Авторы – разработчики:
Программа разработана коллективом педагогов МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Орска»:
Лозинская Н.М. – директор МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Орска»;
Баронова Г.И. – заместитель директора по УВР;
Елисеева О.А. – заместитель директора по ИКТ;
Лозинская М.В. – психолог;
Рыжков А.Ф. – социальный педагог.
Учителя начальных классов:
Дедловская Г.П.
Иванова С.А.
Лапаева О.Н.
Новгородова Т.В.
Побережная И.А.
Стефанюк О.А.
Ховрина И.А.
Яшина Е.Г.
Научный консультант — В.И. Комарова, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ОГТИ (филиал) ОГУ
Содержание
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4
1.1. Пояснительная записка 4
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 9
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий 11
1.2.2. Русский язык 17
1.2.3. Литературное чтение 20
1.2.6. Окружающий мир 27
1.2.7. Изобразительное искусство 29
1.2.8. Музыка 32
1.2.9. Технология 33
1.2.10. Физическая культура 36
1.2.11. Приоритеты предметного содержания в формировании УУД 37
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения. 42
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. 42
Учитель знает: 42
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 44
1.3.1. Общие положения 44
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 45
1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных 49
образовательных достижений 49
Структура формирования портфолио. 51
Титульный лист 51
Достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» Стартовая диагностика: показатели, дидактические и раздаточные материалы 54
Предметная стартовая диагностика проводится с целью 55
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 60
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 60
2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 60
2.1.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 61
2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 65
2.1.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 72
2.2. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 74
2.2.1. Русский язык 74
2.2.2. Литературное чтение 83
2.2.4. Математика и информатика 89
2.2.5. Окружающий мир 96
Пояснительная записка 96
2.2.7. Изобразительное искусство 103
109
2.2.8. Музыка 109
2.2.9. Технология 113
2.2.10. Физическая культура 119
2.3. ПРОГРАММЫ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 127
2.3.1. «Час общения» 127
2.3.2. «Проектно-исследовательская деятельность» 132
2.3.3. «Декоративно-прикладное искусство» 143
2.3.4. «Плавание» 154
2.4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 160
2.4.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 161
2.4.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 162
2.4.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 163
2.4.4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 164
2.4.5. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 166
2.4.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 168
2.4.7. Виды и формы организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 169
2.4.8. Основные требования к результатам освоения норм социальной жизнедеятельности 171
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка, будет успешной, если они станут союзниками, совместно реализующими цели воспитания. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности, развить его способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры. 172
С целью повышения роли родителей в воспитании детей и включения их в совместную деятельность в школе работает психологическая служба, которая осуществляет педагогическое просвещение родителей: консультации, диагностики, тематические родительские собрания 172
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». 172
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: 172
• совместная педагогическая деятельность семьи и школы; 172
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; 172
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; 172
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; 172
• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; 172
• опора на положительный опыт семейного воспитания. 172
Для этого выявили оптимальные и необходимые условия, формы и методы работы школы с семьей, способствующие становлению родителей полноправными заинтересованными участниками учебно-воспитательного процесса. 172
Формы взаимодействия школы и родителей. 172
Повышение психолого-педагогических знаний: лекции для родителей, открытые занятия, индивидуальные консультации. 172
Помощь родителей в укреплении материально технической базы. 172
Совместная деятельность: праздники, экскурсии, индивидуальная работа с детьми, имеющими те или иные проблемы. 172
Реализация направления «Семья и школа» предполагает два этапа в работе с семьями: 172
просветительский; 172
этап организации совместной деятельности семей. 172
Просветительский этап 172
Особое внимание уделялось повышению информационного уровня родителей в вопросах воспитания обучающихся. На родительские собрания приглашаются специалисты – медики, психолог, учителя – предметники, инспектор по делам несовершеннолетних. 172
Организация совместной деятельности семьи и школы 172
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. 172
Значительное внимание уделяется вовлечению родителей обучающихся в культурную жизнь школы, что, несомненно, способствует установлению более тесных контактов с семьями, установлению с ними дружеских отношений. 173
Совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, походы, экскурсионные поездки. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания. Хорошо, когда родители понимают, что какими бы серьезными не были семейные проблемы, это не дает повода отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет – на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. По окончанию учебного года проводится анкетирование родителей, с целью оценки эффективности воспитательного процесса в учреждении. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми. 173
2.4.10. Планируемые результаты духовно-нравственного развития 173
и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 173
2.5. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 175
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 204
3.1.Учебный план начального общего образования на 2012-2013 учебный год 204
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта 219
3.2.1. Кадровые условия реализации образовательной программы 219
3.2.2. Психолого-педагогические условия 223
3.2.3. Финансово-экономические условия 224
3.2.4. Материально-технические условия 224
3.2.5. Учебно-методические условия 225
3.2.6. Информационно-методические и информационно-коммуникационные условия 226
3.2.7. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП 227
3.2.8. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий реализации ООП НОО 228
3.2.9. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий 228
3.2.10. Контроль за состоянием системы условий реализации ООП НОО 230
Приложение 1. Договор о предоставлении общего образования 231
|