Приложение 1
к конкурсной документации
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
на разработку и внедрение программного обеспечения для мониторинга результатов судебной работы Агентства.
1Общие положения
1.1Программное обеспечение для мониторинга результатов судебной работы Агентства разрабатывается с целью:
обеспечения возможности полного учета информации о судебной работе Агентства, включая исполнительное производство;
организации мониторинга и контроля судебной работы;
подготовки сводной управленческой отчетности.
1.2Деятельность Агентства в рассматриваемой сфере регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
-
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ;
Указание Банка России от 14 июля 2005 года N 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
Положение о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных, (введено Приказом ФСТЭК от 05 февраля 2010 года № 58).
2Сокращения и термины
Таблица . Принятые сокращения
Сокращение
|
Описание
|
Агентство
|
Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»
|
АРМ
|
Автоматизированное рабочее место
|
НСИ
|
Нормативно-справочная информация
|
Система
|
Программное обеспечение для мониторинга результатов судебной работы Агентства
|
СУБД
|
Система управления базами данных
|
ППО
|
Прикладное программное обеспечение
|
Таблица . Принятые термины
Термин
|
Описание
|
Судебное дело (дело)
|
Спор (требование), разрешаемый судом общей юрисдикции (арбитражным судом).
Каждое дело обладает процессуальной обособленностью, разрешается в установленном процессуальными законами порядке, который предполагает возможность его последовательного рассмотрения несколькими судебными инстанциями (судами), включая возвращение в нижестоящую инстанцию для повторного рассмотрения (в том числе неоднократного). Завершается рассмотрение дела вынесением судебного акта.
Термин не является полностью эквивалентным термину «судебное дело», который используется судами для целей учета с присвоением соответствующих номеров учета, в частности, в рамках каждого «судебного дела» о банкротстве в арбитражных судах рассматривается множество процессуально обособленных споров (требований), которые выступают для целей настоящего документа самостоятельными делами.
|
Исполнительное производство
|
Процедура принудительного исполнения судебных актов службой судебных приставов (ССП). Предполагает обращение лица, в пользу которого вынесен судебный акт, в ССП, совершение ССП ряда предусмотренных законом действий и завершение процедуры исполнения (полным, частичным исполнением или без фактического исполнения требований).
|
Аутентификация
|
Проверка принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора, подтверждение подлинности.
|
Авторизация пользователя
|
Процесс определения прав доступа аутентифицированного пользователя к информационным ресурсам и сервисам Системы.
|
Оператор
|
Работник Агентства или внешний сотрудник, имеющий доступ к Системе и осуществляющий ввод, корректировку и контроль информации по введенным судебным делам.
|
Технолог Системы
|
Работник Агентства, имеющий доступ к Системе, который ведет НСИ, выполняет перевод дел между подразделениями, категориями и операторами, определяет новые роли, при необходимости назначает и удаляет роли у пользователей.
|
Администратор Системы
|
Работник Агентства, имеющий доступ к Системе и выполняющий заведение пользователей в Систему, назначение и удаление ролей у пользователей, создание новых ролей, сопровождение функционала Системы.
|
Роль
|
Набор полномочий, которые администратор может предоставлять пользователям и другим ролям.
|
Трехуровневая архитектура (трехзвенная архитектура)
|
В компьютерных технологиях трёхзвенная архитектура предполагает наличие следующих компонентов приложения: клиентское приложение (Web-клиент), подключенное к серверу приложений, который в свою очередь подключен к серверу базы данных.
|
Сервер приложений
|
Программно-аппаратная среда, в рамках которой выполняются компоненты приложения, отвечающие за программный интерфейс, связывающий клиентские компоненты с прикладной логикой базы данных.
|
Сервер базы данных
|
Программно-аппаратная среда, обеспечивающая хранение данных и выполнение компонентов приложения, отвечающих за обработку данных.
|
3Основные задачи Системы
3.1Учет информации о судебных делах с участием Агентства осуществляется по следующим направлениям:
-
дела, связанные с деятельностью Агентства как конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций;
дела, связанные с деятельностью Агентства в сфере страхования вкладов;
дела, связанные с деятельностью Агентства по реструктуризации кредитных организаций;
дела по собственным спорам Агентства.
В рамках направления деятельности выделяются соответствующие категории и подкатегории судебных дел. Перечень категорий дел приведен в Приложении 1. Указанный перечень может быть уточнен в ходе разработки технического задания.
3.2Требуется вести учет финансовых результатов судебной работы.
3.3Необходимо обеспечить статистическую обработку и систематизацию учитываемых данных по различным критериям в соответствии с возложенными на Агентство функциями и имеющимися информационными потребностями, в том числе:
-
формирование определенного набора печатных отчетов, в том числе отчета по официально установленной Банком России форме 0409362;
-
возможность получения информации в различных разрезах (по банкам, категориям дел и пр.).
4Основные характеристики Системы
4.1Наличие единой, централизованной базы данных по судебным делам Агентства.
4.2Обеспечение процессов наполнения и актуализации информации по судебным делам.
4.3Обеспечение целостности и непротиворечивости информации в базе данных.
4.4Открытая архитектура, т.е. возможность настройки и развития функций Системы специалистами Агентства самостоятельно.
4.5Сохранение истории изменений информации в базе данных.
4.6Удобный и интуитивно-понятный WEB-интерфейс.
4.7Обеспечение доступа пользователей к Системе по каналам сети Интранет/Интернет с использованием WEB-браузеров с учетом предоставленных прав доступа.
4.8Обеспечение интерфейсов (сервисов), связывающих Систему с другими информационными системами.
4.9Обеспечение необходимого уровня защиты информации.
5Характеристика пользователей Системы
5.1Пользователями Системы могут являться работники Агентства, работники ликвидируемых кредитных организаций, а также работники привлеченных внешних организаций.
5.2Пользователи могут подключаться к Системе как из сети Агентства, так и удаленно.
5.3По выполняемым функциям пользователи подразделяются на три основные группы:
-
операторы, отвечающие за ввод и корректировку информации по делам, и имеющие возможность формирования запросов и отчетов с целью контроля введенной информации;
-
пользователи, подготавливающие и анализирующие отчеты по категориям дел, к которым они имеют доступ;
-
пользователи, обеспечивающие функционирование Системы – технологи и администратор Системы.
6Функциональные требования к Системе
6.1Система должна обеспечивать ввод, редактирование, удаление, просмотр информации по делам, используя экранные формы, зависящие от категорий дел.
6.2Система должна обеспечивать учет неоднократного прохождения дел по судебным инстанциям (возврат дела для рассмотрения из вышестоящей инстанции в нижестоящую, повторное рассмотрение дела).
6.3В Системе должна быть реализована возможность учета встречных исков (требований) в рамках одного дела. Система должна иметь возможность учитывать несколько требований в рамках одного дела с возможностью последующей обработки данных требований как самостоятельных.
6.4Система должна обеспечивать учет информации по исполнительному производству по делам, имеющим финансовый результат. Перечень категорий дел, имеющих финансовый результат, а также необходимость учета отдельных вариантов поступления денежных средств вне рамок исполнительного производства подлежат уточнению в ходе разработки технического задания. Сведения, подлежащие учету в части исполнительного производства, подлежат уточнению в ходе разработки технического задания.
6.5Система должна обеспечивать возможность задания произвольных критериев при поиске (фильтрации) информации с использованием всех имеющихся в системе атрибутов. Иметь возможность экспорта в файлы формата xls и pdf результатов произвольных запросов и отчетов.
6.6Система должна иметь механизмы контроля корректности вводимых данных, зависящие от категорий дел, как при внесении текущей информации, так и возможность проверки пользователями, наделенными соответствующими правами, внесенных ранее сведений.
6.7Система должна обеспечивать возможность загрузки судебных актов и процессуальных документов в виде файлов (jpg, pdf, doc и иных форматов) и последующего доступа к ним в режиме просмотра.
6.8Система должна позволять объединять судебные дела, имеющие общую направленность, в группы, с возможностью дальнейшего выполнения групповых операций (фильтрация и просмотр, перенос в архив и другие операции).
6.9Система должна иметь функции переноса отдельного дела или группы дел в категорию «архивных», после чего:
-
изменения информации по архивным делам невозможны (возможны после снятия категории «архивный»);
-
операции с данными делами (например, поиск, формирование отчетов) по умолчанию не осуществляются (осуществляются при специальном указании поиска в «архивных» делах).
6.10Система должна иметь функции переноса отдельного дела или группы дел между категориями, отдельными пользователями и т.д.
6.11Система должна иметь программные интерфейсы (сервисы) для интеграции с информационными системами Агентства, а также с внешними системами (база арбитражных судов kad.arbitr.ru). Состав операций, для которых следует обеспечить интерфейсы, и тип интерфейсов подлежат уточнению в ходе разработки технического задания.
6.12Система должна обеспечивать возможность учета и контроля определенных событий по заданным правилам и информирования пользователей о просроченных и наступающих событиях.
6.13Система должна обеспечивать механизм направления уведомлений отдельным пользователям Системы (группам пользователей) о внесенных в Систему сведениях и их изменении, а также механизм фиксации направления и получения такого уведомления.
6.14Система должна обеспечивать режим направления уведомлений по электронной почте работникам Агентства, не являющимся пользователями Системы, о внесенных в Систему сведениях, с возможностью вложений в почтовое сообщение судебных документов с фиксацией факта направления уведомления.
6.15Система должна обеспечивать ведение НСИ (с учетом версионности).
7Дополнительные (нефункциональные) требования к Системе
7.1Обеспечение требуемой производительности и масштабируемости. При одновременной работе 100 конечных пользователей время реакции Системы при поиске (фильтрации) информации не должно превышать 5 сек. Под временем реакции понимается время, прошедшее между нажатием кнопки “Поиск” и получением результата на экран при минимально допустимой скорости передачи информации с удаленного рабочего места 256 Кб/c на одно соединение. Необходимая для этого конфигурация оборудования и программного обеспечения должна быть определена при разработке технического задания.
7.2Обеспечение целостности и непротиворечивости информации в базе данных, в том числе и при сбоях.
7.3Сохранение истории изменений информации в базе данных.
7.4Наличие гибкости и открытой архитектуры, т.е. возможность настройки и развития функций Системы специалистами Агентства самостоятельно, а также наличие собственного или системного инструментария (конструктор форм и отчетов, механизмы задания и корректировки правил контроля, назначения событий и уведомлений пользователей). Обеспечение возможности настроек, связанных с появлением новых категории (и подкатегорий) судебных дел и корректировкой перечня исходной и отчетной информации по существующим категориям:
-
создание новых и корректировка существующих экранных форм ввода данных и правил контроля, привязанных к категориям дел;
-
создание новых и корректировка существующих форм фильтрации, поиска;
-
создание новых и корректировка существующих отчетных форм;
-
добавление и настройка контролируемых событий с заданием правил контроля и информирования пользователей о просроченных и наступающих событиях.
7.5Система должна обеспечивать необходимый уровень защиты информации. При этом Система должна иметь возможность работать с использованием защищенных каналов связи и обеспечивать защиту информации в базе данных механизмами аутентификации и авторизации пользователей и набором ролей, предоставляющих необходимые права. Также необходимо обеспечивать протоколирование действий пользователей, включая действия по формированию и экспорту в файлы результатов произвольных запросов и отчетов.
7.6Система должна иметь удобный, интуитивно-понятный WEB-интерфейс, обеспечивающий динамическое асинхронное обновление контента без перезагрузки всей страницы.
7.7Система должна иметь модуль (АРМ) оператора (WEB-интерфейс оператора, позволяющий выполнять действия по внесению информации, корректировке, поиску и просмотру и имеющий некоторое количество простых отчетов, облегчающих проверку и контроль внесенных данных) и модуль, обеспечивающий выполнение отчетов. Возможно объединение данных модулей. Детальное функционирование каждого модуля и состав модулей будут определены при разработке технического задания.
7.8Система должна иметь модуль (АРМ) администратора и технолога Системы, позволяющий выполнять все функции по управлению Системой (определение новых ролей, назначение ролей пользователям, заведение новых пользователей, удаление пользователей, мониторинг работы пользователей).
Полный перечень администраторских функций должен быть определен при разработке технического задания.
7.9Система должна обеспечивать аутентификацию и авторизацию пользователей.
7.10Система должна обеспечивать создание ролей, определяющих доступ к информации (данным) и приложению (модулям, пунктам меню) и назначение их пользователям.
Основной перечень предопределенных ролей:
-
роль, обеспечивающая право полного доступа только к информации по «собственным» делам;
-
роль, обеспечивающую просмотр информации по делам одного подразделения;
-
роли, обеспечивающие просмотр информации по определенному направлению, категории, группе дел;
-
роли, обеспечивающие права на редактирование определенного направления, категории, группы дел;
-
роли, определяющие права на ведение справочников Системы;
-
роли, предоставляющие права на перенос информации по делам между категориями, подразделениями, ответственными сотрудниками, в том числе перенос дел в «архивную» категорию.
Актуальные права пользователя определяются объединением прав всех ролей (логическим «или»), которые ему делегированы.
Полный набор ролей, обеспечивающих требуемые права доступа, должен быть уточнен при разработке технического задания.
8Требования к сохранности имеющейся информации
8.1Необходимо выполнить полный перенос в Систему информации, накопленной в существующей системе учета судебных дел и исполнительного производства (база данных Access). При необходимости следует выполнить преобразования и уточнения данных. При этом импортированным судебным делам может быть присвоена категория «архивных».
9Порядок выполнения работ
9.1Разработка и внедрение Системы должна быть выполнена поэтапно.
9.2В ходе разработки и внедрения Системы должны быть выделены следующие этапы:
-
этап уточнения требований и разработки проектных решений;
-
этап разработки ППО;
-
этап внедрения (ввода в действие) Системы.
9.3На этапе уточнения требований и разработки проектных решений должна быть выполнена разработка технического задания с описанием постановки задачи, в котором должны быть описаны и детализированы автоматизируемые бизнес-процессы, определена структура данных, интерфейсы с другими информационными системами, виды экранных форм и отчетов, контрольные моменты, события Системы и реакция на них. Совместно со специалистами Агентства должно быть определено содержание справочников Системы (НСИ). По результатам этапа проводится презентация.
9.4На этапе разработки ППО (может быть разделен на несколько подэтапов ) должна быть создана схема данных, разработаны процедуры импорта и произведена тестовая загрузка данных из существующей системы учета судебных дел и исполнительного производства. Разрабатываются формы ввода информации, процедуры контроля, механизмы событий и уведомлений, отчеты для АРМ оператора Системы, разрабатываются дополнительные отчеты с элементами аналитики (возможно с использованием промышленного сервера отчетов), интерфейсы с другими системами. Разрабатываются (или адаптируются) конструкторы форм и отчетов, АРМ администратора и технолога Системы. Этап заканчивается проведением тестирования готовых модулей и доработкой по результатам тестирования.
9.5Этап по внедрению Системы должен включать в себя (в том числе) следующие работы:
-
проведение нагрузочного тестирования Системы;
-
проведение опытной эксплуатации и доработка Системы по результатам опытной эксплуатации;
-
проведение приемочных испытаний;
-
загрузка данных из существующей системы учета судебных дел и исполнительного производства и запуск в промышленную эксплуатацию.
9.6Суммарная длительность этапа внедрения должна быть не менее трех месяцев.
10Требования к документированию
10.1В ходе соответствующих этапов проекта должны быть определены и документированы уточненные и детализированные требования к Системе.
10.2В проектной документации должны быть зафиксированы проектные решения (в т.ч. пользовательские интерфейсы, логическая и физическая модели хранилища данных, процедуры ввода, контроля и обработки данных, события и реакция на них, состав и структура отчетных форм).
10.3Должен быть разработан пакет эксплуатационной документации.
10.4Необходимо сформировать контекстно-ориентированный help, привязанный к интерфейсу Системы и содержащий детальные инструкции, описывающие возможные действия конечных пользователей.
10.5Должны быть разработаны рабочие инструкции для оператора, администратора и технолога Системы.
11Требования к техническому обеспечению
11.1Система должна быть разработана в трехзвенной архитектуре (клиентское приложение – «тонкий клиент», сервер приложений, сервер базы данных), при этом обработка данных и механизмы разграничения прав доступа к данным должны быть реализованы на сервере базы данных.
11.2Система должна гарантированно функционировать на технических средствах и программно-аппаратных платформах, используемых в Агентстве, которые в части центральных серверов являются Unix-ориентированными. В качестве сервера базы данных должна быть использована СУБД Oracle Database Server версии 11.2.
11.3Необходимо обеспечить возможность доступа к системе с использованием web-браузеров: Microsoft Internet Explorer версии 7.0 и выше, Mozilla FireFox 3.6 и выше, Google Chrome 10.0 и выше, Apple Safari 5.0 и выше, работающих как на современных настольных компьютерах и ноутбуках под управлением операционной системы Windows, так и на планшетных компьютерах (IPad). При работе на планшетных компьютерах возможны ограничения по функционалу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СПОРОВ/ДЕЛ (с краткой характеристикой).
1 Споры, связанные с ликвидацией кредитных организаций.
1.1. Дела (споры) о взыскании дебиторской задолженности.
Истец (заявитель) – ликвидируемый банк. Существенным для данной категории дел является их финансовый результат (сумма удовлетворенных исковых требований).
Примечание. Могут быть выделены подкатегории (по виду взыскиваемой задолженности): (а) кредитная задолженность; (б) вексельная задолженность; (в) иная задолженность.
1.2. Дела о банкротстве должников банков
В рамках данных дел могут учитываться заявления о признании должников банкротами (наши заявления), о включении в реестр требований кредиторов должников, иные споры в деле о банкротстве должника.
Примечание. Может быть введен учет финансового результата.
1.3. Оспаривание сомнительных сделок.
Истец (заявитель) – конкурсный управляющий (Агентство). Существенным для данной категории дел является результат (удовлетворен иск или нет).
Должны быть выделены подкатегории (по основаниям оспаривания сделки): (а) сделки, влекущие предпочтительное удовлетворение требований отдельных кредиторов; (б) сделки на нерыночных условиях; (в) сделки, совершаемые с целью причинения вреда должнику или его кредиторам; (г) сделки, не соответствующие корпоративному законодательству; (д) сделки, совершенные со злоупотреблением правом; (е) сделки, не соответствующие иным требованиям гражданского законодательства. При оспаривании сделок может быть выдвинуто несколько оснований недействительности, в ходе оспаривания основание может быть изменено.
Примечание. Может быть введен учет финансового результата оспаривания сделки.
1.4. Возражения кредиторов по результатам рассмотрения их требований
Истец (заявитель) – кредитор. Существенным для данной категории дел является результат (удовлетворено заявление или нет) и размер удовлетворенного (не удовлетворенного) требования.
В рамках возражений кредиторов могут быть выделены группы, представляющие отдельный интерес. Например, возражения кредиторов, связанные с дроблением вкладов.
1.5. Требования о привлечении к имущественной ответственности.
Истец (заявитель) – Агентство или ликвидируемый банк.
Составляют две группы: о привлечении к субсидиарной ответственности и о взыскании убытков. Существенным для данной категории дел является их финансовый результат (сумма удовлетворенного искового требований).
1.6. Жалобы на действия конкурсного управляющего (ликвидатора).
Истец (заявитель) – кредитор, член комитета кредиторов, заинтересованное лицо.
1.7. Трудовые споры.
Истец (заявитель) – работник (бывший) банка. Ответчик – ликвидируемый банк и/или Агентство. Данные споры могут содержать как исключительно имущественные требования (взыскание заработной платы), так и неимущественные (восстановление на работе).
1.8. Дела о банкротстве кредитных организаций.
В рамках данных дел необходимо учитывать даты судебных заседаний по рассмотрению заявлений о признании банков банкротами (о принудительной ликвидации), заявлений о продлении срока конкурсного производства (ликвидации) и заявлений о завершении процедуры ликвидации.
1.9. Иные дела.
Учитываются только как имевшийся судебный спор
2 Споры, связанные с деятельностью по страхованию вкладов.
2.1. Дела, связанные с дроблением вкладов.
Истец – гражданин. Ответчик – Агентство, банк, временная администрация. Исковые требования – о взыскании страхового возмещения (требования могут иметь разную конфигурацию, общей направленностью всегда является намерение истца в конечном итоге получить страховые выплаты от Агентства). Существенным для данной категории дел является их финансовый результат (сумма удовлетворенного искового требований или требования, в удовлетворении которого отказано).
По данной категории дел могут быть выделены различные разновидности: (а) дробление путем совершения безналичных операций; (б) дробление путем совершения приходно-расходных кассовых операций; (в) иные злоупотребления.
2.2 Дела о взыскании излишне уплаченного возмещения по вкладам.
Истец (заявитель) – Агентство. По содержанию аналогичны делам о взыскании дебиторской задолженности. Существенным для данной категории дел является их финансовый результат (сумма удовлетворенных исковых требований).
2.3 Иные дела.
Учитываются как имевшийся судебный спор.
3 Споры, связанные с реструктуризацией кредитных организаций.
3.1. Дела о взыскании дебиторской задолженности, приобретенной Агентством в ходе реструктуризации кредитных организаций (аналогично п. 1.1).
Истец (заявитель) – Агентство. Существенным для данной категории дел является их финансовый результат (сумма удовлетворенных исковых требований). Подлежит также учету источник, откуда в Агентство поступил соответствующий актив.
3.2. Дела о банкротстве должников, права требования к которым перешли к Агентству в ходе реструктуризации кредитных организаций (аналогично п. 1.2).
В рамках данных дел могут учитываться заявления о признании должников банкротами (наши заявления), о включении в реестр требований кредиторов должников, иные споры в деле о банкротстве должника.
3.3. Оспаривание сомнительных сделок (в случае внесения изменений в закон) (аналогично п. 1.3)
Истец (заявитель) – Агентство.
3.4. Требования о привлечении к имущественной ответственности (в случае внесения изменений в закон) (аналогично п. 1.5)
3.5. Дела, связанные с оспариванием соглашений о передачи прав и обязательств
Истец (заявитель) – заинтересованное лицо. Ответчик – Агентство. Учитывается только результат (количество удовлетворенных/не удовлетворенных заявлений).
3.6. Иные дела.
Учитываются только как имевшийся судебный спор.
4. Собственные споры Агентства.
Без выделения подкатегорий.
|