Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура


Скачать 0.62 Mb.
Название Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура
страница 1/5
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Образование Древнерусского государства. Русь в середине - второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура.

  2. Образование Российского единого государства во второй половине XV- первой трети XVI в. Социально-экономический и политический строй. Отечественная историография об особенностях процесса объединения русских земель.

  3. Реформы 50-х и опричнина 60-х годов XVI века в Московском государстве.

  4. Русское государство в середине - второй половине XVI века. Иван IV и его время в российской историографии.

  5. Дискуссии по проблеме происхождении названия «Русь».

  6. Историография о происхождении славян и их этногенеза.

  7. Русские земли в эпоху политической раздробленности. Особенности политического и социально-экономического развития в ХII - XIII вв.

  8. Россия в I четверти XVIII в. Реформы Петра I. Итоги социально-экономического, политического, культурного развития. Оценка реформ Петра I в историографии.

  9. Причины, сущность и значение дворцовых переворотов в России во второй половине XVIII в. Историография проблемы.

  10. Сравнительная характеристика развития России и стран Западной Европы в XIX – начале XX в. по факторам и основным базовым показателям: традиционное общество и европейская цивилизация

  11. Принятие христианства на Руси: причины, обстоятельства, значение.

  12. Монголо-татарское нашествие на Русь. Русь и Золотая Орда: проблема взаимовлияния.

  13. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Основные проблемы и особенности генезиса капитализма.

  14. Политические преобразования 60-70-х годов 19 века. Контрреформы Александра III.

  15. Проблема исторического выбора России в общественно-политическом движении ХIХ – начала ХХ вв.

  16. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1950-е – начало 1960-х гг. «Оттепель».

  17. Октябрьские события 1993 года. Становление новой российской государственности.

  18. Проблемы социально-экономического и политического развития Российской Федерации на современном этапе.

  19. Начало индустриализации в России. Реформы С.Ю. Витте.

  20. Первая российская революция (1905-1907 гг.): причины, характер, движущие силы, итоги. Историография проблемы.

  21. Политические партии в России в начале XX в. Проблема классификации партий в историографии. Особенности формирования многопартийной системы, ее характерные черты.

  22. Гражданская война в России и иностранная военная интервенция. Периодизация и хронологические рамки войны.

  23. Советский вариант модернизации страны: сущность и последствия.

  24. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники, методы, темпы.

  25. Политика сплошной коллективизации и раскулачивания, ее экономические и социальные последствия.

  26. Общественно-политическая обстановка в СССР в 30-е годы .Усиление режима личной власти И.В.Сталина . Сопротивление сталинизму.

  27. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. : причины, характер, итоги, всемирно-историческое значение победы СССР в войне

  28. Периодизация Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., историография проблемы.

  29. Великая Отечественная война. Тува - фронту.

  30. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура и внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие. Холодная война.

  31. Афганский конфликт: история возникновения, этапы прохождения.

  32. Чеченские войны в РФ: история возникновения, этапы прохождения, современное состояние региона.

  33. «Смутное время» в России в начале XVII в.: хронологические рамки, движущие силы, итоги и значение. Проблемы изучения в историографии.

  34. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Юридическое оформление крепостного права.

  35. Церковный раскол: его социально-политическая сущность и последствия.

  36. Государственный строй России в XVII в.: от Земских соборов к абсолютной монархии.

  37. XX съезд КПСС и его значение.

  38. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Период «застоя» и его сущность.

  39. Общественно-политическая жизнь в 70-е гг. ХХ века. Диссидентство.

  40. Перестройка в СССР. Её содержание и последствия.

  41. Попытки государственного переворота 1991 года. Распад СССР.

  42. Международное положение и внешняя политика Российской Федерации.

  43. Развитие культуры, искусства, науки и образования в Российской Федерации на современном этапе.

  44. СНГ. История создания, основные направления деятельности, современное состояние.

  45. Внешняя политика России в начале ХХI века.

  46. Политика «военного коммунизма» : цели, принципы, содержание, результаты.

  47. Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса в России.

  48. Февральская революция в России. Причины, характер и последствия.

  49. Октябрьская революции в России. Причины, характер и последствия.

  50. Восточные славяне в древности. Происхождение, расселение, хозяйство, общественный строй, ранние территориально-политические объединения. Источники изучения и историография ранней истории славян.



1. Практическое задание: Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. всё ещё считали возможной борьбу с татарами. Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т.е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками... Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».

1. Как оценивает историк политическую линию тверских князей? Назовите не менее трёх положений.

2. Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чём видит историк преимущества московских князей? Укажите в обшей сложности не менее трёх положений.

3. Какие черты политики московского князя Ивана Калиты отмечает историк? Приведите не менее трёх черт.

2. Практическое задание: из исторического источника.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

1. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?

2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.

3. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.
3. Задание: Из договора князя Игоря с греками 945 г.

«В год 6453 прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир... И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию: Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за то месть от Бога Вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни. А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них... Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба...»

1. Назовите хронологические рамки периода княжения Игоря. Какова была цель договора 945 г.? Каков был характер условий договора для Руси?

2. Какое наказание предполагалось в документе за нарушение его условий? Назовите не менее двух положений. Сделайте вывод о верованиях населения Руси в середине X в.

3. Какие можно сделать выводы по тексту договора об экономическом развитии Руси с использованием знания курса отечественной истории? Укажите не менее двух выводов.
4. Практическое задание: из работы историка Б.А. Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти,... то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя. Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза этого периода (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать,... а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

1. Укажите название исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания курса истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.

3. Привлекая знания по истории и используя текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее двух аргументов для подтверждения указанной вами оценки.
5. Практическое задание: из сочинения французского историка Анри Труайя.

«...Царь... отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ... Заменить их он решает советом из представителей «людей государственных» и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью и преданностью. Среди них — митрополит Московский Макарий, оправившийся после произошедшего с ним, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский... Главные роли играют здесь двое — митрополит Макарий, самый просвещенный человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нем проявляется Алексей Адашев — молодой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом царя. Летописцы называют его «ангелом» и хвалят за чистоту намерений и чувствительность; «имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы Отечества».

1. Укажите, как назывался орган государственного управления, о котором идёт речь в источнике. Кто стоял во главе государства в это время? Назовите хронологические рамки его правления.

2. Назовите не менее трёх основных реформ данного органа управления. В какие годы они осуществлялись?

3. Какие исторические личности (укажите не менее трёх фамилий) вошли в состав указанного органа управления? Приведите не менее трёх личных качеств, которые были основанием для их избрания на высокие должности.
6. Практическое задание: из курса лекций В.О. Ключевского.

«...Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона и продолжается доселе. Раскольники считают себя такими же православными христианами, какими считаем себя и мы... Если старообрядцы не расходятся с нами в догматах, в основаниях вероучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного об- щества оказалась за оградой русской господствующей церкви...»

1. Когда произошёл церковный раскол? Кто был инициатором реформ?

2. Кто был главным противником реформирования церкви? Как относился к церковным реформам царь?

3. Что не устраивало противников в реформировании церкви? Назовите не менее трёх положений.
7. Практическое задание: Из исторического источника.

«В лето 7156-года, 20 июля, в 16 день, государь царь и великий князь..., всея Руси самодержец,... советовался с отцом своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, ... и со всем освящённым Собором, и говорил со своими государевыми боярами, и с окольничими, и с думными людьми, а пристойны ли те статьи к государственным и к земским делам. И те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей российских, и отца его государева, блаженной памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Фёдоровича всея Руси, указы и боярские приговоры на всякие государственные и на земские дела собрать, и те государские указы и боярские приговоры со старыми судебниками исправить... Чтобы Московского государства всяких чинов людей, от большего и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна... И указал государь то всё в Уложенье написать на список и закрепить тот список... и всякие дела делать по тому Уложению. С Польским, Литовским, Немецким и с иными окрестными государствами у государя царя и великого князя ... всея Руси вечный мир... А... война начнётся, или в которое время изволит государь кому своему государеву недругу мстить недружбу, и укажет послать на них своих государевых бояр и воевод, а с ними всяких чинов ратных людей, и для той службы велит государь своим государевым ратным людям всего Московского государства дать своё государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людям деньги собирать со всего Московского государства, а побор положить смотря по службе. ...Да и боярам и воеводам без государева указу ратных людей с государевой службы не роспущати, и посулов и поминков не иметь... А будет кто на бояр и на воевод... начнёт бить челом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то допряма, и тем за боярское и за воеводское бесчестие и за ложное их челобитье чинить жестокое же наказание, что государь укажет...»

1. Определите название и год принятия документа. О каком самодержце в нём идёт речь?

2. Используя знания по истории, укажите не менее трёх результатов, которые были закреплены изданием данного документа.

3. Используя текст документа и знания по истории, назовите не менее трёх целей, которые ставились при составлении указанного документа. Чьи интересы он защищал?
  1   2   3   4   5

Похожие:

Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Становление и функционирование русской диаспоры в Калифорнии во второй...

Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon В каком веке была создана Русская Правда свод законов Древнерусского государства?
В каком веке была создана Русская Правда – свод законов Древнерусского государства?
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Л. А. Нифонтова (Подпись) (Ф. И. О.)
Прогулку организуют два раза в день: в первой половине дня – до обеда, во второй половине дня – после дневного сна или перед уходом...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Ежеквартальный общественно-политический и аналитический журнал, целью...
Ежеквартальный общественно-политический и аналитический журнал, целью которого является установление диалога между учеными и активистами,...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon А. Р. Корсунский История Испании IX-XIII веков
Социально-экономические отношения и политический строй Астуро-Леонского и Леоно-Кастильского королевства
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников...
Прогулку организуют два раза в день: в первой половине дня – до обеда, во второй половине дня – после дневного сна или перед уходом...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Торгово-экономические отношения российской империи с сопредельными...
Охватывают период с середины XVIII до середины XIX столетия. Нижняя граница определяется временем
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Программа дисциплины «Социальная структура стран мира» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Отчет по второй половине учебной практики на тему: “

Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon 2. Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение,...
Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon 2 2016 «а льтернативы»
Ежеквартальный теоретический и общественно-политический журнал, целью которого является установление диалога между учёными и активистами,...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon 4 201 6 «а льтернативы»
Ежеквартальный теоретический и общественно-политический журнал, целью которого является установление диалога между учёными и активистами,...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon 3 2015 «а льтернативы»
Ежеквартальный теоретический и общественно-политический журнал, целью которого является установление диалога между учёными и активистами,...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Стратегия развития городского округа иваново до 2020 года
Социальная сфера (труд и занятость; образование; молодежная политика; культура; социальная защита населения; физическая культура...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Опоп в соответствии с фгос по специальности спо, входящей в состав укрупненной группы специальностей 39. 00. 00 Социология и социальная...
Образование Древнерусского государства. Русь в середине второй половине X в. Общественно-политический строй и социальная структура icon Государственный строй Англии накануне революции 1640–1660 годов
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время / Составитель: проф. В. А. Томсинов

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск