Инструкция к проведению




Скачать 78.19 Kb.
Название Инструкция к проведению
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
Приложение № 4

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 3-4 лет

1. Методика" Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Педагог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что- то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

"Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать","Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

2. Методика "Складная картинка"

Основание. Умение видеть целое раньше частей.

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10*15 см)

Инструкция к проведению.

Педагог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу­шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка педагог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего - 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю"," Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.

Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.

Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Педагог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (педагог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла.

Результаты диагностики универсальных творческих способностей дошкольников (в баллах) на начало проекта

Ф.И ребенка

Реализм

Способность

Надситуативно-




воображения

видеть целое

преобразовательный




Mih 1 баллов

решение частей

характер творческих




Мах 5 баллов

Mih 5 баллов

решений







Мах 15 баллов

Mih 1 баллов










Мах 3 баллов

Андреев Арсений

2

6

2

Буянова Наталья

2

6

2

Букин Степан

4

12

3

Ворожцов Кирилл

2

7

2

Гришина

3

10

3

Каролина










Дурова Арина

4

14

3

Жарков Даниил

1

6

1

Кирьянова Софья

3

10

2

Кель Алина

4

14

3

Лаврова Ольга

1

5

1

Лемешева Полина

3

12

2

Пилипенко

3

14

2

Александр










Павлова Ульяна

2

8

2

Попов Василий

3

10

2

Пожидаева Ксения

1

5

1

Савин Роман

4

15

3

Савицкий

2

10

2

Владимир










Сосновских Вадим

3

8

2

Шепелев Кирилл

2

8

2

Похожие:

Инструкция к проведению icon Инструкция по проведению социологического исследования
Порядок заполнения данных анкет на лист Excel, выборка учреждений здравоохранения хмао-югры участвующих в социологическом исследовании...
Инструкция к проведению icon Инструкция по проведению государственной итоговой аттестации
Инструкция по проведению государственной итоговой аттестации для обучающихся 11а класса
Инструкция к проведению icon Инструкция № тбу-09 по технике безопасности обучающихся при проведении...
К проведению занятий гимнастикой допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по безопасному проведению занятий, медицинский осмотр...
Инструкция к проведению icon Инструкция по проведению социологического исследования в общеобразовательных...
Инструкция по проведению социологического исследования в общеобразовательных организациях
Инструкция к проведению icon Инструкция по правилам дорожно транспортной безопасности >11. Инструкция...
Инструкция по соблюдению правил пожарной безопасности при проведении новогодних ёлок
Инструкция к проведению icon Инструкция по подготовке и проведению единого государственного экзамена...
Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения единого государственного экзамена (далее – егэ) в пунктах проведения...
Инструкция к проведению icon Инструкция по подготовке и проведению единого государственного экзамена...
Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения единого государственного экзамена (далее – егэ) в пунктах проведения...
Инструкция к проведению icon Инструкция по проведению основного государственного экзамена по информатике и икт общая часть
Икт обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования (далее – экзаменуемые), разработана...
Инструкция к проведению icon Инструкция по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады...
Инструкция по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике 2016-17 уч г
Инструкция к проведению icon Инструкция по подготовке и проведению аукциона

Инструкция к проведению icon Инструкция по подготовке и проведению аукциона

Инструкция к проведению icon Инструкция по подготовке и проведению аукциона

Инструкция к проведению icon Инструкция по подготовке и проведению аукциона

Инструкция к проведению icon Инструкция по подготовке и проведению аукциона

Инструкция к проведению icon Должностная инструкция медсестры по проведению предрейсовых медицинских...
На должность медсестры по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств назначается лицо со средним...
Инструкция к проведению icon Инструкция по проведению инструктажа и присвоению I
Инструкция предназначена для организации безопасной работы неэлектротехнического персонала администрации Коркинского муниципального...

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск