ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Декан АТ факультета
______Ю. В. Рождественский
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
практики
к ООП от 02.07.2014 № 07-101/02-219в
Практика научно-исследовательская
для направления 190600.68 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Магистерская программа: Техническая эксплуатация автомобилей
форма обучения очная
кафедра-разработчик «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей»
ФГОС ВПО по направлению подготовки 190600.68 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов утвержден приказом Минобрнауки от 15 февраля 2010 г № 125.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей» (протокол № 1 от 03.09.2011)
-
Зав. кафедрой разработчика
Ученый секретарь кафедры
Разработчик программы
|
проф., д.т.н. Ю.В. Рождественский
доц., к.т.н. И.Г.Леванов
доц., к.т.н. Е.А. Задорожная
|
Челябинск 2014
1. Цель практики
Целью научно-исследовательской практики является овладение магистрантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в этой области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы. Проведение магистрантом научного исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.
|
Задачи практики
В процессе прохождения научно-исследовательской практики магистр должен получить первичные навыки решения следующих профессиональных задач:
разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;
разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;
организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;
разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов.
|
Краткое содержание практики
Во время научно-исследовательской практики студент должен изучить:
патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
методы исследования и проведения экспериментальных работ;
правила эксплуатации исследовательского оборудования;
методы анализа и обработки экспериментальных данных;
физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;
информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
требования к оформлению научно-технической документации;
Студент должен выполнить:
анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;
теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент;
анализ достоверности полученных результатов;
сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами;
анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки.
|
2. Место практики в структуре ООП
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ
|
Перечень последующих дисциплин,
видов работ
|
Научно-исследовательский семинар по технической эксплуатации автомобилей
Диагностирование систем управления автомобиля и двигателя
Суперкомпьютерное моделирование технических устройств и процессов
Основы научных исследований
Нанотехнологии и наноматериалы
|
Современные проблемы и направления развития технологий применения автомобилей
Методы приборной диагностики эксплуатационных свойств автомобилей
Современные методы оценки эксплуатационных свойств смазочных материалов
Триботехника
|
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для прохождения данной практики и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Выпускающая кафедра «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей», на которой реализуется магистерская программа, определяет специальные требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы. К числу специальных требований относится:
владение современной проблематикой данной отрасли знания;
наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом;
умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией);
умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета
|
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
1) общекультурные (ОК):
способен совершенствовать и развивать свои интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного: профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-5);
способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-7);
способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-8).
2) профессиональные (ПК):
знание и готовность к использованию инновационных идей (ПК-4);
знание основных понятий в области интеллектуальной собственности, прав авторов, предприятия-работодателя, патентообладателя, основных положений патентного законодательства и авторского права Российской Федерации (ПК-5);
знание состояния и направлений использования достижений науки и практики в профессиональной деятельности (ПК-11);
знание методик эффективной организации работы предприятий транспортного комплекса (ПК-12);
знание специальной литературы и других информационных данных (в том числе на иностранном языке) для решения профессиональных задач (ПК-14);
знание методов инженерных и теоретических расчетов, связанных с проектированием инфраструктуры транспорта (ПК-21);
знание методов теоретического и экспериментального исследования с использованием современных методов планирования эксперимента, средств вычислительной техники (ПК-22);
способен использовать программно-целевое методы анализа технических, технологических, организационных, экономических и социальных вопросов (ПК-24);
способен использовать передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт (ПК-25);
способен использовать основы транспортного законодательства и нормативную базу отрасли (ПК-26);
способен использовать методы обеспечения конструктивной, экологической и дорожной безопасности (ПК-29);
способен использовать передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт (ПК-31);
способен к выполнению анализа состояния, технологии и уровня организации производства (ПК-32).
|
В результате прохождения практики студент должен:
а) знать:
Вопросы организации научно-исследовательских работ;
Методологические основы научного познания и творчества;
Теоретические и эмпирические методы исследований;
Элементы теории и методологии научно-технического творчества
Основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам транспортных средств;
Современные методы научного и практического анализа в сфере транспортных средств;
Современные программные продукты, необходимые для решения задач транспортных средств;
|
б) уметь:
Использовать передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт;
Ставить и решать теоретические и практические задачи исследования;
Пользоваться методологией экспериментальных исследований;
Применять математический инструментарий для решения содержательных задач транспортных средств;
Использовать современное программное обеспечение для решения задач транспортных средств;
Формировать прогнозы развития конкретных процессов от практического внедрения научной разработки.
|
в) владеть:
Навыками проведения теоретических и экспериментальных исследований;
Методами и приемами обработки экспериментальных данных;
Способностью самостоятельно выполнять исследовательскую работу с применением современного оборудования;
Способностью обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;
Пользоваться различными методиками проведения научных исследований;
Способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретацией;
Способностью делать обоснованные заключения по результатам проводимых исследований, в том числе в виде научных докладов и публикаций;
Навыками реферирования и рецензировать научные публикации;
Навыками формулирования и решения задач, возникающих в ходе написания научной статьи или аналитического обзора;
Способностью анализировать и систематизировать собранный материал;
Способностью применять методы исторического познания и современные образовательные технологии;
Навыками самостоятельной исследовательской работы;
Методами анализа и самоанализа, способствующими развитию личности научного работника;
Способностью вести научные дискуссии не нарушая законов логики и правил аргументирования;
Способностью формулировать научную проблематику в сфере транспортных средств.
|
4. Формы проведения практики
Научно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится.
Тема исследовательского проекта может быть определена как самостоятельная часть научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках научного направления выпускающей кафедры системного анализа и управления.
Содержание практики определяется руководителями программ подготовки магистров на основе ФГОС ВПО и отражается в индивидуальном задании на научно-исследовательскую практику.
Работа магистрантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме (патентные материалы, научные отчеты, техническую документацию и др.); составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования. Магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем и преподавателями.
За время практики студент должен сформулировать в окончательном виде тему магистерской диссертации по профилю своего направления подготовки из числа актуальных научных проблем, разрабатываемых в подразделении, и согласовать ее с руководителем программы подготовки магистров.
Важной составляющей содержания научно-исследовательской практики являются сбор и обработка фактического материала и статистических данных, анализ соответствующих теме характеристик организации, где студент магистратуры проходит практику и собирается внедрять или апробировать полученные в магистерской диссертации результаты.
|
5. Место и время проведения практики
Научно-исследовательская практика проводится на 2 курсе в четвертом семестре магистерской программы. Ее продолжительность составляет 12 недель в соответствии с учебным планом магистерской подготовки.
Общее руководство и контроль над прохождением практики магистрантов конкретного направления подготовки возлагается на руководителя научно-исследовательской практики. Перед началом практики руководитель практики проводит организационное собрание студентов, направляемых на практику, и информирует о ее целях и задачах.
Непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики студента осуществляется его научным руководителем или руководителем практики, совместно с которым на первой неделе практики магистрант выбирает тему будущей научной статьи или аналитического обзора и составляет индивидуальный план работы.
Магистрант при прохождении практики получает от непосредственного руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается о промежуточных результатах исследования (в рамках научно-исследовательского семинара).
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
График работы магистрантов составляется в соответствии с расписанием учебных дисциплин по согласованию с профессорско-преподавательским составом кафедр, обеспечивающих учебный процесс магистерской подготовки.
|
6. Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет 7,5 зачетных единиц, 270 часов.
№ раздела (этапа)
|
Наименование разделов (этапов) практики
|
Кол-во часов
|
Форма
текущего
контроля
|
1
|
Исследование теоретических проблем в рамках программы магистерской подготовки.
|
90
|
Проверка дневника
|
2
|
Исследование практики деятельности предприятий и организаций в соответствии с темой магистерской диссертации
|
90
|
Проверка дневника
|
3
|
Заключительный этап
|
90
|
Дифференцированный зачёт
|
6.1. Содержание практики
№ раздела (этапа)
|
Наименование или краткое содержание
вида работ на практике
|
Кол-во часов
|
1
|
выбор и обоснование темы исследования;
составление рабочего плана и графика выполнения исследования;
проведение исследования (постановка целей и конкретных задач, формулировка рабочей гипотезы, обобщение и критический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования);
составление библиографии по теме научно-исследовательской работы.
|
90
|
2
|
описание объекта и предмета исследования;
сбор и анализ информации о предмете исследования;
изучение отдельных аспектов рассматриваемой проблемы;
анализ процесса управления с позиций эффективности производства;
статистическая и математическая обработка информации;
информационное обеспечение управление предприятием;
анализ научной литературы с использованием различных методик доступа к информации: посещение библиотек, работа в Интернет.
оформление результатов проведенного исследования и их согласование с научным руководителем магистерской диссертации.
|
90
|
3
|
Ожидаемые результаты от научно-исследовательской практики следующие:
знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов.
По итогам практики студент предоставляет на кафедру:
список библиографии по теме магистерской диссертации;
письменный отчет в виде первой главы магистерской диссертации (или реферат по теоретической части);
текст подготовленной статьи (доклада) по теме диссертации.
|
90
|
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
В ходе научно-исследовательской практики обучающиеся используют весь комплекс научно-исследовательских методов и технологий для выполнения различных видов работ. Для подготовки и осуществления научного исследования обучающиеся используют общенаучные и специальные методы научных исследований, современные методики и инновационные технологии подготовки и проведения теоретических и экспериментальных исследований.
В процессе организации научно-исследовательской практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
Мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.
Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов научно-исследовательской практики и подготовки отчета.
Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.
Для подготовки и осуществления научного исследования используется современное оборудование кафедры и АТ-факультета, а также широкий перечень программных продуктов: AVL, Adobe Photoshop, CorelDRAW, КОМПАС, Power Point, а также Пакеты прикладных программ, разработанных на кафедре «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей» и другое специальное программное обеспечение.
|
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Печатная учебно-методическая документация
а) основная литература:
-
Прокопьев, В.Н. Прикладная теория и методы расчёта гидродинамических сложнонагруженных опор скольжения: дис. … д-ра.техн.наук / В.Н. Прокопьев. – Челябинск, ЧПИ. – 1985. – 455 с.
-
Рождественский, Ю.В. Связные задачи динамики и смазки сложнонагруженных опор скольжения: дисс….докт.техн.наук / Ю. В. Рождественский. – Челябинск, 1999. – 347 с.
-
Гаврилов, К.В. Применение алгоритма сохранения массы при расчете гидромеханических характеристик и оптимизации конструктивных параметров сложнонагруженных подшипников скольжения. – Дисс… канд. тех. наук. – Челябинск, 2006. – 157 с.
-
Задорожная, Е.А. Совершенствование и расширение области применения метода расчета динамики и гидромеханических характеристик опор скольжения с плавающими втулками: дис…. канд. техн. наук / Е.А. Задорожная – Челябинск, 2002. – 171 с.
-
Воскресенский, В. А. Расчёт и проектирование опор скольжения (жидкостная смазка): Справочник / В. А. Воскресенский, В.И. Дьяков. – М.: Машиностроение, 1980. – 224 с.
Прокопьев, В.Н. К расчету характеристик смазочного слоя динамически нагруженного подшипника при неизотермичности теплового режима/ В.Н. Прокопьев, В.Г. Караваев // Техническая эксплуатация, надежность и совершенство-вание автомобилей: Науч. тр./ Челяб. политех. ин-т. – 1978. – № 212. – С. 35–43.
|
б) дополнительная литература:
Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3-х книгах. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учебник для вузов / В.Н. Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров и др.; под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. – 3-е изд. перераб.– М.: Высш. шк., 2007. – 400 с.
Колчин, А.И. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов / А.И. Колчин, В.П. Демидов. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 496 с.
-
Вырубов, Д.Н. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчёт на прочность поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности «ДВС» / Д.Н. Вырубов, С.И. Ефимов, Н.А. Иващенко и др.; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. 4-е изд., перераб. и. доп. – М.: Машиностроение, 1984 – 384 с.
-
Типей, Н.Н Подшипники скольжения. Расчёт, проектирование, смазка / Н. Типей, В.Н. Константинеску, А. Ника, О. Бицэ. – Бухарест, 1964.– 457 с.
-
ГОСТ ИСО 7902-1-2001. Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Метод расчёта. Часть 1. – Введ. 01.07.2002. – Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002. – 32 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
-
Каплан, С.З. Вязкостные присадки и загущенные масла / С.З. Каплан, И.Ф. Радзевенчук. – Л.: Химия ,1982. – 136 с.
-
Семенидо, Е.Г. О некоторых особенностях поведения в трущейся паре смазочных масел с полимерными добавками / Е.Г. Семенидо, Н.В. Щёголев, Л.Я. Семечкин и др. // Теория смазочного действия и новые материалы: Сборник трудов Всесоюзного совещания «Теория трения, смазочное действие и новые смазочные материалы. – М.: Наука. – 1965. – С.140–143.
-
Леванов, И.Г. Экспериментальные исследования реологических свойств всесезонных моторных масел / И.Г. Леванов, Е.А. Задорожная // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». – 2011. – Выпуск 17, № 11 (228). – С. 70–76.
Электронная учебно-методическая документация
Вид учебно-методической документации
|
Наименование
разработки
|
Ссылка на информационный ресурс
|
Наименование ресурса в электронной форме
|
Доступность
(сеть Интернет / локальная сеть; авторизованный / свободный доступ)
|
Законы, приказы, постановления, рабочие материалы
|
Министерство транспортаРФ
|
mintrans.ru
|
Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта РФ
|
Свободный доступ
|
Нормативные документы
|
Нормативно технические документы
|
http://www.complexdoc.ru/norms/
|
Нормативные документы. ГОСТы
|
Свободный доступ
|
Инструкции
|
Ремонт, обслуживание, эксплуатация автомобилей
|
http://www.autoprospect.ru/
|
Полные технические характеристики, диагностика, элеткросхемы
|
Свободный доступ
|
9. Материально-техническое обеспечение практики
Место прохождения практики
|
Адрес места прохождения
|
Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, предустановленное программное обеспечение, обеспечивающие прохождение практики
|
Научная библиотека ЮУрГУ
|
Ленина,87.
401,402,403,302, 303, 205/3-д
|
Реализация основных образовательных программ подготовки магистров обеспечивает доступ каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 1 экземпляра на 1 студента.
Каждому студенту обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными ВУЗами, предприятиями, организациями.
Читальные залы справочно-информационных изданий со свободным доступом к фонду, нормативной документации, технической, естественно научной. Иностранной, гуманитарной литературы. Зал новых поступлений со свободным доступом к информационным ресурсам библиотеки \Пр. Ленина,87, 202/3-д Читальный зал периодических изданий. Пр. Ленина,87, 202-а/З-д Интернет-зал, зал электронных ресурсов.
|
ЮУрГУ
|
Ул. Коммуны 143.
Лабораторный корпус АТ, ауд. 101, 207
|
Профилограф-профилометр АБРИС-ПМ7 с комплектом компьютерного оборудования;
Машина трения четырехшариковая ЧМТ-1;
Ротационный вискозиметр с компьютерным управлением Reotest RN 4.1;
Машина для испытания материалов на трение 2168 УМТ;
Машина для испытания на трение и износИИ 5116-01;
Спектрометр Spectroil M/C W с дополнительными аксессуарами и расходными материалами;
Аналитический феррограф T2FM. Дополнительные аксессуары и расходные материалы. Микроскоп и видеосистема;
Аппарат TBS-2100 для определения вязкости смазочных масел при высоких скоростях сдвига;
Анализатор загрязненности жидкостей гранулометрический ГРАН-152.
Компьютерный класс на 12 посадочных мест.
|
10. Перечень тем индивидуальных работ
Разработка системы предпускового разогрева смазочного масла и охлаждающей жидкости двигателей автомобилей семейства Lada Samara.
Разработка конструкции теплового аккумулятора фазового перехода для системы предпускового подогрева двигателя легкового автомобиля.
Разработка пневматической подвески для автомобилей Lada.
Исследование противоизносных свойств пластичных смазок для шарниров равных угловых скоростей автомобилей.
Исследование работоспособности подшипников коленчатого вала высокофорсированных двигателей с помощью программного комплекса AVL.
Моделирование динамики сложнонагруженных трибосопряжений двигателей типа ЧН 13/15 с учетом свойств смазочного материала.
Исследование теплонапряженности подшипников скольжения коленчатого вала форсированного двигателя.
Исследование интенсивности изнашивания и ресурса трибосопряжений теплового двигателя.
Исследование работоспособности и износостойкости трибосопряжения поршневой палец – верхняя головка шатуна.
Оценка теплового состояния сложнонагруженных подшипников скольжения коленчатого вала.
Определение работоспособности узлов трения ДВС по состоянию моторного масла
Расчет долговечности подшипников скольжения коленчатого вала двигателя.
Исследование работоспособности подшипников коленчатого вала теплового двигателя, работающего на неустановившихся режимах.
Проект пункта периодических технических осмотров в г. Коркино, Челябинская область
Разработка конструкции тормозного стенда для проверки эффективности тормозной системы легковых автомобилей
Разработка тестирующей программы по дисциплине «Конструкции и эксплуатационные свойства ТиТТМО»
Разработка информационной системы для отслеживания ресурсов агрегатов автомобиля КамАЗ.
Расчет крутильных колебаний системы валов дизель-генераторной установки
Методика расчета нагрузок на коренные подшипники с использованием метода конечного элемента
Совершенствование реологической модели смазочного слоя в граничном режиме трения
Исследование возможности диагностирования состояния моторного масла по параметру диэлектрической проницаемости
Учет жесткостно-демпфирующих характеристик продольных рычагов в расчете элементов подвески автомобиля
Разработка стенда для обкатки гидромеханических передач автомобилей
БелАЗ
Проект станции технического самообслуживания автомобилей.
Разработка электромагнитного клапана индуктивного амортизатора.
|