Скачать 0.56 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Кафедра авиационных радиоэлектронных систем А.С. Попов, А.В. Прохоров, О.Н. Тельпуховская СИСТЕМЫ СВЯЗИ Пособие к выполнению лабораторных работ для студентов 1V курса специальности 201300 дневного обучения Москва - 2005 ББК 0.561.55 П59 Рецензент канд. тех. наук, доц. Яманов Д.Н. Попов А.С., Прохоров А.В., О.Н.Тельпуховская "Системы связи". Пособие к выполнению лабораторных работ.- М.: МГТУ ГА, 2005.-62 с. Данные методические указания издаются в соответствии с учебным планом для студентов 1У курса специальности 201300 всех форм обучения. Рассмотрены и одобрены на заседаниях кафедры 4.03.05 г. и методического совета 13.03.05 г. Редактор Е.А.Волкова ЛР № 020580 от 23.06.9? г. Подписано в печать 10.02.98 г. Печать офсетная Формат 60Х84/16 3,5 уч.-изд.л. 3,25 усл.печ.л. Заказ № 1289/1425 Тираж 200 экз. Московский государственный технический университет ГА Редакционно-издательский отдел 125493 Москва, ул. Пулковская, д. 6а ©Московский государственный технический университет ГА, 1998 СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................4 Лабораторная работа N 1. Изучение приемного тракта и синтезатора частот радиостанции "Баклан".......5 Лабораторная работа N 2. Изучение передающего тракта и схемы управления радиостанцией "Баклан".....9 Лабораторная работа N 3. Изучение структурной и функциональной схем радиостанции "Ядро - 1"....12 Лабораторная работа N 4. Изучение основных блоков радиостанции "Ядро - 1" (Б1 - Яр, Б4 – Яр).........23 Лабораторная работа N 5. Изучение подавителей шума радиостанций "Баклан" и "Ядро-1"...................24 Лабораторная работа N 6 Изучение функциональной схемы и состава радиостанции "Микрон"...................26 Лабораторная работа N 7 Изучение структурной и функциональной схем радиостанции "Широта - У"..31 Лабораторная работа N 8 Изучение аппаратуры магнитной записи и воспроизведения сигналов...................36 Лабораторная работа N 9 Изучение аппаратуры внутрибортовой связи.......43 Лабораторная работа N 10 Изучение принципов программной реализации модемов передачи данных....48 ВВЕДЕНИЕ Современное бортовое радиотехническое оборудование воздушных судов представляет собой комплекс систем связи, радионавигации, радиолокации. Системы связи состоят из радиостанций, переговорных и громкоговорящих устройств, магнитофонов и аппаратуры трансляции музыкально-развлекательных программ, которые находятся между собой в определенной функциональной зависимости. Каждый вид оборудования изучается как часть системы связи, а система связи - как часть бортового радиотехнического комплекса. В соответствии с этим для закрепления программного материала по курсу "Системы связи" поставлены 10 лабораторных работ, предусматривающих изучение современного оборудования, эксплуатируемого в гражданской авиации. Одна из лабораторных работ посвящена программной реализации процессов кодирования и модуляции информации. Работа выполняется на ЭВМ по соответствующим моделирующим программам. Остальные лабораторные работы выполняются на комплексных стендах. Для подготовки к лабораторной работе необходимо выполнить требования, изложенные в разделе "Подготовка к работе" каждой лабораторной работы. Перед началом выполнения лабораторной работы необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности, установленными в лаборатории и для работы с изучаемым оборудованием. Конкретное задание по каждой лабораторной работе указывается преподавателем перед ее выполнением. Отчет по лабораторной работе делается по установленной форме. Результаты измерения приводятся в виде таблиц и графиков. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЕМНОГО ТРАКТА И СИНТЕЗАТОРА ЧАСТОТ РАДИОСТАНЦИИ "БАКЛАН" 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ. 1.1. Изучение основных технических характеристик и состава радиостанции "Баклан". 1.2. Изучение функциональной схемы приемного тракта радиостанции "Баклан". 1.3. Изучение функциональной схемы синтезатора частот радиостанции "Баклан". 1.4. Изучение особенностей построения принципиальной схемы приемного тракта и синтезатора частот радиостанции "Баклан". 1.5. Приобретение навыков проверки работоспособности и измерения основных параметров радиостанции в режиме приема. 2. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ. 2.1. Ознакомиться с основными техническими данными радиостанции. 2.2. Изучить принцип работы радиостанции "Баклан". 2.3. Изучить функциональную схему приемного тракта радиостанции "Баклан". 2.4. Изучить функциональную схему синтезатора частот радиостанции. 2.5. Изучить особенности построения принципиальных схем основных узлов приемного тракта и синтезатора частот радиостанции. 2.6. Ознакомиться с методикой проверки основных параметров радиостанции в режиме приема. 3. ЛИТЕРАТУРА 3.1. Руководство по технической эксплуатации радиостанции "Баклан". 3.2. Вдовиченко Н.С., Набатов О.С., Соломенцев В.В. Системы связи воздушных судов ГА.- М.: Транспорт. 1988, - 303 с. 4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ 4.1. Основные технические данные радиостанции. 4.2. Состав радиостанции. 4.3. Основные функциональные блоки радиостанции и их назначение. 4.4. Принцип работы приемного тракта радиостанции. 4.5. Принцип формирования сетки частот. 4.6. Проверка работоспособности радиостанции в режиме приема. 4.7. Методика измерения чувствительности приемника 5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 5.1. Ознакомиться с монтажом радиостанции и измерительных приборов на лабораторном стенде. 5.2. На стенде ознакомиться с функциональной схемой приемного тракта радиостанции, а на препарированных субблоках ознакомиться с конструктивным исполнением отдельных узлов приемного тракта. 5.3. На стенде ознакомиться с принципиальными схемами основных узлов приемного тракта и их конструктивным выполнением. 5.4. Проверить основные параметры приемного тракта: чувствительность приемника; выходное напряжение; работу схемы АРУ. 5.5. Проверить работоспособность радиостанции в режиме приема. 6. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА 6.1. Указать достоинства и недостатки приемного тракта радиостанции. 6.2. Начертить функциональную схему синтезатора частот радиостанции. 6.3. Начертить основные схемы измерения основных параметров приемного тракта. 6.4. Привести результаты измерения основных параметров приемного тракта. 7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО РАБОТЕ 7.1. Функциональная схема приемного тракта радиостанции, характеристика основных узлов. 7.2. Функциональная схема синтезатора частот радиостанции, характеристика основных узлов. 7.3. Принципиальная схема смесителя частот, характеристика и анализ схемы. 7.4. Принципиальная схема АРУ, характеристика и анализ схемы. 7.5. Принципиальная схема опорного генератора, характеристика и анализ схемы. 7.6. Анализ результатов измерения основных параметров приемного тракта радиостанции. 8. ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ Лабораторная установка включает в себя: 8.1. Комплексный стенд с измерительными приборами и работающей радиостанцией "Баклан". 8.2. Плакат функциональной и принципиальной схем приемного тракта радиостанции с разбиением на отдельные узлы. 8.3. Препарированные субблоки радиостанции "Баклан". 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ 9.1. Изучение основных технических характеристик и состава радиостанции. При изучении основных технических параметров радиостанции обратить внимание на то, что в радиостанции используется одна относительно высокая промежуточная частота - 20 МГц. При этом необходимая избирательность обеспечивается с помощью кварцевых фильтров. При изучении состава радиостанции обратить внимание, что на ВС, как правило, устанавливаются сдвоенные комплекты. 9.2. Проверка работоспособности и основных параметров радиостанции в режиме приема. 9 .2.1. Проверка работоспособности радиостанции проводится по приведенной на рис.1.1 схеме. Рис.1.1. Схема проверки работоспособности радиостанции Антенный разъем радиостанции соединяется фидером РК-50-11 длиной 2 м с эквивалентом антенны ИТМ-5. Вольтметр для измерения постоянного напряжения питания авиагарнитуры подключается параллельно этой цепи. В качестве эквивалентной нагрузки микрофонной цепи используется резистор 430 Ом, который подключается к этой цепи. Напряжение на резисторе измеряется в режиме "передача" и должно быть в пределах 3-7 В. После включения на стенде напряжения питания и прогрева радиостанции в течение 2-х минут измеряется напряжение питания авиагарнитуры при нажатом положении тангенты (режим "передача"). Кроме того, передающий тракт радиостанции проверяется путем прослушивания собственной передачи в телефонах. Затем проверяется работа радиостанции в режиме приема. В телефонах на всех частотах связи должен прослушиваться шум, громкость которого должна изменяться при изменении положения регулятора громкости. При настройке радиостанции на частоты работающих корреспондентов должна четко прослушиваться их работа. 9.2.2. Измерение чувствительности приемника С оединить приборы по схеме, приведенной на рис.1.2. Рис.1.2. Схема измерения чувствительности, выходного напряжения и проверки работы подавителя шума приемника. а) Подключить к выходу НЧ радиостанции нагрузку 600 Ом при работе без дополнительных УНЧ или 1-4 пары низкоомных телефонов (НОТ) при работе с дополнительным УНЧ под НОТ, или 1-4 пары высокоомных телефонов (ВОТ) при работе с дополнительным УНЧ под ВОТ. б) Включить радиостанцию в режиме "прием". Установить на ПДУ канал (частоту) 118 МГц. Тумблер "ПШ" установить в нижнее положение. Подать на антенный вход от генератора ГЧ-107 сигнал, промодулированный частотой 1000 Гц с глубиной модуляции 30%. Частоту сигнала установить по частотомеру равной номинальной частоте канала приема с точностью ± 2 кГц. Снять напряжение с выхода генератора и замерить на выходе приемника уровень шумов. в) Изменением уровня сигнала генератора установить отношение напряжений на выходе НЧ при включенной и выключенной модуляции сигнала равным 10 дБ (С/Ш = 3). Показание аттенюатора генератора в микровольтах и будет численно равно чувствительности приемника. Чувствительность приемника должна быть не хуже 2,5 мкВ при отношении с/ш на выходе НЧ, равном 10 дБ. Г) Повторить измерение чувствительности на каналах 127.1 и 136. 975 МГц. По приведенной схеме в соответствии с [3.1] проводится проверка работоспособности подавителя шума, измерение выходного напряжения приемника, проверка работы схемы АРУ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2 ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДАЮЩЕГО ТРАКТА И СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАДИОСТАНЦИЕЙ "БАКЛАН" 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ 1.1. Изучение структурной схемы тракта радиостанции. 1.2. Изучение функциональной схемы передающего тракта радиостанции. 1.3. Изучение схемы управления радиостанции "Баклан". 1.4. Изучение особенностей принципиальной схемы передающего тракта радиостанции. 1.5. Приобретение навыков измерения основных параметров радиостанции в режиме передачи (работа на эквивалент нагрузки). 2. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ 2.1. Ознакомиться со структурной схемой передающего тракта радиостанции. 2.2. Изучить функциональную схему передающего тракта радиостанции. 2.3. Изучить схему управления радиостанции "Баклан". 2.4. Изучить особенности построения принципиальной схемы передающего тракта. 2.5. Ознакомиться с методикой проверки основных параметров радиостанции "Баклан" в режиме передачи. 3. ЛИТЕРАТУРА 3.1. Руководство по технической эксплуатации радиостанции "Баклан". 3.2. Вдовиченко Н.С., Набатов 0.С., Соломенцев В.В. Системы связи воздушных судов ГА.- М.: Транспорт, 1988, - 303 с. 4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ 4.1. Принцип работы передающего тракта. 4.2. Принцип работы смесителей передатчика. 4.3. Принцип работы модулятора. 4.4. Принцип работы усилителя мощности. 4.5. Методика измерения мощности передатчика, нестабильности частоты, коэффициента глубины модуляции. 4.6. Принцип работы схемы перестройки и управления радиостанции. 5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 5.1. Ознакомиться с монтажом радиостанции и измерительных приборов на лабораторном стенде. 5.2. На стенде ознакомиться с функциональной схемой передающего тракта радиостанции, а на препарированных субблоках - с конструктивным исполнением отдельных узлов передающего тракта. 5.3. На стенде ознакомиться с принципиальными схемами основных узлов передающего тракта и их конструктивным выполнением. 5.4. Проверить основные параметры передающего тракта: мощность передатчика, коэффициент модуляции, нестабильность частоты. 5.5. Проверить работоспособность радиостанции в режиме передачи (работа на эквивалент нагрузки). 6. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА 6.1. Указать достоинства и недостатки передающего тракта радиостанции. 6.2. Начертить схему управления и перестройки радиостанции. 6.3. Начертить схемы измерения основных параметров передающего тракта. 6.4. Привести результаты измерения основных параметров передающего тракта. 7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА 7.1. Функциональная схема передающего тракта, назначение основных узлов и их характеристика. 7.2. Схема образования сетки частот в режиме передачи, характеристики основных узлов схемы. 7.3. Характеристика схемы модулятора, основные узлы схемы. 7.4. Характеристика принципиальной схемы усилителя мощности, анализ схемы. 7.5. Основные узлы схемы управления радиостанцией и их характеристика. 7.6. Анализ результатов измерения мощности передатчика, нестабильности частоты, коэффициента глубины модуляции. 8. ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ Лабораторная установка включает в себя: 8.1. Комплексный стенд с измерительными приборами и работающей станцией "Баклан". 8.2. Плакат функциональной и принципиальной схем передающего тракта радиостанции с разбиением на отдельные узлы. 8.3. Препарированные субблоки радиостанции "Баклан". 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ 9.1. Изучение функциональной схемы передающего тракта и схемы управления радиостанцией. Функциональная схема передающего тракта радиостанции изучается по плакату стенда с разделением схемы на отдельные каскады. При изучении схемы обратить внимание на согласование каскадов, их конструктивное выполнение. Обратить внимание на имеющиеся регулировки параметров этого тракта. Обратить внимание, что схема управления радиостанцией является чисто электронной. Перестройка осуществляется путем набора определенной комбинации управляющих проводов. При этом для перестройки используется одиннадцатиразрядный код с применением трех способов настройки. Схема сама по себе не является эффективной, однако для управления близко расположенных объектов она надежна и удобна. 9.2. Изучение особенностей принципиальной схемы передающего тракта и схемы управления радиостанции. При изучении особенностей принципиальной схемы передающего тракта обратить внимание на неперестраиваемую схему выходного каскада усилителя мощности, на принципиальную схему модулятора в целом и ее узел - автоматическую регулировку глубины модуляции. Схема модулятора выполнена на разнообразной элементной базе - полевых и биполярных транзисторах, микросхемах. 9.3. Проверка основных параметров радиостанции в режиме передачи (работа на эквивалент нагрузки). 9.3.1. Измерение мощности передатчика. Мощность передатчика определяется по формуле |
А. С. Попов, А. В. Прохоров, О. Н. Тельпуховская Рецензент канд тех наук, доц. Яманов Д. Н. Попов А. С., Прохоров А. В., О. Н. Тельпуховская |
Голицына О. Л., Максимова Н. В., Попов И. И. Базы данных / О. Л.... Цель занятия: сформировать у студентов представление о понятии «Структурированный язык запросов», познакомить с его синтаксисом и... |
||
Тестовые задания для проверки знаний рабочих по профессии: «Оператор заправочных станций» Зоря Е. И., Зенин В. И никитин О. В. и Прохоров А. Д. Ресурсосберегающий сервис нефтепродуктообеспечения. М. 2004 |
Программа по курсу «большой практикум по микологии» IV курс биологический факультет мгу Преподаватели: д б н., проф. Владимир Петрович Прохоров, к б н., доц. Елена Юрьевна Воронина |
||
Правила по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного... В. Н. Ищенко, А. В. Зотов, М. Р. Прохоров (вниижт), Н. В. Калиничев (цд мпс россии), В. В. Шмаков (цк профсоюза) |
Солидарность подчиненных на предприятиях при различных системах управления Прохоров александр Петрович – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Ярославского государственного университета |
||
Солидарность подчиненных на предприятиях при различных системах управления Прохоров александр Петрович – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Ярославского государственного университета |
Прохоров Л. А., Прохорова М. Л. П83 Уголовное право: Учебник Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального... |
||
Попов А. И., Бардаченко А. Н., Смольяков П. П., Друженков Д. В Современные проблемы правового регулирования реформы образования в Российской Федерации |
История исследований и развития проблематики психологии способностей 3 В. Усмапов М. Чуриков В. Попов А. Евстратова Н. Резников В. Королева М. Рошаль, Л. Комарова А. Рапопорт В. Н. Дружинин |
||
История исследований и развития проблематики психологии способностей 3 В. Усмапов М. Чуриков В. Попов А. Евстратова Н. Резников В. Королева М. Рошаль, Л. Комарова А. Рапопорт В. Н. Дружинин |
Руководство соревнованиями осуществляет Главный судья Попов В. А.,... Выявление лучших и наиболее перспективных спортсменов в данных возрастных группах |
||
Издаются в санкт-петербургской епархии Редакторы отделов: В. В. Антонов, И. В. Попов; техн редактор И. А. Шумакова, корректор И. Н. Смирнова, фото Ю. П. Костыгова, И. В.... |
К ов хибакуша 4 Марианна соломко 242 Александр попов 243 Дмитрий ларионов 244 Наталья емельянова 245 Оксана шикова 246 Виталий леоненко 248 |
||
Проект» среднеколымск генеральный план мо «город среднеколымск» Попов В. А., Соловьев В. П., Васильев В. А., Коркин И. Н., Васильев М. В., Иванова М. О |
Антология Москва «Academia» «Academia» С. С. Аверинцев, В. И. Васильев, В. Л. Гинзбург, В. Л. Иноземцев, В. А. Кириллин, Д. С. Лихачев, И. М. Макаров (председатель),... |
Поиск |