Российской федерации

Российской федерации


Скачать 238.05 Kb.
Название Российской федерации
страница 1/2
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)


Утверждаю:

Ректор МИИГАиК

_________________ А.А. Майоров

«____»__________2014 г.


Номер внутривузовской регистрации __________________


Рабочая программа дисциплины
Геодезическая астрономия с основами астрометрии

Уровень высшего образования

Специалитет

Специальность

21.05.01 Прикладная геодезия

Квалификация

Инженер-геодезист

Форма обучения

Очная
Москва, 2014
1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины «Геодезическая астрономия с основами астрометрии» - формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность специалиста по направлению «Прикладная геодезия» к использованию знаний из области геодезической астрономии и астрометрии для определения высокоточных астрономических координат пунктов и азимутов направлений при решении основных задач геодезии.

Высокоточные астрономические наблюдения необходимы для построения опорных геодезических сетей, а так же для решения задач прикладной геодезии. При изучении методов геодезической астрономии студент использует сведения из курса общей астрономии, а так же информацию о системах построения координат звёзд и системах измерения времени астрономическими методами. Эти сведения даются в данном курсе в разделе сферическая астрономия. В курсе «Геодезическая астрономия с основами астрометрии» у студента происходит формирование представлений о методах изучения Земли как планеты Солнечной системы; формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность специалиста по направлению подготовки «Прикладная геодезия» к использованию знаний из области «Геодезическая астрономия с основами астрометрии» для решения основных задач геодезии.

В процессе изучения данной дисциплины студент формирует профессиональные компетенции, которые будут необходимы ему при решении следующих задач:

в области производственной и технологической деятельности:

- проведение специальных геодезических измерений при эксплуатации поверхности и недр Земли (ПК-11);

- создание, развитие и реконструкция государственных геодезических сетей и координатных построений специального назначения (ПК-12);

- изучение динамики изменения поверхности Земли геодезическими методами (ПК-19);

в области проектно-изыскательской деятельности:

- владение методами исследования, поверок и эксплуатации астрономических инструментов (ПК-25);

- владение методами математической обработки результатов астрономических наблюдений (ПК-27).
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в раздел «С3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ПрООП подготовки специалиста по направлению 21.05.01 «Прикладная геодезия».

Данная учебная дисциплина должна изучаться параллельно с дисциплинами «Высшая геодезия и основы координатно-временных систем», «Спутниковые системы и технологии позиционирования», «Теория фигур планет и гравиметрия», «Теория математической обработки геодезических измерений» ПрООП подготовки специалиста по направлению 21.05.01 «Прикладная геодезия».

Изучению дисциплины «Геодезическая астрономия с основами астрометрии» должно предшествовать изучение таких дисциплин, как «Математика», «Физика», «Астрономия», «Теория вероятностей и математическая статистика» ПрООП подготовки специалиста по направлению 21.05.01 «Прикладная геодезия».


Схема междисциплинарных связей

Дисциплина

«Астрономия»

Дисциплина

«Физика»

Дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика»

Дисциплина

«Математика»



Дисциплина «Геодезическая астрономия с основами астрометрии»



Дисциплина «Спутниковые системы и технологии позиционирования»

Дисциплина

«Теория фигур планет и гравиметрия»

Дисциплина «Высшая

геодезия и основы координатно-временных систем»



Дисциплина «Теория математической обработки геодезических измерений»

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Геодезическая астрономия с основами астрометрии» студент должен:

Знать:

  • системы координат и измерения времени, используемые в астрономии, ПК-12;

  • факторы, изменяющие положения светил (рефракция, параллакс, аберрация

света, собственное движение звезд) и факторы, смещающие систему

координат относительно звезд (прецессия и нутация), ПК-27;

  • теорию способов определения астрономических широт, долгот и азимутов

на пунктах Государственной геодезической сети, специальных сетей, при

выполнении топографо-геодезических и инженерно-геодезических работ, ПК-11;

  • устройство инструментов и приборов применяемых для решения задач

геодезической астрономии, ПК-25;

Уметь:

  • преобразовывать средние координаты светил, относящиеся к некоторой эпохе,

в истинные и видимые, вычислять эфемериды светил ПК-27;

  • выполнять исследования, поверки и юстировки инструментов геодезической

астрономии, ПК-25;

  • выполнять разными методами геодезической астрономии наблюдения светил

с целью определения точных и приближенных астрономических широт,

долгот и азимутов, ПК-11;

  • выполнять математическую обработку результатов наблюдений в

геодезической астрономии, ПК-27;
Владеть:

  • методами создания опорных геодезических сетей, ПК-12;

  • методами изучения изменений во времени поверхности Земли, ПК-19;

  • методами определения параметров вращения Земли по данным геодезической астрономии, ПК-19.



4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Геодезическая астрономия с основами астрометрии» составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

4.1. Структура преподавания дисциплины




п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

лекции

практические занятия

самостоятельная работа


1.

Введение

5

1-2

2

4

8

собеседование: 1

2.

Системы координат в

астрономии

5

3-5

3

6

11

приём практических заданий: 3-5

3.

Суточное движение светил

5

6-8

3

6

11

приём практических заданий: 6-8

4.

Измерение времени астрономическими методами

5

9-11

3

6

11

приём практических заданий: 9-12

5.

Факторы, изменяющие положение светил

5

12-15

4

8

11

приём практических заданий: 12-15

6.

Редукционные вычисления

5

16-18

3

6

11

приём практических заданий: 16-18

7.

Теоретические основы мето-дов геодезич. астрономии

6

1-3

6

6

3

приём практических заданий: 1-3

8.

Астрономические инструменты и приборы

6

4-6

6

6

2

приём практических

заданий : 4-6

9.

Точные способы определения широт и долгот пунктов и азимутов направлений на земные предметы

6

7-10

8

8

2

приём практических заданий: 7-10

10.

Приближенные способы астрономических определений

6

11-12

4

4

2

приём практических заданий: 11-12

11.

Приборы и методы, применяемые в астрометрии

6

13-14

4

4

2

приём практических заданий: 13-14

12.

Методы определения коорди-нат святил и фундаменталь-ных астрономических посто-янных. Звёздные каталоги

6

15-17

6

6

2

приём практических заданий: 15-17

13.

Аттестация
















экзамены: 5,6 семестры



4.2. Содержание дисциплины и требования к уровню его освоения

Условные обозначения:

  1. Качество усвоения знаний (А):

    А1 -

    знания, предусматривающие деятельность по воспроизведению;

    А2 -

    знания, предполагающие применение в ситуациях, аналогичных обучающим;

    А3 -

    знания, использующиеся в задачах, требующих установления новых связей между понятиями;

    А4 -

    знания, предполагающие способность достраивать систему связей новыми.


  2. Уровень усвоения умений (Б):

    Б1 -

    ученический – умение пользоваться системой понятий при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием (подсказкой);

    Б2 -

    (типовой – алгоритмический – уровень) – умение пользоваться системой понятий в ситуации, аналогичной обучающей;

    Б3 -

    (продуктивный эвристического типа) – умение применять систему знаний в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями;

    Б4 -

    (продуктивный творческого типа) – умение достраивать сформированные системы понятий новыми, самостоятельно сформированными.


  3. Степень научности (В):

В1 -

(феноменологическая) – описательное изложение фактов и явлений; каталогизация объектов, констатация их свойств и качеств (известен определенный ряд однородных факторов), это использование преимущественно естественного языка и житейских понятий;

В2 -

(аналитико-синтетическая) – объяснение природы и свойств объектов и закономерностей явлений, часто качественное или полуколичественное (известны сущность первого порядка и свойства объектов и явлений, механизмов, управляющих функционированием анализируемых фактов и процессов);

В3 -

(прогностическая) – объяснение явлений данной области с созданием их количественной теории, моделирование основных процессов, аналитическим представлением законов и свойств (известны закономерности функционирования объектов конкретного вида);

В4 -

(аксиоматическая) – объяснение явлений с использованием высокой степени общности описания (большой объем материала и широкое использование научного языка, глубина проникновения в сущность явлений – известны общие законы функционирования объектов любой природы).


Раздел 1. Введение

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А1Б2В1

Предмет и задачи геодезической астрономии и астрометрии. Разделы астрономической науки. Связь астрономии с другими науками. Современное состояние и перспективы развития астрономии. Астрономические определения при создании Государственной геодезической сети. Определение астрономических широт и долгот при проведении астрономо-гравиметрического нивелирования. Использование результатов астрономических наблюдений при выполнении топографо-геодезических работ. Определение высокоточного азимута при решении научных и прикладных задач. Современные задачи и перспективы развития геодезической астрономии.
Раздел 2. Системы координат в астрономии

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1

Основные круги и точки небесной сферы. Сферические системы координат, используемые для определения положения небесных объектов. Применение прямоугольных систем координат в астрономии. Преобразования систем координат. Системы координат для определения положения пунктов наблюдений. Связь между координатами светил и астрономическими (географическими) координатами пунктов.

Раздел 3. Суточное движение светил

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1

Вычисления положения светила на заданный момент времени для пункта с известной широтой. Определение координат и времени при прохождении светила через особые точки (круги) небесной сферы.

Раздел 4. Измерение времени астрономическими методами

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В1

Системы измерения времени, задаваемые суточным вращением Земли вокруг своей оси. Эфемеридное время. Динамические системы времени (TDT и SDT). Измерение длительных промежутков времени. Летоисчисление. Связь между различными системами измерения времени. Использование «Астрономического ежегодника» (АЕ) для решения задач

Раздел 5. Факторы, изменяющие положение светил

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В3

Параллакс (суточный и годичный). Аберрация света (суточная, годичная, вековая). Астрономическая рефракция. Собственное движение звезд. Прецессия. Нутация. Движение полюсов Земли. Порядок учёта факторов, изменяющих положение светил.

Раздел 6. Редукционные вычисления

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В3

Средние, истинные и видимые координаты светил. Порядок учета изменений координат при обработке астрономических наблюдений. Звездные каталоги АЕ. Каталоги геодезических звезд. Вычисление видимых координат на момент наблюдений.

Раздел 7. Теоретические основы методов геодезической астрономии

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В3

Общие принципы определения времени, широты, долготы и азимута направления на земной предмет. Зенитальный метод астрономических определений.Азимутальный метод. Комбинированный метод. Анализ выгоднейших условий определения времени

(долготы), широты и азимута направления на земной предмет. Определение составляющих уклонения отвесной линии по результатам астрономических наблюдений.

Раздел 8. Астрономические инструменты и приборы

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В3

Астрономические теодолиты. Другие переносные астрономические инструменты. Приборы для измерения времени. Государственная служба времени и частоты. Прием сигналов точного времени. Методы регистрации моментов наблюдений звезд. Автоматизация астрономических наблюдений. Основные источники ошибок при астрономических определениях. О поправках в результаты измерений.

Раздел 9. Точные способы определения широт и долгот пунктов и азимутов направлений на земные предметы

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В3

Способы Цингера, Певцова и Талькотта. Определение астрономического азимута направления на земной предмет по Полярной звезде. Определение геодезического азимута направления на земной предмет из наблюдений звезд. Определение высокоточного азимута для калибровки инерциальных и гироскопических приборов и систем для ориентирования радиотехнических и других комплексов и систем; при решении геодинамических задач; прогнозе землетрясений. Другие способы определения широт, долгот и азимутов.

Раздел 10. Приближенные способы астрономических определений

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В3

Способ Сомнера-Акимова. Определения широты и азимута по Полярной. Определение широт, долгот и азимутов по наблюдениям Солнца. Назначение приближенных определений. Определение дирекционного угла направления на земной предмет из наблюдений светил.

Раздел 11. Приборы и методы, применяемые в астрометрии

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В3

Абсолютные и относительные методы определения экваториальных координат святил. Случайные и систематические погрешности результатов. Инструменты меридианной астрометрии. Большие и малые пассажные инструменты. Меридианные круги. Вертикальные круги. Зенит-телескопы. Визуальные, фотографические и фотоэлектрические методы наблюдений.

Раздел 12. Методы определения координат святил и фундаментальных астрономических постоянных. Звёздные каталоги

Требуемая степень усвоения содержания раздела: А2Б2В3

Принцип астрометрических наблюдений при определении координат звёзд для составления звёздных каталогов. Определение годичных параллаксов звёзд. Определение постоянной годичной аберрации. Определение собственных движений звёзд. Определение постоянных прецессии и нутации. Методы исключения случайных и систематических погрешностей при составлении звёздных каталогов.
4.3. Соотношение разделов учебной дисциплины и формируемых в них компетенций


Темы, разделы дисциплины

Коли-чество часов

Компетенции

Σ общее коли-

чество компе-тенций

ОК-1

ОК-6

ОК-8

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ОК-13

ПК-1

ПК-2

ПК-5

ПК-7

ПК-25

ПК-26

ПК-31




Раздел 1

10




+

+













+

+

+













5

Раздел 2

22

+




+

+




+




+







+










6

Раздел 3

22













+

+

+




+




+










5

Раздел 4

22

+













+




+

+

+










+

6

Раздел 5

22










+




+




+







+




+




5

Раздел 6

22




+




+

+

+




+













+

+

7

Раздел 7

22




+










+

+

+




+




+







6

Раздел 8

22

+




+










+
















+




4

Раздел 9

22













+

+

+




+




+










5

Раздел 10

22

+













+




+

+

+










+

6

Раздел 11

22










+




+




+







+




+




5

Раздел 12

22




+




+

+

+




+













+

+

7

Итого

252















































5. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Геодезическая астрономия с основами астрометрии» в часы, отведенные для аудиторных занятий (122 часа), занятия проводятся в виде лекций и практических занятий. Самостоятельная работа студентов (76 часов) подразумевает занятия под руководством преподавателей в виде консультаций и индивидуальной работы студента в камеральном классе.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  1   2

Похожие:

Российской федерации icon Министерство труда и социального развития российской федерации постановление
Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации,...
Российской федерации icon Федеральное агентство воздушного транспорта информационный сборник по вопросам функционирования
Собрания Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Генерального Прокурора Российской Федерации,...
Российской федерации icon О прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Российской федерации icon Основные нормативные акты, регулирующие вопросы гражданства Российской...
Российской федерации в упрощенном порядке, условия и порядок признания гражданином российской федерации отдельных категорий лиц,...
Российской федерации icon Министра обороны российской федерации и министерства образования и науки российской федерации
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1441 «Об утверждении Положения о подготовке...
Российской федерации icon Указ президента российской федерации об утверждении положения о порядке...
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, n 17, ст. 952
Российской федерации icon Министерство здравоохранения российской федерации приказ
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, n 48, ст. 6724) и Указом Президента Российской Федерации...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-Ф3 «О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации icon Национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск