МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
«Утверждаю»:
Проректор по учебно-методической работе
_____________Л.Н. Усенко
«___» _______ 2004 г.
Рег.№_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине « ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
06.04.00. «Финансы и кредит»
Кафедра Экономики труда, занятости, социологии и психологии
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК И БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ, ВЫДЕЛЯЕМЫЙ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Курсы: 2, 3 и 4 Семестры: 3, 5 и 7
Лекции 36; 18 час. (дневное) и 10; 12 час. (заочное)
Практические (семинарские занятия) 18 час. (дневное) и 8 час. (заочное)
Лабораторные занятия _____-______(час.)
Итого аудиторных занятий 54; 36 час. (дневное) и 10 и 20 час. (заочное)
Самостоятельная работа _________(час.) в 3,5,7 (семестре)
Курсовая работа ______-__________(час.) в _____-__________(семестре)
Общий бюджет времени - 282 час.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Зачет - 3, 5 и 7 семестры
Ростов-на-Дону
2004
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
|
5
|
Тематическое содержание курса:
1) лекционные занятия
2) практические (семинарские) занятия
|
6
|
Глоссарий
|
15
|
Литература основная и дополнительная
|
22
|
Контрольные вопросы к семинарам
|
26
|
Тесты
|
29
|
Вопросы к зачету
|
36
|
Указания по выполнению контрольных работ
|
38
|
Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
|
39
|
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Цены и ценообразование» составлен на основе примерной программы УМО (НМС), соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 06.04.00 «Цены и ценообразование» и относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
Шифр дисциплины по стандарту ОПДФ.07.
Рабочая программа составлена: доцент Ясонова Т.П.
Рассмотрена на заседании кафедры «Экономика труда, занятость, социология и психология», протокол №___ от «___» ____________ 2004 г.
Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Бугаян И.Р. _______________« ___» _________ 2004 г.
Одобрена советом специальности при профилирующей кафедре «Финансы и кредит».
Председатель совета ________________ дата ________________
Согласовано:
Декан Финансового факультета
д.э.н., профессор Кочмола К.В. ________________ «___» ________2004 г.
Начальник УМУ,
К.э.н., ст. преподаватель Чернышов Э.А. __________ «___» _______ 2004г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Учебно-методический комплекс создан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта.
Современная практика рыночной экономики предъявляет качественно новые требования к подготавливаемым специалистам.
Цель изучения дисциплины «Цены и ценообразование» - помочь студентам овладеть основными методами и приемами ценообразования с целью их эффективного применения в условиях развития рыночных отношений.
Основными задачами курса являются:
формирование у студентов понимания необходимости использования знаний о сущности, составе и структуре цены – одной из важнейших экономических категорий, о системе цен, их видах;
вооружение студентов знаниями методических вопросов формирования цен на основных товарных рынках, государственной политики в области ценообразования и значении их при решении задач в профессиональной деятельности;
ознакомление студентов с особенностями ценовой политики и стратегии фирм на внутреннем и внешнем рынке.
После изучение дисциплины студент должен:
знать факторы, влияющие на уровень цен;
уметь формировать цены на отечественные и импортные товары;
иметь представление об особенностях ценообразования в различных отраслях народного хозяйства;
уметь использовать информацию о динамике отпускных, оптовых, розничных цен и тарифов.
Программой предусматривается лекционная проработка основных вопросов курса и закрепление теоретического материала на практических занятиях. Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение контрольной работы по курсу «Цены и ценообразование».
Распределение объема часов по формам и видам обучения:
Виды обучения
|
Распределение объема часов по видам обучения
(КиМ, ФФ):
|
дневная
|
заочная
|
1.1. Лекционные занятия
|
36; 36
|
6; 12
|
1.2. Практические занятия (семинарские)
|
18; 36
|
-, 4
|
1.3. Лабораторные работы
|
-
|
-
|
2.1. Самостоятельная работа
|
72
|
112
|
2.1. Указывается вид самостоятельной работы
|
|
Контрольная работа (реферат, решение
2 задач по вариантам)
|
2.2. Подготовка к практическим занятиям
|
|
|
Итого:
|
126; 108
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1) Лекционные занятия
Наименование тем и краткое содержание разделов лекционного курса
|
Объем в часах, отводимый
на изучение темы по факультетам:
|
КиМ
|
Финансовый
|
дневной
|
заочный
|
дневной
|
заочный
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Место и значение цены и ценообразования в системе категорий рыночной экономики. Закон стоимости. Закон спроса и предложения. Рыночный спрос и его эластичность. [18;19;21;22;23;24;25;26;27;28;
30;31;32;34;35;36;37;42;44;49;
56;67;69]
|
2
|
1/1
|
2
|
1
|
Тема 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ
Классификационные признаки рыночных структур. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Ценообразование на монополизированном рынке. Ценообразование в условиях олигополии.
[1;21;23;24;27;28;34;35;49;62;
67]
|
2
|
-/-
|
2
|
-
|
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Понятие методологии ценообразования. Принципы и методы ценообразования. Функции цен. Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен. Общая схема расчета цены. Затратные методы ценообразования. Рыночные методы ценообразования. Эконометрические методы ценообразования.
[21;22;23;24;25;26;27;28;30;31;
32;34;35;36;37;44;62;67]
|
6
|
1/1
|
2
|
|
1
|
Тема 4.СИСТЕМА ЦЕН. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЦЕНЫ: УРОВЕНЬ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА
Виды цен и их классификация в рыночной экономике. Структура и динамика цен. Особенности динамики цен в России. Индекс цен. Инфляция. Понятие и характеристика системы цен. Система цен как единое целое, ее объективная способность к саморегулированию.
[21;22;23;26;27;30;31;42;44;62;
67]
|
4
|
1/1
|
4
|
2
|
Тема 5. СЕБЕСТОИМОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ЦЕНЫ
Производство и предложение благ. Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг). Виды себестоимости: полная, производственная. Затраты на один рубль товарной продукции. Необходимость планирования себестоимости.
Классификация затрат себестоимости по статьям и элементам. Прямые и косвенные, условно-постоянные и условно-переменные расходы и их влияние на уровень и динамику себестоимости продукции (работ, услуг). Понятие о калькуляции.
[19;21;26;30;31;34;35;45;46;53;
65]
|
4
|
2/2
|
6
|
1
|
Тема 6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Краткая характеристика системы налогообложения в Российской Федерации в современный период. Принципы определения цены для целей налогообложения. Налоги как элемент цены.
[5;18;22;32;33;36;37;55;63]
|
4
|
1/2
|
4
|
1
|
Тема 7.ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
Цели и задачи государственного регулирования цен. Цена и вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе РФ. Формы и методы воздействия государства на цены. Ответственность за нарушение цен, регулируемых государством. Регулирование цен в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой.
[1;2;6;7-16;18;21;22;24;26;32;34;
35;36;37;47;54;57;64]
|
4
|
1/1
|
4
|
1
|
Тема 8. СВОБОДНЫЕ ЦЕНЫ И НАДБАВКИ (СКИДКИ), ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ
Понятие свободной цены. Виды свободных цен. Виды надбавок. Практика установления надбавок к свободным ценам.
[19;22;27;48;52;59;67;70]
|
2
|
-/1
|
2
|
1
|
Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
Ценообразование на инженерно-консультационные услуги. Ценообразование на рынке новых технологий. Порядок ценообразования на услуги. Цены на научную продукцию.
[17;18;19;21;22;34;35;36;37;43]
|
2
|
-/-
|
2
|
1
|
Тема 10. РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Ценовая стратегия и политика предприятия. Основные стратегии ценообразования. Тактика в ценообразовании. Политика цен жизненного цикла товара. Цена как элемент продвижения. Ценообразование и реклама.
[19;20;21;22;23;25;26;28;29;30;
31;32;34;35;38;39;41;58;60;66]
|
4
|
½
|
2
|
1
|
Тема 11. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мировой рынок и его связь с внутренними рынками товаров. Мировые цены, закономерности и факторы их формирования. Соотношение спроса и предложения на товары в мировой торговле. Инфляция и цены мирового рынка. Государственное воздействие развитых стран на мировые цены.
Место России в мировом рынке и ее роль в формировании цен на важнейшие товары.
Цены на экспортные товары. Основные элементы этих цен. Факторы, влияющие на уровень и динамику цен. Виды цен, используемые в мировой торговле в зависимости от условий контракта.
Методы определения таможенной стоимости товара. Таможенные пошлины (тарифы). Порядок формирования цен на импортные товары, закупаемые за счет централизованных валютных средств, за счет собственных валютных средств предприятий. [4;18;21;22;23;24;26;27;28;36;37;40;50;51;61;67;68]
|
2
|
-/1
|
6
|
2
|
ИТОГО:
|
36
|
8/12
|
36
|
12
|
2) Практические (семинарские) занятия
№
п/п
|
Содержание практических
(семинарских) занятий.
Формы контроля
|
Объем в часах, отводимый
на изучение темы по видам обучения по факультетам
|
КиМ
|
Финансовый
|
дневная
|
заочная
|
дневная
|
заочная
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Сущность цены. Две теории ценообразования. Спрос и его влияние на цену. Эластичность спроса и предложения.
[18;19;21;22;23;24;25;26;27;28;
30;31;32;34;35;36;37;42;44;49;
56;67;69]
|
0,5
|
-
|
0,5
|
-
|
2.
|
Тема 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ
Круглый стол.
Цель занятия: проанализировать и дать оценку положительным и отрицательным моментам в ценообразовании различных систем управления.
Вопросы для обсуждения:
1.Недостатки централизованного утверждения цен.
2.Влияние монополии и конкуренции на уровень цен.
3.Преимущества смешанного ценообразования.
[1;21;23;24;27;28;34;35;49;62;
67]
|
0,5
|
-
|
0,5
|
-
|
3.
|
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Понятие методологии ценообразования. Принципы и методы ценообразования. Функции цен. Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен. Общая схема расчета цены. Затратные методы ценообразования. Рыночные методы ценообразования. Экономические методы ценообразования. Решение задач. Письменный опрос.
[21;22;23;24;25;26;27;28;30;31;
32;34;35;36;37;44;62;67]
|
3
|
1
|
3
|
-
|
4.
|
Тема 4. СИСТЕМА ЦЕН. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЦЕНЫ:УРОВЕНЬ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА
Понятие и характеристика системы цен. Система цен как единое целое, ее объективная способность к саморегулированию. Виды цен и их классификация в рыночной экономике. Структура и динамика цен. Особенности динамики цен в России. Индекс цен. Инфляция. Решение задач. Тестирование.
[21;22;23;26;27;30;31;42;44;62;
67]
|
2
|
1
|
2
|
-
|
5.
|
Тема 5. СЕБЕСТОИМОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ЦЕНЫ
Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг). Классификация затрат себестоимости по статьям и элементам. Содержание основных статей себестоимости. Прямые и косвенные, условно-постоянные и условно-переменные расходы и их влияние на уровень и динамику себестоимости продукции (работ, услуг). Понятие о калькуляции. Затраты на один рубль товарной продукции.
Рефераты. Письменный опрос.
[19;21;26;30;31;34;35;45;46;53;
65]
|
2
|
2
|
2
|
-
|
6.
|
Тема 6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Краткая характеристика системы налогообложения в Российской Федерации в современный период. Принципы определения цены для целей налогообложения. Налоги как элемент цены. Рефераты.
[5;18;22;32;33;36;37;55;63]
|
2
|
2
|
2
|
-
|
7.
|
Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
Семинар-диспут.
Цель занятия: раскрыть место и роль регулирования цен в рыночной экономике.
Вопросы для обсуждения:
1.Влияние административных методов регулирования цен на конкуренцию.
2.Взаимосвязь монополии и конкуренции и ее влияние на уровень цен.
|
2
|
1
|
2
|
-
|
|
3.Место и роль административных методов ценообразования в смешанной экономике.
[1;2;6;7-16;18;21;22;24;26;32;34;
35;36;37;47;54;57;64]
|
|
|
|
|
8.
|
Тема 8. СВОБОДНЫЕ ЦЕНЫ И НАДБАВКИ (СКИДКИ), ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ
Понятие свободной цены. Виды свободных цен. Факторы, влияющие на восприятие цены покупателями (определяющие чувствительность покупателей к уровню цен). Практика установления надбавок к свободным ценам. Система скидок как инструмент стимулирования продаж. Скидки для поощрения продаж нового товара. Скрытые скидки. Дилерские скидки. Прогрессивные скидки.
Решение задач.
[19;22;27;48;52;59;67;70]
|
1
|
-
|
1
|
-
|
9.
|
Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
Установление цен на промышленную продукцию. Ценообразование на рынке научно-технической продукции. Ценообразование в ТЭК и минерально-сырьевом комплексе. Ценообразование на рынке транспортных услуг и услуг связи. Порядок ценообразования на потребительские товары и услуги. Рефераты.
[17;18;19;21;22;34;35;36;37;43]
|
2
|
0,5
|
2
|
-
|
10.
|
Тема 10. РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Ценовая стратегия и политика предприятия. Основные стратегии ценообразования. Тактика в ценообразовании. Политика цен жизненного цикла товара. Ценообразование и товарный ассортимент. Цена как элемент продвижения. Ценообразование и реклама. Ценообразование и распространение.
Письменный контроль. Рефераты.
[19;20;21;22;23;25;26;28;29;30;
31;32;34;35;38;39;41;58;60;66]
|
2
|
0,5
|
2
|
-
|
11.
|
Тема 11.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мировой рынок и его связь с внутренними рынками товаров. Мировые цены, закономерности их формирования. Порядок установления цен на импортные и экспортные товары. Факторы, влияющие на уровень и динамику цен. Виды цен, используемые в мировой торговле в зависимости от условий контракта.
Методы определения таможенной стоимости товара. Таможенные пошлины (тарифы).
Тестирование.
[4;18;21;22;23;24;26;27;28;36;37;40;50;51;61;67;68]
|
1
|
-
|
1
|
-
|
|
Итого:
|
18
|
8
|
18
|
-
|
|