Курский завод "Аккумулятор"
АККУМУЛЯТОРЫ ЩЕЛОЧНЫЕ ТПНЖ-550М-У2
И БАТАРЕИ 46ТПНЖ-550М-У2
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
ИЛТГ.563337.094РЭ
Содержание
1 Описание и работа 3
2 Эксплуатация изделия 11
3 Техническое обслуживание 16
4 Хранение 17
5 Транспортирование 18
6 Утилизация 18
7 Свидетельство о приемке 19
Приложение А Габаритные размеры и масса аккумулятора и батареи
Приложение Б Приготовление электролита
Приложение В Перечень документов, на которые даны ссылки
в руководстве по эксплуатации
Приложение Г Определение содержания гидрата окиси калия
и углекислого калия (К2СО3)
Приложение Д Методика количественного определения содержания
гидрата окиси лития в электролите щелочных аккумуляторов
Приложение Ж Регистрация работы аккумулятора (батареи)
Приложение К Сведения о проверке аккумуляторов при поступлении
с завода-изготовителя
Приложение Л Методика восстановления емкости никель-железных
аккумуляторов, хранившихся в бездействующем состоянии
Настоящее руководство по эксплуатации распространяется на щелочные никель-железные ламельные тепловозные аккумуляторы ТПНЖ-550М-У2 и комплектуемые из них батареи 46ТПНЖ-550М-У2 и предназначено для организации правильной их эксплуатации.
В настоящем руководстве по эксплуатации изложены краткие сведения о работе щелочных никель-железных тепловозных аккумуляторов и батарей по их использованию, техническому обслуживанию и ремонту, хранению, транспортированию и утилизации.
К эксплуатации аккумуляторов и батарей допускается обслуживающий персонал, прошедший инструктаж и проверку знаний по электробезопасности и изучивший эксплуатационную документацию на аккумуляторы и батарею.
1 Описание и работа
Основные сведения об изделии
Наименование страны-изготовителя - Россия
Наименование завода-изготовителя - Общество с ограниченной ответственностью
"Курский завод "Аккумулятор"
Юридический адрес изготовителя - Россия, 305026, Курск, проспект
Ленинского комсомола, 40
Аккумуляторы щелочные никель-железные ТПНЖ-550М-У2 и батареи из них, выпускаемые по техническим условиям ИЛТГ.563337.094ТУ сертифицированы на соответствие требованиям ГОСТ 12.2.007.12-88, ГОСТ Р 52083-2003.
Сертификат соответствия № РОСС RU.АЮ05.В32403 выдан органом по сертификации Общество с ограниченной ответственностью "Курский центр сертификации" (ОС продукции и услуг) РОСС RU.0001.10АЮ05.
Срок действия с 24.01.2007 по 23.01.2010.
1.2 Назначение изделия
1.2.1 Аккумуляторы щелочные никель-железные и батареи (в дальнейшем именуемые "аккумуляторы" и "батареи") соответствуют требованиям технических условий ИЛТГ.563337.094ТУ.
Аккумуляторы и батареи предназначены для работы в стартерном режиме при запуске дизельных двигателей тепловозов, а также для питания цепей управления, освещения и вспомогательных нагрузок при неработающем дизеле.
1.2.2 Аккумуляторы и батареи изготавливаются исполнения У, категории 2 ГОСТ 15150 для работы в диапазоне температур окружающей среды от 5 до 45С.
1.2.3 Аккумуляторы изготавливаются в металлических баках с изоляционным щелочестойким резиновым чехлом.
1.2.4 Аккумуляторы (батареи) пожаро-взрывобезопасны.
1.2.5 По своим конструктивно-технологическим особенностям аккумуляторы (батареи) неремонтируемые.
1.2.6 Аккумуляторы поставляются заводом-изготовителем отформированными, без электролита, в разряженном состоянии.
1.2.7 Габаритные размеры и масса аккумулятора и батареи должны соответствовать указанным в приложении А.
1.2.8 Перечень документов, на которые даны ссылки в руководстве по эксплуатации, приведен в приложении В.
1.2.9 В условном обозначении типа аккумулятора и батареи буквы и цифры обозначают:
цифры перед буквами - количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее;
ТП - область применения - тепловозы;
НЖ - электрохимическая система аккумулятора (никель - железная);
цифры после букв - номинальная емкость при 5 часовом режиме разряда, А.ч;
М - модернизированный;
У - климатическое исполнение;
2 - категория размещения.
1.3 Технические характеристики
1.3.1 Номинальные емкость и напряжение аккумулятора и батареи должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Обозначение изделия
|
Номинальная емкость, А.ч
|
Номинальное напряжение, В
|
ТПНЖ-550М-У2
46ТПНЖ-550М-У2
|
550
550
|
1,2
55,2
|
1.3.2 Электрические параметры аккумулятора и батареи на контрольных циклах соответствуют величинам, указанным в таблице 2.
1.3.3 Полностью заряженные аккумуляторы и батареи, выдерживают 15 разрядов режимом запуска дизеля с интервалом между разрядами 1-2 мин.
1.3.4 Электрические характеристики, указанные в таблице 1, обеспечиваются при соблюдении следующих условий:
а) электролит - водный раствор калия гидрат окиси технический плотностью 1,19-1,21 г/см3 ГОСТ 9285 с добавкой (20+1) г/л гидрата окиси лития ГОСТ 8595;
б) температура электролита при заряде и разряде должна быть в пределах от 5 до 450С;
в) уровень электролита должен быть над электродами 10-60 мм.
1.3.5 Батарея разряжается при запусках дизеля и при питании ряда нагрузок на стоянках, а во время хода поезда находится в постоянном подзаряде (буферный режим), при этом температура электролита должна быть в пределах от 5 до 450С.
1.3.6 При температуре электролита ниже 50С и выше 450С емкость аккумуляторов может снижаться до 50% от номинальной емкости и ниже. В этом случае допускается эксплуатация батарей при условии обеспечения запуска дизеля тепловоза.
1.3.7 Аккумуляторы (батареи) после хранения в заряженном состоянии в течение 30 суток при температуре окружающей среды (205)C и разряженных током (1103)А должны отдавать емкость не менее 82,0 А.ч.
1.3.8 Наработка аккумуляторов (батарей) при испытании на стенде с применением электролита в соответствии с п. 1.3.4 должна быть не менее 750 циклов, при этом емкость испытываемой группы аккумуляторов должна быть не менее номинальной.
1.3.9 Гарантийный срок эксплуатации аккумуляторов и батарей по режиму запуска дизеля установлен 3 года с момента их ввода в эксплуатацию.
1.3.10 Гарантийный срок хранения аккумуляторов и батарей составляет 2,5 года с момента их изготовления.
1.3.11 Гарантийный срок службы аккумуляторов и батарей в эксплуатации обеспечивается при условии соблюдения потребителем правил ухода и эксплуатации аккумуляторов и батарей, установленными настоящим руководством по эксплуатации.
1.4 Комплект поставки
1.4.1 В комплект поставки батареи входят изделия, указанные в таблице 3.
Таблица 3
Наименование изделий
|
Номер позиции на схеме батареи
|
Основной комплект, шт.
|
Запасной комплект, шт.
|
Всего, шт.
|
Аккумулятор
ТПНЖ-550М-У2
|
1
|
46
|
4
|
50
|
Шина уравнительная
|
2
|
44
|
3
|
47
|
Шина выводная
|
3
|
8
|
1
|
9
|
Шина
|
4
|
44
|
7
|
51
|
Шина
|
5
|
20
|
2
|
22
|
Шина длинная
|
6
|
20
|
2
|
22
|
Шайба пружинная
|
-
|
-
|
5
|
5
|
Гайка 2М20
|
-
|
-
|
5
|
5
|
Чехол изоляционный
|
-
|
-
|
5
|
5
|
Ручка
|
-
|
2
|
-
|
2
|
Руководство по эксплуатации
|
-
|
1
|
-
|
1
|
Примечания
1 Ручка поставляется в комплекте батареи по требованию потребителя.
2 Батареи поставляются потребителю в виде отдельных аккумуляторов без электролита.
1.5 Устройство и работа аккумулятора и батареи
1.5.1 Аккумулятор состоит из положительных и отрицательных электродов, уложенных поочередно в блок и изолированных друг от друга сепаратором. Блок электродов помещен в стальной бак с электролитом.
Для защиты от коррозии бак покрыт щелочестойким лакокрасочным материалом.
С целью обеспечения электрической изоляции аккумуляторов друг от друга и от батарейного ящика на каждый аккумулятор надет резиновый чехол.
1.5.2 Положительные и отрицательные электроды состоят из ламелей, соединенных между собой в замок и укрепленных с обеих сторон стальными ребрами. К ребрам приварены контактные планки. Электроды через контактные планки соединяются между собой с помощью шпильки, промежуточных колец и стягивающих гаек.
1.5.3 Активная масса положительного электрода состоит из гидрата закиси никеля, графита и активирующих добавок.
1.5.4 Активная масса отрицательного электрода состоит из восстановленной смеси руды, окиси железа и активирующих добавок.
1.5.5 Каждый аккумулятор имеет по четыре борна, которые выведены через отверстия крышки бака и изолированы от нее пластмассовыми кольцами, втулками и резиновыми кольцами, которые собраны в герметичный узел, препятствующий вытеканию электролита из аккумулятора.
1.5.6 Сепаратор в аккумуляторе используется для отделения положительных электродов от отрицательных и создания межэлектродных зазоров, содержащих электролит.
В качестве сепаратора применяется пленка из гофрированного и перфорированного винипласта.
Для изоляции блока электродов от стального бака аккумулятора применяется изоляционная винипластовая пленка, которая вставляется в бак аккумулятора по его периметру.
1.5.7 Пространство, заключенное между нижней частью блока электродов и дном бака называется шламовым, предназначено для отстаивания вымывающихся из электродов активных масс.
Во избежании внутреннего короткого замыкания между электродами, не допускается накопления значительного количества активных масс в осадке.
1.5.8 Процессы, протекающие в аккумуляторе при заряде и разряде, можно представить уравнением:
з а р я д
4Ni(OH)2 + Fe3O4 4NiOOH + 3Fe + 4OH-
р а з р я д
При заряде, помимо основных токообразующих процессов - восстановления железа и окисления гидрата закиси никеля, происходит электролиз воды из электролита с образованием водорода на отрицательном электроде:
2H2O + 2e H2 + 2OH-
и кислорода на положительном
4OH- O2+2H2O+4e
Газовыделение из аккумулятора начинается в самом начале и заметно усиливается, к концу заряда (электролит "кипит").
По окончании заряда "кипение" электролита не прекращается в течении нескольких часов в связи с самопроизвольным растворением (окислением) железного электрода с выделением водорода и разложением активной массы положительного электрода с освобождением кислорода.
1.5.9 Во избежание выплескивания электролита при работе аккумулятора (батареи) на тепловозе и обеспечения резервного объема электролита, необходимого для полного смачивания электродов между верхними кромками электродов и крышкой аккумулятора специально предусмотрено расстояние.
Объем между блоком электродов и крышкой в аккумуляторе называется газовым пространством.
1.5.10 В крышке бака имеется горловина с откидным клапаном-пробкой для заливки электролита, свободного выхода газов и предохранения попадания внутрь аккумулятора посторонних предметов.
1.5.11 Запрещается - для промывки аккумуляторов, с целью удаления карбонатов, применение воды с температурой выше 500С.
1.5.12 Перед монтажом батареи, внешним осмотром необходимо проверить аккумуляторы - целостность резиновых чехлов, сварных швов и пробок, отсутствие вмятин, исправность борнов.
1.5.13 При монтаже батареи аккумуляторы в батарейном ящике должны быть жестко закреплены во избежание перемещения их относительно друг друга (так как при перемещении нарушается изоляция и контактные соединения).
1.5.14 После монтажа батареи в батарейном ящике необходимо определить общее сопротивление изоляции аккумуляторов и изоляционного покрытия батарейного ящика с помощью вольтметра по формуле Фриша:
U
Rx = Rв (--------------- - 1); Ом
U1+U2
где, Rx - сопротивление изоляции батареи, Ом;
Rв - внутреннее сопротивление вольтметра, Ом;
U - напряжение на зажимах батареи, В;
U1 - напряжение между положительным выводом батареи и корпусом батарейного ящика, В;
U2 - напряжение между отрицательным выводом батареи и корпусом батарейного ящика, В.
Для измерения напряжения применять вольтметр М2038 или другой тип класса точности 0,5 с пределом измерения до 75В.
1.5.15 Сопротивление изоляции батареи при установке на тепловоз должно быть не менее 50 кОм, а при эксплуатации не менее 25 кОм. В случае, если сопротивление изоляции менее указанного, следует найти причины (пролитая щелочь на стенках ящика и аккумуляторах, касание кабельных выводов корпуса, прорыв резинового чехла и т.д.) и устранить их.
Допускается измерять сопротивление изоляции мегаомметром на 100 В.
1.6 Средства измерения, инструмент и принадлежности
1.6.1 Перечень оборудования и приборов, необходимых для контроля и технического обслуживания аккумуляторов и батарей согласно таблице 4.
|