Проекта (гранта)

Проекта (гранта)


НазваниеПроекта (гранта)
страница1/20
ТипИсследование
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам I Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года №367-рп»


Проект (грант) № 108
ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Некоммерческий Фонд содействия сохранению

и развитию культурного, научного, духовного

и природного наследия Евразии
ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):

«Интеллектуально-активная группа: мировоззрение, специфика социальных функций

и идеологические дифференциации в контексте постсоветской трансформации»

г.Москва

Июль 2008 г.
Содержание

1. Эмпирическая база исследования 31

2. Морфологические критерии выделения интеллектуально-активной

группы 7

3. Основные социально-семантические понятия 10

4. Самоидентификация 26

5. Социальные роли интеллигенции: кризис и трансформация 32

6. Мировоззрение 64

7. Оценка власти 69

8. В поисках уральской интеллигенции 91

9. Пространства интеллигенции: историко-географические и

культурно-идеологические аспекты 117

10. Религия и интеллигенция 137
Виталий Куренной (§ 1, 2-6)

Александр Никулин (§ 9-10)

Дмитрий Рогозин (§ 1, 8)

Анна Турчик (§ 7)



  1. Эмпирическая база исследования


Исследование включало в себя проведение 20 круглых столов в 13 городах России (Москва (7), Петербург (2), Архангельск (1), Владимир (1), Дубна (1), Екатеринбург (1), Иркутск (1), Казань (1), Калининград (1), Нижний Новгород (1), Новосибирск (1), Ростов-на-Дону (1), Тула (1). Среднее число участников круглых столов – 7 человек. Кроме того, с некоторыми участниками круглых столов проведено более 100 глубинных интервью.

Всего в исследовании было анкетировано 152 человека. Согласно этим данным, более 60% участников имели несколько высших образований или ученые степени. Только пять человек, или 3%, не имели высшее образование. Большинство, 73%, закончили гуманитарные факультеты. Средний возраст участников 45 лет. Из них до 30 лет опрошено 8%, от 31 до 40 ― 31%, от 41 до 50 ― 37%, старше 51 ― 24%. Подавляющее большинство наших собеседников были мужчинами ― 72%. Это связано с тем, что выборка строилась не по социально-демографическим, а институциональным переменным.
Диаграмма 1

Возрастные показатели



Учитывая высокую неопределенность понятия «интеллектуально-активной группы», а также субъективную нагруженность таких традиционных понятий как «интеллигенция» и «интеллектуалы», в основу принципа приглашения участников круглых столов и, соответственно, выбора собеседников для интервью был положен институциональный принцип.

Собственно институционально-дифференцированными были московские круглые столы1, которые имели соответствующий тематический характер и включали в себя следующие группы:

  • политические публицисты, журналисты и фрилансеры,

  • представители редакций «толстых» литературно-публицистических журналов,

  • представители редакций новых (постсоветских) общественно-политических журналов,

  • представители университетов и академических институтов (администрация и научные работники),

  • представители общественно-политических интернет-порталов и блогов,

  • представители неправительственных организаций,

  • представители Русской Православной Церкви и вписанные в церковные структуры интеллектуалы (непосредственно работающие в церковных учреждениях).

Региональные круглые столы проводились в институционально разнородной аудитории2 по единому гайду, включающему следующие основные блоки вопросов: Имеет ли сегодня понятие «интеллигенция» какой-то смысл? Что современная интеллигенция может предложить обществу? Какие мировоззренческие и ценностные позиции она разделяет и отстаивает? Как устроена российская интеллектуальная среда? Что не достает интеллигенции для того, чтобы играть в российском обществе полноценную роль? Изначально круглые столы позиционировались как не являющие информационным поводом (PR-непривлекательные), деперсонифицированные по конечным результатам и, следовательно, мотивирующие к участию в них преимущественно гражданским, коммуникативно-дискуссионным или исследовательским интересом. Что, собственно, и служило косвенным подтверждением их статуса как представителей интеллектуально-активной группы. Фактор достижимости участников позволил выявить различную степень открытости этих групп для взаимодействия в публичном коммуникативном пространстве. Наибольшую открытость демонстрируют представители академического сообщества и неправительственных организаций, наименьшую — представители РПЦ.

Актуальный рекрутинг осуществлялся по сетевому принципу, основываясь на контактах и информированности членов исследовательской группы, аффилированных участников и институтов (первый этап), затем — на основании рекомендаций людей, отобранных на первом этапе. По возможности соблюдался принцип нескольких рекомендателей. Тип выборки методологически определяется как выборка, поддерживаемая респондентами (respondent-driven sample).

Наиболее представительными группами оказались (1) преподаватели вузов, научные сотрудники и (2) представители неправительственных организаций, соответственно, 39% и 30% от всех участников (табл. 1). По этим группам установились незначительные различия между столичными и региональными городами, что косвенно указывает на однородность процедуры формирования выборки.

Таблица 1

Распределение трудовой занятости среди представителей

столичных и региональных городов, % по столбцу


Группы занятости

участников исследования

Москва и СПб

Региональные города

ВСЕГО

Публицисты, журналисты, фрилансеры

13

17

15

"Толстые" литературно-публицистические журналы

13

0

5

Постсоветские общественно-политические журналы

16

4

9

Администрация университетов и НИИ

9

13

11

Преподаватели и научные сотрудники

40

39

39

Интернет-порталов и блогов

13

2

6

Неправительственных организаций

27

32

30

Русская православная церковь

0

9

6


Кроме институциональной принадлежности участников исследования к интеллектуальным профессиональным группам для нас была важна их публичная активность, заинтересованность в медийной продукции. Контрольными переменными вовлеченности участников в публичный дискурс послужили вопросы о регулярно просматриваемых печатных и интернет СМИ. Любопытно, что московские и петербургские интеллектуалы, практически, не называли печатные СМИ, ссылаясь на то, что основную информацию они находят в интернете. Региональные участники наиболее часто называли следующие издания (в порядке убывания частоты упоминаний): (1) Коммерсант, (2) Ведомости, (3) Независимая газета, (4) Эксперт, (5) Российская газета, (6) Новая газета. Интернет издания регулярно просматриваются практически всеми участниками исследования. Среди наиболее популярных порталов назывались следующие (в порядке убывания частоты упоминаний): (1) новостные разделы поисковых порталов, (2) www.polit.ru, (3) www.lenta.ru, (4) www.gazeta.ru, (5) www.rbc.ru.

Таблица 2

Заинтересованность в печатных и интернет СМИ

Группы занятости

участников исследования

Назвали хотя бы одно издание

Среднее количество названных изданий

Печатные СМИ

Интернет

Печатные СМИ

Интернет

Публицисты, журналисты, фрилансеры

57%

52%

1,5

1,1

"Толстые" литературно-публицистические журналы

86%

71%

1,7

1,6

Постсоветские общественно-политические журналы

85%

85%

2,3

1,3

Администрация университетов и НИИ

71%

71%

1,9

1,0

Преподаватели и научные сотрудники

68%

76%

2,8

2,0

Интернет-порталы и блоги

100%

89%

2,9

2,0

Неправительственные организации

78%

76%

2,4

1,9

Русская православная церковь

67%

44%

1,6

1,1

ИТОГО

73%

73%

2,3

1,6



  1. Морфологические критерии выделения интеллектуально-активной группы


Использование в проекте понятия «интеллектуально-активной группы» продиктовано необходимостью методологического дистанцирования как от традиционного российского понятия «интеллигенция», так и от понятий, ассоциирующихся с теориями «интеллектуалов». Как было указано в описании эмпирической базы исследования, в основу выборки был положен институциональный принцип, который позволяет структурировать объект исследования. Он же позволяет сформулировать морфологические критерии выделения интеллектуально-активной группы.

Институциональный принцип, использованный в ходе исследования, является не плоской шкалой рядоположенных структур, но матрицей, имеющей два измерения: причастность центрам производства знания (формальный критерий «интеллектуальности») и причастность общественным, медийным3 и культурным институтам (формальный критерий «активности» (публичности), понимаемой здесь как ориентацию на аудиторию помимо профессиональной сферы деятельности). Если концептуализировать предмет исследования в этих институциональных терминах, то он может быть определен как «публичная интеллектуальная сфера», структурированная в соответствии со следующей открытой матрицей, в которой по вертикали задан критерий «интеллектуальности», а по горизонтали — «активности» («публичности»):
Публичная интеллектуальная сфера





Центры производства знания

+

-

Публичные пространства


+


Сильная позиция





-





Слабая позиция


В социально-деятельностных терминах эту же ситуацию можно описать как совмещение (гибридизацию) социальным агентом нескольких ролей — преподавателя и публициста и т.д. Пространства публичности, расположенные на вертикальной шкале (СМИ, Интернет, открытые семинары и лекции) являются также основной категорией «заказчиков», формирующих спрос на интеллектуальную продукцию.

В предложенной матричной типологии отдельные позиции формально обладают различной интенсивностью качества «публичная интеллектуальность». Среднюю позицию («интеллектуальность» и минимум публичности)) здесь занимает, например, ученый, адресующийся только к аудитории своих коллег-профессионалов4. В эквивалентной средней позиции («публичность» и минимум интеллектуальности) находится телеведущий или политик, весьма опосредованно связанный с интеллектуальными центрами (через полученное в прошлом образование, сотрудников редакции, готовящих материалы для его передачи, или консультантов, занятых подготовкой политических выступлений). Но решающим фактором в последнем случае является даже не опосредованность (в конце концов, политик может писать свои работы или мемуары самостоятельно), а то обстоятельство, что внимание к ним полностью подчинено их функциональной и карьерной позиции5. На фоне этих средних позиций «сильной» публично-интеллектуальной позицией обладает, например, историк, адресующийся к широкой аудитории по актуальным политическим, идеологическим и общественным вопросам, — именно из такой позиции выступал Дмитрий Лихачев. Наконец, самую слабую позицию занимает человек, профессионально не причастный ни к институтам производства знания, ни функционированию основных институтов публичности (СМИ и т.д.)6.

Представленная открытая матрица дает также представление о том, насколько сложной является публичная интеллектуальная сфера, поскольку обозначенные здесь позиции — как по вертикальной, так и по горизонтальной оси — могут быть весьма глубоко дифференцированы, порождая очень сложную структуру. Для того чтобы приблизиться к научному объяснению особенностей существования и функционирования этой сферы, необходимо опуститься на очень низкий, высокодифференцированный тип объекта исследования: редакция отдельного журнала, постоянно действующий семинар и т.д., что предполагает иной, намного более локальный формат исследования. Поэтому результаты настоящего исследования в силу своего как институционального, так и регионального масштаба могут претендовать лишь на дескриптивный характер, в котором сочетаются, с одной стороны, некоторые типологические обобщения и, с другой стороны, дескрипции отдельных примеров, способные выступать как основания для разработки соответствующих социальных типологий и моделей.

Предложенная матричная морфологическая типология проверялась в ходе полевого исследования на предмет как дискурсивной, так и социально-фактической (на уровне самопонимания респондентов) групповой консолидированности интеллектуально-активной группы. Соответствующий исследовательский вопрос можно сформулировать также следующим образом: в каких сферах социальной активности формально-выделяемая интеллектульно-активная группа является реально социально интегрированной и активной за пределами своей профессиональной сферы и своих корпоративных лояльностей? Для решения первой задачи участникам семинаров и собеседникам по интервью предлагалось, в частности, сформулировать свое понимание как традиционного российского понятия «интеллигенция», так и понятия «интеллектуалы». Это определение предполагало введение других социальных категорий, позволяющих уточнить семантику понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы» в современном социально-ориентированном дискурсе. В качестве дополнительного вопроса предлагалось отнести себя самого к некоторой (самостоятельно определяемой) социальной группе. В совокупности эта методика позволяет определить семантику и контекстуальную специфику дискурсивного употребления данных понятий, их социально-интегрирующий потенциал.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Проекта (гранта) iconПрограмма Грантов предполагает оплату только прямых расходов, т е.,...
Бюджет должен быть составлен, используя программное обеспечение ms excel. Бюджет соискателя гранта не должен быть идентичным представленному...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам III конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconИнструкция соискателям гранта по подготовке конкурсной заявки Перечень...
Ученого (Научно-технического) совета, представляющего соискателя гранта и предлагаемое им научное исследование, в организации, от...

Проекта (гранта) iconИнструкция соискателям гранта по подготовке конкурсной заявки для...
Заявку на участие в конкурсе (форма Заявка — автоматически формируется после заполнения всех интерактивных форм)

Проекта (гранта) iconРуководство по приему Банком предложений по Энергоэффективности
Это Руководство разработано для того, чтобы потенциальные получатели кредита (гранта для проекта) могли понять, как писать бизнес-план,...

Проекта (гранта) iconМетодические рекомендации по оформлению отчета о выполнении показателей...
Фцп «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Проекта (гранта) iconКонкурс проводится на средства гранта, полученного от Фонда Президентских...
Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок проведения областного конкурса семейного декоративно-прикладного творчества...

Проекта (гранта) iconФормат Устава проекта
Устав проекта является нормативным документом, регламентирующим реализацию проекта и порядок взаимодействия участников проекта

Проекта (гранта) iconИнструкция по заполнению календарного плана и бюджета вы стали победителем...
Для того, чтобы подписать Договор о предоставлении гранта, вы должны последовательно заполнить и согласовать с Фондом в Личном кабинете...

Проекта (гранта) iconОтчет по установке сигнализации Pantera slk-625rs ver2 На Лада Гранта...
Для установки нам потребуется: сигнализация, отвертка фигурная, отвертка плоская, бокорезы, нож, изолента 1 моток, скотч двухсторонний,...

Проекта (гранта) iconОбладатели Гранта Президента РФ

Проекта (гранта) iconМонография подготовлена к печати на основании гранта Научного фонда...

Проекта (гранта) iconКонкурсная документация по проведению открытого конкурса на право...
Мегион, проекта планировки и проекта межевания территории V микрорайона г. Мегиона в составе комплексного проекта управления градостроительным...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск