УСТРОЙСТВО ТОКАРНО - ВИНТОРЕЗНОГО СТАНКА
Цель. Ознакомить учащихся с устройством токарно-винторезного станка,
а также с видами и назначением токарных резцов.
Объект работы. Токарно-винторезный станок.
Оснащение занятия. Плакаты с устройством токарно-винторезного станка и его кинематическая схема; различные типы токарных резцов.
Общие методические рекомендации
Изучение данной учебной темы имеет особенности: насыщенность теоретическими сведениями; невозможность организации одновременной работы всех учащихся (в мастерских обычно имеется не более 2-3 токарно- винторезных станков и один фрезерный станок); фронтальное изучение некоторых сведении, не связанных напрямую с токарно-винторезным станком. В то время как одни учащиеся работают на станках, другие прорабатывают следующие темы учебной программы. Таким образом учитель вынужден руководить одновременно работой нескольких бригад, занятых разными видами труда, причем труда (если иметь в виду станки), требующего повышенного внимания из-за опасности травмирования.
Графические сведения, сведения о классификации сталей, сущности термообработки и др., не связанные напрямую с работой на токарно- винторезном и фрезерном станках, могут изучаться как в начале, так и в конце темы. Технические же сведения об устройстве станков и приемах работы на них, об элементах режима резания, конструкций инструментов учащиеся должны получить до начала работы на станках, изучать их фронтально невозможно.
Работа учащихся на станках, включая изучение их устройства, должна быть организована как самостоятельная, учитель же должен только направлять ее. Именно поэтому при изучении рассматриваемой темы широкое применение находят различные виды инструкций, рассчитанные на одного или нескольких учащихся.
Работая по инструкциям, учащиеся приближаются к производственным условиям, приучаются к самостоятельности. Конечно, инструкции должны быть составлены дидактически обоснованно с учетом принципа доступности, с использованием элементов проблемности.
Начиная занятие с несколькими бригадами, выполняющими различные задания, учитель проводит как бы производственную пятиминутку, на которой объявляет задание каждой бригаде, и учащиеся оказываются в курсе всех производственных забот своего коллектива, что имеет значение для трудового воспитания.
Для организационных вопросов и уборки рабочих мест при изучении данной темы характерно, что здесь к учащимся предъявляются повышенные требования, так как речь идет об эксплуатации достаточно дорогостоящего
металлорежущего оборудования. От уровня организации работы и ухода за оборудованием зависит срок его службы
Ход занятия
Вводный инструктаж. На данном занятии можно дать учащимся графические знания, предусмотренные программой. Что такое «вид», учащиеся узнают еще в V классе. Тогда же они сталкиваются с необходимостью выбора видов. Поэтому в данном случае речь идет о расширении представлений школьников. В программе по трудовому обучению на первом месте стой «разрез», а в программе по черчению — «сечение». С этим нельзя не считаться, так как опыт учителей черчения показывает, что процесс построения сечения более простой, чем процесс построения разреза. При выполнении разрезов главным является превраще- ше изображений, а при выполнении сечений — их дополнение. Изучение сечения требует значительного запаса представлений понятий из области техники в сочетании с геометрическим их трактованием. Знания о проекционной основе черчения не имеют здесь такого значения, как при изучении разрезов.
Анализ работы учителей показывает, что при изучении сечений разрезов допускаются два рода ошибок: 1) учащихся не готовят к выполнению сечений и разрезов, а сразу требуют выполнять эту работу; 2) непосредственное выполнение сечений и разрезов занимает лишь около 15% учебного времени, остальное идет на пер1черчивание и построение видов. Однако основное внимание следует уделять чтению чертежей. Выполняются следующие упражнения: сравнение сечений и разрезов; чтение чертежей с фронтальными сечениями и разрезами, с фронтальными и вертикальными сечениями и разрезами; дочерчивание сечений и разрезов. (Для упражнений могут использоваться обрабатываемые учащимися детали.)
На данном занятии планируется изучение с помощью инструкций устройства и принципа действия токарного станка и геометрии токарного резца. Устройство станка изучается через его кинематику, поэтому важное значение приобретает чтение кинематической схемы. Несмотря на то что учащиеся уже знакомились с кинематическими схемами, например ручной дрели, при изучении схемы станка они нуждаются в помощи учителя, так как эта схема значительно сложнее.
При объяснении кинематической схемы станка важно подчеркнуть, что умение читать кинематические схемы помогает разобраться в устройстве любой машины. На кинематических схемах хорошо видно то общее, что связывает все машины независимо от их конструкции и назначения. Это типовые детали, их соединения механизмы. Опыт показывает, что обучать чтению кинематических схем целесообразно в такой последовательности: выяснить название, назначение и применение машины; объяснить принцип работы; прочитать спецификацию и определить положение деталей машины, способы и последовательность передачи движения.
Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют ее по учебному пособию или инструкциям. (Для данного занятия должно быть предусмотрено не менее двух инструкций: по устройству и принципу действия станка, по токарным резцам.)
Поскольку время на изучение станка ограничено, то нереально ставить цель ознакомить учащихся с устройством всех его частей. Учащиеся должны получить представление о принципе действия станка, назначении основных частей и осознать, что токарный станок является типичной технологической машиной.
Принцип действия токарного станка раскрывается через его рабочие движения. Поэтому начинать можно с движений рабочих органов (шпинделя и суппорта) и того, что происходит с заготовкой во время работы. Тогда назначение и устройство основных частей может рассматриваться с точки зрения их участия в обеспечении основных и вспомогательных движений. Детальное ознакомление с устройством станка можно ограничить какой- нибудь одной частью. Обычно это коробка скоростей со шпинделем.
Устройство одного станка изучается обычно одновременно не менее чем двумя учащимися. Поэтому в инструкции могут быть вопросы для их диалога (в том числе вопросы проблемного характера): один спрашивает, а другой отвечает. В конце инструкции могут содержаться ответы на сложные вопросы, чтобы учащиеся могли себя проверить. Исходя из задач политехнического образования при изучении токарного станка по металлу следует опираться на их знания о сверлильном станке и токарном станке по дереву. Это облегчит понимание того, что токарный станок по обработке металлов является типичной технологической машиной.
Чтобы активизировать деятельность учащихся, перед ними ставятся задания, направленные на выявление определенных данных, характеризующих возможности станка. Так, можно предложить им определить наибольшие возможные диаметр и длину обрабатываемой заготовки, наибольшее возможное перемещение поперечного суппорта, пиноли задней бабки и др.
Для изучения устройства станка учащиеся должны располагать, кроме инструкции, иллюстративными материалами: таблицами, чертежами, схемами.
Программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми токарными резцами (проходным, подрезным, отрезным) и основными углами резца. Поскольку углы резца ограничиваются его элементами, то речь должна идти и о них.
Изучение геометрии резца должно проходить по упрощенной методике: например, рассматривать устройство резца в сопоставлении с устройством зубила. Режущая часть обоих инструментов представляет собой клин, но у резца форма клина более сложная, что обусловлено
особенностями его работы. Например, наличие двух задних поверхностей уменьшает трение между заготовкой и инструментом.
Знакомясь с проходными, подрезными и отрезными резцами, учащиеся должны осознать, что это лишь небольшая часть распространенной группы инструментов, конструктивное разнообразие которых объясняется различными условиями работы. Можно показать учащимся расточной резец и предложить решить самостоятельно, для чего он предназначен.
|