренного образца при помощи универсального шаблона сварщика УШС-3.
19. Раздает инструкционные карты и сварочные образцы с дефектом.
20. Разбирает последовательность выполнения операций по инструкционной карте.
21. Раздает ГОСТ классификации дефектов геометрии и сплошности в металлических материалах и инструкции по визуальному и измерительному контролю
22. Указывает место проведения занятия - УПМ.
23. Закрепляет правила охраны труда, безопасность выполняемых работ, особенности по организации труда.
24. Подает студентам журнал по технике безопасности.
25. Предупреждает об ошибках и возможных причинах возникновения.
|
4. Воспринимают показ по организации рабочего места .
5. Изучают, рассматривают контрольно-измерительный инструмент.
6. Изучают ГОСТ.
7. Воспринимают отклонения по качеству сварные швы.
8. Воспринимают способ замера глубины дефекта.
9. Воспринимают приемы работы с инструментами, организации рабочего места, качество выполнения.
10. Запоминают правило подбора электрода.
11. Наблюдают за настройкой ВД-306УЗ.
12. Запоминают правило расчета режима сварки.
13. Воспринимают правильность заполнения вырубленного участка дефекта.
14. Воспринимают процесс окончания сварки.
15. Воспринимают работу с УШС-3.
16. Изучают инструкционную карту.
17. Рассматривают образец.
18. Выбирают из ГОСТа соответствующие значения.
19. Результаты записывают в таблицу инструкционной карты.
20. Рассчитывают диаметр электрода.
21.Смотрят слайды по правилам эксплуатации и техники безопасности.
22.Расписываются в журнале по охране труда за инструктаж.
23. Слушают, воспринимают.
|
Слайд-фото
Наглядные пособия: УШС-3, лупа, зубило, молоток, ВД-306 УЗ, инструкционная карта, ГОСТ РИСО 6520-1-2012 Сварка и родственные процессы. Классификация дефектов геометрии и сплошности в металлических материалах
|
Планирование технологических работ.
Применение сформированных знаний в работе.
|
2.4. Закрепление материала занятия Проверка знаний необходимых при выполнении практического задания — комплексной работы
|
5
|
|
26. Задает фронтально вопросы.
27. Проверят правильность ответов.
28. Подводит промежуточный итог.
29. Объявляет о перемещении на объект в УПМ.
|
24.Отвечают на вопросы, поправляют друг друга, если требуется.
25. Задают вопросы.
|
АРМ, слайд-фото
|
Усвоение новых знаний, полученных на вводном инструктаже
|
2.5. Мотивация к побуждению к самостоятельности и ответственности при выполнении работы
|
|
Словесный
|
30. Напоминает о цели работы и побуждает к ответственности самостоятельности, неторопливости, последовательности. Не торопясь, внимательно отнеситесь к выполнению своей работы, вспомните о правилах соблюдения техники безопасности при выполнении данных видов работы.
|
26. Воспринимают
|
|
осмысление
|
Метод: словесный, наглядный, практический.
Методические приемы: беседа, опрос, работа с инструкционной картой, демонстрационный показ мастером.
Форма работы: групповая.
Средства АРМ, слайды, инструменты, наглядные образцы, сварочные материалы, технологическая карта, ГОСТы
|
3. Текущий инструктаж
|
300
|
|
|
|
|
|
Задачи текущего инструктажа:
1. Сформировать навыки безопасного и правильного выполнения трудовых операций.
2. Научить контролю качества выполнения работ.
|
3.1. Организация , руководство деятельностью и контроль за действиями студентов.
3.2. Освоение умений технология работы с контрольно- измерительным инструментом
3.3. Освоение способов применения профессиональных знаний, умений и навыков технологии выполнения приемов и технику по вырубке дефекта и исправления дефекта: ведения электрода и наложения сварного шва.
|
|
Наблюдение,
целевые обходы,
словесный если требуется
показ трудовых приемов
|
31. Наблюдает.
32.Подмечает.
33. Проводит дополнительные разъяснения (при необходимости).
34.Корректирует в форме сравнения способа действия и его результата.
35.Контролирует.
36.Оценивает результаты.
|
27.Готовят рабочие места по оценке качества сварного шва.
28.Работают с контрольно-измерительными инструментами с образцом.
29.Работают с ГОСТом.
30.Выявляют дефект сварного шва. 31.Определяют причину возникновения.
32. Производят замер глубины дефекта.
33.Заполняют таблицу.
34.Переходят к рабочему месту (учебная кабина).
35.Работы с инструментами (зубило, молоток, щетка по металлу) по устранению дефекта (вырубка дефекта).
36.Готовят сварочное оборудование настойка режима сварки).
37.Заполняют вырубленный участок дефекта (сварка) сварочным материалом.
38. Производит зачистку сварного шва.
39. Производит визуальный контроль сваренного образца (исправленного) при помощи универсального шаблона сварщика УШС-3.
40.Сравнивают с ГОСТом на соответствие требованиям стандарта.
41. Производят уборку рабочего места.
42. Сдают выполненную работу
(образец, карту) на демонстрационный стол мастеру для оценки.
43.Переход в класс инструктажей.
|
Образец сварной деталиУШС-3, лупа, линейка, ГОСТ, таблица, сварочный пост , плита, зубило, молоток, сварочный материал (электрод), щетка металлическая
|
Освоить прием по определения дефекта и его устранения.
Освоить прием по работе с УШС, инструмента для вырубки дефекта
Освоить прием по установке режима сварки
Освоить особенности поведения процесса сварки - исправление дефекта.
Освоить приемы повторного визуальному контролю сварного образца: умело пользоваться контрольным инструментом.
|
Метод: практический
Методические приемы: целевые обходы, упражнения.
Форма работы: индивидуальная.
Средства:
Оборудование: ВД-306 УЗ.
Инструменты: основной – УШС – 3; лупа, молоток, зубило, щетка металлическая.
Средства защиты: Спецодежда, маска, очки, перчатки, респиратор.
Средства обучения: инструкционная карта.
|
4. Заключительный инструктаж
|
20
|
|
|
|
|
|
|
4.1. Подведение итогов.
4.2. Разбор допущенных ошибок, причин их возникновения.
4.3. Выставление оценок
|
|
Словесный
|
37. Подводит учебные итоги занятия.
38. Разбирает ошибки и причины их возникновения.
39. Объявляет свои оценки и их комментирует.
40. Выставляет оценки в журнал учета учебных занятий.
41. Проводит рефлексию по учебному занятию.
|
44. Слушают мастера, смотрят, осознают, задают вопросы.
|
Журнал учета учебных занятий
|
|
4.4. Выдача домашнего задания
|
|
|
42. Формулирует домашнее задания с указанием конкретной работы: просмотреть видео фильм «Дефекты сварных соединений», заполнить таблицу дефектов, способы предупреждения, подготовится к следующему занятию по теме «Выявление дефектов и их устранение полуавтоматической сваркой», сварочное оборудование полуавтоматической сварки (настройки).
|
45. Записывают в дневник домашние задание, задают вопросы.
|
|
Мотивация на закрепление новых знаний по выполнению домашнего задания.
|
Методы: словесный, наглядный
Методические приемы: беседа
Форма работы: групповая
Средства: АРМ
|
Вывод по занятию
|
Достижение результатов. Цели уроков достигнуты. Сформированы профессиональные компетенции: обучающиеся научились определять дефект сварного соединения и устранять выявленный дефект. Сформированы общие компетенции: организованность деятельность, оценивание качества и нести ответственность.
|
Рекомендации по проведению данного занятия
|
При возможности рекомендуется добавить к учебному занятию задание: обнаружить и исправить несколько дефектов, применяя ручную дуговую сварку.
|
|