Скачать 373.62 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебная программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 260601 «Машины и аппараты пищевых производств» Саратов 2006 ВВЕДЕНИЕ Методические указания по курсу «Безопасность жизнедеятельности» разработаны в соответствии с рекомендациями Минобразования России «Программа дисциплины БЖД для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования» 2000 г. Необходимым условием существования общества является деятельность, формы которой могут быть различны: трудовая, духовная, интеллектуальные процессы и процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, научной и других сферах жизни. Опыт показывает, что любой вид деятельности потенциально опасен. Поэтому с древних времен люди стремились обеспечить свою безопасность на производстве, в быту, во время отдыха и при общении с природой. В настоящее время проблемы безопасности обострились как никогда ранее. Современный человек живет в мире природных, техногенных, антропогенных, экологических, социальных и др. видов опасностей. Опасности подстерегают человека почти повсеместно, в любых условиях обитания и формах деятельности. Хозяйственная деятельность общества неразрывно связана с природопользованием, нарушением законов которого привело в ряде регионов к чрезмерному загрязнению атмосферы и водоемов, накоплению жидких и твердых отходов, изменению климата, истощению природных ресурсов (в том числе уменьшению численности и видового состава животных и растительности, сокращению лесных и сельскохозяйственных угодий) и др. Анализ причин несчастных случаев, ЧС, пожаров, экологических региональных кризисов и др. негативных явлений показывает, что большинство из них имеет организационно-психологический характер. Вот почему изменению сознания через различные формы просвещения, образования и воспитания придается большое значение в создании предпосылок для усвоения и практического использования новых идей и знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Значительную роль в этом призвана сыграть профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях. Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" дает специалисту следующие знания: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек — среда обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий, способы защиты от них. Изучение курса основывается на знании как общетехнических дисциплин (физики, химии, сопротивления материалов, электротехники), так и специальных дисциплин технологического и экономического циклов и слагается из самостоятельной работы студента, лекций, лабораторных работ и консультаций, разработки мероприятий по безопасности жизнедеятельности в дипломном проекте. Самостоятельная работа студента над курсом заключается в систематическом изучении рекомендуемой учебной литературы, решении задач и примеров, выполнении практических работ и контрольных заданий. Порядок изучения тем курса рекомендуется следующий: внимательно прочесть в основной литературе материал, относящийся к изучаемой теме; программный материал, отсутствующий в основной литературе, проработать по дополнительной; прочитанный материал кратко законспектировать. Для усвоения формул, характерных схем, графиков и конструкций необходимо по прочтении повторить их без книги и конспекта по памяти. Для облегчения проверки усвоения теоретического материала по каждой теме приведены вопросы для самопроверки. Ответы должны быть полными, конкретными и в необходимых случаях сопровождаться эскизами, графиками и расчетами. Ответы на вопросы в институт не высылаются. После изучения материала курса студент выполняет один из вариантов контрольного задания и высылает в институт на рецензию. При положительной оценке за контрольную работу студент допускается к лабораторным работам и экзамену. Если при изучении курса возникнут вопросы, то рекомендуется обратиться к преподавателю кафедры для получения консультации в устной или письменной форме. Целесообразно получать консультации по месту работы — у главного инженера, инженера по охране труда предприятия, в соответствующих проектных и других организациях в зависимости от специфики вопроса. В течение учебного года и в период экзаменационной сессии в институте или на учебно-консультационном пункте читаются обзорные лекции по основным разделам курса. Эти лекции позволяют подробно разобрать те вопросы, которые недостаточно освещены в литературе или сложны в усвоении. В этот же период проводятся групповые и индивидуальные консультации, а также лабораторные работы. Примерный перечень лабораторных работ: 1.Определение освещенности на рабочих местах и расчет систем освещения. 2. Исследование загазованности воздушной среды. 3. Исследование параметров микроклимата. 4. Исследование интенсивности теплового излучения и эффективности теплозащитных экранов. 5. Измерение параметров шума, исследование его спектров. 6. Промышленная вентиляция. 7.Исследование явлений при стекания тока в землю. 8. Исследование запыленности воздушной среды. Во время экзамена студент должен показать глубокие знания по всем теоретическим и прикладным вопросам изучаемого курса. Экзамен является проверкой подготовленности студентов к самостоятельной инженерной деятельности. В дипломном проекте мероприятия по БЖД выделяются в самостоятельный раздел. |
Безопасность жизнедеятельности учебное пособие В настоящем учебном пособии впервые рассматривается прикладная направленность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в сфере... |
Безопасность жизнедеятельности часть 2 Безопасность технологического оборудования Безопасность жизнедеятельности. Ч. Безопасность технологического оборудования: Учебное пособие / Гимранов Ф. М., Гаврилов Е. Б |
||
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) изучается студентами на третьем курсе. Студенты по окончанию курса сдают... |
Общие методические указания к изучению дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”... Курс “Безопасность жизнедеятельности” относится к общепрофессиональным (базовым) |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... |
Минтранс россии) федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация)... Безопасность жизнедеятельности: Программа, методические указания по изучению дисциплины и задания на контрольную работу / Университета... |
||
Учебное пособие бжд безопасность жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности /Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 2: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,... |
Электрозащитные средства. Их применение и конструкция Методические... Предназначены для выполнения лабораторной работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности» |
||
Курс лекций и материалы к занятиям на семинарах по дисциплине «безопасность... Введение (Глава 01) из учебника: «Безопасность жизнедеятельности»: учебник для вузов под ред. Белова С. В. М.: Высшая шк., 2004 –... |
Конспект лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной... Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения / сост. В. М. Домашко; Южный федеральный... |
||
Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки «Безопасность жизнедеятельности»: Рабочая программа дисциплины / О. Г. Турлыбекова. – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления... |
Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм... |
||
Российской федерации фгбоу впо «новгородский государственный университет... Безопасность жизнедеятельности. Методические рекомендации к практическим занятиям. Часть 2 /сост. Н. И. Николаева, Е. С. Минина,... |
Кафедра «охрана труда» положение о лаборатории «Экологическая безопасность и безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» |
||
Безопасность Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» |
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности «Пожарная безопасность» направление 280100 «Безопасность жизнедеятельности» очной формы обучения среднетехнического факультета |
Поиск |