МЧС РОССИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации деятельности подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны труда
Салехард
2016
Оглавление
Оглавление 2
3.1.Общие положения 12
4.4.Требования охраны труда, предъявляемые к пожарной технике, имеющей электроустановки 21
4.5.Переносные заземлители. 22
4.6.Гаражное и другое электрооборудование. 23
6.12.База газодымозащитной службы по ремонту и проверке СИЗОД, обслуживающий пост газодымозащитной службы. Наполнительный и испытательный пункты баллонов 37
VII.Требования охраны труда, предъявляемые к пожарному оборудованию, средствам индивидуальной защиты, спасения при пожаре, пожарному инструменту, дополнительному снаряжению пожарных и другому оборудованию. 40
7.1.Общие требования. 40
7.2.Ручные пожарные лестницы. 41
7.2.1.Общие положения. 41
7.2.2.Лестница выдвижная. 42
7.2.3.Штурмовая лестница 43
7.2.4.Лестница-палка, комбинированная лестница. 44
7.3.Специальная защитная одежда. 44
7.4.Пояса пожарные спасательные и карабины пожарные. 45
7.5.Спасательные веревки 46
7.7.Рукава спасательные 47
7.8.Устройства спасательные прыжковые пожарные пневматические 47
7.9.Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения 48
7.10.Электрозащитные средства 48
7.11.Ручной немеханизированный инструмент (инвентарь) 49
7.12.Механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки конструкций 49
7.13.Пневмогидроинструмент (домкраты) 50
7.14.Электрифицированный инструмент 51
7.15.Приборы освещения. 53
7.16.Грузоподъёмные средства. 53
7.17.Пневмокомпрессоры. 56
7.18.Сосуды, работающие под давлением. 56
7.19.Установки компрессорные высокого давления для наполнения сжатым воздухом и кислородом дыхательных аппаратов. 57
7.20.Насосы, рукава (шланги) и стволы, работающие под высоким давлением. 59
7.21.Пожарные рукава 59
VIII.Порядок и сроки испытания пожарного инструмента и оборудования, аппаратов и приборов. 60
8.2.Насосы пожарных автомобилей и мотопомп 61
8.3.Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д. 61
8.4.Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения 61
8.5.Специальная защитная одежда пожарного 62
8.6.Лестницы ручные пожарные 62
8.7.Автолестницы и автоподъемники 62
8.8.Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты 62
8.9.Устройства спасательные прыжковые пожарные (пневматические маты, натяжные полотна) 63
8.10.Устройства канатно-спускные пожарные и рукава спасательные пожарные (эластичные, спиральные) 63
8.11.Веревки пожарные спасательные 64
8.12.Пояса пожарные спасательные и карабины пожарные 64
8.13.Рукавные задержки 64
8.14.Электрозащитные средства 65
8.15.Страхующее устройство учебной башни 65
8.16.Инструмент для проведения специальных работ на пожаре 65
Приложение №1 к Методическим рекомендациям 66
Приложение №2 к Методическим рекомендациям 70
Приложение №3 к Методическим рекомендациям 72
Приложение №4 к Методическим рекомендациям 74
Приложение №5 к Методическим рекомендациям 76
Приложение №6 к Методическим рекомендациям 77
Приложение №7 к Методическим рекомендациям 78
Приложение №8 к Методическим рекомендациям 79
Приложение №9 к Методическим рекомендациям 81
Приложение №10 к Методическим рекомендациям 83
Приложение №11 к Методическим рекомендациям 85
Приложение №12 к Методическим рекомендациям 87
Приложение №13 к Методическим рекомендациям 89
Приложение №14 к Методическим рекомендациям 91
Приложение №15 к Методическим рекомендациям 93
Приложение №16 к Методическим рекомендациям 94
Приложение №17 к Методическим рекомендациям 95
Приложение №18 к Методическим рекомендациям 97
Приложение №19 к Методическим рекомендациям 98
Приложение №20 к Методическим рекомендациям 99
Приложение №21 к Методическим рекомендациям 101
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации по организации деятельности подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны труда (далее – рекомендации) разработаны для оказания помощи руководителям и специалистам подразделений ФПС для организации работы в области охране труда.
Настоящие рекомендации разработаны для оказания помощи руководителям и специалистам подразделений ФПС в организации и проведении работы по охране труда при выполнении служебных обязанностей.
Действие рекомендаций распространяется на личный состав1 подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее подразделений ФПС).
Действующим законодательством установлено, что должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и об охране труда привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а за нарушения правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенные лицами, на которых лежали обязанности по соблюдению этих правил, в отдельных случаях ведет к привлечению к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
Должностные лица могут уйти от ответственности, не имея должностных обязанностей по охране труда, организации и обеспечению безопасного производства работ. Поэтому в интересах начальника подразделения ФПС (отряда, самостоятельной части) (далее – руководителя) распределить эти обязанности между специалистами различных направлений с обязательным изданием приказа.
Организация работы в области охраны труда.
-
Служба Охраны труда
Организация работ по охране труда на соответствие требованиям действующего законодательства по охране труда невозможна без наличия нормативных правовых актов по охране труда по направлениям деятельности и безопасной эксплуатации установленного оборудования, зданий и сооружений.
К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Сформировать номенклатуру направления деятельности (службы) охраны труда согласно приказа Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.
Ответственность за обеспечение безопасных условий труда личного состава подразделений ФПС Ямало-Ненецкого автономного округа возлагается:
- в главном управлении – на начальника Главного управления;
- в подразделениях ФПС – на начальников подразделений ФПС;
- в караулах (дежурных сменах) – на начальников караулов (дежурных смен);
- при работе на пожаре – на руководителя тушения пожара и на должностных лиц на пожаре, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке;
- при проведении занятий, учений, соревнований – на руководителей занятий, учений, соревнований.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждом подразделении ФПС Ямало-Ненецкого автономного округа (отряде, самостоятельной части) создается нештатная служба охраны труда (далее – служба охраны труда).
Типовое положение о службе охраны труда представлено в Приложении №1.
В зависимости от общей численности работающих в организации, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.01.2001 № 10, утверждены «Межотраслевые нормы численности работников службы охраны труда в организации».
Основные задачи, функции, права и организация службы охраны труда установлены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14 «Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации».
Основными задачами службы охраны труда являются:
Организация работы по обеспечению выполнения личным составом требований охраны труда.
Контроль за соблюдением личным составом законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
Информирование и консультирование личного состава подразделения ФПС, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
-
Комиссии по охране труда
Комиссии по охране труда создаются в целях организации совместных действий руководителя и личного состава по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья (Трудовой кодекс Российской Федерации и приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»).
Комиссия является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия личного состава в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.
Положение о комиссии по охране труда подразделения утверждается приказом (распоряжением) руководителя.
Комиссия создается в обязательном порядке в каждом подразделении ФПС Ямало-Ненецкого автономного округа (отряде, самостоятельной части).
Состав комиссии утверждается приказом руководителя. Комиссия должна
состоять не менее чем из 5-ти человек
Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя и секретаря. Председателем комиссии как правило, является руководитель или его ответственный представитель, секретарем – сотрудник, входящий в состав нештатной службы охраны труда.
Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России об охране труда, распорядительными документами организации.
Члены комиссии должны проходить обучение по охране труда не реже одного раза в три года.
-
Медицинские осмотры
Личный состав в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности личного состава для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями личный состав проходит внеочередные медицинские осмотры (обследования).
На основании данных о видах выполняемых работ, особенностях технологического процесса, применяемых веществах и материалах руководитель с территориальным центром санитарно-эпидемиологического надзора должен определить перечень должностей, которым необходимо проходить периодический медицинский осмотр, составить и утвердить соответствующий перечень профессий и видов работ.
Медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются в соответствии с доведенными лимитами по данному направлению.
Личный состав подразделений ФПС обязан знать и применять правила личной и общественной гигиены, уметь оказывать первую помощь себе и пострадавшим. С целью контроля за состоянием здоровья весь личный состав обязан периодически, один раз в год, проходить медицинский осмотр2.
-
Проведение специальной оценки условий труда
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда», приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 20.01.2015) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
-
Разработка, учет и применение инструкций по охране труда
Разработка, учет и применение инструкций проводится с учетом ст. 212 Трудового кодекса РФ, Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных требований охраны труда»
Инструкции по охране труда являются нормативными документами, устанавливающими требования безопасности труда к конкретной выполняемой работе, знание и соблюдение которых обеспечивает безопасность труда в процессе выполнения работ в учреждении.
Инструкция по охране труда разрабатывается для профессии, должности согласно штатному расписанию или для вида выполняемой работы.
Уровень требований охраны труда в инструкциях не может быть ниже, чем он установлен в нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда.
Инструкции по охране труда являются обязательными документами для руководителей и исполнителей работ.
Постоянный контроль за выполнением требований инструкций по охране труда работающими возлагается на их непосредственных руководителей, руководителей подразделений, отделений и служб, специалиста по охране труда, руководителя учреждения и его заместителей.
Руководитель организовывает разработку и утверждение инструкций по
охране труда. Инструкция подписывается разработчиком, специалистом по охране труда (лицом на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) и другими заинтересованными лицами. Инструкции по охране труда предоставляются руководителю на утверждение после согласования на заседании комиссии по охране труда подразделения (или согласования с председателем комиссии по охране труда подразделения).
Инструкции по охране труда разрабатывают начальники соответствующих структурных подразделений или иные лица, назначенные приказом руководителя. Инструкции утверждаются приказом руководителя.
Методическое руководство и контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда осуществляет специалист по охране труда (лицо на которое возложены обязанности специалиста по охране труда).
Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных инструкций для работников.
Проверку и пересмотр инструкций по охране труда организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.
Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:
- при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- при изменении условий труда работников;
- при внедрении новой техники и технологий;
- по результатам анализа материалов расследований несчастных случаев на производстве;
- по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.
Оригиналы инструкций по охране труда, а также перечень инструкций, утвержденный руководителем учреждения должны храниться у специалиста по охране труда (лица на которое возложены обязанности специалиста по охране труда).
Специалист по охране труда осуществляет регистрацию инструкций в журнале учета инструкций по охране труда, а также выдачу копий инструкций руководителям подразделений, отделений и служб с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.
Руководитель подразделения обеспечивает регистрацию полученных копий инструкций по охране труда в журнале учета инструкций (Приложение №2) и выдачу инструкций с регистрацией в журнале выдачи инструкций по охране труда (Приложение №3).
Местонахождение инструкций по охране труда определяет руководитель подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.
Инструкции по охране труда (по видам работ) и пожарной безопасности для помещений пожарного депо должны быть вывешены в каждом помещении пожарной части (в рамке (кармане) или специальном лотке, формат А-4)
Инструкции по охране труда для сотрудников (работников) могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах, либо хранятся в ином месте, доступном для сотрудника (работника).
Проведение трехступенчатого контроля состояния охраны труда
Трехступенчатый контроль – многоуровневая система непрерывного и постоянного контроля за обеспечением требований охраны труда в процессе деятельности подразделений ФПС, осуществляемого в целях создания безопасных условий труда для личного состава, предупреждения возникновения несчастных случаев при исполнении служебных обязанностей и профессиональных заболеваний.
Трехступенчатый контроль является составной частью системы проведения проверок и контроля состояния охраны труда.
Должностные лица при осуществлении контроля должны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими требования охраны труда.
Трехступенчатый контроль в отрядах ФПС проводится в 3 этапа (1-я, 2-я, 3-я ступень контроля), в самостоятельных частях ФПС проводится в 2 этапа (1-я и 2-я ступень контроля).
Основные цели проведения контроля:
- Создание безопасных условий труда для личного состава.
- Предупреждение производственного травматизма.
- Улучшение состояния охраны труда.
Основная задача контроля:
- своевременное вскрытие недостатков, и принятие оперативных мер по их устранению и предупреждению производственного травматизма.
Порядок проведения первой ступени контроля
Первая ступень контроля проводится ежедневно начальником заступающего караула (смены) или лицом, исполняющим его обязанности в период смены караулов и далее в течении смены.
На первой ступени контроля начальник заступающего караула проверяет:
состояние служебно-бытовых помещений, пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования;
содержание проходов и проездов;
наличие и содержание средств индивидуальной защиты личного состава и их соответствия установленным требованиям охраны труда;
работу вентиляционных, отопительных установок, осветительных систем, меры по снижению шума и вибрации;
обеспечение электробезопасности и пожарной безопасности;
наличие соответствующих удостоверений на право производства работ;
наличие пунктов питьевой воды и медицинских аптечек;
наличие инструкций по охране труда, предупреждающих, запрещающих надписей, знаков по охране труда.
наличие и правильное содержание аптечек в помещениях и транспортных средствах части
контроль за состоянием специальной защитной одежды личного состава (визуальный осмотр)
При заступлении на дежурство начальник караула (смены) инструктирует личный состав подразделения ФПС о необходимости соблюдения требований охраны труда (с учетом оперативной обстановки, метеоусловий, расписания занятий, проведения технического обслуживания пожарных автомобилей).
Личным составом сменяющегося караула принимаются оперативные меры по устранению выявленных нарушений.
В случае невозможности оперативного устранения нарушений начальник заступающего караула делает запись о выявленных недостатках в Журнале трехступенчатого контроля состояния охраны труда (Приложение №4) и докладывает начальнику подразделения. Начальник подразделения определяет ответственных исполнителей и устанавливает сроки выполнения мероприятий по устранению выявленных недостатков. Ответственные исполнители об устранении недостатков докладывают в установленные сроки начальнику подразделения, после чего делается отметка в Журнале трехступенчатого контроля состояния охраны труда.
В случаях, когда выявленные недостатки связаны с большими финансовыми затратами и их устранение своими силами невозможно, направляется соответствующая заявка вышестоящему руководству.
-
Порядок проведения второй ступени контроля
Вторая ступень контроля осуществляется 1 раз в месяц начальником пожарно – спасательной части или заместителем (ответственным за охрану труда) совместно с представителями профсоюзной организации, комиссии (комитета) по охране труда, уполномоченного по охране труда (при отсутствии в подразделении профсоюзной организации, комиссии (комитета) по охране труда, уполномоченного по охране труда вторая ступень контроля проводится по решению начальника пожарно-спасательной части с участием иных должностных лиц (старшины части и т.п.).
В ходе проведения контроля проверяется:
соблюдение сотрудниками (работниками) инструкций по охране труда;
выполнение мер по устранению недостатков, обнаруженных при проведении первой ступени контроля, качество проведения первой ступени контроля;
состояние служебно-бытовых и вспомогательных помещений;
состояние пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования, снаряжения и средств индивидуальной защиты личного состава;
проведение инструктажей, обучения работающих по охране труда;
соблюдение сроков испытания и проверок ПТВ;
соблюдение питьевого режима;
состояние санитарно-бытовых помещений, вентиляционных устройств и электроустановок, осветительных и отопительных систем;
состояние наглядной агитации по охране труда;
наличие средств оказания первой помощи.
О выявленных недостатках лицом, осуществляющим контроль, делается запись Журнале трехступенчатого контроля состояния охраны труда.
В случаях, когда выявленные недостатки связаны с большими финансовыми затратами и их устранение своими силами невозможно, направляется соответствующая заявка вышестоящему руководству.
-
Порядок проведения третьей ступени контроля
Третья ступень контроля осуществляется 1 раз в 6 месяцев комиссией, создаваемой приказом начальника отряда. Этим же приказом утверждается график проведения проверок состояния охраны труда комиссией. В состав комиссии включаются: заместитель начальника отряда, начальник части (заместитель), начальники караулов, ответственный за охрану труда, представитель профсоюзной организации (комиссии (комитета) по охране труда, уполномоченный по охране труда).
Проверку состояния охраны труда комиссией рекомендуется совмещать с проведением «Дня охраны труда» в подразделении.
На третьей ступени контроля комиссией проверяется:
выполнение приказов (распоряжений) вышестоящих руководителей (начальников), выполнение плана улучшения условий и охраны труда, мероприятий, намеченных при проведении предыдущей третьей ступени контроля;
обеспеченность нормативной правовой документацией;
состояние пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования, снаряжения и средств индивидуальной защиты личного состава;
работу кабинета или уголка по охране труда;
ведения журнала первой и второй ступеней контроля и устранение недостатков, выявленных ранее;
работу вентиляционных и отопительных систем;
состояние санитарно-бытовых помещений;
соблюдение требований безопасности труда на рабочих местах;
соблюдение норм пожарной и электробезопасности;
своевременность проведения медицинских осмотров;
своевременность обучения и проверки знаний по охране труда, правильность оформления работ с повышенной опасностью, другие вопросы по охране труда по усмотрению комиссии.
Также комиссией анализируется работа по улучшению условий и охраны труда в подразделении, отмечаются невыполненные мероприятия, выясняются обстоятельства, послужившие причиной их невыполнения.
По результатам обследования и проверки комиссией составляется акт в двух экземплярах (Приложение №5) с перечнем мероприятий по устранению недостатков, указанием сроков устранения и должностных лиц, на которых возлагается осуществление контроля за выполнением предложенных мероприятий. Один экземпляр акта вручается начальнику подразделения, второй – хранится у специалиста по охране труда.
По итогам работы комиссии проводится заседание, на котором даётся оценка состояния охраны труда в подразделении, заслушиваются лица, по вине которых остались невыполненными мероприятия и сотрудники (работники), а также лица, допустившие нарушение требований охраны труда.
Итоги проверки должны быть доведены до сведения личного состава подразделения.
Результаты контроля третьей ступени в целом по подразделению ФПС обобщаются и анализируются специалистом по охране труда и докладываются руководителю. Подведение итогов третьей степени контроля проводится на совещании, по результатам проверки состояния охраны труда при необходимости издается приказ, в котором намечаются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков, привлекаются к ответственности лица, допустившие нарушения.
Обучение по охране труда
|