Скачать 468.19 Kb.
|
СТЕРИЛИЗАТОРЫ МЕДИЦИНСКИЕ ПАРОВЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ПАРОВЫХ СТЕРИЛИЗАТОРАХ ОМУ 42-21-35-91 Приказом МЗ СССР № 287 от 10.11.91 срок действия установлен с 01.07.92 на срок до 01.06.97 Настоящие методические указания (ОМУ) распространяются на стерилизаторы паровые отечественного и зарубежного производства, предназначенные для стерилизации водяным насыщенным паром под давлением перевязочных материалов, хирургического белья, медицинских инструментов, хирургических перчаток флаконов с растворами, и других изделий медицинского назначения, находящихся в учреждениях, предприятиях и организациях Министерство здравоохранения. ОМУ не распространяется на стерилизаторы паровые, которые по своему устройству, назначению, области применения и условиям эксплуатации относятся для стерилизации изделий медицинского назначения в процессе производства. ОМУ определяет общие правила и порядок ввода в эксплуатацию стерилизаторов паровых, подготовки и аттестации персонала, правилам эксплуатации стерилизаторов медицинских и техническим требованиям безопасности при работе на паровых стерилизаторах.
1.1. Для стерилизации изделий медицинского назначения используют паровые стерилизаторы отечественного и зарубежного производства, разрешенные к применению Министерством здравоохранения СССР, соответствующие требованиям ГОСТ 19569-89 и настоящего ОМУ. 1.2. Стерилизацию изделий медицинского назначения проводят в соответствии с нормативно-техническими документами и официально инструктивно-методическими документом МЗ СССР.
1.3.1. Эксплуатировать стерилизаторы паровые при отсутствии акта обследования стерилизатора и помещения, где устанавливаются стерилизаторы, приказа по учреждении здравоохранения об открытии стерилизационного отделения и вводе в эксплуатацию стерилизатора, а также стерилизаторы паровые, не прошедшие проверку на соответствие требования освидетельствования в установленные сроки. 1.3.2. Производить изменения конструкции стерилизатора в процессе монтажа, ремонта и эксплуатации. 1.3.3. Допускать к эксплуатации медицинских паровых стерилизаторов технический и медицинский персонал, не прошедший предварительного обучения и аттестованный в установленном настоящем ОМУ порядке. 1.3.4. Нарушать требования настоящих ОМУ и эксплуатационной документации на стерилизатор. 1.4. Ответственность за выполнение настоящих ОМУ возлагается на руководителей учреждения лиц, осуществляемых надзор и отвечающих на безопасную эксплуатацию стерилизаторов, назначенных приказом по лечебному учреждениб (Приложением 2). 1.5. Контроль за соблюдением настоящим ОМУ осуществляют: администрация и профсоюзный комитет лечебного учреждения, предприятия, техническая инспекция труда профсоюзов и служба охраны труда отрасли.
2.1. Общие указания. 2.1.1. Последовательность указания работ при организации стерилизационных отделений, состав комиссии и перечень необходимой документации, составляемой по этапам, приведены в Приложении 1 (справочном). 2.1.2. Порядок работы комиссии по обследованию стерилизационных помещений включает:
2.1.3. Открытие стерилизационного отделения и ввод в эксплуатацию стерилизатора в эксплуатацию разрешается после устранения всех замечаний комиссии и издания приказа, по лечебному учреждения и организации надзора и безопасной эксплуатации стерилизаторов, форма приказа приведена в Приложении 2 (рекоменд.) 2.1.4. Объем технического освидетельствования перед вводом в эксплуатацию стерилизатора и методика его проведения определяется эксплуатационной документацией на стерилизатор и настоящих ОМУ, п. 4.3. 2.1.5. Установка парового стерилизатора производиться в соответствии с эксплуатационной документацией специалистами ПТО «Медтехника» или штатным персоналом лечебного учреждения, имеющего соответственный допуск. 2.1.6. На каждом стерилизаторе после его установки должна быть табличка с указанием: - регистрационного номера книги и учета освидетельствования, стерилизаторов;
2.1.7. Акт об установке стерилизатора надписывается представителями местного отделения «Медтехника» или завода-изготовителя и лицами учреждения, ответственными по надзору за безопасную эксплуатацию. 2.1.9. Администрация учреждения обязана обеспечить эксплуатацию стерилизаторов и содержание стерилизационных отделений в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на стерилизатор и настоящих ОМУ. 2.2.Требования к помещениям для установки паровых стерилизаторов. 2.2.1. Установка паровых стерилизаторов малых объемов, не более 30 куб. дм, допускается в любых производственных помещениях лечебно-профилактических учреждений, с соблюдением основных требований, предъявляемых к помещениям, предназначенным для эксплуатации паровых стерилизаторов и с соблюдением мер безопасности, включаемых в ОМУ. 2.2.2. Установка паровых стерилизаторов средних (не более 220 куб. дм.) и больших (более куб. дм.) объемом должна быть произведена в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на стерилизатор и настоящих ОМУ (раздел 2). 2.2.3. Все помещения для установки паровых стерилизаторов должны иметь естественное искусственное освещение, фрамуги и форточки в окнах и приточно-вытяжную вентиляцию. 2.2.4. Дверь должна открываться из помещения во время работы стерилизатора, не должна запираться. Двери не должны быть застекленными. 2.2.5. Пол должен быть выполненным из токонепроводящих материалов. Необходимо покрывать рабочую зону токонепроводящего пола (плиточного, ксилолитового) диэлектрическим резиновым ковриком, отвечающим требованиям «Правила использования и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках». 2.2.6. Покрытие и окраска стен, потолка, пола помещений должна быть устойчива к средствам санитарной обработки и не выделять при этом неприятные запахи и токсичные вещества. Рекомендуется облицовка стен (на высоту не менее 1,8 м от уровня пола) глазурованной плиткой, краска стен и потолка водоэмульсионной краской. Применять нитрокраски запрещается. 2.2.7. Электрические стерилизаторы подключаются к сети через автономный рубильник или автоматический выключатель. Включение стерилизатора через штепсельную розетку категорически запрещается. Рубильник или автоматический выключатель устанавливаются на расстоянии 1,6 м от уровня пола и не далее 1 м от места расположения стерилизатора. Подключение к этому рубильнику или автоматическому пускателю других потребителей электроэнергии запрещается. 2.2.8. Все стерилизаторы, кроме огневых, должны быть заземлены в соответствии с требованиями «Инструкции по защитному заземления электромедицинской аппаратуры в учреждениях Минздрава СССР». Использовать в качестве заземляемых проводников водопроводные трубы, сети центрального отопления, канализации, трубопроводы для горючих и взрывоопасных смесей запрещается. 2.2.9. Состав помещений стерилизационный отделений определяется количеством устанавливаемого оборудования, конструктивными особенностями стерилизаторов, с учетом требований, изложенных в «Пособии» к СНиП 2.08.02-89. 2.2.10. Стерилизаторы должны быть размещены в стерилизационном помещении таким образом, чтобы ни один из них не препятствовал эвакуации другого стерилизатора, любого оборудования стерилизационной, а также обслуживания персонала. Эвакуационный путь должен быть шириной не менее 2 м. Примерный план установки стерилизаторов приведен в Приложении 3. 2.2.11. Площадь помещения определяется в соответствии с «Пособием по проектирования учреждений здравоохранения» к СНиП 2.08.07-89 с учетом количества коек учреждения. Площадь помещений центральных стерилизационных для больниц, диспансеров, родильных домов, аптек, стационаров, приведена в Приложении 4. 2.2.12. Стерилизационные отделения не допускается размещать в подвалах и цокольных этажах. 2.2.13. В стерилизационных отделениях не должно быть временных (фанерных, стеклянных и пр.) перегородок. Запрещается проведение в стерилизационных работ, не связанных с эксплуатацией или ремонтом стерилизаторов. 2.2.14. Полы в стерилизационном помещении должны быть ровными без перепадов и ступеней (при наличии перепадов должны быть предусмотрены пологие пандусы, составляющие угол не более 15 градусов к горизонтали). 2.2.15. В применяемых осветительных приборах с лампами накапливания, должны быть предусмотрены сплошные (закрытые) рассеиватели. 2.2.16. В стерилизационном помещении должна быть предусмотрена шина заземления сопротивлением не более 10 Ом, выполненная в соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок», «Инструкции по защитному заземлению электротехнической аппаратуры в учреждениях Минздрава СССР», ГОСТ 12.2.025-76, проложенная по периметру помещения на высоте 20 см от пола. На шине должны быть предусмотрены клеммы для присоединения других видов медицинских оборудования, применяющихся на других этапах, дезинфекционной и предстерилизационной обработки медицинских изделий. 2.2.17. Общий выключатель потребителей электроэнергии необходимо устанавливать перед входом в стерилизационное помещение. 2.2.18. Стерилизационное помещение должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. 2.2.19. В стерилизационном помещении должна быть предусмотрена внешняя и внутренняя телефонная связь.
2.3.1. С целью отражения достоверной информации о техническом состоянии стерилизационного оборудования, его правильной и безопасной эксплуатацией обслуживающим персоналом, стерилизационного отделения учреждений должны иметь следующие документы:
2.3.2. В том случае, когда стерилизационное отделение снабжается паром централизованного источника, в инструкции по технике безопасности должны быть отражены требования безопасности при работе с паропроводом.
ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕГО ПАРОВЫЕ СТЕРИЛИЗАТОРЫ 3.1. Лица, назначенные ответственными за надзор и безопасную эксплуатацию стерилизаторов, должны пройти предварительное обучение на курсах повышения квалификации кадров, организуемых органами здравоохранения, ответственными за подготовку и использования медицинских кадров. 3.2. Обучение медицинского персонала по правилам эксплуатации стерилизаторов и соблюдения правил безопасности с ними проводиться по специальной программе (Приложение 9). 3.3. Организация обучения медицинского персонала возлагается на руководство учреждения здравоохранения и проводиться на соответствующих курсах повышения квалификации медицинских сестер, медкурсах здравоохранения республик, учебно-курсовых комбинатах соответствующего профиля. 3.4. Лицам, сдавшим экзамен, после окончания курсов выдается удостоверение. Они обязаны ежегодно проходить проверку знаний с отметкой в удостоверении о проведенной аттестации. 3.5. Удостоверение, подтверждающее окончание курсов, действительно в течение 5 лет. По истечении срока персонал должен пройти повторное обучение на курсах и сдать экзамен. 3.6. Персонал, обслуживающий стерилизаторы, должен иметь удостоверение при себе. 3.7. Допуск к обслуживанию стерилизаторов лиц, не имеющих удостоверение, запрещается. 3.8. С целью проведения аттестации обслуживающего персонала приказом по учреждению создается постоянно действующая комиссия (Приложение 2). 3.10. Проверку персонала на право допуска к самостоятельной работе проводит утвержденная руководителем учреждения комиссия в следующих случаях:
3.11. Допуск лиц к самостоятельной работе на стерилизаторах осуществляется в соответствии с Приложением 7. 3.12. Перечень сотрудников, аттестованных на право самостоятельной работы со стерилизаторами, оформляется приказом по учреждению.
ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ 4.1. Общие указания. 4.1.1. В процессе эксплуатации стерилизаторов технический персонал выполняет следующие основные виды работ:
4.1.2. Все работы по эксплуатации стерилизаторов должны осуществляться только специально обученным техническим персоналом, имеющим право допуска к самостоятельной работе и монтажу, техническому ремонту и обслуживанию паровых стерилизаторов. 4.1.3. Работы, проводимые техническим персоналом, включая представителей ПТО «Медтехника» и лечебного учреждения, должны производиться в соответствии с эксплуатационной документацией на стерилизатор. 4.2. Порядок проведения монтажа, установки, ввода в эксплуатацию демонтажа стерилизаторов. 4.2.1. Монтаж стерилизаторов производиться предприятием «Медтехника». С разрешения организации «Медтехника» допускается монтаж стерилизаторов другими специализированными организациями или штатным персоналом учреждений здравоохранения. 4.2.2. Монтаж особо сложных моделей стерилизаторов осуществляется предприятиями-изготовителями, а импортных – фирмами-поставщиками или их полномочными представителями. 4.2.3. Вызов учреждения здравоохранения специалистов для проведения монтажа и наладки импортных стерилизаторов должен согласовываться с предприятием «Медтехника». 4.2.4. Монтаж стерилизаторов производиться по эксплуатационной документации на стерилизатор в помещениях, соответствующих проекту и СНиПу, в которых закончены все строительные, электротехнические и отделочные работы. 4.2.5. Пуско-наладочные работы (наладка, регулировка, опробирование) стерилизаторов производиться при наличии постоянного энерго- и водоснабжения, заземляющих устройств и других инженерных коммуникаций, обеспечивающих работу стерилизаторов. 4.2.6. Дефекты импортных стерилизаторов, обнаруженные в процессе ввода в эксплуатацию в гарантийный период, устраняются за счет фирм-изготовителей. Для организации работы по устранению выявленных дефектов учреждение-владелец стерилизаторов должно направить в В/О «Союзмедтехника» дефектный акт, составленный представителем бюро торговой экспертизы. 4.3 Порядок проведения технического освидетельствования. 4.3.1 Техническое освидетельствование проводят лица, ответственные за исправное техническое состояние, специалисты ПТО «Медтехника». 4.3.2. Техническому освидетельствованию должны подвергаться стерилизаторы перед пуском в работу периодически и досрочно. 4.3.3. Периодичность проведения технического освидетельствования устанавливается настоящим ОМУ и специалистами ПТО «Медтехника», периодичность не установлена и эксплуатационной документации на стерилизатор. 4.3.4. Досрочному техническому освидетельствованию стерилизатор подвергается в случаях: - проведение ремонтных работ с применением сварки; - демонтажа и его установка на новом месте; - необходимости, установленной лицом, осуществляющим надзор за стерилизаторами, или лицами, ответственными за исправное техническое состояние и безопасную эксплуатацию. 4.3.5. В процессе технического освидетельствования проводятся следующие работы: 4.3.5.1. Осмотр наружных поверхностей стерилизатора. 4.3.5.2. Устранение, в случае появления, дефектов наружных поверхностей. 4.5.3.3. Исправность установленной арматуры, контрольно-измерительных приборов и предохранительных клапанов: - состояние опорных конструкций, наличие заземления, состояние надписей; - осмотр доступных внутренних поверхностей стерилизатора. 4.3.5.4. Поверка манометров и мановакууметров с их опломбированием и клеймением должна производится не реже одного раза в 12 месяцев. 4.3.5.5. Гидравлические испытания. 4.3.6. Осмотр доступных внутренних поверхностей стерилизаторов производят в следующем порядке:
- в зависимости от технического состояния стерилизатор запрещают к стерилизации или подвергают гидравлическому испытанию, по результатам которого дается заключение о возможности его дальнейшей эксплуатации.(Порядок проведения гидравлических испытаний определен в ОМУ и эксплуатационной документацией на стерилизатор). 4.3.7. В зависимости от результатов технического освидетельствования стерилизатора разрешается его эксплуатация или запрещается. 4.3.8. Результаты и сроки следующих освидетельствований записываются в паспорт стерилизатора и в книгу учета и освидетельствования стерилизаторов лицом, проводящим его техническое освидетельствование. 4.4. Порядок проведения гидравлических испытаний 4.4.1. В процессе проведения гидравлических испытаний проводиться следующие работы:
4.4.2. Стерилизатор считается выдержавшим испытания, если не выявлено:
4.4.3. При выявлении капель и увлажнения сварных швов в стенах стерилизатор считается не выдержавшим гидравлического испытания. 4.4.4. Результаты и сроки следующих технических освидетельствований с проведение гидравлических испытаний, проводимых не реже 1 раза в 8 лет, должны записываться в эксплуатационную документацию на стерилизатор и книгу учета и освидетельствования стерилизаторов лицом, проводившим испытания. 4.5. Порядок проведения технического обслуживания стерилизаторов. 4.5.1. Для проведения технического обслуживания и ремонта установленного оборудования организация-владелец стерилизатора должна заключить договор с территориальным предприятием «Медтехника» (Приказ Минздрава СССР от 3.10.90 г. № 394). Допускается техническое обслуживание, ремонт, монтаж и наладка штатным персоналом учреждений, прошедшие обучение и имеющие соответствующее удостоверение. Порядок организаций технического обслуживания медицинской техники регламентируется типовым «Положением о комплексном техническом обслуживании, ремонте, монтаже и наладки медицинской техники» (Приложение 11, п. 12), эксплуатационной документацией на стерилизатор и настоящим ОМУ. |
Инструкция №02-эб по электробезопасности при работе Бытовая радиоаппаратура (магнитофоны, проигрыватели, телевизоры и др.) относятся к электроустановкам потребителей до 1000 вольт и... |
Эксплуатация котлов «ferroli» типа «prextherm rsw 469» с горелками... Германия должна вестись в соответствии «пу и бэ паровых и водогрейных котлов» и краткой инструкции по эксплуатации паровых и водогрейных... |
||
Правила по устройству, эксплуатации, технике безопасности и производственной... Правила по устройству, эксплуатации, технике безопасности и производственной санитарии при работе в аптеках |
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более Настоящие Правила являются переработанным изданием Правил устройства и безопасной эксплуатации водогрейных котлов, водоподогревателей... |
||
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных... Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (пб 10-574-03) печатаются по официальному тексту, опубликованному... |
Инструкция по эксплуатации правила техники безопасности Необходимо соблюдать следующие правила, чтобы обеспечить максимальную безопасность персонала при работе с данным прибором |
||
Инструкция по технике безопасности при работе с электронагревательными... К работе с электронагревательными приборами допускаются лица, прошедшие инструктаж по правилам их безопасной эксплуатации |
Правила по охране труда при работе на высоте I. Общие положения Правила по охране труда при работе на высоте (далее – Правила) устанавливают государственные нормативные требования по охране труда... |
||
Правила по охране труда при работе на высоте I. Общие положения Правила по охране труда при работе на высоте (далее – Правила) устанавливают государственные нормативные требования по охране труда... |
Инструкция по технике безопасности при работе с жидким и газообразным... «Требования промышленной безопасности при эксплуатации, выполнении строительных, монтажных, пусконаладочных и ремонтных работ на... |
||
Федеральный надзор россии по ядерной и радиационной безопасности Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2003 г прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии... |
Федеральный надзор россии по ядерной и радиационной безопасности Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2003 г прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии... |
||
Правила безопасности труда при проведении ремонта бытовых приборов и машин Электротехнический персонал, работающий с аппаратурой, подключаемой к электрическим сетям, должен знать правила технической эксплуатации,... |
Мероприятия по технике безопасности при эксплуатации и ремонте электрооборудования... Требования безопасности при подготовке дробилки к работе и техническом обслуживании должны соответствовать гост 12 042, гост 12 005,... |
||
Тема №1 Основы организации и обеспечения радио и проводной связи... Вопрос: Требования безопасности при эксплуатации средств связи и источников электропитания. Порядок оказания первой медицинской помощи... |
Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников пб 10-518-02. Литература ... |
Поиск |