Антитеза закона и благодати

Антитеза закона и благодати


НазваниеАнтитеза закона и благодати
страница1/7
ТипЗакон
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Закон
  1   2   3   4   5   6   7


Максим Бахтин

БИБЛЕЙСКАЯ ЭТИКА:

АНТИТЕЗА ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ

Москва

2006

ББК 86.37 + 87.216

Б 30

Работа посвящена вечной проблеме – проблеме человеческого счастья. Автор обобщает опыт религиозно-философского осмысления данной проблемы в христианской традиции и стремится высветить антропологические основания понимания счастья. Книга адресуется широкому кругу читателей.
ISBN 5 – 7139 – 0357 – 5
Бахтин М. В.

Библейская этика. Учебное пособие.. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006. – 63 с.

© М.В. Бахтин, 1998

© М.В. Бахтин, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I. Ветхий завет: этика закона……………………………………..4

§1. Библейская метафизика ключ к пониманию библейской этики..............4

1.2 Антропологические основания библейской этики………………….6

§2. Смысл и структура библейского откровения………………………………..8

2.1 Естественное и сверхъестественное откровение…………………................8

2.2 Уровни библейской экзегезы и структура священного писания….............10

§3. Потерянный рай……………………………………………………………...10

§4. Каин и Авель………………………………………………………................12

§5. Всемирный потоп. Второй и третий завет Бога с человеком……………..13

§6. Страх Божий как нравственная сила………………………………………..16

§7. Десять заповедей……………………………………………………………..18

§8. Библейский портрет супружества…………………………………………..23
ЧАСТЬ II. Новый завет: этика благодати……………………………................36
§1. Благая весть…………………………………………………………………..36

§2. Заповеди блаженства………………………………………………………...37

§3. Вера или дела?.................................................................................................44

§4. Метафизика любви и творчество……………………………………………48

§5. Закон и благодать………………………………………………….................50

§6. Женщина, взятая в прелюбодеянии………………………………………...52

§7. Буква и дух закона…………………………………………………………...53

§8. Христианство и язычество………………………………………………….54

§9. Библия и здоровье…………………………………………………...............56
Заключение……………………………………………………………………….57

Послесловие……………………………………………………………................61

ЧАСТЬ I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: ЭТИКА ЗАКОНА

Блажен всякий боящийся

Господа, ходящий путями Его!

Ты будешь есть от трудов рук

твоих; блажен ты и благо тебе!

Псалом 127 : 1, 2.
Творец дал нам две книги

природу и Священное Писание.

В первой он проявил Свое Могущество

и мудрость, а во второй Свою Волю.

М.В. Ломоносов
§ 1. БИБЛЕЙСКАЯ МЕТАФИЗИКА КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ БИБЛЕЙСКОЙ ЭТИКИ
1. 1. ТЕОЛОГО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ЭТИКИ
Не ставя перед собой задачу осветить в столь кратком очерке всю глубину и весь сокровенный смысл библейской этики, постараюсь проследить и охватить диалектику двух важнейших мотивов, принципов, доктрин, категорий, именующихся в Библии законом и благодатью. Начиная с известного творения первого русского митрополита, родоначальника русской философии Илариона (конец X в.- 1055 г.) «Слово о Законе и Благодати» (1051 г.) и вплоть до XX столетия (здесь можно упомянуть работу Б.П. Вышеславцева «Этика преображенного Эроса. Антитеза Закона и Благодати», 1920-е гг.) обозначенная тема звучит, в сущности, лейтмотивом всей отечественной традиции в философии.

На примере Библии мы наиболее отчетливо можем проследить, насколько этика зависит от теологии, онтологии и антропологии, в какой степени и каким именно образом представления о Боге, космосе и человеке с необходимостью порождают конкретные этические выводы.

Главным отличием библейской метафизики от китайской, индийской и греческой является преодоление дуализма. Почти все рассмотренные нами выше учения являли собой онтологический и, как следствие этого, антропологический и этический дуализм. Правящие миром два равных по своему онтологическому статусу начала: Добро и Зло, Свет и Тьма, Космос и Хаос, Ян и Инь находятся в вечном противоборстве. Человек, как элемент мироздания, также подчинен закону единства и борьбы этих противоположностей, также состоит из двух антагонистических начал, в частности, тела и души. Следовательно, духовный рост, нравственное совершенствование человека рассматривается как преодоление тяжелого, темного, телесного начала.

Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Это значит, что изначально в мире существует лишь одна позитивная, добрая сила  Господь Бог, сотворивший все сущее из ничего. Вот как повествует об этом Св. Апостол Иоанн Богослов:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.1 

Сотворение Богом мира, ангелов и человека объясняется главной чертой Его характера, открытой нам через Иоанна  любовью и необходимость произливать ее на мир и человека:

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
Это же Божественное качество лежит в основе объяснения центрального догмата христианства  учения о Святой Троице. Необходимость существования трех самостоятельных ипостасей: Отца, Сына и Духа Святого часто понимается как проявление любви каждого Лица Божества по отношению к двум другим. Поэтому определение Бога, данное в Послании Иоанна, является первичным по отношению к пониманию Бога как Троицы и Творца.

Теологический монизм состоит также в утверждении монотеизма в противовес языческому политеизму. Первая из десяти «моисеевых» заповедей посвящена именно этому:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя

из земли Египетской, из дома рабства,

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
В Новом Завете Господь Бог раскрывается как Единая Сущность в трех Лицах.

Онтологический монизм, утверждающий изначальное единство бытия, а именно, Абсолютного Бытия, на корню подрывает языческие представления о субстанциальности зла  второго, темного, негативного, согласно языческим верованиям, начала мира. Зло в Библии, в отличие от восточных и античных учений, не обладает самостоятельным онтологическим статусом. Его нет как Сущности, оно есть только как существование. Самостоятельной Субстанцией является лишь Добро и Любовь  Господь Бог. Библейское учение о зле наделяет его не субстанциальной, а всего лишь экзистенциальной природой.

Что же является онтологической основой зла? Сотворенная природа мира, ангелов и человека и их свободная воля. В отличие от пантеизма, где Бог отождествляется с природой, космосом и, следовательно, зло, присущее миру, может быть приписано и Божеству, библейский теизм есть учение о двух различных природах: Божественной и сотворенной. Сотворив ангелов и людей, Господь Бог наделил их свободной волей, предоставив право самостоятельного выбора между добром и злом и лишь предостерег от совершения зла, прямо заявив о его последствиях. Поэтому зло является категорией не онтологической, а этической. Господь Бог не творил зла, его избрали красивейший ангел Люцифер, а вслед за ним человек, совершив акт своей свободной воли.
1.2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ЭТИКИ
Теолого-онтологическая доктрина Библии проявляется и в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета  Бытие:
И сотворил Бог человека по образу Своему,

по образу Божию сотворил его;

мужчину и женщину сотворил их.
Следовательно, человек  не микрокосм, как думали греки, а, выражаясь фигурально, «микро-Бог», то есть онтологический библейский статус человека неизмеримо выше, чем в рассмотренных выше языческих учениях. Библейское понимание человека есть антропоцентризм. Это означает то, что онтологический статус человека выше статуса космоса и всего того, что в нем содержится. Человек есть центр, смысл и цель всего мироздания.

С другой стороны, в отличие от некоторых индийских учений, согласно которым человек в результате усиленных духовных тренировок достигает состояния нирваны, то есть сливается с Космическим Разумом, Божеством, Библия учит тому, что человек никогда не сможет преодолеть разрыва между своей тварной природой и природой Бога. Господь Бог в Библии, поэтому, не онтологический, а этический идеал, идеал недосягаемый, несмотря на то, что целью христианской аскетики является то, что выражено в понятии «обожение», понимаемом как восстановление образа Божьего в человеке. Библейский этический идеал именно потому выше всех остальных, что он трансцендентен миру и человеку.

Поскольку же человек отражает в своей сотворенной природе природу и структуру Божества, в нем нет, как учили тому в Китае, Индии или Греции, никаких противоборствующих начал, как нет их и в Боге. Подобно тому, как Святая троица представляет собой единство трех ипостасей  Отца, Сына и Святого Духа, человек являет собой единство трех составных частей  тела, души и духа. Причем все эти начала равнозначны между собой. Если у йогов, Пифагора, Платона, гностиков и др. тело рассматривалось как изначально порочный, негативный компонент, природа которого должна быть побеждена силой человеческого духа, то библейский статус физического в человеке неизмеримо выше. Тело сотворил сам Господь Бог, поэтому греховным оно быть не может.

Как же тогда грех вошел в человеческую природу? Библейское Откровение дает следующий ответ на этот вопрос: грех был сознательно избран первыми людьми вследствие неповиновения воле и предостережениям Господа. Иначе говоря, грех есть результат работы человеческого сознания, человеческой души, обладающей свободной воле. Не тело, а душа может быть ориентирована либо на добро, либо на зло, либо на добродетель, либо на грех. Тело же может являться лишь инструментом греховной души и потому этически нейтрально. Поэтому в основании библейской аскетики, нравственности лежит не идея борьбы с физическим началом в человеке, а идея борьбы с грехом путем очищения души от греховных помыслов.

Появление принципиально новой этической категории  греха, каковой не было ни в восточных, ни в античных учениях, означало то, что человек, осознавая зло, сознательно творит его. Такая позиция была совершенно невозможна в этической системе Сократа, который учил тому, что “никто не делает зла по своей воле”.

Дойдя до категорий греха и грехопадения, мы обнаруживаем факт обратного влияния этической сферы на антропологическую. Несмотря на то, что, как мы увидели, категории зла и греха являются не онтологическими, а этическими, то есть ни зло, ни грех как таковые не могут существовать самостоятельно, вне чьего-либо сознания, само обстоятельство избрания человеком зла, греха меняет природу этого человека. После грехопадения первых людей катастрофически упал их онтологический статус; первоначальный образ Божий был в них искажен.

Поскольку же человек самостоятельно восстановить образ Божий в силу своей слабости и греховности не в состоянии, возникает необходимость обращения к Богу как Первообразу и эталону, как к высшему пределу всякого совершенствования. Поэтому цель библейской этики онтологична, поскольку заключается в восстановление исконного онтологического статуса, данного человеку свыше  утраченного образа Божьего.
§ 2. СМЫСЛ И СТРУКТУРА БИБЛЕЙСКОГО ОТКРОВЕНИЯ
2. 1. ЕСТЕСТВЕННОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Вынесенные в эпиграф данной главы слова М.В.Ломоносова (1711- 1765 гг.) о двух книгах, данных Богом людям, приведены не случайно. В лаконичной, четкой форме великий русский гений с присущей ему ясностью определил два уровня Божественного откровения. Первый уровень, именующийся естественным откровением, представляет собой книгу природы  весь сотворенный мир. Внимательно читая эту книгу, то есть познавая с помощью науки окружающую реальность, человек неизбежно приходит к выводу о существовании Того, Кто все это сотворил. Открывая один за другим законы природы, люди доходят до идеи существования Верховного Законодателя, учредившего когда-то раз и навсегда все природные законы. Этот уровень откровения потому и называется естественным, что Господь Бог открывается человеку в природе.

Однако естественное откровение имеет свой предел: осознание факта существования Творца еще не дает человеку никакого конкретного знания ни о Нем, ни о замысле сотворения всего мира и человека, ни о смысле и цели человеческой жизни, ни о духовном невидимом мире и т. д. Поэтому, для того, чтобы помочь человеку ориентироваться в окружающей его действительности не по звездам или луне, не по предсказаниям или гаданиям, Господь Бог дал людям сверхъестественное откровение  Священное Предание и Священное Писание  путеводитель, компас, «лозу жизни».

Как известно, любое творение рук человеческих, представляющее собой более или менее сложное устройство, нуждается в описании, инструкции по эксплуатации, целью которой является бесперебойное функционирование механизма, начиная с велосипеда и кончая новейшей военной техникой, космическими кораблями, АЭС и компьютерными программами. Более того, для обеспечения работы этих и подобных им произведений человеческой цивилизации существуют целые институты, отдельные профессии и учебные заведения, годами готовящие высоко-квалифицированных специалистов для соответствующих отраслей народного хозяйства.

Господь Бог создал сложнейший в мире «механизм»  человека, главным отличием которого от всего окружающего мира является сознание и свобода воли. Наши предки, первобытные люди, подобно слепым котятам, были буквально «выброшены» в мир и не имели ни малейшего представления ни о самих себе, ни о смысле своей жизни, ни о том, как уберечь себя в новых для них обстоятельствах. Если уж любой технике нужен конкретный уход, соблюдение конкретных правил эксплуатации, то что уж говорить о человеке! Такие правила (заповеди) и дал Господь Бог человеку, сначала в устной (Священное Предание), а затем в письменной (Священное Писание) форме.

Таким образом, сверхъестественное откровение условно можно рассматривать как необходимую для соблюдения инструкцию по «эксплуатации» человеком самого себя. Только беспрекословное и точное соблюдение всех без исключения норм, правил этой инструкции может обеспечить человеку достойную, счастливую жизнь. Нарушение, игнорирование этих норм влечет за собой самые тяжелые последствия.
2.2. УРОВНИ БИБЛЕЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ И

СТРУКТУРА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Как известно, вторая часть сверхъестественного Божественного Откровения  Священное Писание  именуется также Библией. Слово “библия” греческого происхождения; на языке древних греков “biblos” означало “книги”.

Приступая к знакомству с библейскими текстами, необходимо помнить о том, что каждое место, факт, событие могут быть истолкованы по-разному, точнее сказать, на различных уровнях понимания. На основании попыток истолкования (экзегезы, что означает с греческого «выведение на поверхность») в средние века появилась целая богословская наука  экзегетика.

Традиционно выделяют следующие уровни библейской экзегезы, уровни понимания библейских текстов.

1.Буквальный (исторический). Библия рассматривается в данном случае как один из исторических источников.

2.Нравственный. Здесь Библия представляет собой прежде всего свод нравственных законов, заповедей. Этот уровень ведет свою историю с Антиохийской традиции в богословии, в частности, от Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста (347-407 гг.).

3. Аллегорический уровень являет собой попытку увидеть в том или ином тексте иносказание. Данная традиция была свойственна Александрийской школе богословия (Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, 300-373 гг. и др.).

4.Прообразовательный уровень истолкования предполагает угадывание образов будущего на основании анализа ветхозаветных текстов.

5.Анагагический, высший уровень осмысления Священных книг возвышает исследователя с плана исторического до плана над - исторического, метаисторического. Библия понимается здесь как повествование о Царстве Божьем.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Антитеза закона и благодати iconЗакона №63-фз от
Федерального закона №63-фз от 13. 06. 1996), ч. 4 ст. 160 Ук РФ (в ред. Феде- рального закона №162-фз от 12. 2003), ч. З ст. 174...

Антитеза закона и благодати iconЗакона Российской Федерации от 20. 07. 2000г. №103-фз «Об основных...
Федерального закона №131-фз от 06. 10. 2003 «Об общих принципах местного самоуправления» (в редакции от 28. 12. 2013 №416)

Антитеза закона и благодати iconПоложение о производственном экологическом контроле, осуществляемом
Федерального Закона от 10. 01. 2002 г. №7-фз "Об охране окружающей среды", Федерального Закона от 04. 05. 1999 г. №96-фз "Об охране...

Антитеза закона и благодати icon1. Результаты проведенных проверок Челябинским уфас россии торговых...
Официальные разъяснения фас россии о применении Закона о торговле

Антитеза закона и благодати iconГлавное управление
Федерального Закона от 05. 04. 2013 №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных...

Антитеза закона и благодати iconПостановление Госстандарта РФ от 25. 12. 2000 n 86 Об утверждении...
Правила проведения сертификации гражданского и служебного оружия разработаны во исполнение Закона Российской Федерации "О защите...

Антитеза закона и благодати iconУтверждаю инструкция
Закона РФ "О защите прав потребителей", Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных...

Антитеза закона и благодати iconФедерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального...
ФЗ, Закона Кемеровской области «Об образовании» от 05. 07. 2013 №86-оз, законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации...

Антитеза закона и благодати iconИнструкция от 15 мая 1996 г. N 42 по применению закона российской...
Настоящая Инструкция издана во исполнение Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" в...

Антитеза закона и благодати iconКонституционный строй
О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных...

Антитеза закона и благодати iconСтатья Сфера действия настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия

Антитеза закона и благодати iconЗаключение №50-05/0355 от 02. 02. 2017 идентификационной экспертизы
Федерального закона от 27. 07. 2006 №149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона...

Антитеза закона и благодати iconКонкурсная документация
Федерального закона от 21. 07. 2005 №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных...

Антитеза закона и благодати iconДополнительного профессионального образование
Приём граждан на обучение по данной программе осуществляется согласно Закона «Об образовании в Российской Федерации» и закона Российской...

Антитеза закона и благодати iconВведен в действие
Федерального закона от 10. 01. 2002 г. №7-фз «Об охране окружающей среды» и статья 23 Федерального закона от 24. 06. 1998 г. №89-фз...

Антитеза закона и благодати iconЗакон о банкротстве
Результаты деятельности отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов за 1, 2, 3 кварталы 2017 года при осуществлении контроля...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск