СОДЕРЖАНИЕ
Назначение и условия выполнения программы 2
Характеристики сервера 2
Внешний вид и возможности системы 3
Вход в систему 3
Интерфейс СДЭО 3
Настройка аккаунта 5
Обмен сообщениями 5
Интерфейс учебной дисциплины СДЭО 6
Ресурсы 10
Элементы дисциплины 11
Журнал оценок 15
Завершение работы и выход из системы 16
Работа в системе 17
Запуск и авторизация в программе. 17
Работа преподавателя в СДЭО. 18
Создание, настройки и интерфейс учебной дисциплины 18
Работа с ресурсами 20
Работа с элементами курса 25
Элементы взаимодействия с другими участниками (форум, обмен сообщениями) 35
Назначение и условия выполнения программы
Система дистанционного электронного обучения (СДЭО) – ресурс для реализации процесса обучения в режиме онлайн. В данной системе создаются и распространяются материалы различных образовательных курсов.
СДЭО обеспечивает выполнение следующих функций:
размещение учебных материалов в виде веб-страниц, файлов и папок, интерактивных SCORM пакетов;
обмен файлами и сообщениями между пользователями, организация форумов и чатов;
организация тестирований;
ведение электронного журнала успеваемости, формирование отчетов о действиях пользователя;
экспорт и импорт тестовых вопросов, терминов глоссария;
выгрузка отчетов об оценках.
Характеристики сервера
Характеристики сервера должны быть не ниже:
процессор Xeon 2 ГГц;
160 MB (рекомендуется 5 Гбайт) дискового пространства, оперативная память 256MB (рекомендуется по 1 Гбайт на каждого из 20 пользователей при одновременной работе в системе);
ОС: Windows XP/2000/2003, Solaris 10 (Sparc и x64), Mac OS X, Netware 6;
серверная часть: Веб сервер Apache, PHP не ниже версии 5.3.2;
поддерживаемые базы данных: MySQL – версия не ниже 5.1.33, PostgreSQL – версия не ниже 8.3, MSSQL – версия не ниже 9.0, Oracle – версия не ниже 10.2, SQLite – версия не ниже 2.0;
Характеристики клиентского рабочего места должны быть не ниже:
процессор Pentium-IV 1x2,8 ГГц;
ОЗУ 1 Гбайт и выше, жесткий диск не менее 80 Гбайт.
Объединение компьютеров осуществляется через интернет или локальную сеть.
Внешний вид и возможности системы
Вход в систему
Доступ к системе осуществляется через веб-браузер по заданному url-адресу, который вводится в адресной строке. Главная страница системы показана на Рис. .
Рис. – Главная страница СДЭО
В блоке авторизации «Вход» необходимо ввести имя пользователя и пароль (предоставляются системными администратором). Если данные введены корректно, вместо надписи «Вы не прошли идентификацию» вверху отобразится имя пользователя.
Интерфейс СДЭО
Внешний вид и расположение элементов системы может быть различным, но основные принципы взаимодействия с ними остаются неизменными.
В левой части страницы располагаются вспомогательные информационные блоки, а также, блок навигации, при помощи которого можно быстро перемещаться между элементами системы. Центральная часть может содержать ссылки на какие-либо материалы, общую информацию или объявления, но главным здесь является основной список учебных курсов или категорий.
Центральный блок отображает список категорий учебных дисциплин (Рис. ).
Рис. – Центральный блок
Слева располагаются вспомогательные и информационные блоки (Рис. ). При базовых настройках системы представлены блоки: «Настройки профиля», «Навигация», «Календарь», «Поиск курса», «Наступающие события». Количество и расположение блоков может изменяться на разных страницах системы.
Рис. – Вспомогательные блоки
Настройка аккаунта
Смена пароля
Первое, что нужно сделать после первого входа в систему – сменить пароль, поскольку он создается учебным заведением и, как правило, составляется на основе какого-либо шаблона, который распространен среди всех пользователей системы.
Для того чтобы сменить пароль необходимо:
в правом верхнем углу экрана нажать на ссылку с Вашим именем;
в открывшемся окне нажать кнопку «Изменить пароль»;
в верхнюю строку «Текущий пароль» ввести текущий пароль (тот, который создало для Вас учебное заведение);
в строке «Новый пароль» ввести новый пароль. Повторить его в следующей строке «Новый пароль» (повтор);
нажать кнопку «Сохранить».
Настройка профайла
После смены пароля можно отредактировать свой профайл (личные данные). Для этого в блоке настройки необходимо выбрать пункт «Редактировать информацию». На экране редактирования можно внести следующие данные:
указать имя, фамилию и электронный адрес;
указать город, страну и в поле «Описание» ввести краткую информацию о себе;
при выборе пункта «Показать дополнительные», открываются несколько дополнительных полей для ввода данных, например, номера ICQ, телефона и т.д.
Обмен сообщениями
СДЭО имеет встроенную систему обмена сообщениями, с помощью которой можно отправлять сообщения другим участникам системы.
Чтобы воспользоваться этой функцией необходимо открыть соответствующий пункт в левом верхнем углу экрана (Рис. ).
Рис. – Обмен сообщениями
В открывшемся окне можно выбрать текущих собеседников и осуществить поиск новых с помощью вкладок «Собеседники», «Искать» и «Настройки». Также можно заблокировать собеседника или посмотреть историю сообщений.
Интерфейс учебной дисциплины СДЭО
Переход к учебной дисциплине осуществляется с главной страницы системы или через блок навигации.
Курс состоит из трех основных блоков. Левый и правый блоки могут, как и на главной странице, содержать различные блоки с необходимой информацией и элементами управления.
Блоки
Помимо стандартных блоков учебная дисциплина содержит блок «Элементы курса» и «Настройки».
На Рис. изображен блок «Элементы курса».
Рис. – Элементы курса
Данный блок группирует однотипные основные элементы дисциплины расположенные в основной центральной части учебной дисциплины.
Основные параметры дисциплины задаются в блоке «Настройки» в закладке «Управление дисциплиной» (Рис. ).
Рис. – Настройки
Через блок «Настройки» можно перейти в режим редактирования (добавления) элементов, просмотреть список пользователей и указать основные параметры страницы текущей дисциплины.
Экран редактирования дисциплины показан на (Рис. ).
Рис. – Экран редактирования дисциплины
Здесь задаются: название дисциплины, краткое описание, формат (в рассматриваемой модификации СДЭО используется только формат «Структура», с разбивкой по тематическим блокам), количество блоков с материалом и дату открытия доступа к учебному курсу.
Центральная секция курса СДЭО содержит учебный материал, форумы, тесты и задания (Рис. ). Каждый из блоков центральной секции разделяет материал на отдельные тематические элементы. Данные настройки задаются преподавателем.
Рис. – Центральная секция курса СДЭО
Все содержимое центральной части подразделяется на ресурсы и элементы.
Ресурсы
Ресурсами в СДЭО могут быть различного формата документы, папки или веб-страницы. Все названия документов, которые находятся внутри контентных блоков, являются ссылками. Слева от имени каждой из ссылок стоит значок, указывающий формат документа (PowerPoint, Word, PDF и т.д.). В зависимости от типа документа, браузера и операционной системы файл может открыться прямо в окне либо непосредственно в окне браузера, либо загружается на жесткий диск компьютера пользователя.
Для добавления ресурса необходимо перейти в режим редактирования через блок «Настройки» и выбрать необходимый тип из выпадающего меню внутри центрального блока (Рис. ).
Рис. – Добавление ресурса
Виды ресурсов могут быть совершенно различными и устанавливаться дополнительно в зависимости от курса и форматов файлов, представленных в нем. К основным ресурсам можно отнести следующие:
пояснение, текстовая или веб-страница – ресурсы, открывающиеся прямо в курсе СДЭО;
ссылка на файл или на каталог – используется преподавателями, если необходимо передать какой-либо тип файла для работы непосредственно на компьютере, например, документы Word, Excel, PDF;
ссылка на внешнюю веб-страницу используется для переадресации на внешние веб-ресурсы, например, на материалы из wikipedia.
Элементы дисциплины
Элементами курса в СДЭО являются задания, тесты и форумы.
Добавление необходимого элемента осуществляется в режиме редактирование через выпадающее меню внутри центрального блока (Рис. ).
Рис. – Добавление элемента курса
Задания
Первый тип заданий – это задания, при выполнении которых требуется ввести ответ в виде простого текста. При нажатии на ссылку данного задания в основном блоке курса открывается окно, в котором отображается текст задания и сроки сдачи (если они предусмотрены преподавателем). При ответе на задание используется окно HTML редактора. Редактор оснащен различными функциональными кнопками, при помощи которых можно форматировать текст, вставить ссылку или картинку. Также поддерживается копирование текста через буфер обмена.
Второй тип задания – ответ в виде одного или нескольких файлов. При выборе такого задания Вы также увидите окно с текстом задания, сроки выполнения, а чуть ниже кнопку «Обзор» для выбора отправляемых документов и список уже высланных материалов под надписью «Черновик ответов»
При нажатии кнопки «Обзор» откроется окно проводника компьютера. Если необходимо отправить несколько файлов, каждый загружается по отдельности либо одним архивом.
Тесты
СДЭО позволяет проводить онлайн-тестирования с автоматическим занесением результатов в электронный журнал оценок.
При добавлении элемента «Тест» открывается экран основных настроек тестовой оболочки (Рис. ).
Рис. – Настройки теста
Кроме названия и описания в настройках задаются: дата начала и конца тестирования, ограничение по времени и количество попыток. Дополнительно можно назначить тип отображения вопросов, штраф за попытки и параметры вывода результатов тестирования.
После сохранения параметров необходимо добавить вопросы в тестовую оболочку. Вопросы добавляются из банка, куда, в свою очередь, они заранее импортируются через xml-файл.
При нажатии на кнопку «Начать тестирование» система предупредит Вас об ограничении по времени и сообщит, сколько Вы имеете попыток на выполнение задания.
При прохождении тестирования выводится либо список заданий, либо один вопрос, а снизу цифровые кнопки для переключения между вопросами. Давать ответы можно в любом порядке, однако, если ответ не будет дан до истечения времени, он не будет засчитан. Если Вы хотите приостановить выполнение теста и продолжить позднее, можете нажать клавишу «Сохранить, но не отправлять». При следующем запуске теста у Вас будет остаток времени на выполнение от первой попытки. Если Вы готовы завершить задание – нажмите кнопку «Завершить и отправить».
Некоторые тесты могут открываться в защищенном окне браузера, где будут отсутствовать кнопки навигации. Некоторые задания могут содержать ссылку на файл, например аудиозапись. При нажатии на соответствующую ссылку в вопросе откроется дополнительное окно, где Вы сможете прослушать или сохранить файл и, закрыв данное окно, выбрать вариант ответа.
Существуют вопросы, где необходимо в дополнительное поле ввести ответ в виде текста, как это делается в текстовых заданиях. Оценку за такой вопрос преподаватель проставляет вручную после полного завершения тестирования.
Посмотреть результаты тестирования можно в модуле «Журнал оценок».
Форумы и чаты
Для общения студентов и преподавателей в СДЭО предусмотрены такие элементы как форум и чат. Также как и остальные модули, они располагаются в основных блоках курса и панели «Элементы курса» в левом углу. Для того чтобы начать чат необходимо нажать на соответствующую ссылку. Откроется окно с предложением войти в чат. Там же появляется информация о времени чата, которую оставляет преподаватель. Таким образом могут быть организованы online-консультации с группой студентов. При нажатии на кнопку «Войти в чат», откроется окно со списком пользователей, находящихся online, а ниже – поле для ввода текста (Рис. ).
Рис. – Окно чата
Форумы СДЭО практически ничем не отличаются от классических, хотя, могут иметь несколько характерных особенностей:
форум с одной темой, где каждый из пользователей может создать лишь одно обсуждение. Для добавления темы в форуме необходимо нажать на соответствующую кнопку. Внутри самого обсуждения можно отвечать на сообщения, а в выпадающем меню вверху топика – выбирать тип отображения ветки обсуждения;
форум с несколькими темами – классический интернет-форум для общих обсуждений;
форум «Вопрос-ответ» – сначала Вам необходимо ответить на вопрос, заданный создателем темы. После ответа Вы увидите сообщения от других участников.
Следует отметить, что темы может создавать любой участник курса, но сами форумы добавляются только преподавателем (в качестве элементов курса). В некоторых случаях преподаватели могут оценивать ответы на форуме. Данные оценки также будут заноситься в журнал.
Журнал оценок
Журнал оценок в СДЭО является отдельным модулем, который взаимодействует с данными из элементов дисциплины. Доступ к журналу осуществляется через блок настроек. При входе в журнал открывается отчет об оценках (Рис. ). Оценки за задания и тесты автоматически вносятся в данный отчет и суммируются по категориям.
Рис. – Отчет об оценках
Для перехода к остальным элементам журнала оценок используется выпадающее меню в левой верхней части модуля (Рис. ). Раздел «Категории и элементы» позволяет разделить оцениваемые элементы на модули, назначить формулу для подсчета результата и установить проходной балл за модуль или итоговый результат (Рис. ).
Рис. – Категории и элементы
Данные журнала оценок могут быть выгружены или импортированы в систему в форматах odt, txt, xls, xml через пункты «Экспорт» и «Импорт» в выпадающем меню.
Завершение работы и выход из системы
Выход из системы осуществляется нажатием соответствующей кнопки в правом верхнем углу рядом с именем пользователя. Следует отметить, что при отсутствии активности пользователя, в целях безопасности система через определенное время автоматически разрывает соединение.
Интервал бездействия устанавливается администратором системы и, как правило, составляет один час.
Работа в системе
Запуск и авторизация в программе.
Авторизация в системе осуществляется под одной из трех ролей: «Администартор», «Преподаватель», «Студент». При этом, внешний вид системы остается одинаковым, но в зависимости от роли пользователю доступны разные блоки настроек и перечень функций в системе. Администратор осуществляет конфигурацию базовых настроек системы, создает пользователей и назначает им соответствующие роли. Все настройки осуществляются через блок «Администрирование» (рис. 16).
Рис. 16 - Блок «Администрирование»
Импорт списков учебных групп и назначение их на учебные курсы возможно через модуль «Академические группы» (рис 17.)
Рис. 17 - Модуль «Академические группы»
Работа преподавателя в СДЭО.
При авторизации в с системе с ролью «Преподаватель» пользователь может создавать курсы, размещать учебный материал, создавать задания и тестовые материалы. Так же, как и администратору, преподавателю доступны все блоки управления системой, однако, набор функций является ограниченным и охватывает только парамтеры учебных курсов и их содержание.
Создание, настройки и интерфейс учебной дисциплины
Категории и учебные дисциплины создаются администратором системы. Управление учебным курсом и редактирование параметров осуществляется через блок «Настройки» (рис. 18).
Рис. 18 – Блок «Настройки»
После нажатия соответствующей кнопки появится экран настроек дисциплины (рис. 19)
Рис. 19 - Экран настроек дисциплины
Необходимо ввести полное и краткое название дисциплины. Параметр «Формат» определяет тип отображения блоков дисциплины, где содержится учебный материал. Как правило, используется отображение в виде отдельных пронумерованных блоков («Структура»), либо в виде блоков, разделенных по неделям («Календарь»). Далее задается количество блоков (Количество нед/тем), дата открытия дисциплины, вариант отображения скрытых блоков и т.д. Настройки «по-умолчанию» для новых дисциплин рекомендуется создавать изначально в роли «Администратор».
Работа с ресурсами
Для размещения учебных материалов преподавателю необходимо войти в учебный курс. Любые действия по работе с содержимым дисциплины осуществляются только в режиме редактирования. Переход в режим редактирования возможен через соответствующий пункт в блоке «Настройки» или по нажатию кнопки в правом верхнем углу (рис. 20)
Рис. 20 – Внешний вид дисциплины в обычном режиме
После перехода в режим редактирования появятся элементы управления и выпадающие окна в каждом из блоков для добавления ресурсов (рис. 21)
Рис. 21 – Внешний вид дисциплины в режиме редактирования
Для размещения файла в любом из блоков необходимо открыть выпадающее меню (Рис. ) и выбрать ресурс файл или папка (для размещения нескольких файлов). Откроется окно редактирования настроек ресурса (рис. 22).
Рис. 22 – Редактирование ресурса «файл»
Необходимо ввести название и, при необходимости, описание ресурса, которое увидят студенты при скачивании файла. Также можно настроить время доступа к файлу через пункт «Ограничить доступ». Загрузка самого файла происходит через пункт «Содержимое» перетаскиванием или нажатием кнопки «Добавить». Появится окно загрузки файла (рис. 23), где преподаватель может выбрать уже имеющиеся на сервере или загрузить с компьютера новые файлы. Для завершения создания ресурса необходимо нажать кнопку «сохранить и вернуться к дисциплине» внизу экрана редактирования. Если расширенные настройки для файлов не требуются, их можно размещать перетаскиванием в соответствующий раздел при включенном режиме редактирования.
Рис. 23 – Окно загрузки файлов
Для создания пояснения или текстовой страницы, которая отобразится непосредственно в окне браузера необходимо в режиме редактирования открыть выпадающее меню (Рис. ) и выбрать ресурс «страница» или «пояснение». Далее откроется экран настроек ресурса, где необходимо ввести его название и в поле «Содержание» ввести либо скопировать текст через буфер обмена (рис. 24). Для завершения создания ресурса необходимо нажать кнопку «сохранить и вернуться к дисциплине» внизу экрана редактирования.
Рис. 24 – Редактирование ресурса «Страница»
Для создания ссылки на внешнюю веб-страницу необходимо в режиме редактирования открыть выпадающее меню (Рис. ) и выбрать ресурс URL-ссылка. Появится экран редактирования ресурса, где необходимо ввести его название, а в поле «Содержимое» скопировать ссылку на внешний ресурс (рис. 25). Для завершения создания ресурса необходимо нажать кнопку «сохранить и вернуться к дисциплине» внизу экрана редактирования.
Рис. 25 – Редактирование ресурса «URL-ссылка»
Работа с элементами курса
Элементами курса в СДЭО являются задания и тесты. При создании этих элементов, информация и результаты по ним автоматически заносятся в электронный журнал оценок. Для добавления теста или задания необходимо перейти в режим редактирования (рис. 21) и через выпадающее меню выбрать элемент «задание» (рис. 26).
Рис. 26 – Добавление элемента дисциплины
Появится экран редактирования задания, где необходимо ввести ввести название и текст задания, который увидят студенты. Также можно настроить время выполнения задания и максимальную оценку за него (рис. 27). Если выбран вариант «ответ в виде файлов», студентам необходимо загрузить файл с компьютера. После того как студент отправит файл, преподаватель может войти в задание, просмотреть ответ и выставить оценку (рекомендуется поставить галочку напротив пункта «режим быстрой оценки работ» и нажать кнопку сохранить) (Рис. 28-29). Если выбран вариант задания «ответ в виде текста», студенту необходимо скопировать или ввести ответ в соответствующем окне. Преподаватель проверяет задание аналогичным с предыдущем вариантом образом.
Рис. 27 – Редактирование элемента «задание»
Рис. 28 – Просмотр задания
Рис. 29 – Выставление оценки за задание
Для создания тестовой оболочки необходимо перейти в режим редактирования (рис. 21) и через выпадающее меню выбрать элемент «тест» (рис. 26).
Появится окно настроек тестовой оболочки (рис. 30). Необходимо ввести название и время, когда тест будет открыт. Также можно указать количество попыток и порядок распределения вопросов в тесте. В настройках просмотра указывается, что именно увидит студент в процессе и после завершения тестирования. Для того, чтобы студент увидел общий результат, необходимо выбрать параметр «баллы за вопрос».
Рис. 30 – Настройки тестовой оболочки
Также есть возможность настроить время доступа или количество попыток персонально для пользователей или отдельных групп. Для этого необходимо зайти в тестовую оболочку и в блоке «настройки» выбрать пункт «переопределение групп» или «переопределение пользователей» (рис. 31). Переопределения являются выше по приоритете, чем основные настройки тестовой оболочки.
Рис. 31 – Блок настроек тестовой оболочки
После создания тестовой оболочки необходимо перенести в нее тестовые задания из «Банка вопросов». Переход в банк вопросов осуществляется с главной страницы дисциплины через блок настроек. В банке вопросов возможно создавать категории, тестовые вопросы различных типов, импортировать и экспортировать списки вопросов (рис. 32).
Рис. 32 – Банк вопросов
После нажатия кнопки «создать новый вопрос» появится окно с выбором типа вопроса (рис. 33). Далее откроется экран редактирования вопроса, где необходимо ввести его содержание и варианты ответа (рис. 34).
Рис. 33 – Выбор типа вопроса
Рис 34. Редактирование вопроса
Поскольку процесс создания вопросов внутри СДЭО является достаточно трудоемким, рекомендуется использовать специальное средство импорта в формате moodle.xml. Руководство по импорту вопросов смотрите в приложении ?
После создания тестовой оболочки необходимо войти в нее и нажать кнопку «редактировать тест» (рис. 35)
Рис. 35– Пустая тестовая оболочка
Далее необходимо добавить вопросы из банка отметив необходимые галочки, либо добавить случайные вопросы через соответствующий пункт внизу перечня (рис. 36). Итоговая оценка устанавливается в поле «максимальная оценка» и вычесляется автоматических учитывая вес вопросов.
Рис. 36 – Заполнение оболочки тестовыми вопросами
Элементы взаимодействия с другими участниками (форум, обмен сообщениями)
Для добавления форума необходимо перейти в режим редактирования (рис. 21) и через выпадающее меню выбрать элемент «форум» (рис. 26). Откроется окно настроек форума, где необходимо ввести заголовок и выбрать тип форума
Рис. 37 – Настройки элемента «форум»
Форумы СДЭО практически ничем не отличаются от классических, хотя, могут иметь несколько характерных особенностей:
форум с одной темой, где каждый из пользователей может создать лишь одно обсуждение. Для добавления темы в форуме необходимо нажать на соответствующую кнопку. Внутри самого обсуждения можно отвечать на сообщения, а в выпадающем меню вверху топика – выбирать тип отображения ветки обсуждения;
форум с несколькими темами – классический интернет-форум для общих обсуждений;
форум «Вопрос-ответ» – сначала Вам необходимо ответить на вопрос, заданный создателем темы. После ответа Вы увидите сообщения от других участников.
Следует отметить, что темы может создавать любой участник курса, но сами форумы добавляются только преподавателем (в качестве элементов курса). В некоторых случаях преподаватели могут оценивать ответы на форуме. Данные оценки также будут заноситься в журнал.
Для обмена сообщениями необходимо выбрать соответствующий пункт в левом верхнем углу экрана, в окне поиска найти необходимого пользователя, ввести в появившееся окно текст сообщения и нажать кнопку отправить (рис. 39).
Рис. 38 – Поиск собеседников для отправки сообщений
Рис. 39 – Обмен сообщениями
|