Содержание
1. Пояснительная записка.............................................................................................................3
2. Наименование направления и профиля подготовки..............................................................3
3. Код и наименование дисциплины............................................................................................3
4. Цель и задачи освоения дисциплины.......................................................................................3
5. Место дисциплины в структуре ООП.....................................................................................3
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.............4
7. Структура и содержание дисциплины.....................................................................................5
7.1.Общая трудоемкость дисциплины........................................................................................5
7.2. Содержание дисциплины.......................................................................................................6
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины................................10
8.1 Рекомендуемая литература...............................................................................................10
8.2.Программное обеспечение и Интернет-ресурсы................................................................12
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.........................................................12
10. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя........................................12
11. Методические указания для обучающихся............................................................................18
12. Контрольные материалы по внутрисеместровой, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.........................................20
13. Дополнительные материалы.................................................................................................24
1. Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 3 курса Мусульманская религиозная организация – “ профессиональная образовательная организация - Альметьевское исламское медресе имени Ризаэддина Фахреддина” централизованной религиозной организации - духовного управления мусульман Республики Татарстан, по направлению подготовки «Исламские науки и воспитание, арабский язык» (квалификация (степень) для лиц мужского пола «Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «Преподаватель исламских наук и арабского языка») (базовая подготовка).
Программа расcчитана на расширение и углубление теоретических и практических знаний по данному курсу, а именно на изучение теории и методологии основ исламского права - Корана, Сунны, иджмы, кыяса, также иджтихада и таклида, методологии сопоставления шариатских доказательств.
2. Наименование направления и профиля подготовки
Рабочая программа составлена согласно Образовательному стандарту среднего профессионального религиозного образования по направлению подготовки «Исламские науки и воспитание, арабский язык» (квалификация (степень) для лиц мужского пола «Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «Преподаватель исламских наук и арабского языка») (базовая подготовка), утвержденного приказом Председателя Централизованной религиозной организации – Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Муфтия от 12.11.2014 №74.
3. Код и наименование дисциплины
ОПД.07. Основы исламского права (усуль аль-фикх).
4. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Основы исламского права (усуль аль-фикх)» являетсяформирование у обучающихся знаний и навыков в области основ исламского права.
Задачи:
-формирование и развитие логического мышления;
-выработка понимания важности изучения основ исламского права;
-ознакомление обучающихся с начальными знаниями о содержании основных понятий и терминологии дисциплины Основы исламского права (усуль аль-фикх);
-формирование умения видеть практическое применение основ исламского права в повседневной и профессиональной деятельности;
- формирование у обучающихся целостных представлений об основах исламского права;
-научить анализировать правовые нормы шариата;
-привитие чувства толерантности к представителям разных правовых школ;
-вовлечение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития.
5. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Основы исламского права (усуль аль-фикх)» относится к общепрофессиональным дисциплинам (ОПД.07).
Для освоения дисциплины «Основы исламского права (усуль аль-фикх)»обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Практический курс арабского языка», «Правила чтения Корана (таджвид)», «Корановедение (улум аль-Куран)», «Основы поклонения (ибадат)», «Жизнеописание пророка Мухаммада (сира)», «Хадисоведение (мусталах аль-хадис)», «История ислама».
Изучение дисциплины «Основы исламского права (усуль аль-фикх)» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Основы проповеди и обязанности имама», прохождения практики.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общерелигиозные компетенции:
-Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной и богослужебной деятельности.
-Наличие общих представлений о предмете, принципах, методах, этапах формирования, взаимосвязи основных исламских наук.
-Знание ключевых канонических исламских источников и умение их анализировать с использованием методологии основных исламских наук.
-Способность разъяснить применение догматических положений исламских наук в отношении к повседневной жизни мусульманина.
-Способность выполнять обрядовые, организаторские, хозяйственные функции в деятельности мусульманского прихода.
-Способность анализировать авторитетные богословские суждения для оценки актуальных проблем личности и общества с исламских позиций.
-Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
Компетенции в области арабского языка:
-Наличие первичных навыков аудирования, чтения и понимания содержания текстов, устной (монологической и диалогической) и письменной речи на арабском языке.
-Знание основной классической религиозной исламской терминологии, необходимой для изучения исламских наук на арабском языке.
Специальные педагогические компетенции:
-Способность сочетать современные и традиционные для религиозного мусульманского образования методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине (образовательному модулю) «Основы исламского права (усуль аль-фикх)».
Общегражданские компетенции:
-Способность к применению норм исламского права в различных контекстах современного общества России с использованием методологии исламского права в рамках, установленных законодательством Российской Федерации.
-Умение соотносить цели проповеднической миссии всех пророков с общечеловеческими ценностями.
-Осознание исторической преемственности и взаимосвязи татарской национальной и исламской культур.
-Знание религиозных канонических обоснований толерантных взаимоотношений людей различных убеждений в поликонфессиональной и полиэтнической среде.
-Способность к выстраиванию толерантных отношений с людьми, имеющими различные взгляды относительно религии и веры.
-Наличие общих представлений о многообразии исторических традиций толкования Корана различными мусульманскими богословскими школами.
-Понимание исторического и современного контекстов применения норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с конфликтными ситуациями с участием мусульман.
-Способность к пониманию священных текстов исходя из исторических и социально-культурных контекстов их применения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-религиозные традиции своего и других народов;
-догматические положения основ исламского права (усуль аль-фикх);
-основные правовые школы, играющие главную роль в развитии науки основ исламского права;
-методологию сопоставления шариатских доказательств;
-основную классическую религиозную исламскую терминологию основ исламского права (усуль аль-фикх) на арабском языке;
-доводы правомерности таклида;
-исторические и современные контексты применения норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с конфликтными ситуациями с участием мусульман;
-религиозные канонические обоснования толерантных взаимоотношений людей различных убеждений в поликонфессиональной и полиэтнической среде;
-современные и традиционные методики и технологии по дисциплине “Основы исламского права (усуль аль-фикх)”;
-богословское наследие поволжских татар-мусульман по исламским наукам.
Уметь:
-разъяснять применение догматических положений основ исламского права в отношении к повседневной жизни мусульманина;
-применять терминологию основ исламского права на арабском языке;
-давать разъяснение связи правового заключения с доказательством;
-выполнять профессиональную и богослужебную деятельность;
-анализировать авторитетные богословские суждения для оценки актуальных проблем личности и общества с исламских позиций;
-проводить обряды поклонения с учетом региональных особенностей обрядовой практики у поволжских татар-мусульман;
-применять нормы исламского права в различных контекстах современного общества России с использованием методологии исламского права в рамках, установленных законодательством Российской Федерации;
-использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
-реализовывать на практике полученные знания и навыки.
Владеть навыками:
-уважительного и бережного отношения к историческому наследию и религиозным традициям;
-использования терминологии основ исламского права;
-проведения обрядов поклонения с учетом региональных особенностей обрядовой практики у поволжских татар-мусульман;
-применения современных и традиционных для религиозного мусульманского образования методик и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине (образовательному модулю) «Основы исламского права (усуль аль-фикх)»;
-выполнения профессиональной и богослужебной деятельности;
-выстраивания толерантных отношений с людьми, имеющими различные взгляды относительно религии и веры;
-обобщения, анализа, восприятия информации;
-работы с учебной, научной и справочной литературой.
7. Структура и содержание дисциплины
7.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 99 часов
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
5
|
6
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
99
|
51
|
48
|
Аудиторные занятия
|
66
|
34
|
32
|
Лекции
|
36
|
19
|
17
|
Практические занятия (ПрЗ)
|
-
|
-
|
-
|
Семинары (С)
|
30
|
15
|
15
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
-
|
-
|
Курсовая работа (КР)
|
-
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа студентов (СРС)
|
33
|
17
|
16
|
Вид итогового контроля (контрольная работа, зачет, экзамен)
|
зачет
|
зачет
|
|