|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Менеджмент в бизнес-кейсах» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Программа дисциплины «Менеджмент в бизнес-кейсах»
для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Автор программы:
Ермакова Елена Александровна, eermakova@hse.ru
Пешехонова Елена Александровна, epeshekhonova@hse.ru
Чернявская Ольга Сергеевна, ochernyavskaya@hse.ru
Егорова Наталья Ивановна, negorova@hse.ru
Зонова Наталья Сергеевна
Грачев Александр Николаевич, agrachev@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»_________ 2014г.
Зав. кафедрой Г.А. Мкртычян
Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического менеджмента «___»_________ 2014г.
Зав. кафедрой А.Г. Городнов
Одобрена на заседании кафедры венчурного менеджмента «___»_________ 2014г.
Зав. кафедрой Э.А. Фияксель
Одобрена на заседании кафедры маркетинга «___»_________ 2014г.
Зав. кафедрой Д.А. Фоменков
Одобрена на заседании кафедры производственного менеджмента и логистики «___»______ 2014г.
Зав. кафедрой В.А. Лапидус
Одобрена на заседании кафедры государственного и муниципального управления «___»____ 2014г.
Зав. кафедрой В.В.Иванов
Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»_____________ 2014г.
Председатель Ю.В. Кузнецова
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «22» сентября 2014г .
Председатель В.М. Бухаров
Нижний Новгород, 2014
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент», подготовка бакалавра.
Программа разработана в соответствии с ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению 080200.62 «Менеджмент», образовательной программой 080200.62 «Менеджмент», рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденным в 2014 г.
Цель факультатива – освоение основных понятий и инструментов менеджмента в работе над решением практических ситуаций.
1Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать критерии оценки управленческих ситуаций, знать инструменты анализа и управленческого воздействия.
Уметь собирать релевантную информацию для разработки и принятия управленческих решений, умение применять инструменты анализа, умение работать в команде.
Иметь навыки отбора информации, выбора приоритетов, работы над проектами.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
|
ОК-5
|
Знает принципы выстраивания вербальных коммуникаций, умеет вести диалог и выступать с монологом
|
Лекции, практические упражнения
|
способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.;
|
ОК - 9
|
Знает правила делового общения, нормативные требования к самопрезентации руководителя, правила организации делового взаимодействия, принципы построения и восприятия речи
|
Лекции, ролевые игры, дискуссии.
|
способен налаживать и поддерживать социальные взаимоотношения в мультикультурной среде современного общества
|
ОК-13
|
Способен учитывать культурные особенности во взаимодействии
|
Лекции
|
имеет навыки обучения в различных формах, включая самообразование, стремится к личностному и профессиональному саморазвитию в условиях пожизненного обучения и экономики знаний, умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки
|
ОК-7
|
Знает собственные пробелы в части профессиональных знаний и навыков, знает способы их восполнения
|
Психологические упражнения, лекции
|
способен предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений
|
ПК-3
|
Умеет распознать проблему, предложить адекватные варианты решений, знает и умеет использовать методы оценки решения
|
Лекции, практические задачи.
|
способен использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности
|
ПК-5
|
Знает эффекты группового взаимодействия и их эффекты для осуществления управленческого воздействия
|
Лекции, бизнес-тренинги
|
умеет проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности
|
ПК-6
|
Понимает значение разделения труда и делегирования, знает основные принципы эффективного распределения труда
|
Лекции, анализ кейсов, деловая игра
|
способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач
|
ПК-8
|
Знает теорию управления, знаком с примерами практического применения методов и полученные эффекты
|
Лекции, деловые и ролевые игры
|
способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций
|
ПК-11
|
Обладает навыком анализа ситуаций и собственного влияния на ситуацию
|
Деловые игры, психологические упражнения
|
2Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина является факультативом.
Изучение данной дисциплины базируется на следующей дисциплине:
Теория и история менеджмента
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Иметь представление о характере и функционале работы руководителя.
Уметь собирать, выбирать и анализировать информацию.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении специальных дисциплин.
3Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Практические занятия
|
|
1
|
Менеджмент как профессия.
|
10
|
|
8
|
2
|
2
|
Жизненный цикл организации.
|
10
|
|
8
|
2
|
3
|
Структуры и процессы.
|
10
|
|
8
|
2
|
4
|
Коллектив.
|
10
|
|
8
|
2
|
5
|
Принятие управленческих решений.
|
10
|
|
8
|
2
|
6
|
Развитие сотрудников.
|
10
|
|
8
|
2
|
7
|
Постановка задач и делегирование.
|
10
|
|
8
|
2
|
8
|
Проведение организационных изменений.
|
10
|
|
8
|
2
|
9
|
Подбор персонала
|
10
|
|
8
|
2
|
10
|
Адаптация персонала
|
4
|
|
2
|
2
|
11
|
Мотивация персонала
|
4
|
|
2
|
2
|
12
|
Оценка персонала
|
10
|
|
8
|
2
|
|
Итого
|
108
|
|
84
|
24
|
4Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры
|
|
2
|
|
|
Текущий
(неделя)
|
Домашнее задание
|
|
*
|
|
|
Письменное, анализ кейса. 3-3,5 тыс. знаков
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
*
|
|
|
Устный, по вопросам. Знание материала, умение применить знания.
|
4.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Критерии оценки: самостоятельность письменного текста (эссе), раскрытие темы. В аудиторной работе: активность конструктивного участия во всех формах работы на практических занятиях.
4.2Порядок формирования оценок по дисциплине
В текущем контроле оценивается участие в практической работе на занятиях и выполнение домашнего задания (эссе). Итоговая оценка по факультативу – накопительная и складывается из текущих.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная = 0,3·Одз + 0,7·Оауд
Оитоговая = 0,7·Онакопленная + 0,3·Оэкзамен
В диплом выставляет итоговая оценка по учебной дисциплине ОИтоговая
Способ округления итоговой оценки по учебной дисциплине: в пользу студента. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Экзамен: комплексный кейс на принятие управленческого решения
5Содержание дисциплины
Количество часов аудиторной работы по темам соответствует представленной таблице.
Тема 1. Менеджент как профессия. Функции менеджера. Критерии эффективности работы менеджера. Ключевые факторы успеха, ключевые личностные и профессиональные компетенции.
Литература:
Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Логинов И.П., Неволина Н.А. Профессиональные навыки менеджера: рефлексивная парадигма Учебное пособие. М.: ИД «АТИСО», 2009. – 79 с.
Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера. М.: Эксмо, 2009.
Tim O. Peterson, David D. Van Fleet. The ongoing legacy of R.L. Katz: An updated typology of management skills, Management Decision, 2004 // Emerald management reviews // Электронные ресурсы библиотеки НИУ-ВШЭ.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 2. Жизненный цикл организации. Этапы становления и развития организации, ключевые особенности каждого из этапов, условия перехода организации в новый этап жизненного цикла, особенности управленческой ситуации и управленческого функционала на каждом из этапов.
Литература:
Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А.. Общий менеджмент: концепции и комментарии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Альтшулер И.Г., Практика бизнеса. Записки консультанта, М., 2003.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 3. Структуры и процессы. Организационные структуры и бизнес-процессы. Принципы выстраивания и реформирования организационных структур, проектирования и совершенствования бизнес-процессов.
Литература:
Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А.. Общий менеджмент: концепции и комментарии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Альтшулер И.Г., Практика бизнеса. Записки консультанта, М., 2003.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 4. Коллектив. Принципы формирования и поддержания коллектива, выбор претендентов на должность. Организационные культуры.
Литература:
Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997.
Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2001.
Томпсон, Л. Создание команды. М.: Вершина, 2006.
Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ К. Фопель.- М.: Генезис, 2002.
Жуков, Ю.М. Технологии командообразования/ Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова.- М.: Аспект Пресс, 2008.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 5. Принятие управленческих решений. Методы коллективных и индивидуальных разработок и принятий управленческих решений. Структурирование и творчество в мышлении. Руководство групповым творческим процессом.
Литература:
Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 6-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.
Серия «Классика Harvard Business Review». Эффективное принятие решений. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Батрик Р.Техника принятия управленческих решений. 2-е изд. пер с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения.- М.: «Омега-Л», 2010.
Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.
Becherer, Richard C, Finch, Howard and Helms, Marilyn M., The Influences of Entrepreneurial Motivation and New Business Acquisition on Strategic Decision Making (2006). Journal of Small Business Strategy, Vol. 16, Issue 2, p. 1-13 2006.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 6. Развитие сотрудников. Понятие корпоративного обучения. Принципы в постановке задач и организации учебного процесса. Цели и программа обучения. Методы и особенности корпоративного обучения. Этапы обучения. Оценка результатов обучения.
Литература
Магура, М.И. Современные персонал – технологии/ М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: Интел-Синтез, 2003.
Коул, Джеральд. Управление персоналом в современных организациях/Джеральд Коул: пер. с англ. Н.Г. Владимирова. – М.: ООО «Вершина», 2004.
Реди, Д., Конгер, Дж. Сделайте из своей компании кузницу кадров: статья [Электронный ресурс]/ Дуглас Реди. Джей Конгер// Harvard business review – Россия, 2007. - №9 (31).
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 7. Принятие управленческих решений. Структурирование проблемы, принципы и методы поиска и оценки альтернатив. Рациональные и эмоциональные основы принятия решения, критерии оценки полезности. Использование групповой работы для принятия решений.
Литература:
Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 6-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.
Серия «Классика Harvard Business Review». Эффективное принятие решений. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Батрик Р.Техника принятия управленческих решений. 2-е изд. пер с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения.- М.: «Омега-Л», 2010.
Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.
Becherer, Richard C, Finch, Howard and Helms, Marilyn M., The Influences of Entrepreneurial Motivation and New Business Acquisition on Strategic Decision Making (2006). Journal of Small Business Strategy, Vol. 16, Issue 2, p. 1-13 2006.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 7. Постановка задач и делегирование. Принципы и правила постановки задач. Значение делегирования для руководителя и для подчиненных. Правила делегирования, ошибки при делегировании. Мотивирование сотрудников. Формы участия сотрудников в разработке общих и индивидуальных целей и задач.
Литература:
Логинов И.П., Неволина Н.А. Профессиональные навыки менеджера: рефлексивная парадигма Учебное пособие. М.: ИД «АТИСО», 2009. – 79 с.
Резник С.Д., Соколов С.Н. Персональный менеджмент. М.: Инфра – М, 2010.
Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера. М.: Эксмо, 2009.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 8. Проведение организационных изменений. Типы организационных изменений. Проблемы проведения организационных изменений. Причины сопротивления изменениям, анализ позиций заинтересованных групп. Этапы проведения изменений и работа с коллективом на каждом из этапов
Литература:
Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. СПб., 2006.
Волков Е. Н. Организационная конфликтология: учебно-методическое пособие / Е. Н. Волков. — Н. Н.: НФ ГУ-ВШЭ, 2005
Дак, М. Монстр перемен. (обеспечена электронная версия книги)
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 9. Подбор персонала.
Собеседование (интервью): основные виды, типы, этапы проведения. Типичные ошибки при проведении собеседования. Оценка профессиональной пригодности и соответствия компании. Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов. Принятие решения о приеме на работу.
Литература:
Основная
1. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников : Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / Светлана Иванова, Дмитрий Болдогоев, Эмма Борчанинова, Анна Глотова, Оксана Жигалий. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 280 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб: Питер, 2010.
Дополнительная
Йеттер В. Эффективный отбор персонала. Метод структурированного интервью – Х.: Изд-во «Гуманитарный центр» - 2011. – 360 с.
Мотовилин О.Г., Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. Ассессмент-технологии. Профессиография. Организационная диагностика. – М., 2009. – 388 с.
Оценка компетенций методом интервью. Универсальное руководство / С.В. Иванова. – М.: Альпина Паблишер, 2012. -
Роу Роберт, Ван Ден Берг Петер. Пер. с англ. А.А. Дятловой. Подбор персонала в Европе: контекст, перспективы и программа исследований // Организационная психология. 2012. Т.2. №3. С.39-66.
Роберте Г. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях / Гарет Роберт [Пер. с английского Л. Зайко] – М.: Издательство ГИППО, 2010. – 288с.
Lorraine D. Eyde, Gary J. Robertson, Samuel E. Krug. Responsible Test Use: Case Studies for Assessing Human Behavior. 2009. P.217
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса, ролевые игры.
Тема 10. Адаптация персонала.
Особенности адаптации различных категорий персонала. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Методы адаптации персонала. Программа (система) адаптации персонала организации: основные направления и мероприятия. Разработка «Книги сотрудника». Наставничество, менторинг, коучинг. «Симптомы» психологической дезадаптации работника.
Литература:
Основная
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб: Питер, 2010. – часть VII глава 28.
Дополнительная
Лазарева С.С. Эффективная система адаптации персонала: компоненты и этапы построения // Управление человеческим потенциалом. 2007. №3. С. 212-220.
2. Шкурихина О.А. Адаптация персонала высшего и среднего звена: этапы процесса // Управление человеческим потенциалом. 2007. №3. С. 234-249
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 11. Мотивация персонала.
Разработка системы стимулирования персонала организации. Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации.
Литература:
Основная литература
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб: Питер, 2010. – часть X.
Дополнительная литература
Ворогушин Е.Н., Ребров А.В. Система грейдов: как разработать и внедрить. – М.: Издательство «Лика», 2011. – 74 с.
Герчиков В.И. Роль оклада в формировании заработка работника. //Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
Герчиков В.И. Нематериальное стимулирование персонала // Мотивация и оплата труда. 2005. №1. С. 2-10.
Гимпельсон В., Горбачева Т., Капелюшников Р. и др. Формирование заработной платы: взгляд через «призму» профессий. // Вопросы экономики. 2007. № 10.
Системы оплаты труда. Серия «Классика Harvard Business Review». – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – главы 7, 8.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ кейса.
Тема 12. Оценка персонала.
Центр Оценки. Принятие решений по результатам Центра Оценки. Проблемы и ошибки при проведении Центров Оценки.
Литература:
Основная
Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: практическое пособие / Т.Ю. Базаров. – М.:КНОРУС, 2011. – 304 с.
Баллантайн И., Пова Н. Ассессмент-центр. Полное руководство / Иен Баллантайн, Найджел Пова; [пер. с англ. Е.Г. Гореловой]. Второе издание. М.: ГИППО, 2008. – 201 с.
Дополнительная
Базаров Т.Ю. Комментарий к Нормативам и этическим принципам создания и проведения Центра оценки // Организационная психология. 2011. Т.1. №2. С.48-50
Гуревич А.М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. - СПб.: Речь, 2005. – 235 с.
Даринская В.М., Чаплыгин И.Н. Оценка и развитие персонала методом «Ассессмент-центр». – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
Мотовилин О.Г., Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. Ассессмент-технологии. Профессиография. Организационная диагностика. – М., 2009. – 388 с.
6Образовательные технологии
Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: лекции, дискуссии, активные и интерактивные формы проведения занятий: ролевые и деловые игры, разбор практического опыта, психологические упражнения; мастер-классы.
7Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб: Питер, 2010
Плотников М.В., Чернявская О.С., Самулеева М.В. Кейс-метод в преподавании. Электронный ресурс.
Дополнительная литература:
Альтшулер И.Г., Практика бизнеса. Записки консультанта, М., 2003.
Батрик Р.Техника принятия управленческих решений. 2-е изд. пер с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: практическое пособие / Т.Ю. Базаров. – М.:КНОРУС, 2011. – 304 с.
Базаров Т.Ю. Комментарий к Нормативам и этическим принципам создания и проведения Центра оценки // Организационная психология. 2011. Т.1. №2. С.48-50
Баллантайн И., Пова Н. Ассессмент-центр. Полное руководство / Иен Баллантайн, Найджел Пова; [пер. с англ. Е.Г. Гореловой]. Второе издание. М.: ГИППО, 2008. – 201 с.
Волков Е. Н. Организационная конфликтология: учебно-методическое пособие / Е. Н. Волков. — Н. Н.: НФ ГУ-ВШЭ, 2005
Ворогушин Е.Н., Ребров А.В. Система грейдов: как разработать и внедрить. – М.: Издательство «Лика», 2011. – 74 с.
Герчиков В.И. Роль оклада в формировании заработка работника. //Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
Герчиков В.И. Нематериальное стимулирование персонала // Мотивация и оплата труда. 2005. №1. С. 2-10.
Гимпельсон В., Горбачева Т., Капелюшников Р. и др. Формирование заработной платы: взгляд через «призму» профессий. // Вопросы экономики. 2007. № 10.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2007.
Гуревич А.М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. - СПб.: Речь, 2005. – 235 с.
Жуков, Ю.М. Технологии командообразования/ Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова.- М.: Аспект Пресс, 2008.
Даринская В.М., Чаплыгин И.Н. Оценка и развитие персонала методом «Ассессмент-центр». – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
Диксон, П. Фабрики мысли / П. Диксон. – М: АСТ, 2004
Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А.. Общий менеджмент: концепции и комментарии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Иванова С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. — 160 с.
Иванова С. Развитие потенциала сотрудников : Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / Светлана Иванова, Дмитрий Болдогоев, Эмма Борчанинова, Анна Глотова, Оксана Жигалий. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 280 с.
Йеттер В. Эффективный отбор персонала. Метод структурированного интервью – Х.: Изд-во «Гуманитарный центр» - 2011. – 360 с.
Иноземцев, В.Л. Творческие начала современной корпорации / В.Л. Иноземцев // Мировая экономика и международные отношения – 1997. – № 11.
Йоас, Х. Креативность действия / Х. Йоас. – СПб.: Алетейя, 2005.
Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Коул, Джеральд. Управление персоналом в современных организациях/Джеральд Коул: пер. с англ. Н.Г. Владимирова. – М.: ООО «Вершина», 2004.
Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2001.
Лазарева С.С. Эффективная система адаптации персонала: компоненты и этапы построения // Управление человеческим потенциалом. 2007. №3. С. 212-220.
Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 6-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.
Магура, М.И. Современные персонал – технологии/ М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: Интел-Синтез, 2003.
Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997.
Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. – СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997.
Мотовилин О.Г., Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. Ассессмент-технологии. Профессиография. Организационная диагностика. – М., 2009. – 388 с.
Овакимян, Г.К. Проблемы принятия группового решения <http://businesschess.narod.ru/publikacii/5.doc>
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. – Н.Новгород: «Ай-Кью», 1992.
Реди, Д., Конгер, Дж. Сделайте из своей компании кузницу кадров: статья [Электронный ресурс]/ Дуглас Реди. Джей Конгер// Harvard business review – Россия, 2007. - №9 (31).
Резник С.Д., Соколов С.Н. Персональный менеджмент. М.: Инфра – М, 2010.
Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера. М.: Эксмо, 2009.
Серия «Классика Harvard Business Review». Эффективное принятие решений. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Системы оплаты труда. Серия «Классика Harvard Business Review». – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Томпсон, Л. Создание команды. М.: Вершина, 2006.
Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ К. Фопель.- М.: Генезис, 2002.
Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – главы 7, 8.
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.
Шкурихина О.А. Адаптация персонала высшего и среднего звена: этапы процесса // Управление человеческим потенциалом. 2007. №3. С. 234-249
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
Becherer, Richard C, Finch, Howard and Helms, Marilyn M., The Influences of Entrepreneurial Motivation and New Business Acquisition on Strategic Decision Making (2006). Journal of Small Business Strategy, Vol. 16, Issue 2, p. 1-13 2006.
Lorraine D. Eyde, Gary J. Robertson, Samuel E. Krug. Responsible Test Use: Case Studies for Assessing Human Behavior. 2009. P.217
Ronald Burke. Do managerial men benefit from organizational values supporting work-personal life balance? Gender in Management: An International Journal, 2010 // Emerald management reviews//Электронные ресурсы библиотеки НИУ-ВШЭ.
Tim O. Peterson, David D. Van Fleet. The ongoing legacy of R.L. Katz: An updated typology of management skills, Management Decision, 2004 // Emerald management reviews // Электронные ресурсы библиотеки НИУ-ВШЭ.
8Материально-техническое обеспечение дисциплины
Демонстрационная техника, канцелярские принадлежности для ряда практических психологических упражнений.
Авторы:
Ермакова Е. А._____________________
Пешехонова Е.А. _________________
Чернявская О.С. __________________
Егорова Н.И. _____________________
Зонова Н.С. ______________________
Грачев А.Н. ______________________
|