Содержание
Введение…………………………………………….………………………..…...….3
Раздел 1. История создания кресла-качалки…………………………………...…..4
Раздел 2. Технология изготовления кресла-качалки………………………...…….5
Раздел 3. Бизнес-план………………………………………………………...…….18
Заключение………………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………………..……23
Приложения…………...……………………………………………………………25
Введение
Кресло-качалка фантастический и удивительный вид мебели. Из тысячи изобретений для домашнего комфорта, вероятно, наиболее значимо появление кресла-качалки. Ведь проведя весь день на ногах, вы сильно устанете, хочется отдохнуть, снять обувь, взять любимую книгу и сесть у камина, раскачивание вперед-назад помогает расслабиться. Так что же может быть лучше, чем кресло-качалка?
Виды кресел-качалок
Кресла-качалки на деревянном каркасе считаются традиционными. Для них характерны мягкие сиденья и использование обивочной ткани.
Плетеные кресла-качалки из лозы (ива, виноград), а также ротанга, бамбука, тростника остаются в фаворитах. Несмотря на легкость, они отличаются прочностью и надежностью.
Кресла-качалки складные, как правило, изготовлены на металлическом каркасе, обшиты коже заменителем или тканью, с деревянными полозами. Данное кресло-качалка удобно при транспортировки, занимает минимально места, часто используют для кормления малышей грудью.
Кроме этих трех основных групп, существуют комбинированные варианты (например, ротанг + натуральное дерево), резные кресла-качалки, изготовители кованой мебели предлагают кованые кресла-качалки, современные дизайнеры представляют авангардные кресла-качалки из пластика.
Целью курсовой работы является создание проекта по изготовлению кресла-качалки.
Для выполнения нашей цели были определены задачи:
1. Дать поэтапное описание технологии изготовления кресла-качалки.
2. Разработать бизнес-план по производству и продаже кресел-качалок.
Раздел 1. История создания кресла-качалки
Достоверная история появления кресла-качалки неизвестна. По одним источникам его впервые изготовили в Вене в 1860 году в мастерской знаменитого мастера Михаэля Тонета, который много работал и экспериментировал с гнутой древесиной.
По другим данным его изобрел житель Англии Бенджамин Франклин приблизительно в 1700-х годах, хотя некоторые утверждают, что он был просто первым его владельцем, и кресло вначале служило предметом садовой мебели. Первое официальное упоминание про кресло-качалку появилось в Оксфордском словаре в 1787году. Примерно в 1800году кресла-качалки выпускаться мебельными компаниями. В XIX-XX вв. кресла стали одним из любимых предметов мебели литераторов, аристократов, художников и остальных представителей богемы.
Но не зависимо от того, кто был первым изобретателем кресла, можно утверждать одно, что не более удобной мебели для дома после тяжелых дней. Некоторые ученые утверждают, что самые лучшие сказки были рассказаны детям тогда, когда они слушали их в кресле-качалке.
Кресла-качалки должны быть сплетены, так что бы обеспечить равномерное раскачивание и при этом предотвратить опрокидывание кресла. Их спинки должны быть сделаны так, чтобы спина была в удобном положении. На такие кресла обычно кладутся подушки. Для изготовления кресел лучше сего использовать дерево и лозу. В других странах используют бамбук, тростник, ротанга, водоросли.
Ротанговую мебель импортируют в основном из Латинской Америки, Малайзии и Индонезии. Выбирая мебель из ротангового материала, следует обратить внимание на количество стыков (чем меньше, тем лучше).
Современные производители дачной мебели могут предложить разнообразие кресла, диваны-качалки для нескольких людей, мобильные разборные конструкции. Как мы видим, продажа мебели из ротанга, да и продажа кресел качалок налажена, поэтому купить такую мебель достаточно просто. Традиционными считаются кресла-качалки на деревянном каркасе с мягкими сиденьями. Кресла-качалки на металлическом каркасе универсальны, их могут использовать люди разных возрастов и весовых категорий. И все же фаворитами остаются кресла-качалки плетенные из лозы, бамбука, тростника. Они отличаются прочностью, легкостью и надежностью. Так же существуют комбинированные группы, например, ротанг плюс натуральное дерево, современные дизайнеры предлагают кресла-качалки из пластика.
В последнее время рынок кресел качалок наполнился произведенными в Китае и Тайване изделиями. Они заняли достойное место среди подарков, которые дарят только самым близким людям и лучшим друзьям. Продукция Китая и Тайваня занимает не так много места, как их более дорогостоящие "собратья" и продаются в разобранном виде, что позволяет их легко транспортировать. Кроме того, кресло качалка как доказали ученые может помочь человеку лучше усваивать информацию. Еще раскачивание в кресле активизирует иммунную систему, способствует работе сердца и желудочно-кишечного тракта. Даже увидеть во сне кресло-качалку – счастливая примета. По утверждению сонника «приснившееся во сне кресло принесет ощущение уверенности, покой и дружеское тепло» и даже сулит неземные радости…
Раздел 2. Технология изготовления кресла-качалки
Мы хотим Вам представить кресло-качалку, процесс изготовления которой мы опишем ниже.
На этом идеально сбалансированном кресле с сиденьем изогнутой формы вы сможете с комфортом расслабляться после трудового дня. Легкое покачивание мерно убаюкивает и успокаивает усталого человека. Конструкция его проста и не требует хитрых приемов или косых соединений, все детали соединяются под прямым углом с помощью шурупов, шкантов, круглых шипов и гнезд.
Внешние размеры:
ширина - 676 мм, глубина - 940 мм, высота - 1194 мм.
Нам потребуются дубовые доски толщиной 18 и 38 мм (можно использовать склеенные заготовки) и шканты диаметром 10 мм.
Список материалов и деталей см. Приложение 1.
Криволинейные детали можно быстро изготовить по шаблонам.
Устойчивая к воздействию окружающей среды дубовая древесина и шурупы из нержавеющей стали позволяют использовать это кресло во дворе, но и в интерьере оно смотрится великолепно.
1 этап. Изготовление подлокотников
1. Выпиливаем подлокотники А по указанным в списке материалов размерам. Обратите внимание, что левый и правый подлокотники (при взгляде на кресло спереди) являются зеркальным отражением друг друга. Чертим контуры каждого подлокотника и разметим вырезы для задней ножки I (рис. 2). Разметим центры отверстий диаметром 6мм для скругления внутренних углов вырезов радиусом 3мм (рис. 2а). Затем разметьте центры двух монтажных отверстий для шурупов на передней части подлокотников (рис. 2).
Фрезой для скруглений радиусом 9 мм обработаем все четыре грани проножки на обоих концах, чтобы получить шипы диаметром 18 и длиной 25мм.
2. Сверлом по дереву диаметром 6 мм просверлим отверстия по разметке во внутренних углах вырезов. Затем кромочной фрезой скруглим верхнее ребро передней грани подлокотника радиусом 9 мм.
Просверлим в перекладинах спинки Е по разметке отверстия 10x18 мм, формирующие овальные гнезда 10x18 мм для шипов планок спинки G.
3. Ленточной пилой с вспомогательным бруском-упором, установленным на продольном упоре станка, сделаем вырезы в обоих подлокотниках. (Один из подлокотников придется перевернуть, чтобы сделать вырез. Продольный упор и вспомогательный брусок помогают повысить точность глухих пропилов.) Удаляем продольный упор с бруском и выпиливаем подлокотники по контуру. Тщательно отшлифуйте кромку распила.
4. Кромочной фрезой сделаем скругления радиусом 3 мм на кромках подлокотников А с обеих сторон (рис.1 и 2).
5. Разметим центры монтажных отверстий на внешней кромке обоих подлокотников у спинки (рис. 2). Просверлим эти отверстия и пару отверстий на переднем крае подлокотников и раззенкуем их. (Для шурупов диаметром 4,5мм просверлим монтажные отверстия диаметром 4,5 мм, направляющие отверстия - 2,8 мм.).
Рис. 1. Детальный вид кресла
Отшлифуем подлокотники наждачной бумагой зернистостью 220 единиц.
2 этап. Добавление салазок и проножек
1. Выпиливаем заготовки салазок В по указанным размерам. Сделаем бумажные контурные шаблоны салазок в натуральную величину. Подготовим еще восемь копий шаблонов перекладин спинки Е и царг F, восемь копий шаблонов для концов планок спинки G и один шаблон для планок сиденья J. Отложиv шаблоны царг, деталей спинки и сиденья в сторону.
2. Для изготовления одинаковых салазок В скрепим обе заготовки вместе двухсторонним скотчем. Затем аэрозольным клеем приклеем шаблоны к одной из заготовок так, чтобы крайние шаблоны были вровень с верхней кромкой, а центральный шаблон - с нижней (рис. 2).
3. Разметочным циркулем начертим дуги окружностей радиусом 1257 и 1321 мм, соединяя ими контурные линии шаблонов. Затем опилим пакет заготовок по контуру ленточной пилой и отшлифуем кромки распила. Разделим салазки и удалим скотч.
4. Кромочной фрезой сделаем на кромках салазок скругления радиусом 3 мм с обеих сторон (рис. 1). Удалим шаблоны, протерев их пропитанной растворителем тканью для размягчения клеевого слоя. Отшлифуем салазки.
5. Выпилим боковые С, заднюю и переднюю проножки D по указанным размерам. Сохраним обрезок рейки длиной около 100 мм для использования в
качестве выравнивающего штыря. Чтобы обеспечить точную подгонку шипов проножек и отверстий в ножках Н, I, убедимся, что заготовки имеют строго квадратное сечение со стороной 18 мм.
6. Для получения шипов диаметром 18 и длиной 25 мм на проножках и обрезке закрепим в цанге фрезера, установленного в стол, фрезу для скруглений радиусом 9 мм. Установим за фрезой на расстоянии 25 мм от ее оси вращения брусок-упор. Отфрезеруем оба конца проножек и один конец обрезка по всем четырем граням (фото А).
После этой операции плечики шипов будут иметь слегка неправильную форму. Для придания им правильной формы и улучшения внешнего вида установим брусок-упор перед фрезой на расстоянии 25 мм от ее оси. Теперь повторим фрезерование шипов, подавая детали в противоположном направлении (по ходу вращения фрезы), не меняем настройки фрезера.
3 этап. Перекладины
1. Выпиливаем перекладины спинки Е и царги F по указанным размерам. Чтобы точно подогнать двойные шипы на концах деталей к отверстиям ножек (рис. 1), убедимся, что ширина всех четырех деталей равна 76, а толщина 18 мм.
2. Разметим центры отверстий на одной из кромок перекладин спинки Е для сверления отверстий диаметром 10 и глубиной 18 мм (рис. 2), формирующих гнезда для овальных шипов планок спинки G (рис. 1). Для экономии времени сложим перекладины спинки лицевыми сторонами вместе и разметим сразу обе детали. Используя упор сверлильного станка и вспомогательный брусок-упор для равных интервалов, сверлом диаметром 10 мм просверлим отверстия (фото В). Стамеской шириной 8 мм удалим лишний материал между отверстиями.
3. Аэрозольным клеем приклеем контурные шаблоны к концам перекладин спинки Е и царг F. Чтобы сделать точные вырезы на концах деталей, оставляя выступы сечением 18x18 мм, которые затем следует обработать фрезой для придания шипам круглого сечения, установим продольный упор ленточной пилы точно на расстоянии 18 мм от внутренней стороны пильного полотна и закрепим брусок-упор для получения пропила длиной 25 мм. Плотно прижав деталь к продольному упору станка, сделаем пропил длиной 25 мм. Перевернем деталь (шаблоном вниз) и сделаем второй пропил. Выполним эти операции на другом конце детали и обоих концах остальных деталей. Затем ленточной пилой выпилим криволинейные вырезы и отшлифуем их по линии контура шлифовальным барабаном (фото С). (Мы использовали шлифовальный барабан диаметром 25 мм.) Стараемся не удалять слишком много материала с будущих шипов, сечение которых должно быть 18x18 мм.
Сделав в царгах и перекладинах спинки Е, F прямые пропилы длиной 25 мм, снимем параллельный упор и выпилим полукруглые вырезы по контурной линии.
4. Используя прежние настройки фрезера в столе, фрезой для скруглений радиусом 9 мм обработаем верхние и нижние кромки перекладин спинки Е и нижние кромки царг F (рис. 1 и 2).
Снимим параллельный (продольный) упор и отфрезеруем кромки вырезов между шипами с обеих сторон на обоих концах для формирования шипов диаметром 18 мм. Обратите внимание, что после переворота детали на другую сторону подшипник фрезы проходит несколько выше, чем при предыдущем проходе, и на детали остается узкий гребень лишнего материала (фото D).
Удалим его ручной шлифовкой наждачной бумагой зернистостью 150 единиц. Снимим шаблоны и отшлифуйем детали.
4 этап. Сделаем планки спинки
1. Выпилим по указанным размерам заготовки для планок спинки G. Аэрозольным клеем приклеем к концам деталей контурные шаблоны. Выпилим детали ленточной пилой и отшлифуем по контуру.
2. Установим в цангу фрезера, закрепленного в столе, фрезу для скруглений радиусом 3 мм. Снимим параллельный упор станка и скруглим кромки планок (рис. 1), формируя овальные шипы на концах. Проверим соответствие полученных шипов гнездам в перекладинах спинки Е. Если необходимо, подгоним шипы к гнездам шлифовкой, добиваясь легкой сборки соединения, но не ослабив его. Удалим шаблоны и отшлифуем планки.
5 этап. Подготовим ножки
1. Из доски толщиной 38 мм или клееной заготовки выпилим по указанным в списке материалов размерам передние Н и задние I ножки. Разметим на нижнем конце каждой ножки вырезы 18x45 мм посередине толщины (рис. 3) для вставки салазок В.
2. Учитывая, что правая пара ножек Н, I является зеркальным отражением левой, разметьте центры отверстий диаметром 18 и глубиной 18 мм по центру соответствующих граней ножек (рис. 3).
3. Чтобы точно просверлить пары гнезд, отстоящих друг от друга на расстоянии 57 мм, для вставки парных шипов перекладин спинки Е и царг F, сделаем шаблон из куска ДВП или фанеры размером 6x50x150 мм. Разметим центр отверстия, отступив 38 мм от одного конца шаблона по средней линии. Настроим упор сверлильного станка, установите дополнительный упорный брусок и закрепите в патроне сверло Форстнера диаметром 18 мм. Просверлим отверстие по разметке. Затем просверлим второе отверстие по центру на расстоянии 57 мм от первого (фото Е). Убедимся, что шипы царг и перекладин точно входят в эти отверстия. Если необходимо, изготовим шаблон заново, изменив расстояние между отверстиями для точного совпадения с шипами. Снимим дополнительный брусок-упор, не сдвигая основной упор станка.
4. Положим левую переднюю ножку Н на стол сверлильного станка внутренней гранью вверх и плотно прижмем ее к упору. Просверлим отверстие глубиной 18 мм по разметке, отступив 302 мм от нижнего торца ножки. Затем положим шаблон на ножку, совместив одно из его отверстий с отверстием в ножке. Второе отверстие должно совпасть с разметкой центра парного отверстия на ножке. Вставим круглый шип выравнивающего штыря, сделанного ранее из обрезка, в совмещенные отверстия шаблона и ножки (фото F).
Передвинем ножку, чтобы совместить сверло со вторым отверстием шаблона. Просверлим отверстие в ножке. Повторим операцию сверления гнезд для правой передней и задних ножек I по разметке. Помните, что для правильной стыковки с царгами первым всегда сверлится нижнее отверстие каждой пары.
55. Уберем шаблон в сторону. Просверлим отверстия-гнезда для шипов передних и задних проножек D в широких внутренних гранях ножек по разметке. Сдвинем упор для установки сверла по центру грани шириной 38 мм. Теперь просверлим по разметке отверстия в узких внутренних гранях ножек для шипов боковых проножек С. Для выравнивания отверстий-гнезд используем дополнительный брусок-упор.
6. Ленточной пилой закруглим углы кромок и нижних торцов ножек Н, I радиусом 10 мм, а верхние углы задних ножек - радиусом 25 мм (рис. 3). Гладко отшлифуем закругления.
7. Кромочной фрезой сделаем на ребрах ножек скругления радиусом 3мм (рис. 3). Окончательно отшлифуем ножки.
6 этап. Придадим форму планкам сиденья
1. Выпилим планки сиденья J по указанным размерам. Приклеем контурный шаблон к одной из заготовок. Затем настроим упор сверлильного станка и установим дополнительный брусок-упор. Сверлом для дерева просверлим сквозные монтажные отверстия диаметром 4 мм по центру на обоих концах деталей. (Использование основного и дополнительного упоров позволит просверлить в деталях одинаковые отверстия без шаблона.) Раззенкуем отверстия.
2. Ленточной пилой выпилим планку сиденья по контуру бумажного шаблона. Используя планку как шаблон, обведем контур на остальных заготовках. Затем выпилим их и отшлифуем.
3. Отфрезеруем скругления радиусом 3 мм на всех кромках планок сиденья. Отшлифуем детали.
7 этап. Сборка боковин
1. Из обрезка фанеры или МДФ толщиной 19 мм выпилим распорку размером 229x394 мм. Нанесем клей в отверстия-гнезда и вокруг них в правых передней Н и задней I ножках для установки боковой проножки С. Затем соединим детали вместе с прокладкой (фото G). Таким же образом соберем левую боковину.
2. Для крепления подлокотников А поставим выравнивающие метки на внешних гранях задних ножек I с задней стороны, отступив снизу 540 мм (рис. 3). Положим собранную боковину (с установленной распоркой 229x394 мм) на верстак внешней стороной вверх, подложив подкладки толщиной 6 мм, и зафиксируем струбцинами. При этом внутренний край подлокотника должен выступать за внутреннюю грань передней ножки Н на 6 мм (рис. 1а).
3. Нанесем клей на верхний торец передней ножки и в вырез на заднем конце соответствующего подлокотника. Установим подлокотник на место, совместив его нижнюю сторону с выравнивающей отметкой на задней ножке. Сквозь просверленные ранее монтажные отверстия в подлокотнике просверлим направляющие отверстия в ножках. Ввернем шурупы (фото Н). Точно так же установим второй подлокотник.
8 этап. Завершение сборки
1. Для крепления планок сиденья J к царгам F поставим метки в середине верхних кромок царг. Затем соединим насухо собранные боковины A/C/H/I, переднюю и заднюю проножки D и царги F. Если шиповые соединения слишком тугие, не вставляем шипы до конца в этот раз, так как после, возможно, их не удастся разделить.
2. Установим планку сиденья J на царги F, отступив 5 мм от центральной метки и плотно прижав передний край планки к передней царге. (Не имеет значения, в какую сторону будет смещена планка сиденья.)
Установив одну из средних планок сиденья J, прикрепите ее шурупами к царгам F и распределите остальные с помощью прокладок толщиной 10 мм. Сквозь ранее проделанные отверстия в планке просверлим направляющие отверстия в царгах. Ввернем шурупы. Удалим центральные метки. Используя пару прокладок шириной 10 мм, установим оставшиеся планки сиденья (фото I). Отделим боковины от передней и задней проножек D и собранного сиденья F/J.
3. Снова зафиксируем струбцинами на верстаке собранную боковину на подкладках толщиной 6 мм наружной стороной вверх. Разметим на ножках центры отверстий диаметром 10 и глубиной 28 мм для нагелей К, которыми крепятся салазки В, как показано на рис. 1 и 3. Затем, соблюдая правильную ориентацию, вставим салазки в вырезы ножек, совместив передние ножки с серединой ровного участка верхней кромки салазок. Просверлим отверстия (фото J). Таким же образом закрепите салазки на второй боковине.
4. От березового стержня диаметром 10 мм отрежем четыре нагеля К длиной 38 мм. Нанесем клей в отверстия для нагелей и вокруг них на передних и задних Н, I ножках и салазках В. Вставим нагели в отверстия до упора. Дадим клею высохнуть за ночь. Затем срежем ножовкой выступающие концы нагелей заподлицо и зашлифуем. Чтобы не повредить ножки, наденем на нагель кусок тонкого плотного картона с отверстием.
Приклеив к одной собранной боковине переднюю и заднюю проножки D, царги F и перекладины спинки Е, выровняйте и установите вторую боковину. 5. Для завершения сборки закрепим на верстаке струбцинами одну из боковин внутренней стороной вверх, выдвинув подлокотник А за край верстака. Соединим насухо перекладины спинки Е с планками G. Потом нанесем клей в отверстия диаметром 18 мм в передних и задних ножках Н, I. Действуя быстро, вставим в отверстия шипы передней и задней проножек D, царг F и перекладин спинки Е. Теперь нанесем клей в отверстия второй боковины и установим ее (фото К). Уплотните соединения с помощью резиновой киянки. Затем стянем боковины струбцинами, чтобы окончательно вдвинуть все шипы в отверстия.
Заключительный этап. Отделка
1. Отшлифуем дополнительно все места, которые в этом нуждаются, наждачной бумагой зернистостью 220 единиц и удалим пыль.
2. Нанесем два слоя прозрачного покрытия. Если вы собираетесь использовать кресло-качалку внутри помещения, нанесите полиуретановый лак на водной основе, а если снаружи, то нанесите два слоя водостойкого покрытия или яхтного лака, например Sikkens. Теперь удобно располагайтесь в кресле-качалке с любимой книгой и наслаждайтесь комфортом.
|