Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 4.76 Mb.
Название Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница 1/32
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова»
Институт дополнительного профессионального образования кадров

агропромышленного комплекса

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК

Международная научно-практическая конференция, посвященная 5-летию Института ДПО кадров АПК ФГБОУ ВПО Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова


Выпуск 2

Саратов 2012

УДК 347.948

Т-30


С
Т-30
остояние и перспективы инновационного развития АПК
[Текст]: Международная научно-практическая конференция, посвященная 5-летию Института ДПО кадров АПК ФГБОУ ВПО Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова/отв. ред. Н.С.Ададимова – Вып. 2. – Саратов:…………….., 2012.-350 с.:ил.

ISBN 978-5-91368-021-1

Подготовленный сборник интересен по содержанию, в состав авторского коллектива вошли представители стран СНГ, Турции, России. Дан конструктивный анализ основных направлений и особенностей развития инновационного развития всех отраслей АПК, как на государственном, так и региональном уровне.

Материалы сборника могут быть использованы преподавателями, аспирантами, студентами, практическими работниками.

Редакционная коллегия:
д-р экон. Наук, профессор И.Л. Воротников

канд. экон. наук, доцент Н.С. Ададимова

канд. с-х. наук, доцент Ф.П. Четвериков


Материалы изданы в авторской редакции
УДК 347.948

©Институт ДПО кадров АПК
Н.С. Ададимова

Институт дополнительного профессионального образования кадров АПК Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И.Вавилова, г. Саратов, Россия
Мероприятия по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров для малого и среднего агробизнеса
Любое предпринимательство по своей природе является инновационным. Это должно учитываться не только в специальной подготовке работников сферы малого и среднего агробизнеса, но и в том, что касается общей подготовки кадров этой сферы по вопросам рыночной экономики. Если же учесть, что основную массу потребителей образовательно-консультационных услуг составляют лица, или уже ведущие свое дело, или собирающиеся его в ближайшее время открыть, то легко понять, что традиционные и длительные формы подготовки эту задачу не решают. Нужны интенсивные краткосрочные формы, ориентированные на инновационную практику, вырастающие из этой практики.

Такое обучение должно быть непрерывным, многократным, сочетающимся с возможностями получения квалифицированных консультаций и различного рода поддержки по ходу ведения предпринимательской инновационной деятельности. Для этого нужны соответствующие образовательные программы и учебно-методические разработки, нужны центры, способные оказывать весь комплекс образовательных услуг, необходимых предпринимателю и менеджеру, включая поддерживающее обучение.

И такие центры формируются не только как самостоятельные структуры, но также в составе (при) государственных высших и средних учебных заведений различного профиля. Наиболее распространенными формами здесь являются бизнес-школы, учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторы, социально-деловые центры, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-центры.

Однако, многим из этих центров присущ традиционный подход к обучению как способу передачи знаний, а вся их совокупность пока еще не обрела свойств единой инфраструктуры и отличается значительной фрагментарностью. К этому необходимо добавить проблему поддержания высокого качества обучения, обеспечения своего рода “образовательных стандартов” и квалификации преподавателей.

Необходим переход от классических форм обучения предпринимателей, менеджеров и других работников сферы малого бизнеса к тренингу в его широкой трактовке, когда органически соединяются получение новых знаний и отработка практических навыков управления инновационным бизнесом. Здесь принципиально новыми моментами являются: индивидуализация и профессиональная специализация тренинга, обязательное применение активных обучающих технологий.

Профессиональная подготовка кадров для малого и среднего агробизнеса выступает в качестве определяющего фактора формирования и развития деятельности рыночных экономических структур. Важную роль играет профессиональная подготовка руководителей малых и средних организаций. Сложились и действуют такие эффективные альянсы в бизнес-образовании, как объединения, образованные для достижения общих целей, реализации стратегических задач и устремлений партнеров. Эффективность альянсов достигается путем аккумулирования интеллектуального кадрового потенциала, организационных, ресурсных, информационных возможностей сферы делового образования и рыночных экономических структур.

За последние годы в стране выработан современный взгляд на методологию и организацию подготовки кадров для среднего и малого бизнеса на селе. В методологическом плане к числу приоритетных направлений деятельности, связанной с подготовкой кадров для данных субъектов агробизнеса, можно отнести:

  • объективное действие экономических законов, которые обусловили необходимость решения научных и образовательных аспектов проблемы воспроизводственных позиций, формирования кадрового потенциала рыночных реформ;

  • интенсивное освоение современных технологий бизнес-образования. В них — ключ к формированию критической массы менеджеров различного уровня, кадров для предпринимательства и малого бизнеса, ориентированных на деятельность в условиях социально ориентированного рынка;

  • оперативное реагирование на образовательные, консультационные, инвестиционные и информационные потребности субъектов кадровой политики, сферы предпринимательства и малого бизнеса.

Основными задачами подготовки кадров для малого и среднего агробизнеса в регионе должны являться:

  • обеспечение условий получения полноценного дополнительного профессионального образования предпринимательских кадров с учетом индивидуальных запросов обучаемых и заказчиков;

  • разработка, формирование, адаптация и продвижение современных технологий и механизмов подготовки кадров для рыночной экономики;

  • освоение эффективных форм и методов учебного процесса, обеспечивающих достижение высокого качества профессиональной подготовки с учетом потребностей рынка труда.

На рынке образовательных услуг в Саратовской области за последние годы появилось значительное число учебных и консультационных центров. Многие из них не отвечают требованиям предпринимательских структур, а учебные программы оказываются несостоятельными в плане аккредитационных требований. Социологические опросы среди предпринимателей показывают, что около половины из них сетуют на невысокое качество подготовки специалистов для сферы предпринимательства в государственных учебных заведениях. Рынок образовательных услуг по бизнес-образованию остается вне государственного регулирования.

Через новаторскую стратегию делового образования Институт дополнительного образования кадров АПК Саратовского ГАУ им. Н.И. Вавилова обеспечивает интересы развития рыночных отношений в экономике региона. И, конечно же, помогает становлению малого и среднего агробизнеса в Саратовской области, стимулируя тем самым социальную и хозяйственную жизнедеятельность российского общества. Эффективность ведущих ученых, руководителей деловых структур, преподавателей и консультантов ИДПО, предпринимателей достигается путем аккумулирования интеллектуального кадрового потенциала, организационно-методических, ресурсных и информационных возможностей высшей экономической школы и рыночно ориентированных структур. То, что не под силу отдельной группе ученых и деловых людей, той или иной организации, коммерческой структуре, может быть успешно решено при объединении усилий и ресурсов.

Особенности инновационной учебно-методической деятельности ИДПО кадров АПК следующие:

  • создание широкого ассортимента образовательных и консультационных услуг для регионов, реализация передовых форм и технологий дополнительного профессионального образования (экономика, менеджмент, финансы и др.);

  • разработка комплексных инновационных образовательных программ обучения менеджеров, комплексное методическое обеспечение, подготовка и издание актуальных учебно-методических пособий, справочников, “кейс-стади” на традиционных и электронных носителях;

  • проведение интенсивных тематических семинаров по актуальной для подготовки менеджеров проблематике. Отдельные семинары проведены с участием руководителей администраций и сельхоз управлений.

  • предоставление услуг научно-методического характера менеджерам, преподавателям, сельзохтоваропроизводителям.

В настоящее время целесообразно, на наш взгляд, активизировать работу по созданию фермерской школы в регионе. На это есть свои причины и определенные предпосылки:

во-первых, очень много фермеров специализация, которых далека от сельскохозяйственного производства, а это значит, что им нужно где-то и у кого-то этому учиться;

во-вторых, очень много общих вопросов, интересующие фермеров и которые необходимо знать всем фермерам для улучшения продуктивности с меньшими затратами, а это значит что их лучше собирать и проводить учебные занятия, чем доводить в виде консультаций до каждого фермера.

Основные положения по функционированию фермерской школы в ИДПО кадров АПК при ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ» (рисунок 1):

  • Фермерская школа должна быть неотъемлемой частью консультативной службы и служить как один из механизмов распространения и обучения;

  • Обучения могут проводиться, как на поле, так и в помещении ИДПО кадров АПК;

  • Основными и ключевыми тренерами-консультантами должны служить профессорско-преподавательский состав ИДПО кадров АПК;

  • Эти специалисты занимаются консультативной деятельностью и постоянно работают с фермерами и одновременно являются и тренерами фермерской школы;

  • Специалисты консультанты и тренера должны работать в интересах фермера, и главный их принцип защищать интересы фермера;

  • При необходимости в фермерские школы должны привлекаться специалисты из других организаций для освещения специфических вопросов или более детального рассмотрения интересующих фермеров вопросов.

  • Для наглядности на территории ИДПО кадров АПК необходимо организовать демонстрационный участок, который может служить полевым полигоном для фермеров.







Рисунок 1. Организационная структура Консультативной службы с учетом создания Школы фермеров в ИДПО кадров АПК при ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ»

УДК 338.436 (470.325)
Н.С. Ададимова

Институт дополнительного профессионального образования кадров АПК Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И.Вавилова, г. Саратов, Россия
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК
Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства страны. Типичным его представителем в аграрном секторе выступает крестьянское (фермерское) хозяйство. К важнейшим чертам предпринимательства мы относим: самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов; экономическую заинтересованность; коммерческий риск и ответственность; сочетание личного и общих интересов.

В организации бизнеса следует предусматривать взаимосвязь с основными фазами воспроизводственного цикла: производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением. Это позволяет выделить следующие специфические виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое и консультативное. Ведущим из них является производственная деятельность, которая в наибольшей степени претерпела негативные явления, приведших к падению производства и сбыта. Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле - продаже продуктов труда, обеспечивает повышение эффективности работы К(Ф)Х. Сферой финансового предпринимательства выступает обращение, обмен стоимостей. Использование консультативного предпринимательства обеспечивает НТП в отрасли.

Социально-экономическая специфика малого предпринимательства проявляется в борьбе против гигантомании, развитии конкуренции между предприятиями всех форм собственности, производстве необходимой продукции населению, создании дополнительных рабочих мест, проявлении самостоятельности и предприимчивости в ведении хозяйства. В своей основе К(Ф)Х играют важную роль в создании и эффективном функционировании рынка. Именно поэтому абсолютное большинство стран всесторонне поддерживают этот сектор экономики общества.

Ускоренное реформирование аграрного сектора, связанное с повышением его эффективности и обеспечением конкурентоспособности регионального производства, ставят новые проблемы в процессе моделирования развития агропромышленного сектора. В этой связи многие крестьянские (фермерские) хозяйства решают вопрос о расширении производства и получения дополнительных участков земли из фонда ее перераспределения.

С расширением масштабов производства, увеличением количества воздействующих на него факторов, становится все труднее определить лучшие варианты его развития с помощью традиционных методов.

Возможность К(Ф)Х самостоятельно принимать экономические и хозяйственные решения, определять перспективу развития и структуру производства, вызывает необходимость принципиально нового подхода к плановой экономической работе. Поэтому применение математических методов в целом, и прежде всего, методов экономико-математического моделирования различных экономических процессов становится важнейшим инструментом совершенствования хозяйственного механизма.

Возможность применения названных средств заключается в том, что все многочисленные факторы и условия, определяющие сочетание и связь отраслей могут быть записаны в форме линейных уравнений и неравенств. Их оптимальное решение возможно лишь при комплексной увязке выбранных факторов и услуг.

Применение экономико-математических методов позволяет учесть множество специфических условий, характерных для конкретной производственной системы, отразить взаимосвязи между производственным потенциалом и результатами хозяйственной деятельности, наиболее рационально сбалансировать размеры производства и объемы производственных затрат.

Оптимальная структура производства должна обеспечивать крестьянские (фермерские) хозяйства способностью приспосабливаться к изменяющимся погодным и другим условиям в целях предотвращения или смягчения возможных нежелательных последствий неблагоприятного воздействия внешней среды на результаты производства. Она должна создавать условия для применения сложных методов воздействия на почву, растительные и животные организмы, обеспечивать экономное использование биотехнической материальной базы АПК, повышение эффективности производства.

Оптимальный размер и рациональное соотношение между основными производственными факторами: землей, трудом и основными средствами открывает перед фермерскими хозяйствами большие возможности повышения эффективности производства, в то время как всякое отклонение от этой гармонии приведет к понижению прибыли, снижению производительности труда, так как выводит предприятие из оптимального сочетания ресурсов.

Для разработки оптимального решения строится экономико-математическая модель задачи. Она должна быть типичной и отражать характерные условия ведения К(Ф)Х и основную цель по выбранному критерию. Поэтому выбор критерия оптимальности, соответствующего основной цели хозяйственной деятельности, является важным этапом моделирования производственно-экономической структуры крестьянских (фермерских) хозяйств.

При определении оптимальных параметров крестьянских (фермерских) хозяйств поставлена задача добиться максимально возможного объема производства при наименьших затратах и наиболее эффективном использовании всех имеющихся ресурсов. Обобщающим показателем эффективного использования производственных ресурсов выступать прибыльность. Она оценивает производство с точки зрения удовлетворения интересов самого К(Ф)Х, является единственной движущей силой предпринимательской деятельности, побуждает осваивать новые виды ресурсов, оборудование, технологии, расширять и удешевлять производство, создает определенные гарантии дальнейшего его существования. Поэтому в качестве критерия оптимальности в одних вариантах задачи мы использовали максимум прибыли, в других – максимум товарной продукции.

Для разработки числовой экономико-математической модели исходная информация подготовлена на основе технологических карт, разработанных в расчете на 1 га сельскохозяйственных культур и 100 структурных маток в ценах 2010 года, включающая:

- перечень ограничений (по использованию производственных ресурсов, по ресурсам, производимым и потребляемым в К(Ф)Х, по структуре посевных площадей и поголовья животных, по производству гарантированного объема продукции и т.д.) и переменных (площади сельскохозяйственных культур, поголовье животных, объем ресурсов, формируемых в процессе производства, выход продукции и т.д.);

- коэффициенты затрат производственных ресурсов в расчете на единицу измерения переменной величины (на 1 га, на 1 голову, на 1 ц продукции), определенных на основе нормативов, фактически сложившихся показателей;

- коэффициенты выхода продукции в расчете на единицу земельной площади или голову скота, рассчитанные на основе урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;

- себестоимость и цены реализации, определенные на основе фактических или прогнозируемых показателей.

Линейная оптимизационная модель состоит из четырех блоков: растениеводства, животноводства, общих показателей, реализации произведенной продукции.

Блок растениеводства моделирует следующие этапы: возделывание сельскохозяйственных культур и производство продукции.

Возделывание сельскохозяйственных культур осуществляется по определенным технологиям, которые обусловлены нормативными затратами различных ресурсов и планируемой урожайностью. Чтобы решение не выходило за рамки агрономических ограничений по севооборотам, введены ограничения на площадь, отводимую под посев определенной культуры, возделываемой по заданной технологии. По каждой культуре полученный урожай подразделяется на продукцию, которая идет на кормовые цели в животноводство и на продажу. При моделировании агротехнических условий возделывания сельскохозяйственных культур исходили из научно-обоснованной системы земледелия Саратовской области. Урожайность культур и продуктивность сельскохозяйственных животных и птицы принята в среднем за 3 года (2008-2010 гг.) с учетом перспективного роста. В животноводстве часть продукции идет в виде кормов по себестоимости ее производства. На общие объемы производимой продукции и потребляемых ресурсов установлены ограничения, определяющие смысл производственной программы и дефицит ресурсов.

В результате решения задачи по выявлению оптимальных производственно-экономических параметров крестьянских (фермерских) хозяйств было выделено два варианта оптимальной производственной структуры (табл. 1). Первый вариант решен на максимум прибыли, второй – на максимум товарной продукции.

Так как, крестьянские хозяйства неоднородны по площади земли и имеющимся ресурсам в каждом варианте было выделено по три подгруппы: малые хозяйства (с площадью до 100 га); средние -– площадь 300 га и крупные – площадь 500 га.

Таблица 1. Размер посевных площадей и пашни по оптимальному решению в крестьянских (фермерских) хозяйствах Саратовской области

Показатели

Задача на максимум прибыли

Задача на максимум товарной продукции

Площадь пашни:

100

300

500

100

300

500

Посевная площадь, всего

85

261

430

85

261

435

В том числе:



















Зерновые, всего

62

162

267

38

174

319

Из них: рожь озимая

5

13

22

3

15

25

пшеница озимая

16

42

69

9

43

75

пшеница яровая

17

44

73

9

43

75

ячмень

15

39

65

9

45

76

овес

2

5

9

1

6

10

гречиха

5

13

22

6

16

50

прочие зерновые

2

5

9

1

6

8

Технические, всего

7

18

30

10

26

43

В т. ч.: подсолнечник

6

16

26

9

23

39

Кормовые культуры

16

42

69

37

61

73

Чистый пар

15

39

65

15

39

65

Как видно из данных таблицы 1, все представленные модели предполагают значительное увеличение посевных площадей (более чем на 11%). При этом появляется возможность оптимального сочетания сельскохозяйственных культур и увеличения удельного веса зерновых культур в структуре пашни до 62 %. Фактически клин зерновых культур занимает 51 %. Это увеличение происходит за счет роста посевных площадей, как озимых, так и яровых культур. Удельный вес технических культур приведен в соответствии с агротехническими требованиями за счет сокращения доли посевных площадей под подсолнечником. Кроме того, проявилась целесообразность возделывать сахарную свеклу в крестьянских хозяйствах Правобережья или сою – в хозяйствах Заволжья.

Площадь под кормовыми культурами в каждом варианте задачи определена потребностью животных в кормах собственного производства, которое обеспечивается эффективным использованием естественных кормовых угодий и пашни. Оптимальный план во всех вариантах задачи предполагает увеличение удельного веса кормовых культур и обязательная площадь парового поля. Предлагаемые варианты следует считать научно-обоснованными, так как соответствуют агротехническим нормам ведения земледелия в условиях Саратовской области.

Варианты задачи, решаемые на максимум прибыли, предполагают создание многоотраслевых крестьянских (фермерских) хозяйств, специализирующихся на производстве зерна, технических культур, продукции животноводства. Решающую роль в формировании такой специализации играет рыночный механизм хозяйствования, и, прежде всего, цены реализации продукции.

Структура посевных площадей и пашни приведена в строгое соответствие с требованиями научно-обоснованной системы земледелия, что позволяет рационально использовать имеющиеся земельные ресурсы.

Модели крестьянских (фермерских) хозяйств, предлагаемые в качестве второго варианта были рассчитаны на максимум товарной продукции. Данный критерий ориентирует производство на создание максимального количества потребительских стоимостей, предпочтение при этом отдается наиболее дорогостоящим отраслям и видам продукции. Однако существующие цены реализации не способны возместить вложенные в производство средства. В результате в моделях задачи, решаемых на максимум товарной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства оказывались полностью убыточными. Поэтому проявилась необходимость ввести дополнительное ограничение по безубыточности производства. Вместе с тем в задачах на максимум товарной продукции увеличение посевов трав и других фуражных культур позволяет лучшим образом обеспечить поголовье кормами собственного производства (Таблица 2).

Таблица 2. Поголовье сельскохозяйственных животных и птицы, гол.

Показатели

Задача на максимум прибыли

Задача на максимум товарной продукции

Площадь пашни, га

Площадь пашни, га

100

300

500

100

300

500

Коровы

1

2

2

3

5

9

Молодняк КРС

1

2

2

3

5

9

Основные свиноматки

2

2

4

6

12

20

Поросята на откорме

15

15

30

43

96

150

Птица

20

25

48

60

70

70

В трех вариантах задачи, решаемых на максимум прибыли поголовье скота постоянно и не меняется с увеличением размеров хозяйства. Лишь поголовье птицы увеличивается до 48 голов. Крупный рогатый скот и птица используются в основном для удовлетворения потребностей крестьянской семьи, а излишек может быть реализован.

В задачах, решаемых на максимум товарной продукции, поголовье крупного рогатого скота, свиней и птицы увеличивается по мере увеличения размеров производства. При этом поголовье свиней возросло шести, двенадцати и двадцати голов основных и разовых свиноматок, - соответственно возрастает и количество молодняка, находящегося на откорме до 43,96 и 150 голов. Поголовье птицы составляет от 60 голов в первом варианте задачи до 70 – во втором и третьем вариантах

Таблица 3 содержит данные о предполагаемой специализации проектируемых крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таблица 3. Состав и структура товарной продукции по оптимальному решению в крестьянских (фермерских) хозяйствах Саратовской области

Показатели

Задача на максимум прибыли

Задача на максимум товарной продукции

Площадь пашни, га

Площадь пашни, га

100

300

500

100

300

500

Вся продукция

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:



















Продукция растениеводства

88,9

93,4

94,3

76,7

83,8

84,1

Из неё: зерно

45,6

47,9

48,3

31,9

34,9

35,0

подсолнечник

41,0

43,1

43,5

43,1

47,1

47,3

прочая продукция

2,3

2,4

2,4

1,6

1,8

1,8

Продукция животноводства

11,1

6,6

5,7

23,3

16,2

15,9

Из неё: молоко

3,7

3,0

1,8

7,7

5,4

5,9

мясо КРС

1,1

0,7

0,5

2,0

1,4

1,5

мясо свиней

3,2

1,6

1,9

8,1

6,8

6,9

мясо птицы

1,5

0,7

0,9

2,5

1,2

0,7

яйца пищевые

1,2

0,6

0,7

3,1

1,5

0,9

При решении задачи, как на максимум прибыли, так и на максимум товарной продукции в структуре выручки от реализации, преобладающей является продукция растениеводства. Различие между основными отраслями сельского хозяйства в обоих вариантах задачи составляет от 53 до 88%.

Основными товарными культурами являются зерновые культуры, за счет которых формируется более 45 % выручки в задачах на максимум прибыли и более 30% - в задачах на максимум товарной продукции. Животноводство ориентировано в основном на развитие молочно-мясного скотоводства, на максимум прибыли. В задачах на максимум товарной продукции отрасли животноводства получили примерно равное развитие.

Важным этапом моделирования является анализ финансовых результатов деятельности и сравнение исходного варианта с предлагаемым в качестве оптимального. Это позволяет наглядно оценить потенциально возможную эффективность работы изучаемых хозяйствующих субъектов (Таблица 4).

Таблица 4. Сравнительная оценка экономической эффективности предлагаемых моделей

Показатели

Задача на максимум прибыли

Задача на максимум товарной продукции

Площадь пашни, га

Площадь пашни, га

100

300

500

100

300

500

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

215,6

535,4

874,2

307,6

734,9

1206,2

Денежно-материальные затраты, тыс. руб.

161,9

375,9

609,9

266,1

539,6

998,0

Прибыль от реализации, тыс. руб.

53,7

159,5

264,3

41,5

141,3

208,2

Уровень рентабельности, %

33,2

42,4

43,3

15,6

23,8

20,9

Затраты труда, чел.-час.

4170

4582

7269

4854

5236

7895

Получено прибыли на:



















1 га пашни, руб.

537,0

531,7

528,7

415,0

471,0

416,4

на 1 чел.-час.

12,9

34,8

36,4

8,5

27,0

26,4

Из данных таблицы 4 мы видим, что при одних и тех же земельных ресурсах за счет более рационального использования ресурсного потенциала и оптимального сочетания товарообразующих отраслей в крестьянских (фермерских) хозяйствах появилась возможность получения или увеличения объема прибыли.

Наиболее эффективными в современных условиях являются задачи на максимум прибыли. По сравнению с аналогичными, рассчитанными на максимум товарной продукции, они несколько лучше обеспечивают условия существования и выживания крестьянской семьи. Абсолютная величина прибыли (как валовой, так и в расчете на 1 га, на 1 затраченный чел.-час.) здесь значительно выше.

Таким образом, в предлагаемых моделях крестьянских (фермерских) хозяйств создаются благоприятные условия для эффективного использования земли, трудовых ресурсов и материально-денежных средств.

УДК 330:341.1:62
Н.С. Ададимова

Институт дополнительного профессионального образования кадров АПК Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И.Вавилова, г. Саратов, Россия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Утверждено: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск