Скачать 140.82 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины Теоретическая и прикладная лексикография для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Авторы программы: Апресян В.Ю., PhD, кандидат филологических наук, vapresyan@hse.ru, Иомдин Б.И. lingnarod@gmail.com, Ляшевская О.Н., кандидат филологических наук, профессор, olesar@yandex.ru Рекомендована секцией УМС _____________________ «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета _____________________ «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» факультета филологии. Программа разработана в соответствии с:
Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины являются:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные релевантные понятия теоретической и прикладной лексикографии; Владеть научным и практическим аппаратом лексикографии; Знать основные проблемы и методы лексикографии; Знать основные типы словарей; Уметь применять полученные знания в реальных лексикографических задачах; Владеть основными компьютерными ресурсами и методами лексикографии. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к курсам по выбору программы обучения студентов-бакалавров. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория языка», «Современный русский язык», «Иностранный язык», «Компьютерные инструменты лингвистического исследования» Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем для подготовки выпускной квалификационной работы бакалавриата специализаций «Русистика» и «Компьютерная лингвистика» изучения дисциплин образовательных программ магистратур по лингвистике Тематический план учебной дисциплиныРаздел «Русская фонетика»
Формы контроля знаний студентов
1.1Критерии оценки знаний, навыковТекущий контроль: Домашнее задание – умение построить одноязычный и двуязычный word sketch в ресурсе Sketch Engine. Умение создать и обработать запрос в параллельных корпусах. Умение создать тезаурус. Умение задать запрос на языке CQL в ресурсе Sketch Engine. Умение провести статистический анализ полученных данных. Умение создать словарную статью для одноязычного активного словаря. Умение создать словарную статью для двуязычного словаря. Итоговый контроль: экзамен в форме презентации лексикографического проекта. Лексикографический проект: создание веб-ресурса «Русско-английский словарь сравнений» (онлайн-словарь сравнений). Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Содержание дисциплиныРаздел 1. Типы словарей. Теоретическая и практическая лексикография. Объект лексикографии. Словарь как формальный объект. Бумажные vs. электронные словари. Активные и пассивные словари. Нормативные и описательные словари. Типы информации для интегрального толкового словаря. Типы информации для словарей синонимов. Типы информации для двуязычных словарей. Типы информации для фразеологических словарей. Типы информации для словаря жестов. Рабочий цикл подготовки. Внешние и внутренние требования к словарю. Тексты правильно построенного словаря и их строение. Название словаря. Словник словаря. Основные тексты словаря и их строение. Вспомогательные тексты словаря. Инструкция пользователю словаря. Списки. Указатели. Объем словаря. Отличие требований к бумажным и электронным словарям. История лексикографии. Роль словаря в естественных и гуманитарных науках. Словари как памятники культуры. Роль словаря в жизни человека и общества. Раздел 2. Теоретическая база лексикографии. Семантические переходы. Метафора. Метонимия. Критерии полисемии. Употребления. Управление. Сочетаемость. Лексические функции. Коллокации. Морфология. Структура помет в словаре. Раздел 3. Практическая база лексикографии. Практические требования к словарю с точки зрения пользователя. Принципы отбора информации для словаря. Анализ каждого из формулируемых принципов с точки зрения его логической структуры и возможности практической реализации. Структура словарной статьи. Метаязык толкований. Стилистические пометы. Словарные примеры. Форма подачи материала в бумажных и электронных словарях. Типы поиска. Интерфейс. Usability бумажного и электронного словарей и их экспертиза. Раздел 4. Компьютерные инструменты лексикографа. Корпуса. Sketch Engine. НКРЯ. Типы запросов. Статистические инструменты корпусов. Литература. Ю. Д. Апресян. Исследования по семантике и лексикографии. Т.1. Парадигматика. М., 2009. Б. Л. Иомдин. Материалы к словарю-тезаурусу бытовой терминологии. СВИТЕР: образец словарной статьи // Cлово и язык. Сборник статей к восьмидесятилетию академика Ю. Д. Апресяна. Отв. ред. И. М. Богуславский, Л. Л. Иомдин, Л. П. Крысин. М., 2011. Л. Н. Иорданская, И. А. Мельчук. Смысл и сочетаемость в словаре. М., 2007. Т. Кунихиро. Идеальный толковый словарь (Рисо но кокуго дзитэн): Пер. с яп. А. С. Паниной. М., 2009. В. Ю. Апресян и др. Проспект активного словаря русского языка. Отв. ред. акад. Ю. Д. Апресян. М., 2010. B. T. Sue Atkins, Michael Rundell. The Oxford Guide to Practical Lexicography. Oxford, 2008. Beck, Isabel L., Margaret G. McKeown, and Linda Kucan. Bringing words to life: Robust vocabulary instruction. Guilford Press, 2013. P. Hank. Lexical analysis: Norms and exploitations. Boston, 2013. A. Kilgarriff. Dictionary word sense distinctions: an enquiry into their nature // Computers and the humanities. 1993. V. 26. No. 1–2. Piet van Sterkenburg (ed.) A Practical Guide to Lexicography. (Terminology and Lexicography Research and Practice 6.) Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. 2003. Образовательные технологииРекомендуемые образовательные технологии включают лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу студентов (конспектирование литературы, выполнение практических домашних заданий), курсовую работу (по выбору обучающегося). Инновационные образовательные технологии включают работу с современными электронными лингвистическими ресурсами (словари, корпуса, вики-порталы, включая: TLex - http://www.softworld.com/tag/dictionary-writing-system/ FLEX – free dictionary writing system Shoebox – бесплатное лексикографическое программное обеспечение для полевых лингвистов dante – открытая лексикографическая база для английского языка Wiktionary.org и др.) и интрументарием для проведения экспертизы словарей. При проведении занятий используются интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 70 % аудиторных занятий. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента1.2Тематика заданий текущего контроляПримерные задания для письменных работ:
1.3Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (зачёт, экзамен)Экзамен проходит в форме презентации коллективного лексикографического проекта русско-английского электронного словаря сравнений. Порядок формирования оценок по дисциплинеНакопленная оценка за текущий контроль складывается из: а) активности на семинарах (активное участие на протяжении всего семинара 10, средняя активность 5, полное или практически полное отсутствие активности 0), усредненной по числу семинаров (Оауд) с весом 20%; б) домашних работ (Ок/р) с весом 70% в) самостоятельной работы (Осам. работа) с весом 10% Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях по уровню активности и степени подготовленности к занятию. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от степени правильности выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0,7· Ок/р + 0,1·Осам. работа + 0,2·Оауд Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле: Оитоговый = 0,70·Оэкзамен + 0,30·Отекущий. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. |
Программа дисциплины «Корпусная лингвистика и компьютерные инструменты»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 45. 03. 03 «Фундаментальная... |
Программа дисциплины «Компьютерные инструменты лингвистических исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 035800.... |
||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 45. 03. 03 «Фундаментальная... |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 45. 03. 03 «Фундаментальная... |
||
Программа дисциплины Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 231300. 62 «Прикладная... |
Программа дисциплины «Прикладная демография» для направления 39. 04. 01 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 39.... |
||
Программа дисциплины «Информатика и программирование» для направления... Программа дисциплины «Информатика и программирование» для направления 01. 03. 04 «Прикладная математика» подготовки бакалавров |
Программа дисциплины «Информатика и программирование» для направления... Программа дисциплины «Информатика и программирование» для направления 01. 03. 04 «Прикладная математика» подготовки бакалавров |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Теоретическая и прикладная механика Характеристика профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» |
Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика»... Задачи и методы их решения, общие для корпусной лингвистики, машинного перевода и компьютерной лексикографии 8 |
||
Образовательная программа: «Прикладная и экспериментальная лингвистика»... Кластеризация языковых выражений в корпусе текстов на основе стохастического ранжирования |
Методические указания содержат задания к лабораторным работам по... Методические указания предназначены для студентов направления «Прикладная информатика» профиля «Прикладная информатика в экономике»,... |
||
Рабочая программа дисциплины «Информатика» (по гос «Информатика и программирование») Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информатика» студентам очной полной формы обучения по направлению подготовки... |
Методические указания к курсовой работе по дисциплине Базы данных... Дисциплина «Базы данных» для направления 230700. 62 «Прикладная информатика» подготовки бакалавра |
||
Программа дисциплины «Литература стран изучаемого языка» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... |
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология,... |
Поиск |