Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао


Скачать 362.69 Kb.
Название Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао
страница 1/2
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2



Стандарт организации
Система управления природоохранной деятельностью
ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЯНАО

СТО ______ - 2014

Содержание


  1. Область применения

  2. Нормативные ссылки

  3. Термины и определения. Сокращения

  4. Основные положения

  5. Требования к нормированию выбросов загрязняющих веществ

  6. Требования к организации работ по учету парниковых газов

  7. Требования к разработке программ по охране атмосферного воздуха

  8. Требования к эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа

  9. Требования к разработке и реализация мероприятий по предотвращению и ликвидации аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе при наступлении неблагоприятных метеорологических условий

  10. Требования к организации производственного экологического контроля в сфере охраны атмосферного воздуха

  11. Требования к ведению отчетной документации

  12. Требование к расчету платежей за загрязнение окружающей среды

  13. Требования к организации внутренних и внешних коммуникаций по вопросам охраны атмосферного воздуха

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации охраны атмосферного воздуха на предприятиях Ямало-ненецкого автономного округа (далее – ЯНАО).

Настоящий стандарт распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории ЯНАО, чья деятельность связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

  • Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2014 г.).

  • Приказ Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента Росприроднадзора по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу» в редакции от 26.06.2014.

  • Приказ Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

  • Приказ Росстата от 09.08.2012 № 441 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

  • РД 52.04.52-85 Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

  • РД-200-РФ-12-0137.80 Положение об организации пунктов контроля и регулирования автомобилей по токсичности и дымности.

  • ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

  • ГОСТ Р ИСО 14064:2007 часть 1- Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и удалении ПГ на уровне организации.

  • ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния.

  • ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности.


3 термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

3.2 Вредное (загрязняющее) вещество – химическое, или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

3.3 Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосфере и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

3.4 Источник загрязнения атмосферы – объект, от которого вредное (загрязняющее) вещество поступает в атмосферу.

3.5 Предельно допустимый выброс (ПДВ) – норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых(критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

3.6 Временно согласованный выброс (ВСВ) – временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества, который устанавливается для действующих стационарных источников с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

3.7 Технический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.

3.8 Установка очистки газа – комплекс сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для отделения от поступающего из промышленного источника газа или превращения в безвредное состояние веществ, загрязняющих атмосферу. В зависимости от агрегатного состояния улавливаемого или обезвреживаемого вещества установки подразделяются на газоочистные и пылеулавливающие.

3.9 Аппарат очистки газа – элемент установки, в котором непосредственно осуществляется избирательный процесс улавливания или обезвреживания веществ, загрязняющих атмосферу.

3.10 Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. НМУ бывают 1(максимально неблагоприятные), 2 и 3й степени.

3.11 Лимиты на выбросы загрязняющих веществ – ограничения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

3.12 Разрешение на выброс – документ, разрешающий выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и устанавливающий его лимит.

3.13 Предприятие – самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.

3.14 Государственные нормативные правовые акты, содержащие требования в области охраны окружающей среды:

  • федеральные законы в области охраны окружающей среды;

  • правила безопасности;

  • правила устройства и безопасной эксплуатации;

  • государственные стандарты системы стандартов безопасности труда;

  • строительные нормы и правила;

  • своды правил по проектированию и строительству;

  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы).

Производственный экологический контроль – система мер, осуществляемых на предприятии и направленных на предотвращение, выявление, пресечение нарушения и обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

4 Основные Положения
4.1 Предприятия, чья деятельность приводит к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляют работу по охране атмосферного воздуха на основе нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, действующих в Российской Федерации.

4.2 В соответствии с установленными нормативно-правовыми актами РФ предприятия в рамках организации деятельности по охране атмосферного воздуха должны:

- проводить инвентаризацию всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разрабатывать нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- получать Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

- осуществлять разработку и реализацию мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание установок очистки газов;

- осуществлять производственный экологический контроль в сфере охраны атмосферного воздуха;

- осуществлять экологический мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ и атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия;

- вести журналы первичной отчетной документации о работе установок очистки газов;

- составлять отчеты о фактической величине выбросов загрязняющих атмосферу веществ источниками предприятия по форме 2-ТП (воздух) государственной статистической отчетности;

- осуществлять расчет плановых и фактических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух) и перечислять фактические платежи на расчетный счет территориальных органов Федерального казначейства Минфина России;

- организовывать проведение государственной экологической экспертизы проектов, предусмотренных требованиями законодательства РФ;

- выполнять предписания органами государственного надзора.

5 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
5.1 Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
5.1.1 Инвентаризация представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории предприятия, количестве и составе выбросов.

5.1.2 В ходе инвентаризации учитываются все имеющиеся стационарные (организованные и неорганизованные) и передвижные источники загрязнения, а также определяются количественные и качественные характеристики выбросов загрязняющих веществ следующими методами:

а) инструментальными измерениями, проводимыми персоналом аккредитованной лаборатории;

б) по действующим расчетным или расчетно-балансовым методикам, утвержденным и согласованным в установленном порядке;

в) по среднеотраслевым нормативам удельных выбросов на единицу продукции.

5.1.3 По результатам инвентаризации выбросов должны быть установлены источники и перечень вредных веществ, подлежащих нормированию.

5.1.4 Инвентаризация проводится один раз в 5 лет силами специалистов предприятия, либо персоналом специализированной организации по договору. В случае реконструкции или изменения технологии проводится уточнение проведенной ранее инвентаризации.

5.1.5 Результаты инвентаризации согласовывают с органами государственного надзора в соответствии с установленными требованиями законодательства РФ.
5.2 Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
5.2.1 В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы выбросов в виде проекта ПДВ.

5.2.2 Нормативы ПДВ разрабатываются на основе материалов Инвентаризации и перспективы развития предприятия силами специалистов предприятия, либо персоналом специализированной организацией по договору.

Нормативы ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выброса и/или их совокупности, находящихся на балансе предприятия.

5.2.3 В случае невозможности достижения ПДВ разрабатываются ВСВ на основе плана мероприятий, учитывающего все известные технические решения, и указываются в проекте нормативов ПДВ. Сроки поэтапного достижения ПДВ устанавливаются уполномоченным органом государственного надзора.

5.2.4 Утверждение Проекта нормативов ПДВ производится уполномоченным органом государственного надзора.

5.2.5 Корректировка проекта нормативов ПДВ выполняется в случае реконструкции или изменения технологии не реже одного раза в 5 лет.
5.3 Получение разрешений на право выброса загрязняющих веществ в атмосферу
5.3.1 Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) предприятия, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору:

- в пределах установленных нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- в пределах установленных лимитов на выбросы (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).

5.3.2 При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ предприятием обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.

Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных лимитов на выбросы, тогда срок действия разрешения на выбросы составляет один год, с даты выдачи разрешения на выбросы.

Для предприятий, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет).

5.3.3 Основанием для выдачи Разрешения является утвержденный проект нормативов ПДВ (при отсутствии проекта нормативов ПДВ – Результаты инвентаризации выбросов) и заявка на получение Разрешения.

5.3.4 Для получения Разрешения на следующий год предприятие не позднее 15 декабря текущего года оформляет и направляет в уполномоченный государственный орган заявки с перечнем документов, установленным Административным регламентом Росприроднадзора по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее - Регламент).

5.3.5 За выдачу Разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уплачивается государственная пошлина.

5.3.6 Территориальным органам Росприроднадзора принимается решение о выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов предприятия.

5.3.7 Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является представление предприятием заявления и документов, указанных в Регламенте, не в полном объеме, либо наличие в составе материалов предприятия искаженных сведений или недостоверной информации.

6 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО УЧЕТУ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

6.1 Парниковые газы – это газообразная составляющая атмосферы природного и антропогенного происхождения, которая поглощает и испускает излучение в инфракрасном диапазоне, испускаемого поверхностью Земли, атмосферой и облаками (приводит к появлению глобального парникового эффекта).

К основным парниковым газам, подлежащим ограничению и инвентаризации выбросов, относятся: двуокись углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), перфторуглероды (ПФУ), гидрофторуглероды (ГФУ) и гексафторид серы (SF6).

6.2 Целью налаживания учета парниковых газов является оптимизация энергопотребления на основе технических и организационных мероприятий.

6.3 Организация учета парниковых газов на предприятиях проводится по решению руководства предприятия в соответствии с утвержденными на предприятии методиками.

Целесообразно использовать требования стандарта ГОСТ Р ИСО 14064.

7 ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

7.1 Программа по охране атмосферного воздуха должна содержать мероприятия, которые направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, сохранение или увеличение площадей лесных ресурсов и растительности, сокращение потребления природных ресурсов и т.д.

7.2 В Программу включают мероприятия, предусмотренные:

- федеральными законами, законами ЯНАО, Тюменской области, постановлениями (решениями) Правительства ЯНАО, Глав администраций городов и районов ЯНАО;

- целевыми (автономного округа, областного), местными районными и иными программами по оздоровлению окружающей природной среды;

- в проектах ПДВ (ВСВ), а также в условиях природопользования, договорах, лицензиях;

- программами и планами отраслевых ведомств и вышестоящих организаций;

- предписаниями государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

7.3 Программа в обязательном порядке должна содержать мероприятия, сроки их выполнения, ответственных должностных лиц, ресурсы, необходимые для достижения и ожидаемый экологический эффект по итогам выполнения мероприятия.

7.4 Приоритетность включения в Программу тех или иных мероприятий, не перечисленных выше, определяет предприятие, исходя из:

- реальной величины негативного воздействия на окружающую среду того или иного источника выбросов загрязняющих веществ;

- обеспеченности мероприятий, включенных в Программу, финансовыми и материально-техническими ресурсами.

7.5 Мероприятия Программы, подразделяются на:

- технические (технологические), куда включаются работы по строительству, реконструкции, модернизации природоохранных объектов, сооружений, внедрению ресурсосберегающих, безотходных (малоотходных) технологий, организации зон санитарной охраны, оснащению оборудованием, обеспечивающим снижение выбросов;

- проектные и научно-исследовательские работы, в рамках которых осуществляется поиск решений по внедрению экологически безопасных производств, проектированию природоохранных сооружений, разработка эколого-нормативной документации;

- организационные: предполагающие ведение учета использования природных ресурсов и уровня негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду; обучение сотрудников по вопросам охраны окружающей среды; организацию производственного контроля на предприятии и т.п.

Организационные мероприятия подкрепляются соответствующими распорядительными документами руководства предприятия.

7.6 К основным техническим (технологическим) мероприятиям по охране атмосферного воздуха для предприятий, имеющих стационарные источники загрязнения, можно отнести:

- оснащение источников выбросов установками очистки газов,

- совершенствование, реконструкцию систем очистки газов,

- перевод технологического оборудования на более экологически чистые виды топлива,

- совершенствование технологических процессов, обеспечивающих сокращение выбросов.

Для передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха:

- оснащение автотранспорта системами нейтрализации отработавших газов,

- перевод на более экологичные виды топлива,

- проведение проверок на токсичность отработавших газов и регулировки автомобилей.

7.7 Сформированные Программы по охране атмосферного воздуха предоставляются до 1 декабря года, предшествующего планируемому в администрацию Муниципального образования (далее – МО) для включения в Программу мероприятий по охране атмосферного воздуха МО.
8 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ УСТАНОВОК ОЧИСТКИ ГАЗА

8.1 Предприятия, имеющие на своем балансе установки очистки газа для стационарных источников выбросов загрязняющих веществ должны соблюдать требования, изложенные в данном разделе.

8.2 Руководство предприятия должно:

- приказом (распоряжением) назначить ответственных лиц за эксплуатацию и техническое обслуживание установок очистки газа по цехам (участкам);

- приказом назначить рабочую комиссию по обследованию установки очистки газов;

- определить документально обязанности для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа и довести их до сведения назначенных должностных лиц;

- обеспечить необходимый уровень компетенции инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа (организовать техническую учебу и проверку знаний);

- выделять своего компетентного специалиста для участия совместно с представителем государственных органов экологического надзора в обследовании установок, предоставлять необходимую техническую документацию и информацию о выполнении запланированных мероприятий по улучшению эксплуатации и обслуживания установок очистки газа.

8.3 Все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных уполномоченных органах государственного экологического надзора.

8.4 На каждую установку очистки газов оформляется паспорт, разрабатывается и утверждается инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию.

8.5 Лицо, ответственное за эксплуатацию и обслуживание установки очистки газов, обеспечивает ведение документации - оперативных журналов, содержащей основные показатели, характеризующие режим работы установки, отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д..

8.6 Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия. По результатам осмотра составляется акт и при необходимости разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков. Акт прилагается к паспорту установки.

8.7 Установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным, не реже одного раза в год, а также в следующих случаях:

а) при работе технологического оборудования на измененном режиме более 3-х месяцев или при переводе его на новый постоянный режим работы;

б) после строительства, капитального ремонта или реконструкции установки.

Результаты проверки оформляются актом и заносятся в паспорт установки.

В случае несоответствия параметров работы установки проектным показателям принимаются необходимые меры для наладки установки, ее реконструкции или замены.

8.8 В случае аварийного отключения, серьезного отклонения от установленных проектных параметров, либо не использования установок при работающем технологическом оборудовании очистки газов оформляется аварийный акт по неэффективным и неиспользуемым установкам очистки газа.

8.9 Ремонт установки должен производиться при остановленном технологическом агрегате. Текущие и капитальные ремонты установок очистки газа проводятся предприятиями, согласно утвержденному графику планово предупредительных ремонтов (ППР).

Мероприятия по модернизации установок очистки газа, позволяющие повысить надежность и степень очистки газа, должны выполняться при проведении капитальных ремонтов.

8.10 Классификация установок очистки газов по методам очистки, а также требования по эксплуатации к каждому из видов определены в Правилах эксплуатации установок очистки газа – ПЭУ 84 «Правила эксплуатации установок очистки газа».

9 ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ И ЗАЛПОВЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

9.1 При эксплуатации технологического оборудования, газопроводов, установок очистки газов могут произойти аварийные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в результате:

- повреждения технологических агрегатов;

- разрывов газопроводов;

- повреждений или отключений установок очистки газа;

- пожаров.

9.2 Предприятия при разработке планов ликвидации аварий (ПЛА) включают мероприятия по предотвращению и ликвидации аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

9.3 Порядок разработки ПЛА определен нормативно-правовыми актами РФ.

9.4 Передача информации об аварийных и залповых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется согласно установленному на предприятии порядку. Информация о залповых выбросах в результате аварии в обязательном порядке доводится своевременно до сведения региональных уполномоченных органов государственного экологического надзора, а также в администрацию МО.

9.5 Предупреждения о вероятном повышении уровня загрязнения воздуха в связи с ожидаемыми НМУ составляются в прогнозирующих подразделениях метеослужбы в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899. В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ. Первый режим означает, что предприятие должно обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 15-20%, второй – на 20-40% и третий – на 40-60%.

9.6 Временные мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период НМУ I, II, III степени опасности (далее - временные мероприятия) разрабатываются в рамках проекта нормативов ПДВ, согласно РД 52.04.52.

9.7 Экологическая служба предприятия на основании утвержденного проекта нормативов ПДВ разрабатывает план действия при получении сигналов о наступлении НМУ, который утверждается руководителем предприятия.

Порядок реагирования на поступивший сигнал НМУ должен включать:

- назначение ответственных за выполнение временных мероприятий;

- схему доведения сигналов о наступлении НМУ до непосредственных исполнителей мероприятий;

- временные мероприятия для различных технологических установок;

- назначение ответственного представителя при осуществлении государственного надзора за выполнением временных мероприятий.

9.8 Ответственные за выполнение временных мероприятий организовывают их выполнение и делают запись в специальном журнале о принятых мерах.

9.9 Предприятие согласно графику инструментального контроля источников выбросов выполняет замеры непосредственно на источниках выбросов соответствующего подразделения, где приняты меры, и осуществляет контроль качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия.

10 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
10.1 Производственный экологический контроль в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством РФ.

10.2 Координацию деятельности и методическое руководство по проведению производственного экологического контроля на предприятии осуществляет экологическая служба, либо в случае ее отсутствия должностное лицо, назначенное приказом руководства.

10.3 К объектам производственного экологического контроля в сфере охраны атмосферного воздуха относятся:

- стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, согласно инвентаризации выбросов;

- передвижные источники выбросов загрязняющих веществ;

- системы очистки отходящих газов, согласно инвентаризации выбросов;

- атмосферный воздух в зоне техногенного влияния предприятия;

- программы мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ.

10.4 Контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

10.4.1 Контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников ведется в соответствии с план-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ). Периодичность контроля источников выбросов в атмосферу устанавливается исходя из определения их категории.

10.4.2 Выполнение инструментальных замеров выбросов пыли и газообразных веществ ведется силами специалистов собственной аккредитованной лаборатории предприятия, либо в соответствии с договором с аккредитованным эко-аналитическим центром. Количественный химический анализ проб пылегазовых выбросов выполняется в специализированных аккредитованных лабораториях.

10.4.3 Результаты контроля оформляются протоколами и доводятся до сведения ответственных лиц. В случае выявления отклонений от установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и выполняются корректирующие действия. Для определения эффективности предпринятых корректирующих действий в случае необходимости производятся повторные замеры.

10.5 Контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников

10.5.1 Контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов производится в соответствии с Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 года № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

10.5.2 Предприятия, на чьем балансе числятся передвижные источники выбросов загрязняющих веществ, такие как:

  • автотранспортные средства,

  • трактора,

  • самоходные дорожно-строительные и иные машины,

  • маневровые и магистральных тепловозы,

  • воздушные суда гражданской авиации

  • путевая техника

  • суда смешанного (река-море) плавания, спортивные и прогулочные суда

должны организовать их проверку на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух путем прохождения технического осмотра в специализированных организациях, либо проведения контроля на собственных пунктах контроля в соответствии с РД-200-РФ-12-0137.80.

10.5.4 Требования к содержанию оксида углерода и углеводородов (дымности и токсичности соответственно) в отработавших газах двигателя, работающего на бензине, сжатом или сжиженном газе, а также бензогазовых смесях, а также методы измерений установлены ГОСТ Р 52033-2003.

10.5.5 Требования к содержанию оксидов углерода в отработавших газах для автомобилей с дизельными двигателями, а также методы измерений установлены в ГОСТ 21393-75.

10.5.6 Результаты контроля передвижных источников выбросов фиксируются в журналах, технических паспортах.

10.6 Контроль за системами очистки газов

10.6.1 Ответственные лица за эксплуатацию установок очистки газов осуществляют ежесменный контроль за состоянием оборудования и работой системы очистки в соответствии с установленными требованиями в инструкции по эксплуатации.

10.6.2 Контроль эффективности работы установок очистки газов ведет аккредитованная лаборатория по утвержденным графикам. Результаты контроля оформляются в виде протоколов и передаются руководителям подразделений предприятия, на чьем балансе числятся системы очистки газов.

10.6.3 Осмотр технического состояния установок очистки газов проводится специально созданной комиссией. По результатам составляется акт проверки, где в том числе приводятся рекомендации по устранению выявленных замечаний.

10.7 Контроль качества атмосферного воздуха

10.7.1 Контроль качества атмосферного воздуха осуществляется на основании план-графика контроля нормативов ПДВ по измерениям приземных концентраций в атмосфере на границе санитарно-защитной зоны предприятия и прилегающей жилой застройки. Утверждает план-график руководитель предприятия. Согласование графика проводится в органах государственного экологического надзора и метеослужбы.

10.7.2 Отбор проб атмосферного воздуха ведется в контрольных точках в соответствии с проектом ПДВ на границе санитарно защитной зоны (СЗЗ). Одновременно с отбором проб измеряются скорость и направление ветра, температура воздуха, атмосферное давление, визуально отмечается количественная характеристика выброса и качественная характеристика факела. Вся полученная информация регистрируется в рабочем журнале отбора проб.

10.7.3 Контроль качества атмосферного воздуха производятся на расстояниях, предусмотренных в проекте ПДВ в зависимости от категории источников выбросов предприятия и согласно карте-схеме. Отбор проб производится на передвижной специализированной автомашине силами специалистов собственной аккредитованной лаборатории предприятия, либо в соответствии с договором с аккредитованной лабораторией.

10.8 Лаборатории, привлекаемые по договору для проведения мониторинга окружающей среды должна иметь аккредитацию. Измерительное, испытательное, вспомогательное оборудование, используемое при проведении инструментальных замеров и лабораторных исследований, должно соответствовать требованиям документов, предусматривающих его использование и обеспечивать достоверность получаемых результатов.

11 ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

11.1 К первичной отчетной документации по охране атмосферного воздуха относятся:

  • журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик (ПОД-1), который заполняется на основании результатов исследований выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

  • журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха (ПОД-2);

  • журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ПОД-3);

  • паспорт установки очистки газов;

  • журнал записи результатов проверок автомобилей на содержание в отработавших газах окиси углерода и углеводородов при наличии собственных пунктов контроля;

  • журнал записи результатов проверок автомобилей на дымность и токсичность при наличии собственных пунктов контроля;

11.2 Данные первичной отчетной документации используются для составления годового отчета по форме государственной статистической отчетности 2-тп (воздух).

11.3 Ответственность за ведение различных видов первичной отчетной документации определяется документально.

11.4 Контроль за ведением журналов первичной отчетной документации осуществляют специалисты экологических служб предприятия в ходе проведения производственного экологического контроля.

11.5 К отчетной документации относится:

- отчет 2-тп (воздух) по форме, утвержденной Приказом Росстата от 09.08.2012 № 441 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»;

- отчет (за квартал, год) о выполнении план-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках;

- отчет (за квартал, год) о выполнении план-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) по измерениям приземных концентраций в атмосфере на границе санитарно-защитной зоны предприятия и прилегающей жилой застройки;

- отчет (за квартал, год) о выполнении программы по охране атмосферного воздуха;

Сформированный и утвержденный отчет 2 тп-воздух направляется в территориальное отделение Росстата.

Отчет (за квартал, год) о выполнении план-графика контроля нормативов ПДВ по измерениям приземных концентраций в атмосфере на границе санитарно-защитной зоны предприятия и прилегающей жилой застройки направляется в территориальные органы Росприроднадзора, Роспотребнадзора и в администрацию МО.

Отчет (за квартал, год) о выполнении программы по охране атмосферного воздуха направляется в территориальные органы Росприроднадзора и в администрацию МО.

12 ТРЕБОВАНИЯ К РАСЧЕТУ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
12.1 Основанием для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002.

12.2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерб от выбросов, сбросов и отходов производства.

12.3 Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 установлены нормативы платы за:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;

  • сбросы загрязняющих веществ в подземные и поверхностные водные объекты;

  • размещение отходов производства и потребления.

12.4 Плата за выбросы, сбросы в пределах ПДВ, ПДС и размещение отходов в пределах установленных лимитов рассчитывается по нормативам платы в пределах установленных допустимых нормативов с учетом региональных коэффициентов.

12.5 Плата за выбросы в пределах лимитов рассчитывается с коэффициентом 5 к нормативам платы в пределах установленных допустимых нормативов с учетом региональных коэффициентов.

12.6 Плата за сверхлимитные выбросы рассчитывается исходя из увеличенного в 25 раз норматива платы в пределах установленных допустимых нормативов с учетом региональных коэффициентов.

12.7 Платежи за предельно допустимые и лимитные выбросы загрязняющих веществ относятся на себестоимость продукции. Платежи за сверхлимитные выбросы осуществляются за счет прибыли.

12.8 Платежи согласовываются с органами государственного экологического надзора и направляются в налоговую инспекцию.

12.9 Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает предприятие от выполнения природоохранных мероприятий.

13 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
13.1 Требования к организации внутренних коммуникаций по вопросам охраны атмосферного воздуха должны быть определены во внутренних локальных нормативных актах предприятия:

- положении о структурных подразделениях;

- стандартах организации;

- положении о производственном экологическом контроле;

- приказах;

- инструкциях.

13.2 Координацию внешних связей по вопросам охраны атмосферного воздуха осуществляет руководитель экологической службы предприятие, либо лицо, назначенное приказом за соблюдение законодательных требований в области ООС.

13.3 Методы передачи информации при осуществлении внешних коммуникаций:

  • предоставление информативных писем и отчетной документации;

  • использование сайта предприятия в Интернете;

  • встречи с местной общественностью;

  • публикация в местной печати.

13.4 Внешние коммуникации предприятия в рамках охраны атмосферного воздуха включают:

13.4.1 Регулирование отношений с государственными органами, специально уполномоченными в области охраны окружающей среды на местном, региональном и федеральном уровне и предоставление статистической и другой отчетности;

13.4.2 Осуществление связи с региональными представительствами Росгидромета для получения информации о НМУ;

13.4.3 Осуществление связи со средствами массовой информации (СМИ), местным населением и общественностью.

13.4.4 Информирование общественности об уровне загрязнения атмосферного воздуха в результате деятельности предприятия, при необходимости, данных экологического мониторинга.

13.4.5 Регистрация и рассмотрение жалоб и предложений.

13.5 Информация, соответствующая 13.4.1 -13.4.3 в виде плановой, представлена в таблице 1.

13.6 Порядок работы с поступающими жалобами и предложениями от внешних заинтересованных сторон производятся в соответствии с установленным на предприятии в локальных нормативных актах порядке.

13.7 Сроки прохождение информации по внешним коммуникациям:

- оперативной, в возможно короткие сроки, не более пяти суток, следующих за поступлением информации;

- плановой, в соответствии со сроками, указанными в таблице 1.

13.8 Организация внешних коммуникаций с органами государственного экологического надзора в случае возникновения аварийной ситуации предусмотрена в Планах ликвидации аварии, планах ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, других документах, определяющих действия специалистов предприятия при возникновении аварий, в том числе связанных с нанесением вреда атмосферному воздуху.

Таблица 1

Плановая информация, по вопросам охраны

атмосферного воздуха, предоставляемая внешним

заинтересованным сторонам

Организации, получающие информацию

Наименование предоставляемого документа

Периодичность предоставления документа

Администрация Муниципального образования

План природоохранных мероприятий, в том числе по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Ежегодно до 1 декабря текущего года

Отчеты о выполнении мероприятий

Ежеквартально

Отчет о выполнении исследований качества атмосферного воздуха в районе действия предприятия (основании план-графика контроля нормативов ПДВ по измерениям приземных концентраций в атмосфере на границе санитарно-защитной зоны предприятия и прилегающей жилой застройки

По итогам отчетного года до 1 февраля последующего года за отчетным.

Информация по результатам выполнения мероприятий в период НМУ

Органы государственного экологического надзора

Отчет об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Один раз в 5 лет по результатам инвентаризации

Проект нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ)

Один раз в 5 лет после согласования

Заявка на получение Разрешения на выброс загрязняющих веществ

Ежегодно, либо в соответствии с проектом ПДВ

Заявка на регистрацию паспорта установки очистки газа

При введении в действие

Отчет о проведенных исследованиях выбросов загрязняющих веществ на источниках

Ежеквартально

Отчет о выполнении исследований качества атмосферного воздуха в районе действия предприятия (основании план-графика контроля нормативов ПДВ по измерениям приземных концентраций в атмосфере на границе санитарно-защитной зоны предприятия и прилегающей жилой застройки

Ежеквартально

Заявка на согласование расчёта плановой и фактической платы за загрязнение окружающей среды за текущий квартал

Ежеквартально

Копии платежных документов платы за загрязнения окружающей среды за прошедший квартал

Ежеквартально

Запрос на разрешение остановки ПГУ с расчётами загрязнения атмосферного воздуха и мероприятиями по снижению воздействия на окружающую среду

По мере необходимости

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики

Отчет 2-тп воздух

Один раз в год

Государственные органы санэпиднадзора

Отчет о проведенных исследованиях выбросов загрязняющих веществ на источниках

Ежеквартально

Межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Информация по результатам выполнения мероприятий в период НМУ

Ежегодно
  1   2

Похожие:

Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу методы исследования дисперсионного...
Разработан акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха»
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Методические рекомендации по осуществлению государственного надзора...
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, повышения качества проведения мероприятий по надзору в области охраны атмосферного...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Инструкция по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха
Инструкция предназначена для использования государственными инспекторами по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Инструкция по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха
Инструкция предназначена для использования государственными инспекторами по охране природы службы природопользования и охраны окружающей...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Тема: Гигиеническая оценка микроклимата больничных помещений. Гигиеническое...
Цель: формирование у студентов теоретических знаний о методах и способах оценки микроклимата лечебных учреждений
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Приказ 01. 03. 2011 №112 Об утверждении Инструкции по осуществлению...
Инструкция предназначена для использования государственными инспекторами по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Приказ от 1 марта 2011 г. N 112 об утверждении инструкции по осуществлению...
Инструкция предназначена для использования государственными инспекторами по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Законодательных, нормативных и инструктивно-методических
Акционерное общество "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (ао "нии атмосфера")
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска
Крупнейшие предприятия-загрязнители атмосферного воздуха в г. Ижевске
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Предисловие 4 раздел 1 охрана и регулирование использования атмосферного
Предисловие 4раздел 1 охрана и регулирование использования атмосферного воздуха51. 1 Оценка источников загрязнения и качества атмосферного...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Методические указания по созданию первичной пр
В сборнике опубликованы действующие нормативные акты, а также примерные положения и рекомендации, требующие их утверждения на уровне...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Донецкой Народной Республики от 01. 12. 2016 №132
Тп (воздух) (годовая) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (далее – форма №2-тп (воздух) (годовая)) и №2-тп (воздух) (квартальная)...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Пост контроля загрязнения атмосферного воздуха

Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Закон от 04 мая 1999 года №96-фз «Об охране атмосферного воздуха»
Нижегородской области мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного экологического надзора
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности вппб 01-04-98
...
Организация охраны атмосферного воздуха на уровне предприятий и организаций янао icon «Средства информационной поддержки систем менеджмента качества предприятий и организаций»
Организовать обучение сотрудников университета и слушателей из сторонних организаций, будет способствовать формированию у них компетенций...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск