Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 106.62 Kb.
Название Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный университет геодезии и картографии»

Утверждаю

И.о. ректора МИИГАиК

Бутко Е.Я.

«……» _______________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.1.В.ДВ.6.1 Тепловизионные системы

Направление подготовки 12.04.02-Оптотехника

Профиль подготовки: нет

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Факультет Оптико-информационных систем и технологий


Кафедры потребители: кафедра прикладной оптики, кафедра конструирования и технологии оптических приборов

Кафедра-разработчик рабочей программы: оптико-электронных приборов




Семестр

Общий объем курса, час.

Лекций,

час.

Практичес занятий,

час.

Лаборат. работ,

час.

СРС,

час.

Форма контроля

Экз./зачет

3

108




30




78

Зачет,

контр. раб,

2 реф.



Москва 2015 г.

Аннотация рабочей программы
Излагаются сведения о принципах работы, методов проектирования и особенностях эксплуатации оптико-электронных тепловизионных систем (ОЭТС). Изучение дисциплины делится на две части. Задачи первой части заключаются в изучении особенностей структурных схем ОЭТС, показателей качества их работы, расчету основных критериев качества и конструктивных параметров ОЭТС.

Задачи второй части заключаются в изучении конструкций и типовых схем современных и перспективных ОЭТС, а также методов и аппаратуры для их исследований и испытаний, включая методы компьютерного моделирования ОЭТС.

Особое внимание уделяется ОЭТС третьего поколения (системам «смотрящего» типа). Значительное место занимают вопросы применения ОЭТС в различных областях науки и техники.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу студента, написание контрольной работы и 2-х рефератов.

Программой дисциплины предусмотрены следующие формы контроля: зачет и промежуточный контроль в форме приема контрольной работы и рефератов.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 час. Программой дисциплины предусмотрены практические и лабораторные занятия (30 час.), самостоятельная работа студента (78 час.).
1. Цели  освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются формирование профессиональных компетенций в области тепловизионной техники и привитие навыков и умений для реализации первых этапов расчета и проектирования современных оптико-электронных тепловизионных приборов и систем (ОЭТС).
2. Место дисциплины  в структуре ООП бакалавриата Данная учебная дисциплина входит в учебный план направления подготовки 12.04.02-Оптотехника. Ей предшествует изучение дисциплин «Физика», «Основы оптики», «Электроника и микропроцессорная техника», «Источники и приемники оптического излучения», «Прикладная оптика» в рамках бакалаврской подготовки. На изучении данной дисциплины, как «предшествующей», базируются программа производственной практики и подготовка выпускной работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

владеть:

- способностью к анализу состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановке цели и задач проектирования оптических и оптико-электронных приборов, систем и комплексов на основе подбора и изучения литературных и патентных источников (ПК-6)

- способностью к проведению технических расчетов по проектам, технико-экономическому и функционально-стоимостному анализу эффективности проектируемых приборов и систем, включая оценку инновационных рисков коммерциализации проектов (ПК-10)

- способностью к составлению технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие (ПК-11)
4.  Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 час.

Семестр

Номер недели

Раздел
дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)


Лекции

Практ.

СеминарКолокв

Лаб. раб

Контр. раб.

СРС

33

11

Введение. Роль тепловидения в науке, технике, медицине. Структурные схемы современных ОЭТС, их классификация

-

1

Выдача тем рефератов




6

Подготовка рефератов

Текущий контроль на занятиях

33

22

Система критериев качества и показателей эффективности работы ОЭТС

-

-1

-




6

Подготовка рефератов

Текущий контроль на занятиях

33

33

Типовые оптические схемы ОЭТС

-

-

1




6

Подготовка рефератов

Текущий контроль на занятиях

33

44-5

Приемники излучения, используемые в ОЭТС

-

-

2




24

Подготовка рефератов

Текущий контроль на занятиях

33

66

Особенности электронного тракта ОЭТС

-

-

1

Контр. раб.

6

Подготовка рефератов

Текущий контроль на занятиях

33

77

Системы отображения информации

-

-

1




12

Подготовка рефератов

Текущий контроль на занятиях

33

88-10

Исследование и испытания ОЭТС, применяемых в военном деле, в медицине и биологии и др. отраслях

-

-

3




18

Подготовка к сдаче зачета и защите рефератов

Зачет, прием контр. работ и рефератов


5. Образовательные технологии и перечень ресурсов информационно- телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

При реализации настоящей программы изучения дисциплины «Тепловизионные системы» предусматривается использование активных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, в которых могут работать тепловизионные приборы, оценка известных приборов и систем в виде деловой игры и др.).

Самостоятельная работа студентов подразумевает изучение литературы по дисциплине, написание реферата, подготовку к контрольной работе, семинарам и защитам отчетов по лабораторно-расчетному практикуму, а также самоконтроль с помощью компьютерных программ.

Используется компьютерная программа КОМОС для расчета параметров и параметрического анализа ОЭТС.

Для проведения занятий по дисциплине используются лаборатории ЦНИИ «Циклон» и специализированная лаборатория филиала кафедры оптико-электронных приборов при ЦНИИ «Циклон», оснащенная мультимедийными средствами.

В рамках изучения дисциплины предусматривается посещение производственных подразделений ЦНИИ «Циклон», а также приглашение для чтения лекций и проведения семинаров ведущих специалистов этого предприятия.

Самостоятельная работа студента имеет следующие виды и трудоемкость:

- написание рефератов – 60 час.,

- подготовка к контрольной работе и зачету – 18 час.

Итого: 78 час.

http://www.knigafund.ru/books/112652, httpHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"://HYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"wwwHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/".HYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"twirpxHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/".HYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"comHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"/HYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"fileHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"/162571/
6. Критерии достижения результатов обучения по дисциплине. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Порядок проведения промежуточной аттестации по дисциплине


Вид работы

Тема работы


Перечень компетенций, получаемых студентом при выполнении данного вида работы

Реферат

Современные тепловизионные системы и их элементная база

ПК-6, ПК-10, ПК-11

Контр. раб.

Реферат

Критерии качества ОЭТС

Матричные приемники в ОЭТС


ПК-6, ПК-10, ПК-11

ПК-6, ПК-10, ПК-11


При проведении зачета преподаватель выдает студенту 2 вопроса из перечня контрольных тестов и вопросов, каждый из которых соответствует компетенциям, указанным в программе. При достаточно полном ответе оценкой при аттестации является «зачет».

Каждый вопрос или задание заканчивается ссылкой на источник – см. раздел 7 программы (часто с указанием номеров страниц – «с.» или разделов- «р.»), где содержится необходимая для ответа информация. В ряде случаев приводится ссылка «инд.», обозначающая необходимость использования конспекта лекций или приведения индивидуального мнения обучающегося о поставленном вопросе или проблеме.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и зачета по итогам освоения дисциплины
Нарисуйте структурные схемы ОЭТС 1-го, 2-го и 3-го поколений. - [1 - р.1.2]

Перечислите основные критерии качества ОЭТС. - [2-р.13.1, 1-р.4]

Перечислите критерии пространственного разрешения ОЭТС. - [1 - р.4.2.1]

Перечислите критерии энергетического разрешения ОЭТС. - [1-р.4.2.2]

Что такое энергетическая модель ОЭТС ? - [1 - р.5.1]

Какие составляющие потока (яркости) излучения на входе ОЭТС наиболее важны при энергетических расчетах ОЭТС? Одинаковы ли они при работе ОЭТС в спектральных диапазонах 3÷5 и 8÷14 мкм? . - [1- р.5,с.184]

Как ведется расчет ЭШРТ ? - [2 - р.13.1, 1- р.5.4]

В чем различие между ЭШРТ и МРРТ в ОЭТС? Как связаны между собой ЭШРТ и отношение сигнал-шум μ? Как связаны между собой ЭШРТ и МРРТ ? - [1 - р.4.2.3]

Назовите оптические материалы, применяемые в ОЭТС. - [7 - р.3.2, 1 - р.6.2]

Нарисуйте оптическую схему ОЭТС с охлаждаемым приемником. - [7 - р.3.1]

Каковы дифракционные оптические элементы, применяемые в объективах ОЭТС. - [1 - р.6.5]

Чем определяется динамический диапазон принимаемых сигналов (какими звеньями и элементами ОЭТС он определяется и почему)? - [1 - с.184]

Нарисуйте структурные схемы ОЭТС с матричными приемниками.- [1 - р.7.1]

Сравнить (достоинства и недостатки) ФПУ с накоплением сигналов (зарядов) и без накопления. - [1 - с.130]

Что мешает увеличивать частоту кадров в ОЭТС? - [1 - р.р.7.5.6, 10.2.2]

Что затрудняет увеличение формата ОЭТС ? . - [1 - р.р.7.7, 10.2]

От каких звеньев ОЭТС зависит ее энергопотребление? - [инд.]

Каковы специфические виды шумов свойственны МПИ, применяемым в ОЭТС ? - [1 - р.7.3]

Дайте сравнительную характеристику охлаждаемых и неохлаждаемых ФПУ. - [1 - р.7.4, 7.5]

Дайте сравнительную характеристику отдельных типов охлаждаемых ФПУ (КРТ, на барьерах Шоттки, ФКЯ). - [1 - р.7.4.4]

Как выборка сигналов в МПИ влияет на работу ОЭТС? - [ 1 - р.9.2]

Нарисуйте структурную схему электронного тракта ОЭТС с МПИ. - [1 - р.10.1]

Назовите виды испытаний ОЭТС. - [1 - р.12]

Способы определения геометрооптических и энергетических параметров и характеристик ОЭТС. - [1 - р.12]

Каковы специфические виды шумов свойственны МПИ, применяемым в ОЭТС ? - [2-р.5.9, 9-7.3]

Какие параметры ОЭТС зависят от параметров и характеристик наблюдаемых целей и фонов ? Почему ? - [1 - р.р.4.3, 7.7]

Что ограничивает снизу и сверху время накопления сигналов в ФПУ и во всей ОЭТС ? - [1 - р.10.2.1]

Как работают двух- и многодиапазонные ( многоспектральные ) ФПУ ? - [7 - р.р.4.2, 4.3, 1 - р.7.6]

Перечислите основные требования к охлаждающим устройствам ФПУ ОЭТС. - [1 - р.7.8]

Назовите основные типы неохлаждаемых приемников. Что такое микроболометр? - [2 - р.р.5.7, 6.9, 1 - р.7.5]

Какие дополнительные факторы (по сравнению с визуальной оптической системой, например, зрительной трубой) влияют на качество конечного изображения (на выходе системы отображения) ? (во всех звеньях ОЭТС). - [1 - инд.]

Перечислите достоинства и недостатки приборов ночного видения на ЭОПах. - [1 - р.8]

Перечислите достоинства и недостатки пировидиконов. - [1 - р.8.3]

Что такое микросканирование ? - [1 - р.9.3]

Как производится коррекция неоднородности элементов МПИ и ФПУ ? - [1 - р.10.5]

Перечислите основные требования к системам отображения (дисплеям, мониторам) ОЭТС. - [1 - р.11]

Перечислите требования к компьютерным моделям ОЭТС. - [1 - р.13]

Нарисуйте структуру обобщенной компьютерной модели ОЭТС. - [1 - р.13]
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а)основная литература:

1. Якушенков Ю.Г. Теория и расчет оптико-электронных приборов. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2011. – 568 с.

2. Тарасов В.В., Торшина И.П., Якушенков Ю.Г. Инфракрасные системы 3-го поколения. – М.: Логос, 2011. – 240 с.

3. Барский А.Г., Климков Ю.М., Солдатов В.П., Тарасов В.В., Торшина И.П., Фотиев Ю.А., Якушенков Ю.Г. Сборник контрольных вопросов по дисциплинам «Оптические и оптико-электронные приборы и системы», «Источники и приемники оптического излучения», «Лазеры», Проектирование оптико-электронных приборов», «Оптико-электронные следящие системы», «Тепловизионные системы» (уч. пособие для вузов). – М.: МИИГАиК, 2011. – 44 с.

б) дополнительная литература

4. Тарасов В.В., Якушенков Ю.Г. Двух- и многодиапазонные системы с матричными приемниками излучения. – М.: Логос, 2007.- 192 с.

5. Тарасов В.В., Якушенков Ю.Г. Введение в проектирование оптико-электронных приборов: системный подход. – М.: Логос, 2016. – 468 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы – компьютерная модель КОМОС и http://www.knigafund.ru/books/112652, httpHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"://HYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"wwwHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/".HYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"twirpxHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/".HYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"comHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"/HYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"fileHYPERLINK "http://www.twirpx.com/file/162571/"/162571/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий по дисциплине используются аудитории ЦНИИ «Циклон», оснащенные учебным телевидением, и специализированная лаборатория филиала кафедры оптико-электронных приборов при ЦНИИ «Циклон», оснащенная мультимедийными средствами.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 12.04.02 «Оптотехника»
Автор д.т.н. Тарасов В.В., проф., д.т.н. Якушенков Ю.Г.
Рецензент(ы) – НУК РЛ-2 НИУ МГТУ им. Н.Э.Баумана

Зав. кафедрой, проф. Ю.Г.Якушенков
Программа одобрена на заседании методической комиссии и Совета ФОИСТ МИИГАиК от 09.11.2015 г. (протокол № 1)

Председатель Совета и метод. комиссии, проф. И.П.Торшина

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Утверждено: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск