Кино как мобилизующее звено культурно-просветительной работы
на Ямале в годы Великой Отечественной войны
Тумбина Валерия
2016 год объявлен Годом российского кино. Знаменитая фраза В.И.Ленина «…из всех искусств для нас важнейшим является кино», высказанная в 1923 году в беседе с народным комиссаром просвещения А.Луначарским, остается актуальной до наших дней. Вопрос о роли кино, как важнейшего искусства, с особой силой встаёт в годы Великой Отечественной войны. Кино как вид современного изобразительного искусства остается популярным и занимает значительную часть современной культуры России.
Темой исследовательской работы является - кино на Ямале в годы Великой Отечественной войны. Данная тема исследования актуальна, так как в ней рассматривается кино как средство патриотического воспитания, просвещения и мотивации на борьбу с фашизмом.
Цель работы – изучение кино как части культурно-просветительной работы на Ямале в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- поиск сведений о кино в годы Великой Отечественной войны на Ямале;
- встречи и опросы жителей Ямала, посещавших киносеансы в годы Великой Отечественной войны, анализ воспоминаний жителей;
-опрос учащихся гимназии;
- обобщение сведений о кино.
Объект исследования: культурно-просветительная работа на Ямале в годы Великой Отечественной войны.
Предмет: состояние кино на Ямале в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования: поиск сведений и изучение архивных документов; опрос, беседы с жителями Ямала, поиск и изучение литературы, сравнение, обобщение, анализ.
Гипотеза: в культурно-просветительной работе города Салехарда и округа особое внимание уделялось вопросам кино.
Тема кино в годы Великой Отечественной войны на Ямале малоизучена. В работе краеведа и журналиста Патрикеева Н.Б. «Ямал: страницы былого» упоминается о появлении первых кинопередвижек в 1927 -1930 годах на Ямале1. В статье С.В.Зяблицевой «Киносеть Западной Сибири накануне и в годы Великой Отечественной войне»2 «рассмотрен процесс становления и развития киносети Западной Сибири», отдельно Ямало-Ненцкий округ не выделен.
При работе над темой изучены следующие архивные документы, находящиеся на хранении в Государственном архиве Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственном бюджетном учреждении Ямало - Ненецкого автономного округа «Ямало – Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановкого»:
- приказы по Омскому областному управлению кинофикации при Исполнительном комитете областного совета депутатов трудящихся;
- протоколы заседаний Исполнительного комитета Ямальского национального Ненецкого окружного Совета депутатов трудящихся Тюменской области;
- переписка Ямало - Ненецкого окружного отдела кинофикации с Омским областным финансовым отделом по вопросам кинообслуживания населения округа, с Омским областным управлением кинофикации при исполнительном комитете областного совета депутатов трудящихся, Главным управлением кинофикации
комитета по делам кинематографии при совете народных комиссаров СССР;
- отчёты культурно-просветительных учреждений Шурышкарского района Ямало-Ненецкого округа за 1943 год;
-подшивки окружной газеты «Красный Север» (Наръяна Нгэрм) за 1941-1945 годы.
В работе использованы материалы личной беседы со старожилом Ямала, свидетелем происходивших событий в годы войны в Салехарде и посёлке Кушеватово Шурышкарского района, Ниной Григорьевной Корольковой (дата рождения 19 апреля 1936 года) и результаты опроса учащихся 9-10-х классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Обдорская гимназия» об отношении учащихся к российскому кино.
1. Культурно-просветительная работа на Ямале в годы Великой Отечественной войны
Культурно-просветительная работа, подразумевающая систему «мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга»
3, на Ямале проводилась в соответствии с приказами, информационно-рекомендательными письмами с областного центра города Омска до 1944 года, а далее с города Тюмени.
По состоянию на 16 июня 1945 года в Ямало – Ненецком округе работала сеть государственных культурно-просветительных учреждений, состоящая из 10 библиотек и изб-читален, 8 Домов народов Севера, 18 Красных чумов, Салехардского краеведческого музея, Салехардской городской библиотеки, Салехардской детской библиотеки, Окружного лекционного бюро
4 и клубов, находящихся в ведомстве различных организаций.
В связи с тем, что вышеперечисленные учреждения относились к образованию, то культурно – просветительная работа, была, в основном, возложена на учителей. О важности данной миссии говорится в Обращении окружной конференции учителей 1941 года «Ко всем учителям Ямало-Ненецкого округа»: «Наша святая обязанность – упорно, умело работать над обучением и воспитанием советского молодого поколения в духе беззаветной преданности родине, в духе ненависти к врагу, работать над повышением общеобразовательного и политического уровня народных масс. Активно участвовать в работе избы-читальни, клуба, Дома ненца, обеспечивая регулярную читку сообщений Советского Информбюро, доведение до населения указов правительства и распоряжений военных вестей, проведение бесед и лекций, организацию военного обучения населения..»
5.
По состоянию на январь 1941 года
6 во всех районных центрах (Аксарка, Мужи, Хальмерселе, Яр - Сале, Ныда, Тарко -Сале) были звуковые киноустановки, в городе Салехарде работало 3 учреждения со звуковыми киноустановками.
К 1943 году в округе количество киноустановок увеличилось до 11: «стационары-7, кинопередвижки-1, немые -3»
7.
2.Механизмы организации культурно-просветительной работы
Управление кинофикации при областном центре г.Омска согласно постановлению Совета народных комиссаров
от 07 июля 1939 года № 202 «Об утверждении Типового положения об управлении кинофикации при СНК АССР, краевом, областном исполнительном комитете РСФСР» кроме развития киносети (планы, кинопоказы, сохранность помещений и кинооборудования, подготовка кадров) «руководит культурно-массовой работой кинотеатров и кинопередвижек»
8.
О том, что «в условиях войны использование всех киноустановок в связи с возросшей потребностью населения в кинопоказе, приобретает особое значение»
9, свидетельствует переписка Ямало-Ненецкого отдела кинофикации с вышестоящими организациями.
Во-первых, Омск направлял подробные инструкции по организации культурно-массовой работы на местах, как среди взрослого населения, так и детей. Омским финансовым отделом в письме от 29 ноября 1941 года №16-3 определяется чёткая задача перед заведующими городскими районными отделами образования, директорами драматических театров и кинотеатров: «В дни напряжённой героической борьбы всего советского народа против поработителей - гитлеровских разбойников, одним из важнейших участков оборонной работы для финансовой системы является полное и бесперебойное финансирование мероприятий, связанных с обороной страны и социально-культурного строительства»
10.
Управление строго следило за оформлением кинотеатров и клубов, а также прилегающей территории, качеством работы кружков и различных объединений при них. Особое внимание уделялось празднованию памятных дат и праздников (1 мая, 8 марта, 23 февраля, День рождения Ленина)
11. (Приложение 1).
При составлении репертуарных расписаний омское управление кинофикации на февраль месяц в день 25-летия РККА (
Рабоче-крестьянской Красной Армии, автор) рекомендовалось расписать кинофильмы, отражающие героическую оборону Красной Армии в дни гражданской войны и борьбу с немецкими захватчиками в дни Великой Отечественной войны"
12.
В письме Омского финансового отдела от 4.07.1941 года №7215 «О кинообслуживании детей на селе» перед начальником Ямало-Ненецкого отдела кинофикации ставятся следующие задачи: «..широко развернуть политико-массовую работу с детьми. Привлекая к ней комсомольцев, пионервожатых, жителей», проводить «соответствующую работу вокруг фильма». Далее подробно описывается, как организовывать детские сеансы
13 (Приложение 2). В письме от 09 февраля 1944 г. № 07-05 рекомендуется «обеспечить кинообслуживанием кинокартинами каждый детдом, интернат не менее двух раз в месяц»
14.
Большое внимание уделялось санитарно-просветительной работе. Так Главное управление кинофикации СССР в 1942 году направляет инструкции следующего содержания: « в целях санитарной агитации среди населения по вопросам борьбы с эпидемическими заболеваниями…..организовать широкий показ короткометражных санитарно-просветительных фильмов «Сыпной тиф», «Брюшной тиф», «Дизентерия», «Борьба с бациллоносителями»… Организовать при демонстрации фильмов выступления квалифицированных работников…Разработать план лекций…Организовать в фойе кинотеатров уголки и выставки по охране здоровья трудящихся...»
15.
На особом контроле стояли вопросы организации выездных киносеансов в «период подготовки и проведении весенних полевых работ и рыбной путины»
16. Мобилизовались все имеющиеся ресурсы для отправки культбригад, культлодок в самые отдалённые населённые пункты и рыболовецкие бригады. Команды в составе киномеханика, лектора-агитатора, баянистов и самодеятельных артистов вдохновляли людей на трудовые подвиги.
Во – вторых, работа была поставлена на таком высоком уровне, что Омское областное управление кинофикации буквально держало руку на пульсе и знало о всех срывах киносеансов или лекториев, ненадлежащей работе клубов. В таких случаях в окружной отдел кинофикации приходили письма за подписью председателя Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР И.Большакова следующего содержания: «Проверкой работы кинотеатров установлено, что кинообслуживание детского зрителя проходит неудовлетворительно. Культурно-воспитательная работа с детьми в кинотеатрах, как правило, не ведётся. Дети в ожидании сеанса предоставлены сами себе. Управления кинофикации не занимаются вопросами улучшения работы по обслуживанию детского зрителя. …предлагаю провести следующие мероприятия»
17(Приложение 3).
Насколько серьёзно подходили к вопросу выполнения приказов с Омска свидетельствует письмо Омского управления кинофикации №03-849-103 от 6 февраля 1943 года начальнику Ямало-Ненецкого окружного отдела кинофикации товарищу Давыдову «…городской кинотеатр в Салехарде систематически не демонстрирует киножурналы, в частности 11-12 января 1943 года без особых на то причин не демонстрировался короткометражный инструктивный фильм «Стахановские приёмы и методы обработки рыбы». … к 15 марта 1943 года дать объяснение по существу»
18.
Состояние обслуживания населения обсуждалось и в окружной прессе. Так в газете «Красный Север» за июль 1943 года Аксарковскому клубу Приуральского района дали прозвище «Беспризорный клуб», обвинив заведующего районным отделом образования в бездействии
19 .
Под удар критики на страницах газеты попался и Дом ненца Салехарда в январе 1943 года.
В-третьих, следующим моментом, характеризующим важность кино в годы войны, являлось планирование и предоставление отчётности о проделанной работе учреждений культуры. В специально отпечатанных типографским способом бланках все клубы округа, Дома ненца, избы-читальни, библиотеки направляли отчёты в Салехард. Так, например, директор Фелишева направляет в Союзкинопрокат письмо следующего содержания: «Сообщаем план проката кинокартин Клуба Салехардского Консервного комбината на ноябрь и декабрь 1942 года. Киносеансов взрослых –36-3600 р. Киносеансов детских – 24 -1200 р.»
20.
По сохранившимся отчётам культурно- просветительных учреждений Шурышкарского района
21 (Приложение IV) статьям в газете «Красный Север» и по свидетельству Нины Григорьевны, можно сделать вывод о довольно высоком уровне организации работы по данному направлению. Выполнялись все требования «сверху»: показывались фильмы, проводились различные мероприятия, была развита самодеятельность, работали кружки, в Салехарде при Доме ненца был Драматический театр и духовой оркестр.
3. Какие фильмы показывали на Ямале в годы войны
Какие фильмы показывали в Салехарде, легко проследить по афишам газеты «Красный Север» (Наръяна Нгэрм), те же фильмы отправлялись по почте в районные центры округа. По 2-3 раза в неделю три киноустановки в Клубе лесозавода, Доме Ненца, Клубе комбината выполняли свою миссию сплочения советского народа в борьбе с фашизмом.
Через газету «Красный Север» отделение «Главкинопрокат» доводит до своих зрителей, что: «получило ряд новых звуковых фильмов. В числе их – «Суворов», «Три товарища», «Червоный дозор» и другие. На период распутицы отделение «Главкинопрокат» имеет 78 звуковых, 63 немых фильма. Большое количество фильмов находится… в районах округа»
22.
Газета начинает широко популяризировать фильмы: «В грозные дни Отечественной войны, когда озверевшие фашистские банды в последней, отчаянной схватки протягивают свои окровавленные лапы к самому сердцу нашей родины – Москве – этот прекрасный фильм сморится с особенным интересом и волнением. Фильм «Профессор Мамлок» вызывает в сердце каждого советского патриота чувство благородной, священной ненависти к фашистским насильникам, заряжает горячей, неистребимой верой в победу над ненавистным врагом»
23. С целью сплочения Советского народа и просвещения детей, молодёжи и рабочих в 1941 году в округе показывают фильмы о товариществе, дружбе и взаимовыручке («Настоящий товарищ», «Весенний поток», «Истребители», «Танкер «Дербент»), о революции («Горный марш», «Юность Максима»), о славной истории России(«Пётр Первый»), о военной операции в Советско - Финской войне 1940 года «В тылу врага».
В 1943-1944 годах большое внимание уделяется фильмам о значимых исторических событиях в жизни страны: «Доклад товарища Сталина 6 ноября 1942 года» (посвящён 25-ой годовщине Великой Социалистической революции 1917 года), «Щорс» (военно – исторический фильм о боевых действиях на Украине в 1919 году), «Оборона Царицына» (историко – революционная киноэпопея 1942 года
о первой обороне Царицына частями Красной Армии), «Кутузов» (о событиях войны 1812 года).
Помогали в мобилизации сил на борьбу с врагом документальные и военные фильмы: «Сталинград» (про Сталинградскую битву 1942-1943 года), «69 параллель»(фильм 1942 года, повествующий о проведении военных операций Северным морским флотом и о мужестве его моряков), «Линия Маннергейма» (1940 года, документальная кинохроника периода Советско-финской войны), «Радуга» (1944 года), Небо Москвы (1944 года).
В 1944 году появляются чаще такие жанры фильмов, как музыкальный фильм и мюзикл (музыка способствует улучшению самочувствия, настроения); кроме американских фильмов начинают показываться фильмы английского производства. Положительные эмоции приносили труженикам тыла в 1944 году музыкальные фильмы «Концерт фронту» (1942 года), «Кино – концерт» ( 1941 года), «Большой вальс» (американский музыкальный фильм 1938 года), «Музыкальная история», «Джордж из Динки Джаза (английская приключенческая комедия).
Заключение
Изученные материалы позволяют сделать вывод, что процесс культурно – просветительной деятельности на Ямале в годы Великой Отечественной войны, несмотря на многочисленные трудности, расширялся и выполнял функции воспитания и просвещения. В архивных документах найдены доказательства того, что основной движущей силой всего процесса культурно-просветительной работы стало кино.
Фильмы демонстрировали по определенной тематике, планировалось поступление (завоз) фильмов (наряду с продуктами питания, топливом, строительными материалами в период весенне-осенней распутицы) и демонстрация фильмов. До киносеанса проводились лекций, встречи. Именно показ фильма, будь то в клубе или где-то на рыболовецком стане или сенокосе, давал возможность собрать людей для проведения агитационной и просветительской работы. При катастрофической нехватке специалистов (отдел культурно - просветительной работы был создан в Салехарде 16 июня 1945 года
24), была проведена огромная работа.
Клуб, по воспоминаниям Нины Григорьевны Корольковой, всегда был битком набит, люди ждали выступления агитаторов, ждали кинохроники с фронта и очень любили смотреть кино. Ходили смотреть один и тот же фильм по нескольку раз. Значит, кино было востребовано.
Данная работа заинтересовала журналистов, учителей и учащихся гимназии. После защиты работы на городском конкурсе состоялось выступление автора работы в Окружной государственной телерадиокомпании «Радио Ямала» и встреча с журналистами газеты «Полярный круг».
17 марта 2016 года в муниципальном автономном образовательном учреждении «Обдорская гимназия» стартовал проект «Старое доброе советское кино», главной идеей которого является воспитание учащихся посредством кино. Проект предполагает демонстрацию фильмов с последующим проведением конкурсов рисунков, сочинений.
Сведения о кино, полученные в ходе подготовки учебно-исследовательской работы, включены в факультативный курс преподавания краеведения учащимся муниципального автономного образовательного учреждения «Обдорская гимназия».
Список источников и литература