Основы реставрации архитектурного металла


Скачать 1.43 Mb.
Название Основы реставрации архитектурного металла
страница 1/10
Тип Справочник
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Справочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство культуры Российской Федерация
Проектный институт по реставрации

памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация"

ОСНОВЫ РЕСТАВРАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО МЕТАЛЛА

Часть 2

Москва 1992

Вторая часть справочника по основам реставрации архитектур­ного металла посвящена конкретным вопросам консервации в рестав­рации металлических элементов архитектурных сооружений. Приводят­ся основные правила техники безопасности при производстве работ с архитектурным металлом. Издание сопровождается терминологичес­ким словарем.

Автор - бывший главный технолог объединения "Росреставрация", член технологической комиссии по реставрации металла Методическо­го совета Министерства культуры - Л.С. Гельфельд.

Справочник адресован рабочим-реставраторам, архитекторам, учащимся специализированных учебных заведений, мастерам и прора­бам для практической работы при реставрации памятников архитек­туры, имеющих металлические элементы.

© Институт Спецпроектреставрация, 1992

I. КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МЕТАЛЛА
I.I. Основные принципы
Всестороннее научное изучение архитектурного металла теснейшим образом связано с памятником архитектуры: его общестроительными конструкциями и материалами (кирпичной, ка­менной кладкой, деревом, штукатуркой, росписью, предметами при­кладного искусства); датировку металла проводят по характеру об работки и его клеймам.

Изучение особенностей архитектурного металла; назначение конструкций, их коррозионное состояние, прочность (балочные перекрытия, фермы, конструкции крыш, глав, шпилей; каркасы, ог­раждения, решетки, подставы, связи и т.п.).

Изучение архивных материалов, договоров со строителями, кузнецам, установление поновлений и реставраций.

Лабораторные исследования металла на виды коррозии, проч­ность конструкций, составы сплавов, возможность применения раз­личных видов пайки, сварки, расчистки от коррозии и масляных покрасок и т.п.

Выработка технологической "тактики" реставрации: с раз­боркой конструкций из металла (строительных конструкций из кам­ня, кирпича, дерева и других материалов с временным укреплением и подпором основных архитектурно-строительных элементов - сводов, арок, колонн, столбов, элементов, стен и т.п.) или без разборки.

Разработка технологии консервации методами катодной и протекторной защиты от коррозии, а также шпатлевок, грунтовок, герметиков и покрасок.

Разработка методов монтажа металлоконструкций с производством общестроительных работ, предварительной вычинкой кирпича, камня, дерева и других видов материалов, заготовкой гнезд для последующей установки металлических элементов (балочных конст­рукций), связей, перемычек, парапетов, балконных и лестничных ограждений, лестничных маршей, настила металлических полов, оконных решеток, ставен и т.п.

Разработка методов реставрации архитектурного металла (литья, ковки чеканки, гальванопластики, металлопластики, на­плавок) с предварительным изготовлением моделей недостающих элементов декора или включением в модель элементов подлинника для последующей формовки и отливки.

Определение вида материала, применяемого в реконструкции и воссоздании декоративных элементов архитектурного металла: легкоплавкий сплав алюминия, полимерные и кремнийорганические материалы и т.п.

Разработка методов и видов креплений элементов между со­бой (пайка, кузнечная сварка, газо- или электросварка, клепка, склейка и т.п.) и установка на памятнике с разборкой фрагмен­тов, демонтажом и транспортировкой для реставрации в мастерские или производство работ на месте с последующим монтажом на памятнике, с применением определенных механизмов и приспособле­ний для этого. На кровельные покрытия должны быть даны развертки, лекала и рабочие чертежи с указанием видов сочленений кар­тин (например, "в фальц", "в рейку", "в заклепку"), а также шаб­лоны на фигурные элементы.

В проекте реставрации архитектурного металла должны най­ти отражение вое технологии работ по расчистке, окраске, по­золоте и другим видам декоративной отделки с максимальным сох­ранением подлинных элементов и фрагментов памятника, с особым бережным отношением ко всем способам отделочной художественной техники древних металлов.

В каждом конкретном случае вопрос об определении квалифи­кации и специальности прямых исполнителей реставрационных работ должен решаться комиссией (архитекторами, искусствоведами, пред­ставителями органов инспекции охраны памятников) на месте с составлением соответствующего акта на производство работ.

К реставрационным работам могут быть допущена только ат­тестованные комиссией органов культуры реставраторы-худож­ника по металлу определенной категория или класса, в то время как к реставрации кровельных покрытий, орнаментальных чугунных элементов и т.п. могут быть допущены рабочие - реставраторы кровельных покрытий, реставраторы металлических конструкций или реставраторы художественных изделий и декоративных предметов не ниже 4 6 разрядов.

В отдельных случаях для производства реставрационно-консервационных газет могут привлекаться различные группы реставраторов с конкретным определением видов и места работ.

В акте на производство реставрационных работ также должна быть определена категория сложности архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника (I,II или III категории) и сформулировано заключение по техническому состоянию металли­ческих конструкция памятника с приложением фиксационного (по металлу) чертежа, карт утрат и выводами по результатам иссле­дований.

Акт на производство реставрационных работ должен быть составлен в 5 экземплярах: для заказчика, для инспекции по ох­ране памятников, для исполнителей, для проектной организации, для архива учреждения.

В процессе производства реставрационных работ проводится фотофиксация до начала работ, в процессе и после их окончания (фотоотпечатки 13x12 см с четким изображением сюжета) в коли­честве 5 экземпляров каждого сюжета.

В отдельных случаях, когда это необходимо, составляются акты на скрытые виды работ по существующим правилам (при рас­чистке от коррозии и покрасок, при восполнении утрат с после­дующей покраской и т.п.).

В технологической части проекта реставрации архитектур­ного металла и в акте на производство работ должны излагаться правила техники безопасности, производственной, санитарной и противопожарной безопасности (так как при производстве рестав­рационных работ по металлу исполнители имеют дело с огневыми работами, механизмами, химическими реактивами, растворителями, смывками, окрасочными составами на различной основе, гермети­ками, кислотами и щелочами), а также правила техники безопас­ности при работе на высоте.

Учитывая специфику производства реставрации архитектур­ного металла, необходимо строго соблюдать последовательность операций и технологию работ, особенно это касается реставрации художественного металла - золотой наводки, гравированных на металле рисунков и т.п.

Замена материалов должна быть, письменно согласована с технологами-химиками. При использовании золота и серебра в про­цессе реставрации архитектурного металла автор проекта рестав­рации - архитектор должен выдать исполнителям всю необходимую документацию: расчеты площадей под золочение, нормы расхода драгоценных металлов и т.д. согласно существующим правилам. Например, должен быть указан вес сусального зелота в книжках в зависимости от условий эксплуатации позолоты (в интерьере, при позолоте глав, крестов, подзоров), вид золоченая (на "мордан", "на гульфарбу" или Ян-52), методы промывки и очистки старой по­золоты /42/ .

Необходимо отметить, что снятая позолота методом соскаб­ливания или позолота вместе с металлическим покрытием, а также остатки позолоты от нового золочения подлежат сдаче на специ­альные заводы по переработке отходов цветных и драгоценных металлов / 42 /.

I.2. Рекомендации по расчисткам, покраскам,

тонировкам металла
После тщательного наружного осмотра предметов архитектур­ного металла, определения его вида, состава, художественной ценности, конструктивных особенностей, внешних факторов, воз­действующих на памятник (температурно-влажностный режим, эко­логическая обстановка), необходимо определить технологическую тактику, приемы и методы реставрации, последовательность про­ведения работ, а также методы консервации, укрепления, защиты от коррозии и другие.
I.2.1. Расчистка и подготовка поверхности

Металла
Первым этапом в исследовании металла и его дальнейшей реставрации и консервации является расчистка и подготовка по­верхности под различные виды обработки.

В зависимости от вида металла и сплавов, наличия декора, его характера, технологии изготовления (просечка, ковка, чекан­ка, литье, гальванопластика, выколотка и т.п.) выбирается вид расчистки: химический, огневой или термический, пескоструйный, водопескоструйный, дробеструйный, абразивный, пароотпарочный, физический, осуществляемый ударными и режуще-скоблящими инстру­ментами (скальпелями, царапками, клюкарзами, иглами, стальными щетками и т.п.) с последующей промывкой, нейтрализацией и обез­жириванием объектов реставрации.

Расчистки в реставрации имеют различное назначение:

- расчистки-зондажи, связанные с научным изучением памят­ника в целях реставрации, служат уточнению первоначального об­лика, состояния, характера изменений, ремонтов, поновлений, вы­явлению художественных, конструктивных и технологических особенностей конструкций и материалов памятника (документируемые специальными актами, ведением журналов, обмерами, фотографиями, графической документацией и т.п.);

- пробные расчистки определяют и отрабатывает методы, ре­цептуры и технологии расчистки металлических элементов памятни­ка архитектуры;

- расчистки - "марки" - послойное раскрытие красочного слоя для выявления характера и видов красочных наслоений, первона­чальных окрасок, рельефа, рисунка, масляно-лаковых покрытий, позолоты. Расчистки - "марки" документируется так те, как и расчистки-зондажи; они имеют ограниченный характер (несколько см2) и оставляются на объекте (фрагменте) постоянно для контроля правильности определения цвета, фактуры, вида окраски и декора­тивной обработки в процессе реставрации;

- фрагментарные расчистки - расчистки металла в отдельных местах для выявления и сохранения подлинных фрагментов, уцелев­ших на памятнике в процессе его существования;

- полная расчистка металла от покрасок, наслоений и кор­розии для последующей антикоррозионной обработки и окончатель­ной декоративной отделки как с сохранением первоначальных ок­расок и отделки глубины рельефа, так и с полной расчисткой мест утрат до поверхности металла (в зависимости от реставрационного задания).

В ходе расчисток определяется общее состояние металла, вид металла и его сплавов, прочность, характер, скорость обра­зования коррозии, технология изготовления металлических элемен­тов методами литья, ковки, прокатки, чеканки, выколотки, галь­ванопластики, гравировки, различных видов "наводки", лужения, золочения т.п.

Необходимо отметить, что каждый вид архитектурного метал­ла требует своей специфики осмотра к реставрации. Например, де­коративный металл ( просечной, золотая наводка, серебрение, зо­лочение, росписи полихромная окраска) требует особой техноло­гии и материала, а также мастеров - позолотчиков и художников высокого класса мастерства.

Химический способ расчистки металла - наиболее распространенный. Он относительно безвреден для металла и отделочных покрытий, но требует особой осторожности там, где, предположи­тельно, под покрасками - серебрение, позолота, золотая наводка я т.д.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в XVI—XVII вв. существовала монохромная и полихромная раскраска металлических связей и штанг в интерьерах церквей и палат.

Химические способы расчистки металла обеспечивают сох­ранность рельефа, послойную расчистку поверхности металла как без разборки фрагментов, так и с разборкой. В отдельных случа­ях, в зависимости от величины, очистка фрагментов осуществля­ется погружением в ванну с раствором.

Так, для расчистки чугунных лафетов пушек в Московском Кремле от покрасок и коррозии экспериментами были установлены наиболее эффективные химические составы травления (в граммах на 1 литр раствора): серная кислота - 175±25, хлорид натрия - 120±10, сульфакол- 4±1 при экспозиции травления до 90 мин. Это дало возможность полностью удалить краску и продукты коррозии; но этот метод исключается при глубокой коррозии, так как ин­тенсивное насыщение металла водородом повышает хрупкость ме­талла.

Ускорить расчистку Фрагментов из чугуна от покрасок удалось предварительным травлением раствором (г/л): серная кислота - 150-180, хлористый натрий - 30-40, ингибитор ПБ-5 - 5-7 (экспо­зиция травления 1 час, температура 20°С).

Химическая расчистка предполагает в основном три техноло­гических приема: травление; очистка красочных слоев смывками и ручными инструментами; обезжиривание и защита металла от кор­розии /60/. Наиболее широкое применение при расчистках поверх­ностей металла от покрасок нашли смывки, растворители и специ­альные пасты, Мелкие детали - съемные элементы декора, фурниту­ра, накладные детали - обрабатывают в специальных ваннах с раст­вором кислот и щелочей, после чего их обезжиривают в органичес­ких растворителях. В качестве обезжиривающих средств используют уайт-спирит, хлорэтилен, дихлорэтан, тетрахлорэтилен.

I.2.2.Составы и технологические режимы обезжиривания металлов /60/, г/л


Стали (прокат, литье):

Тринолифосфат натрия - 2-3

Тринатрийфосфат - 20-30

Сода кальцинированная -15-20

Едкий натр - 8-10

Силикат натрия- 1-3

Синтанол ДС-10 или ДТ-7 (ила сульфанол) - 1-3

Обезжиривание производят при температуре 60-70 °С от 5 до 20 мин.

Медь и ее сплавы: Тринатрийфосфат - 20

Сода кальцинированная - 5

Эмульгатор типа "Новость",

"Лотос" - 5

Обезжиривание производят при температуре 60-70°С от 5 до 20 мин.

Цинк и его сплавы: Сода кальцинирования - 15-20

Тринатрийфосфат - 5-10

Силикат натрия - 5-10

ПАЗ - 0,6-1,0

ПАВ - поверхностно-активные вещества типа "Вепос","Лотос" "Прогресс" и др.; обезжиривание производят при температуре 60-70°С от 5 до 15 мин.

Алюминий и его сплавы: Сода кальцинированная - 10-15

Тринатрийфосфат - 5-10

Силикат натрия - 3-4

Эмульгатор (синтанол ДС-10, сульфанол, ОП-7,

ОП-10) - 3-5

Обезжиривание производят при температуре 60-70°С в те­чение 3-5 мин.


Загрунтованные или окрашенные изделия

Тринатрийфосфат - 20-30

ПАВ - 0,6-1,0



Обезжиривание производят при температуре 60-70°С 5-20 мин. Обезжиривание старой позолоты и росписей должно произво­диться только по рекомендациям специальных лабораторий, занимающихся реставрацией памятников.
Составы травильных паст для черных металлов /60, с.7/

Травильная паста (для удаления ржавчины), %

Вода 17,0

Ингибитор (ПБ—5, катапин и др.) 0,5

Нефтяной контакт 0,5

Серная кислоте (уд. вес 1,84) 7,7

Фосфорная кислота ( уд. вес 1,70) 2.4

Соляная кислота (уд. вес 1,19) 21,3

Сульфитцеллюлозный щелок 14,6

Трепел (инфузорная земля) 36,0

После нанесения пасты выдержать 1-3 часа, после чего про­мыть и пассивировать.

Пассивирующая паста (после удаления ржавчины), %

Едкий натр 0,9

Бихромат натрия или калия 2,3

Сульфитцеллюлозный щелок 9,6

Инфузорная земля (трепел) 36,0

Вода 47,2

После обработки промыть и просушить.

Время выдержки с наложенной пастой 0,5-1,0 час.

Травление в щелочах и кислотах съемных деталей из черных и цветных металлов производят в эмалированных и фарфоровых ван­нах (емкостях). Состав травильного раствора приведен в табл.1.

Таблица 1
Состав травильного раствора /60/


Металл

Раствор-состав

Концентра­ция, г/л

Режим обработки

температура, °С

продолжитель­ность, мин

Черный

Соляная кислота (уд. вес 1,19)

110±15

50-70

10-30

Серная кислота (уд. вес 1,84)

35±5







Ингибитор катапин










Черный

Серная кислота (уд. вес 1,84)

110±10

18-20

5-15

Ингибитор – формалин

1-3









Примечание: травление можно производить раствором каус­тической соды (NaOH) в концентрации 240 г на 1 литр раствора при 93-95°C от 5 до 15 мин.

При реставрации кровельных покрытий из черного металла, а также для обработки полосового металла и чугунов после трав­ления и расчисток перед покрасками можно рекомендовать для устранения ржавчины толщиной до 100 мкм грунт-преобразователь ВA-0112. Такой грунт можно наносить на поверхность, покрытую тонкой плотной окалиной, в один слой. Он также будет одновре­менно и защитным покрытием. Толщину ржавчины и равномерность покрытия грунтом можно определить прибором-толщиномером ИТП-1 (измеритель толщины покрытия). Измерение основано на зависи­мости силы притяжения постоянного магнита к металлу от толщины покрытия. Вращая выдвижную часть прибора, растягивают его пру­жину до момента отрыва магнита от металла.

Показания прибора тарированы по толщине покрытия /14, с.44/.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Основы реставрации архитектурного металла icon Основы реставрации архитектурного металла
Приводят­ся основные правила техники безопасности при производстве работ с архитектурным металлом. Издание сопровождается терминологичес­ким...
Основы реставрации архитектурного металла icon Техническое задание согласовано: Заместитель директора по капитальному...
Целью данной закупки является обеспечение сохранности содержания и реставрации объекта культурного наследия
Основы реставрации архитектурного металла icon Профессиональный стандарт
Получение заданных геометрических размеров сортового и листового металла на агрегатах резки холодного металла
Основы реставрации архитектурного металла icon Профессиональный стандарт
Получение заданных геометрических размеров сортового и листового металла на агрегатах резки холодного металла
Основы реставрации архитектурного металла icon Приказ от 13 мая 1986 г. N 203 об утверждении инструкции о порядке...
В целях дальнейшего совершенствования дела государственного учета, охраны, использования, реставрации и пропаганды памятников истории...
Основы реставрации архитектурного металла icon Согласовано утверждаю
Предмет выполнения работ: Контроль металла гиба №28, а также исследование состава, структуры и свойств металла на вырезке сварного...
Основы реставрации архитектурного металла icon Инструкция по эксплуатации Металлоискатель
Металлоискатель ar924 предназначен для обнаружения черного/цветного металла, поиска кладов, монет и других металлических объектов...
Основы реставрации архитектурного металла icon Инструкция № по охране труда на операции вальцовки металла
К работе по вальцовке металла допускаются лица достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный...
Основы реставрации архитектурного металла icon Об учебных мастерских в мбоу сош с. Крутое
В школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся V-XI классов, по обработке...
Основы реставрации архитектурного металла icon Инструкция по организации комплектования, учета, хранения, реставрации и использования
Настоящая Инструкция по организации комплектования учета, хранения, реставрации и использования музейных предметов и музейных коллекций...
Основы реставрации архитектурного металла icon Положение за заведование учебными комбинированными мастерскими в...
В школе создаются следующие учебные комбинированные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся V-XI...
Основы реставрации архитектурного металла icon Техническое задание на проведение закупки в 2012 году Контроль металла...
...
Основы реставрации архитектурного металла icon Рабочий лист
Найти в ресурсах сети Интернет фотографию исторического облика определенного архитектурного объекта и сохранить на своем устройстве...
Основы реставрации архитектурного металла icon Профессиональный стандарт 1
Разработка и освоение новых технологических процессов и материалов, используемых при производстве, ремонте и реставрации
Основы реставрации архитектурного металла icon 3. объекты культурного наследия на территории
Карта историко-культурного опорного плана, историко-архитектурного и ландшафтного анализа
Основы реставрации архитектурного металла icon Техническое задание Ускоренное развертывание частного облака Подготовлено для Название клиента
Следующий раздел будет использоваться для 5-дневного курса, включающего оценку с помощью набора инструментов map и семинар по вопросам...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск