ФИЛИАЛ АКЦИОНЕРНОГО КОММЕРЧЕСКОГО
СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА)
АЛТАЙСКИЙ БАНК
КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
по выбору подрядчика для выполнения работ по поставке, монтажу и настройке, гарантийному сопровождению системы мониторинга ИТ-инфраструктуры
алтайского банка Сбербанка России
г. Барнаул, 2005 г.
-
ОБЪЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ
Предлагаемый участникам конкурса проект должен представлять собой предложение на создание Системы Мониторинга ИТ-инфраструктуры Алтайского банка (мониторинг состояния компонент ИТ-инфрастуктуры Банка), ее монтаж и установку, а также гарантийное сопровождение.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ
Исходные данные для определения необходимой конфигурации и выбора системно-технической платформы:
Серверы;
Sun Fire 6800 под управлением ОС Solaris, с установленной на нём СУБД Oracle – 2 шт.;
IBM p690 под управление ОС AIX, с установленной на нём СУБД Oracle – 2 шт.;
Intel-based серверы под управление ОС Windows Advanced Server – 75 шт.;
Из них, с установленной СУБД Oracle – 2 шт.;
Из них, с установленной СУБД MS SQL – 30 шт.;
Из них, с установленной службой Microsoft Active Directory – 26 шт.;
Из них, с установленной Почтовой Системой Microsoft Exchange – 26 шт.;
IBM Blade HS20 – 14 шт,
IBM Blade HS40 – 7 шт.
Сетевые Службы
Количество серверов с установленной на них службой DNS – 40 шт.;
Количество серверов с установленной на них службой DHCP – 16 шт.;
Количество серверов с установленной на них службой LDAP – 10 шт.;
Количество серверов с установленной на них службой SMTP –34 шт.;
Количество серверов с установленной на них службой POP3 –34 шт.;
Количество серверов с установленной на них службой IMAP4 – 10 шт.
Сеть
Количество сетевых устройств (коммутаторы, маршрутизаторы, телекоммуникационное оборудование) – более 1000.
Банковское программное обеспечение (ИБС RS-Bank V6 компании «R-Style Sofrlab», банковское ПО разработки Сбербанка России).
Программное обеспечение уровня middleware ведущих производителей.
Телефонная сеть
УАТС – AVAYA - 27 шт.
Инженерные системы (ИБП, Кондиционирование), поддерживающие протокол SNMP.
Алтайский банк имеет разветвленную сеть офисов, включая основное и резервные здания Территориального банка, отделения, дополнительные офисы и филиалы. Основные вычислительные ресурсы расположены в основном и резервных вычислительных центрах. В отделениях установлены серверные ресурсы, обеспечивающие работу домена ActiveDirectory, почтовые серверы MS Exchange, активное сетевое и телекоммуникационное оборудование.
МАСШТАБИРУЕМОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО РЕШЕНИЯ
1.2.1. Решение должно обладать возможностью масштабирования для охвата указанных объектов управления с учетом их территориальной распределенности. Предлагаемое решение должно обеспечивать возможность расширения аппаратно-программного комплекса путем добавления новых функциональных компонент с обеспечением обмена данными с существующим комплексом. С учетом возможного расширения в дальнейшем перечня объектов мониторинга (инженерные системы, появление новых сервисов), система управления должна обеспечить их мониторинг без существенного изменения конфигурации системы.
-
АРХИТЕКТУРА АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА
Аппаратно-программный комплекс должен представлять собой набор серверов и программных компонент, предназначенных для централизованного мониторинга состояния компонент ИТ-инфраструктуры банка.
Компоненты Системы Мониторинга ИТ-Инфраструктуры должны обеспечивать возможность построения масштабируемых решений.
Компоненты Системы Мониторинга ИТ-Инфраструктуры должны обеспечивать возможность поэтапного, помодульного внедрения.
Компоненты Системы Мониторинга ИТ-Инфраструктуры должны обеспечивать взаимодействие с HP OpenView ServiceDesk 4.x.
Компоненты Системы Мониторинга ИТ-Инфраструктуры должны обеспечивать взаимодействие с Microsoft Operation Manager 2005 с помощью специализированного программного модуля, не по протоколу SNMP.
Компоненты Системы Мониторинга ИТ-Инфраструктуры должны обеспечивать единую консоль мониторинга.
Компоненты Системы Мониторинга ИТ-Инфраструктуры должны обеспечивать взаимодействие с HP OpenView Центрального аппарата СБ РФ.
Аппаратное и программное обеспечение комплекса должно удовлетворять следующим требованиям:
Кратковременные нарушения работоспособного состояния каких-либо компонентов информационной системы не должны приводить к существенной потере данных.
Аппаратное обеспечение должно обеспечивать автономную работу комплекса. Серверы системы управления должны быть оборудованы резервными блоками питания, вентиляторами, сетевыми адаптерами. Дисковая подсистема должна обеспечить возможность зеркалирования (отказоустойчивость уровня RAID 1). Резервное копирование данных обеспечивается включением в сеть хранения данных и использованием существующей системы резервного копирования.
Основные подсистемы Системы мониторинга ИТ-инфраструктуры должны иметь возможность построения в дальнейшем отказоустойчивого решения. При этом отказоустойчивость компонент системы мониторинга ИТ-инфраструктуры должна обеспечиваться средствами самих компонент, т.е. они должны иметь возможность синхронизировать данные со своей резервной копией с использованием собственных механизмов. В случае необходимости использования для этих целей других средств, необходимо описать каких именно. Необходимость отказоустойчивости каждой подсистемы указывается далее в требованиях на конкретные подсистемы.
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ
В состав проектируемой Системы Мониторинга ИТ-Инфраструктуры Банка должны входить следующие подсистемы:
серверная подсистема для функционирования серверов системы мониторинга;
подсистема мониторинга локальных и глобальных сетей;
подсистема сбора сообщений;
подсистема мониторинга сетевых служб;
подсистема мониторинга компонент IP-телефонии;
подсистема агентов мониторинга;
подсистема отображения данных мониторинга;
подсистема мониторинга сервисов;
подсистема создания отчётов.
подсистема единой консоли.
Допускается совмещение нескольких из указанных подсистем в одной подсистеме.
Каждая подсистема должна быть выделена в соответствующий раздел в техническом и рабочем проектах.
Желательно, чтобы всё программное обеспечение Системы Мониторинга ИТ-Инфраструктуры выпускалось одним производителем, при этом обеспечивая интеграцию с уже установленными в Банке системами мониторинга (MOM 2005).
Требования к серверной подсистеме
Серверная подсистема должна обеспечивать производительность, достаточную для выполнения всех операций системы без задержек. При этом, в промышленной эксплуатации, утилизация системных ресурсов оперативной памяти и процессоров не должна превышать 80% для RISC-серверов и 70% для Intel-серверов.
В настоящий момент в Банке функционирует сеть хранения данных на основе коммутаторов Cisco 9650, дисковых массивов EMC Clariion серии CX, ленточной библиотеки IBM 3583. Серверный комплекс должен обеспечивать подключение к существующей системе хранения для выполнения операций резервного копирования.
В предложении по серверному оборудованию могут использоваться сервера Sun SPARC или IBM (Intel или RISC).
Серверный комплекс должен удовлетворять рекомендованным характеристикам, приведенным разработчиком программного обеспечения системы мониторинга.
В стоимость предложения должны быть включены лицензии на системное ПО (включая операционные системы, базы данных).
Предложения по серверной подсистеме, связанные с дополнительной поставкой оборудования, рассматриваются отдельно от основного конкурса.
Требования к подсистеме мониторинга локальных и глобальных сетей
Подсистема мониторинга локальной сети должна осуществлять контроль состояния, загрузки, ошибок и сбоев активного сетевого оборудования локальной сети и отображение состояния сетевых устройств.
Подсистема мониторинга глобальной сети должна осуществлять контроль состояния, загрузки, ошибок и сбоев маршрутизирующего и каналообразующего оборудования глобальной сети, каналов связи и их загрузку, а также отображение их состояния.
Подсистема мониторинга локальных и глобальных сетей должна позволять в автоматическом режиме обнаруживать сетевые устройства внутри локальных и глобальных сетей Банка;
-
Подсистема мониторинга локальной сети должна позволять визуализировать топологию как локальной вычислительной сети в целом, так и топологию таких технологий, как VLAN, HSRP, VRRP;
Подсистема мониторинга локальных и глобальных сетей должна обеспечивать сбор информации с помощью следующих протоколов: SNMP, Telnet, ICMP;
Подсистема мониторинга локальных и глобальных сетей должна обеспечивать сбор и отображение на консоли оператора любой информации доступной по протоколу SNMP;
Подсистема мониторинга локальных и глобальных сетей должна позволять осуществлять интеграцию с подсистемой сбора сообщений для корреляции сообщений, используя информацию о топологии сети;
Подсистема мониторинга локальной и глобальной сети должна поддерживать сетевое оборудование ведущих производителей сетевого оборудования, таких как Cisco Systems, 3COM, Juniper, Alcatel, Siemens, Ericsson, Nortel, Marconi, Huaweii, Lucent, Motorola, Extreme, Redback.
Подсистема мониторинга локальных и глобальных сетей должна обеспечивать возможность интеграции с системами инвентаризации;
Подсистема мониторинга локальных и глобальных сетей должна обеспечивать возможность построения отказоустойчивого решения с помощью компонент системы мониторинга.
Требования к подсистеме сбора сообщений
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать сбор сообщений от объектов мониторинга (п. 1.1.1);
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать сбор данных из следующих источников информации: служба SysLog, SNMP Traps, TCP Port и NTEventLog;
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать возможность сбора сообщений о функционировании инженерных систем, которые поддерживают один из следующих интерфейсов взаимодействия: SNMP, SERIAL, LOG-FILE;
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать гибкую настройку правил сбора и обработки сообщений от объектов мониторинга (п. 1.1.1);
Подсистема сбора сообщений должна предоставлять операторам удобный интерфейс для работы с сообщениями, а также использовать механизм автоматического реагирования на внештатные ситуации;
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать возможность гибкой настройки прав доступа к подсистеме;
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать сбор сообщений от оборудования телефонной сети с помощью специализированных программных адаптеров, используя терминальный интерфейс телефонных станций;
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать возможность добавления новых полей в структуру сообщения и автоматического их заполнения;
-
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать возможность построения отказоустойчивого решения с помощью компонент системы мониторинга.
Подсистема сбора сообщений должна обеспечивать возможность интеграции с существующими системами мониторинга (Microsoft Operations Manager).
Требования к подсистеме мониторинга сетевых служб
Подсистема мониторинга сетевых служб должна обеспечивать мониторинг основных сетевых служб, таких как: DNS, DHCP, SMTP, POP3, LDAP, IMAP4;
Подсистема мониторинга сетевых служб должна обеспечивать возможность автоматического сохранения тестовых транзакций с последующей возможностью мониторинга этих транзакций;
Подсистема мониторинга сетевых служб должна обеспечивать возможность создания отчётов по результатам собранных данных.
Подсистема мониторинга сетевых служб должна иметь возможность построения отказоустойчивого решения с помощью компонент системы мониторинга.
Требования к подсистеме агентов мониторинга
Подсистема агентов мониторинга должна поддерживать следующие платформы: AIX, Sun Solaris, Microsoft Windows, RedHat Linux;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать сбор данных с серверов о работоспособности операционной системы и аппаратного обеспечения серверов;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать возможность мониторинга TCP-соединений серверов, на которых установлены агенты мониторинга;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать возможность удаленного запуска приложений на серверах, на которых установлены агенты;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать возможность защищенной передачи файлов сервера, на которых установлены агенты;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать возможность мониторинга сетевых атак (SYN Flood, Ping Flood, Перебор паролей, Сканирование портов) на сервера, на которых установлены агенты;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать возможность мониторинга системных ресурсов сервера и при изменении конфигурации аппаратного обеспечения сервера генерировать сообщение для оператора;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать мониторинг следующих СУБД: Microsoft SQL Server и Oracle;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать мониторинг службы каталога Microsoft Active Directory;
Подсистема агентов мониторинга должна обеспечивать мониторинг MS Exchange 2003 и MS SMS 2003.
Подсистема агентов мониторинга должна иметь возможность построения отказоустойчивого решения с помощью компонент системы мониторинга.
Требования к подсистеме мониторинга IP-телефонии
Подсистема мониторинга IP-телефонии должна обеспечивать мониторинг оборудования IP-телефонии компании Avaya;
Подсистема мониторинга IP-телефонии должна обеспечивать единую консоль для мониторинга IP-телефонии;
Подсистема мониторинга IP-телефонии должна обеспечивать различные представления информации для различных типов пользователей;
Подсистема мониторинга IP-телефонии должна иметь возможность построения отказоустойчивого решения с помощью компонент системы мониторинга.
Требования к подсистеме отображения данных мониторинга и оповещения
Подсистема отображения данных мониторинга должна обеспечивать доступ пользователям с помощью WEB-браузера, без установки дополнительного программного обеспечения на рабочую станцию пользователя;
Подсистема отображения данных мониторинга должна отображать динамический список сообщений, получаемые подсистемой сбора сообщений;
Подсистема отображения данных мониторинга должна обеспечивать различные представления информации для следующих категорий пользователей на основе прав доступа:
руководство УИАБР;
администраторы СУБД, серверов, сервисов, администраторы LAN, WAN, IP-телефонии и т.д.;
диспетчеры ServiceDesk;
Подсистема отображения данных мониторинга должна обеспечивать возможность использования различных динамических представлений информации, такие как карты, таблицы, графики для более наглядного отображения ИТ-инфраструктуры и более эффективного мониторинга за её состоянием.
Подсистема отображения данных мониторинга должна обеспечивать возможность построения отказоустойчивого решения с помощью компонент системы мониторинга.
Подсистема отображения данных мониторинга должна отображать динамическую схему компонент ИТ-Инфраструктуры Банка, включающую в себя сетевые компоненты, сервера, приложения с возможностью отображения состояния этих компонент;
Подсистема отображения данных мониторинга должна обеспечивать встроенную возможность русификации пользовательского интерфейса;
Подсистема отображения данных мониторинга должна обеспечивать единую консоль отображения данных мониторинга.
Подсистема отображения данных мониторинга должна иметь функцию генерации SMS и e-mail сообщений. Пересылка SMS сообщений выполняется отдельными программно-техническими средствами.
Требования к подсистеме мониторинга сервисов и Приложений
Подсистема мониторинга сервисов должна отображать состояния дерева ИТ-Сервисов в реальном масштабе времени;
Подсистема мониторинга сервисов должна отображать состояние соглашений об уровне сервисов (SLA), основанных на таких показателях как: количество отказов за определенный промежуток времени, суммарная продолжительность отказов за определенный промежуток времени, предельная длительность отказа и др.
Подсистема мониторинга сервисов должна обеспечивать возможность построения отказоустойчивого решения с помощью компонент системы мониторинга.
Подсистема мониторинга Приложений должна иметь функции, обеспечивающие возможность мониторинга доступности и производительности приложений на основе анализа лог-файлов приложений, протокола ARM (Application Response Measurement) или его аналога, с использованием "проб", позволяющих оценивать доступность приложения с точки зрения пользователя. Информация о доступности / производительности приложений должна передаваться в единую сервисно-ресурсную модель.
Требования к подсистеме создания отчётов
Подсистема создания отчётов должна обеспечивать возможность архивного хранения сообщений от узлов мониторинга за указанный период;
Подсистема создания отчётов должна обеспечивать возможность создания отчётов о работе сетевого оборудования, серверов, приложений, СУБД, службы IP-телефонии и сетевых служб;
Подсистема создания отчётов должна обеспечивать возможность гибкого создания отчётов, используя любые данные, находящиеся в её базе данных;
Подсистема создания отчётов должна обеспечивать возможность корреляции различных данных между собой для создания консолидированных отчётов;
Подсистема создания отчётов должна обеспечивать возможность автоматического удаления устаревших данных;
Подсистема создания отчётов должна обеспечивать возможность отображения консоли списка сообщений на определенный момент времени;
Подсистема создания отчётов должна обеспечивать возможность автоматической генерации отчётов на основе заданных правил в следующих форматах: HTML, CSV, PDF.
Подсистема создания отчётов должна обеспечивать возможность построения отказоустойчивого решения с помощью компонент системы мониторинга.
Система отчетности должна иметь возможность предоставлять хранимые данные для их дальнейшего анализа с помощью внешних средств.
-
ГАРАНТИЯ, СОПРОВОЖДЕНИЕ, ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА
Проект должен содержать описание механизма ценообразования приобретения, внедрения и сопровождения Системы в зависимости от состава приобретаемых аппаратных или программных продуктов. За основу при описании ценообразования следует брать прейскуранты на соответствующие услуги, выставляемые производителями аппаратного и программного обеспечения.
Предложения по гарантийному обслуживанию должны включать в себя следующие элементы:
Срок гарантийного сопровождения, лет;
Указание гарантированного времени восстановления работоспособности элементов аппаратного и программного обеспечения после сбоя;
Наличие у исполнителя партнерских отношений с производителем, позволяющих оказывать сервисные услуги. За подтверждение наличия партнерских отношений принимается сертификат или письмо производителя за подписью ответственного лица;
Способ связи с сервисным центром. Наличие круглосуточной диспетчерской службы.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
Вся информация по предлагаемому решению должна содержаться в проекте. Информация, вынесенная за рамки проекта в сопроводительные письма, не будет приниматься к рассмотрению.
Предлагаемое решение должно быть законченным, и в проекте должны быть отражены следующие разделы:
Поставка оборудования и программного обеспечения до места установки на территории Алтайского Банка СБ РФ;
Установка и настройка оборудования;
Установка и настройка программного обеспечения;
Обучение необходимых специалистов Банка;
Интеграционные работы и/или разработка ПО для интеграции;
Гарантия, сопровождение, техническая поддержка в течение 1 года;
КОММЕРЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
Проект должен базироваться на “коммерчески” доступных продуктах. Предложения по “анонсированным” продуктам не будут приняты к рассмотрению. При этом датой доступности следует считать дату подачи материалов на Конкурс согласно конкурсной документации.
======================== проверка ЭЦП ========================
- ЭЦП отсутствует!
==============================================================
СПД "Текос-СБ" 15.08.2005 11:29 Файл:02DOC.rtf Вх.Рег.N:41005
Группа эл.почты Управления делами Оператор: T5 Адрес: АП 034.050
|