Министерство образования РМ
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей «Рузаевский детский
дом-школа №1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Рузаевский детский дом-школа № 1»
« » __________________ 2010 г.
ПРОГРАММА
Профессиональной подготовки
учащихся IX-XI классов
ПРОФЕССИЯ - ТОКАРЬ
(II- разряд)
2010
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ
IХ— ХI КЛАССОВ.
ПРОФЕССИЯ — ТОКАРЬ (II разряд)
Пояснительная записка
Целью начального профессионального обучения является подготовка самостоятельного, активного и профессионально грамотного рабочего машиностроительного производства в процессе формирования умений, знаний и навыков по профессии токарь на широкой политехнической основе. Опираясь на опыт и трудовую подготовку предшествующих этапов трудового обучения в V—VII, VIII классах, учащиеся осваивают свою первую профессию, начинают профессиональную деятельность, к которой у них проявились устойчивый интерес и способности. В этот период целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников, направленная не только на формирование профессиональных знаний и умений, но и на освоение норм и ценностей конкретного трудового коллектива, особенностей и возможностей адаптации
в нем
Содержание программы начального профессионального обучения профессии токарь по образовательной области «Технология» в IX—XI классах школ разработано на основе системного анализа машиностроительного производства и трудовых функций рабочих-станочников во взаимосвязи с программами профильного обучения в VIII классе и изучением основ наук в школе.
Программа определяет содержание теоретического и практического обучения, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся IX—XI классов.
В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся с назначением, классификацией металлорежущих станков, получают общее представление по основам резания металлов, о технологическом процессе токарной обработки материалов, основных свойствах и области применения машиностроительных материалов, о правилах чтения конструкторской и технологической документации, об основах стандартизации и метрологии, о методах проектирования, поиска новых технических решений, преодоления технических противоречий и др.
По разделу программы «Теоретическое обучение» следует обратить внимание на изучение основных узлов и механизмов станка, способов его наладки; техническое обслуживание металлорежущих станков; изучение основ технологии изготовления деталей и основные технологические операции; знание наиболее широко применяемых в машиностроении материалов; порядок организации рабочего места; методы рационализаторской работы; закономерности развития техники и пути реализации достижений научно-технического прогресса; повышение уровня научно-технических знаний при изучении современной техники и доступных высоких производственных и информационных технологий.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков выполнения основных токарных операций, приемов применения режущих инструментов и приспособлений, использования контрольно-измерительных средств, рационального выбора технологической оснастки и дальнейшее их закрепление в процессе практических работ и производительного труда.
На учебных занятиях и в ходе производительного труда особое внимание следует обращать на соблюдение правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и гигиены труда.
С целью повышения эффективности воспитания у старшеклассников интереса к профессиональной деятельности рекомендуется привлекать их к выполнению расчетно-графических задач и заданий производственного характера с использованием технической и справочной литературы, к разработке технических проектов и участию в творческих работах.
Для ознакомления учащихся со структурой промышленного предприятия, с основными этапами производственного процесса, с работой станков и оборудования, с возможностями их рационализаторской и изобретательской деятельности, с условиями труда и отдыха рабочих в программу включены экскурсии на предприятие машиностроительной отрасли г.Рузаевки и Республики Мордовия ОАО«Рузхиммаш»,ОАО«Висмут», ОАО«Саранский
вагоноремонтный завод».
В конце каждого учебного года (IX—X классы) предусматривается проведение ежегодной летней производственно-трудовой практики учащихся (по решению совета школы) на той базе, которая может быть обеспечена школой и ее производственным окружением. На практику отводится 60 часов, и проводится она ежедневно в течение двух недель (пять дней в неделю по 6 часов).
В процессе начального профессионального обучения необходимо широко использовать бригадные и коллективные формы организации труда, ученическое самоуправление, конкурсы профессионального мастерства, моральное и материальное поощрение.За выполнение заказов по изготовлению продукции для машиностроительных предприятий города и Республики учащимся предусмотрена оплата труда.
Профессиональная подготовка завершается сдачей обучающимися
Квалификационного экзамена по профессии. Лицам, полностью освоив-
шим учебные программы и успешно сдавшим квалификационный экза-
мен, по решению аттестационной комиссии выдаётся свидетельство
государственного образца об уровне квалификации по профессии.
Указанный документ даёт выпускнику общеобразовательного учреждения возможность трудоустроиться по полученной профессии, а
также продолжить обучение по соответствующему профилю в учреждении профессионального образования или повысить свою профессиональную квалификацию в условиях производства.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1
Токарь 2-го разряда должен знать:
- устройство и принцип работы однотипных токарных станков;
- наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных приспособлений;
- устройство и принцип работы простых и средней сложности контрольно-измерительных инструментов;
- назначение и правила применения нормального и специального режущего инструмента;
- углы, правила заточки и установки резцов и сверл на станке;
- основные сведения о допусках и посадках, квалитетах и параметрах шероховатости (классах точности и чистоты обработки);
-назначение и свойства смазывающе-охлаждающих жидкостей;
способы экономного расходования и использования материалов, инструментов, приспособлений и электроэнергии;
- причины возникновения брака и неточностей при обработке на станках, меры их предупреждения и устранения;
- правила чтения чертежей, эскизов и технологических карт;
-назначение технологического процесса, способы выполнения основных токарных операций;
- основные требования к организации рабочего места;
-правила безопасности, внутреннего распорядка, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности;
- основы экономики труда и производства.
Токарь 2-го разряда должен уметь:
- выполнять токарную обработку деталей по 12—14-му квалитетам на универсальных токарных станках с применением нормального режущего инструмента и универсальных приспособлений;
- выполнять токарную обработку деталей по 8—11-му квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки простых и средней сложности деталей или выполнения отдельных операций;
- нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиками и плашками;
- управлять токарно-центровыми станками с высотой центров до 800 мм и наблюдать за их работой под руководством токаря более высокой квалификации;
- затачивать токарные резцы и сверла;
- определять технологическую последовательность обработки и режимы резания по карте технологического процесса;
- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
- предупреждать и устранять неполадки в работе станка и приспособлений;
- определять основные причины дефектов и неточностей обработки, предупреждать и устранять их;
- экономно расходовать материалы, инструменты и электроэнергию;
- читать и пользоваться несложными чертежами, эскизами, картами технологического процесса;
- применять наиболее эффективные методы обработки;
- соблюдать правила безопасности труда и внутреннего распорядка, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Профессия — токарь (II разряд)
Разделы и темы
|
Количество часов
|
IX КЛАСС
|
Теоретическое обучение
|
52
|
Введение
|
2
|
Основные сведения о токарной обработке
|
17
|
Токарные операции и работы
|
18
|
Машиностроительные материалы
|
12
|
Основы экономики и предпринимательства
|
3
|
Практическое обучение
|
52
|
Рабочее место токаря. Безопасность и гигиена труда, электро- и пожарная безопасность на рабочем месте
|
2
|
Экскурсии на машиностроительные предприятия
|
10
|
Освоение приемов работы на токарном станке
|
10
|
Точение деталей на токарном станке
|
30
|
Производственно-трудовая практика
|
60
|
Итого
|
164
|
X КЛАСС
|
Теоретическое обучение
|
51
|
Технология токарной обработки металлов
|
11
|
Токарные операции и работы
|
22
|
Станки токарной группы
|
6
|
Электрооборудование токарных станков
|
2
|
Допуски и технические измерения
|
8
|
Стандартизация и контроль качества продукции
|
2
|
Практическое обучение
|
52
|
Организация работы и рабочего места токаря
|
1
|
Экскурсиии на машиностроительные предприятия
|
10
|
Точение деталей на токарном станке
|
41
|
Производственно-трудовая практика
|
60
|
Итого
|
163
|
XI КЛАСС
|
Теоретическое обучение
|
70
|
Режимы резания на токарных станках
|
30
|
Токарные операции и работы
|
18
|
Основы проектирования и техническое творчество
|
18
|
Новые технологии и перспективы машиностроения
|
2
|
Практическое обучение
|
93
|
Организация работы и рабочего места токаря
|
4
|
Экскурсии на машиностроительные предприятия
|
7
|
Точение деталей на токарном станке
|
70
|
Квалификационные испытания
|
6
|
Итого
|
163
|
Всего
|
490
|
IX КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ (52 ч)
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Задачи начального профессионального обучения, общие сведения об УПМ, знакомство с учебным цехом. Правила внутреннего распорядка в УПМ, учебных цехах и цехах промышленных предприятий. Формирование ученических звеньев и бригад. Изучение правил работы и ухода за рабочим местом. Правила и инструкции безопасности труда на токарных станках. Основы гигиены труда и производственной санитарии. Электро- и пожарная безопасность на рабочем месте токаря.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
О ТОКАРНОЙ ОБРАБОТКЕ (17 ч)
Элементарные понятия о сущности обработки металлов резанием.
Движения, необходимые для осуществления процесса резания. Главные движения и движения подачи. Движение заготовки и инструмента при обработке на токарных станках.
Условные обозначения на кинематических схемах деталей и механизмов станков.
Общие требования к организации рабочего места токаря.
Станки, инструменты и технологическая оснастка, применяемые при токарной обработке. Общие сведения о сверлах, зенкерах, развертках и других инструментах, применяемых при токарной обработке.
Токарные резцы, главные углы резца и их назначение. Общие сведения о заточке и доводке резцов. Виды стружки в зависимости от обрабатываемого материала. Физические и химические явления при резании.
Токарные станки. Классификация токарных станков. Механизмы, применяемые в станках для изменения частоты вращения валов. Назначение и устройство токарно-винторезного станка, его узлов и механизмов.
Применение смазывающе-охлаждающих жидкостей при токарной обработке. Правила смазывания и технического обслуживания станка.
|