Скачать 107.74 Kb.
|
УДК 004.4+004.6 УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ В ДИНАМИЧЕСКИ АДАПТИРУЕМЫХ СИСТЕМАХ, ОСНОВАННЫХ НА МЕТАМОДЕЛИРОВАНИИ* В.В. Ланин1, Л.Н. Лядова2 Рассматриваются средства управления документами, позволяющие решать различные задачи, связанные с созданием отчетов на основе данных, хранящихся в информационных системах (ИС), поиском документов во внешних источниках, их анализом, классификацией и каталогизацией, а также подготовкой документации на всех этапах жизненного цикла ИС, допускающих динамическую адаптацию к потребностям пользователей и меняющимся условиям эксплуатации. Представленные средства основаны на использовании моделей, управляющих функционированием ИС. Модели разбиваются на несколько уровней, представляющих систему с различных точек зрения. Базовые модели являются основой для создания моделей более высоких уровней. Основа реализации предметно-ориентированных средств разработки адаптируемых ИС – метамоделирование. Введение Задача создания информационных систем (ИС), позволяющих осуществлять гибкую настройку на потребности пользователей и бизнес-процессов, меняющиеся условия эксплуатации, – одна из критичных задач, так как возможности настройки определяют эффективность вложений в создание системы и стоимость ее эксплуатации, сопровождения. Свойство адаптирумости гарантирует возможность развития ИС, ее «живучесть» [Лядова, 2007]. Оно объединяет многие нефункциональные характеристики, обеспечить которые можно только при использовании для создания ИС инструментария, обладающего соответствующими возможностями. Как при создании системы, так и в ходе ее эксплуатации решаются задачи управления документами, их поиска, анализа и классификации, каталогизации и эффективного хранения, генерации и поддержания всего их жизненного цикла. Рассмотрим подробнее эти задачи и условия их решения в динамически адаптируемых системах (рис. 1). Рис. 1. Архитектура подсистемы управления документами CASE системы METAS 1. Задачи управления документами в динамически адаптируемых системах, управляемых моделями Практически все задачи, решаемые при создании и эксплуатации системы, связаны с необходимостью работы с документами в различных форматах:
Включение средств BI (Business Intelligence), в частности, средств подготовки отчетов (подсистем репортинга) в состав ИС – требование к любой современной системе. Именно эти средства позволяют представить информацию, получаемую пользователями, в удобном для них виде, визуализировать данные, результаты их обработки. Однако адаптируемая система должна обеспечить возможность настройки средств репортинга на любые изменения, которые могут произойти в ходе эксплуатации системы (дать возможность пользователям получать новые отчеты, менять формы документов и пр.). Желательно при этом снизить трудоемкость этой работы, минимизировать необходимость вмешательства разработчиков – позволить пользователям самим адаптировать ИС к своим потребностям. Современные предметно-ориентированные средства создания ИС позволяют решить эти задачи, дать возможность принимать участие в создании системы и ее настройке в процессе эксплуатации пользователям-непрограммистам, являющимся специалистами в тех предметных областях, для которых разрабатываются ИС. В отличие от «традиционных систем», условия и правила функционирования которых не меняются в процессе эксплуатации, для систем, допускающих динамическую настройку, задачи анализа предметной области и разработки документации необходимо выполнять не только при создании системы, но и в ходе ее функционирования – каждый раз, как только возникает необходимость внесения изменений в «поведение» системы, адаптации ее к новым условиям и требованиям. Таким образом, анализ документов и подготовка документации – задачи, которые выполняются в течение всего жизненного цикла ИС. Решение этих задач требует автоматизации, использования средств, которые позволили бы снизить трудоемкость настройки системы, анализа изменений условий функционирования и потребностей пользователей и внесения изменений в правила функционирования ИС и их документирования. Можно отметить следующие требования к информационным системам, обладающим высокой степенью адаптируемости: наличие средств динамической (в ходе эксплуатации системы) настройки, максимально снижающих трудоемкость и позволяющих выполнять эту работу пользователям системы, для которых должна быть обеспечена возможность работы в привычных терминах предметной области ИС, в которой они работают и являются экспертами. Максимальная степень адаптируемости ИС достигается, если она основана на метамоделировании [Лядова, 2008] и функционирует в режиме интерпретации моделей, которые могут изменяться в ходе эксплуатации системы, описывающих предметную область ИС и условия ее работы. Все перечисленные средства управления используют для настройки и выполнения своих операций модели различных уровней. Модели создаются при разработке системы с помощью CASE-инструментария. В данной статье представлено описание CASE-системы METAS, предназначенной для поддержания всего жизненного цикла динамически адаптируемых ИС. Упрощенная структура системы показана на рис. 1. Обычно строится несколько моделей, описывающих систему с различных точек зрения, на разных уровнях абстракции. Базовые уровни моделей, реализованные в CASE-системе METAS, – это логический (представляет объекты предметной области и связи между ними), физический (описывает представление данных об объектах в базе данных (БД) системы в терминах таблиц и связей) и презентационный (описание пользовательского интерфейса). 2. Подсистема генерации отчетов Средства репортинга METAS включают два основных компонента: «Менеджер запросов» и «Менеджер отчетов» [Lanin, 2008]. Одно из основных требований к подсистемам создания запросов и отчетов – это возможность их разработки пользователями-непрограммистами. Такое требование может быть выполнено только за счет введения дополнительного семантического слоя, основой которого могут быть метаданные, уже присутствующие в системе. Это дает пользователю возможность работы с данными в соответствии с терминологией, принятой в конкретной предметной области ИС, позволяет абстрагироваться от физической структуры данных в БД. Существует два подхода в реализации отчетности в ИС. Первый подход, применяющийся в большинстве существующих систем, для добавления нового отчета требует написания программного кода и создания запросов к базе данных (БД) на языке SQL. Очевидно, что в этом случае для ИС необходимо сопровождение профессиональным программистом, хорошо разбирающимся в предметной области данной системы. Второй подход – реализация относительно простых средств создания отчетов, работе с которыми можно обучить большинство пользователей. При необходимости создания более сложных отчетов сначала формируются с помощью реализованных средств простые отчеты, а затем используются внешние программные продукты (например, Microsoft Office), которые позволяют реализовать дополнительную обработку полученных результатов (анализ данных, визуализация результатов в виде диаграмм и пр.). За основу средств создания запросов (построителя запросов) был взят аналогичный инструмент Microsoft Access, знакомый многим пользователям. Согласно предложенной концепции пользователь выбирает сущности (объекты предметной области), участвующие в запросе, и связи между ними. Выбирает интересующие его атрибуты сущностей и другие параметры, влияющие на сортировку и группировку данных. В результате учета требований пользователя и интерпретации метаданных построитель запросов автоматически генерирует SQL-запрос к базе данных информационной системы. Для создания отчетов также разработан специальный инструмент – «Менеджер отчетов». В качестве шаблонов (форм) отчетов могут быть использованы документы MS Word и рабочие книги MS Excel. Для обеспечения обмена с другими подсистемами распределенной ИС построитель имеет функции экспорта и импорта шаблонов отчетов. В соответствии с предлагаемым подходом последовательность действий пользователя для создания нового отчета выглядит следующим образом: 1) подготовка необходимых запросов с помощью «Менеджера запросов»; 2) подготовка и разметка шаблона офисного документа (включение в шаблон информации о диапазонах, куда будут помещаться данные при генерации документа на базе данного шаблона, элементов оформления и пр.), добавление формул для вычислений, диаграмм; 3) связывание запросов и соответствующих диапазонов документа, в которые должны быть помещены их результаты; 4) сохранение полученного шаблона в базу метаданных системы (БМД). Предложенный подход обладает рядом преимуществ. Во-первых, для создания нового отчета не требуется программирование и написание запросов на языке SQL. При необходимости аналитическая обработка информации может быть произведена в Microsoft Excel с помощью всех доступных средств пакета. Во-вторых, хранение шаблона отчета в БМД делает этот отчет частью метаданных, что позволяет тиражировать шаблоны отчетов вместе с запросами, на базе которых строятся отчеты между узлами распределенной информационной системы, обеспечивая единство системы документации. В узлах информационной системы при поступлении нового типа отчета не потребуется обновлять программное обеспечение для работы с ним, как это происходит в традиционных системах. Процедура генерации отчетов включает следующие шаги: 1) из базы метаданных извлекаются шаблоны отчета, на их базе создаются документы; 2) выполняются запросы к БД ИС, связанные с каждым из шаблонов; 3) происходит вставка результатов выполнения запросов в размеченные диапазоны отчета, при этом в нем могут производиться дополнительные вычисления, если в шаблон были включены соответствующие средства (формулы Excel, поля Word); 4) созданный отчет сохраняется в БД как документ, он может быть также распечатан или передан по сети. Благодаря реализованной возможности хранения электронных документов в БД (создан специальный тип данных), сгенерированные отчеты становятся частью данных ИС, над ними можно выполнять разрешенные в системе операции. 3. Информационный поиск, анализ и каталогизация документов Задача информационного поиска решается на основе онтологического подхода [Ланин, 2009]. Онтологии являются не только средством интеллектуального поиска и анализа документов, но и основой организации их эффективного хранения, создания системы взаимосвязанных документов и средств навигации по ним. Предусматривается описание как структуры документа, так и его содержания, оформления. Вся эта информация используется для поиска и анализа документов, их аннотирования, классификации и каталогизации в системе в удобной для различных категорий пользователей форме. Извлекаемая из документов информация служит основой для анализа изменений предметной области ИС, потребностей ее пользователей и условий функционирования, снижая трудоемкость адаптации ИС. 4. Генерация документации Этап создания документации является необходимым при разработке любой информационной системы. Руководство программиста необходимо для обеспечения сопровождения системы. Пользовательская документация необходима для эффективного обучения пользователей работе с новой ИС. Однако очень часто разработчики программных систем и комплексов игнорируют данный этап в связи с большим количеством времени, необходимого для создания качественной документации. Причём чем больше сложность системы, тем сложнее создание документации. Поэтому возникают проблемы при эксплуатации ИС, ее сопровождении. Особенно эти проблемы обостряются для систем, допускающих динамическую адаптацию, т.к. при настройке системы появляются расхождения ее «поведения» с описаниями, данными в документации. Однако при этом, если система работает в режиме интерпретации, программный код интерпретатора не изменяется, следовательно, модифицировать при настройке системы необходимо только пользовательскую документацию. Для решения задачи подготовки пользовательской документации использованы метаданные логической и презентационной моделей (рис. 1). Логическая модель позволяет получить информацию о свойствах и связях сущностей. Эта информация используется при выводе в документ описания объектов ИС, ее предметной области и связей между ними. Презентационная модель хранит информацию обо всех визуальных элементах интерфейса. ИС имеет настраиваемые формы ввода-редактирования данных для каждой сущности и информация не только о свойствах и связях сущности, но и о внешнем виде форм также хранится в базе метаданных. Более того, презентационная модель связана с логической, что позволяет связывать описания элементов пользовательского интерфейса с соответствующими объектами, их описанием. Для создания компонента генерации документации пользователя должны быть решены следующие задачи [Tsybin, 2008]:
Генерация документации разбита на несколько этапов. На основе метаданных сначала генерируется XML-документ в соответствии с заданным шаблоном. Для создания схемы шаблона XML-файла создан интерфейс разработчика документации, обеспечивающий удобный инструментарий для разметки документа. С помощью сочетания вложенности различных элементов разработчик может задать структуру документации – создать дерево содержания – можно как визуально, так и с помощью текстового описания. Текстовое описание синхронизируется с деревом. Кроме того, в интерфейсе реализована функция проверки синтаксических и семантических ошибок описания структуры документа. Интерфейс передаёт информацию о структуре документа в виде XML-файла структуры генератору XML-файла. Для описания экранных форм ввода/редактирования данных в генератор добавлена функция «фотографирования» форм. Изображение сохраняется в отдельном файле, а затем в XML-файл добавляется ссылка на данное изображение. Построенный XML-документ служит основой для генерации документации в различных форматах (документы MS Word, файлы HTML, Help-файлы). Анализатор выполняет разбор созданных ранее XML-файлов описаний ИС и передаёт эти описания в специализированные генераторы конечных документов, поддерживающие определённый интерфейс. Анализатор использует технологию событийного разбора документов SAX. Заключение Описанные выше средства реализованы в рамках создания CASE-технологии METAS, они прошли апробацию при реализации нескольких проектов. Возможности технологии значительно расширяются при интеграции в CASE-систему языкового инструментария, предназначенного для разработки предметно-ориентированных языков, играющих роль метамоделей при разработке информационных систем. Список литературы [Ланин, 2009] Ланин В. Онтологии как основа функционирования систем обработки электронных документов // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Знания-Онтологии-Теории». Новосибирск, 2009, Т.2 стр. 173-177. [Лядова, 2007] Лядова Л.Н. Технология создания динамически адаптируемых информационных систем // Труды междунар. науч.-техн. конф. «Интеллектуальные системы» (AIS’07). Т. 2. – М.: Физматлит, 2007. [Лядова, 2008] Лядова Л.Н. Метамоделирование и многоуровневые метаданные как основа технологии создания адаптируемых информационных систем // Advanced Studies in Software and Knowledge Engineering / International Book Series “Information Science & Computing”, Number 4. Supplement to the International Journal “Information Technologies & Knowledge. Volume 2, 2008. Institute of Information Theories and Applications FOI ITHEA, Sofia, 2008. P. 125 132. [Lanin, 2008] Lanin V. Architecture and Implementation of Reporting Means in Adaptive Dynamically Extended Information Systems // International Journal “Information Technologies & Knowledge” / Sofia (Bulgaria) – Vol. 2/2008, Number 3, P. 273-277. [Tsybin, 2008] Tsybin A., Lyadova L. Software Testing and Documenting Automation // International Journal “Information Technologies and Knowledge” / Sofia (Bulgaria) – Vol. 2/2008, Number 3. P. 267 272. 1* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 09-02-00373в/И 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, ПГУ, lanin@perm.ru 2 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38, Пермский филиал ГУ-ВШЭ, lnl@nm.ru |
Поиск |