Скачать 121.49 Kb.
|
МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ. 15 ЗАБЛУЖДЕНИЙ 15 популярных заблуждений, которые могут загубить двигатель 57 116 116 Пэнгборн, Великобритания. Посреди старинного парка высится роскошный особняк, окружённый добротным английским газоном. Сейчас должен выйти дворецкий и, растягивая слова, произнести: «Добро пожаловать, сэр!». Однако на пороге появляются двое респектабельных джентльменов: Девид Тейлор и Пол Бисли — сотрудники компании Castrol. А особняк — вовсе не родовое гнездо британской аристократии, а исследовательский центр, где разрабатывают новые моторные масла. Именно здесь нам рассказали, как создаются моторные масла, и помогли развенчать популярные «масляные» мифы. То, что двигатель не сможет работать без смазки, стало понятно сразу, как только появились первые экземпляры двигателей внутреннего сгорания: в середине XIX столетия Этьенн Ленуар безуспешно пытался создать рабочий экземпляр ДВС, но все попытки неизменно заканчивались неудачами — поршень клинило в цилиндре, и мотор выходил из строя. Как только конструкция двигателя была доработана системами смазки и охлаждения, проблема исчезла. Так уже первые инженеры-двигателисты поняли, что новые поршневые двигатели потребуют не только топлива, но и других жидкостей — масла и антифриза. (Двигатели воздушного охлаждения сегодня останутся за скобками, а вот историю, как «двигатель работает без масла», рассмотрим отдельно.) Но для чего нужно масло? Ответ кажется очевидным: чтобы смазывать! Действительно, основная задача масла — надёжно разделять две металлические поверхности, и таким образом снижать коэффициент трения. Как это происходит, хорошо видно на рисунке снизу. Но про другие важные для моторного масла задачи обычно забывают. Мы же перечислим их: удаление продуктов износа и частиц несгоревшего топлива из пар трения, охлаждение нагретых деталей и защита поверхностей от коррозии (плёнка из масла предотвращает контакт «металл-металл» и «металл-воздух»).
И чтобы масло качественно выполняло каждую из вышеперечисленных задач, химикам приходится тщательно продумывать состав масла, а инженерам — не менее тщательно проверять свойства будущего продукта. Поэтому современное моторное масло — это сложная смесь, составленная из нескольких базовых масел и пакета присадок, которая должна удовлетворять множеству требований. Базовые масла (минеральные, полученные при перегонке нефти, или синтетические, производимые способом химического синтеза на специальных заводах) определяют базовые вязкостно-температурные свойства будущего готового продукта, который мы увидим на прилавках автомагазинов. А вот за остальные показатели (моющие, антикоррозийные и прочие) отвечает именно пакет присадок.
Процесс создания масла — штука сложная. Вначале из многих сотен образцов масел нужно выбрать те, что подходят по вязкости, испаряемости и другим химико-физическим показателям. Затем отобранные образцы испытываются на специальных установках — трибометрах, которые имитируют работу подвижных деталей в двигателе и позволяют получить информацию о характеристиках смазочных материалов еще до проведения более дорогих моторных испытаний. Например, один из трибометров имитирует работу поршневого кольца и стенки цилиндра, что позволяет определить тенденции износа в этой паре трения. В итоге, из сотен образцов, проверенных во время испытаний, до финиша доходят всего 2-3...
Оставшиеся «финалисты» подвергаются различным, наиболее тяжелым моторным испытаниям, в ходе которых исследуются эксплуатационные характеристики моторных масел. Во время этих испытаний воссоздаются самые разнообразные условия эксплуатации двигателя, например, режим частых коротких поездок или езда по скоростному шоссе. По окончании испытаний, двигатель снимается со стенда и разбирается для оценки его состояния, при этом большое внимание уделяется степени износа деталей и их чистоте. Помимо стандартных моторных испытаний, в лабораториях есть климатические установки и мощностные стенды, в которых воспроизводят различные температурные режимы эксплуатации от африканской жары до сибирских холодов и имитируются различные режимы работы двигателя. Так что красивая канистра на прилавке магазина — это вовсе не произвольная композиция из базовых масел и присадок, как думают многие, а тщательно продуманный и проверенный продукт, создание которого занимает до 3-х лет.
А теперь давайте вспомним типичную для автомобильных выставок недавнего прошлого картину. На стенде стоят «Жигули» со снятым поддоном картера, но двигатель работает. При этом стендист вещает заученную скороговорку: «Внимание, этот двигатель работает без масла! Такое возможно только благодаря нашей присадке». Обман? Не совсем: как нам рассказали специалисты компании Castrol, бензиновый атмосферник родом из семидесятых вполне способен работать на холостом ходу без масла! Вот только чудодейственная присадка к этому никакого отношения не имеет — этот «феномен» существует исключительно благодаря качественной сборке мотора и его примитивной конструкции. И вообще специалисты Castrol категорически не рекомендуют добавлять дополнительные «модификаторы» и прочие «улучшатели». Сейчас каждое масло — это идеально сбалансированный продукт, обеспечивающий оптимальную работу двигателя. И любая другая добавка нарушит этот баланс и помешает маслу работать так, как задумали его создатели. Также инженеры не советуют тратить деньги на промывочные масла, не рекомендуют менять масло в дизельных двигателях чаще, чем в бензиновых... Всего — полтора десятка подобных рекомендаций, которые касаются укоренившихся среди автомобилистов заблуждений.
Алексей Кованов Фото и иллюстрации компании Castrol и Авто@Mail.Ru |
Мир транспорта и технологических машин Н. А. Федин, С. С. Рябов к вопросу об определении ресурса отремонтированных двигателей по результатам анализа моторного масла |
Инструкция) Заменить воздушный фильтр двигателя ( Убедиться в отсутствии утечек моторного масла через уплотнители, сальники двигателя |
||
Инструкция по эксплуатации атомайзера (№975) Для достижения наилучших результатов плотность жидкости не должна превышать плотность моторного масла марки 10, иначе жидкость будет... |
Инструкция по применению "Супротек max 200 Sporttec" (200 мл) Порядок применения Внесение «супротек спорттек мах 200» в рабочее масло из расчета 10 15 мл на 1 литр моторного масла |
||
Инструкция по использованию машины для затирки бетонных покрытий полов vscg-600 Уровень масла в машине. Пожалуйста, убедитесь в том, что уровень масла находится в диапазоне, отмеченном на мерной ленте уровня масла.... |
Требования производителей автомобилей (oem) Разберем пример маркировки моторного масла. Для европейского рынка в ней должны присутствовать четыре параметра: вязкость, эксплуатационные... |
||
Руководство пользователя Не запускайте насос без масла или с низким уровнем масла. Эксплутатация насоса без масла приведёт к поломке |
Инструкция по применению «супротек max-200 «Гидравлика» Порядок применения Внесение тс «супротек мах 200 гидравлика» в рабочую гидравлическую жидкость из расчета 4 6 мл тс на 1 литр моторного масла в зависимости... |
||
Внимание!!! Обработку трансмиссии осуществлять только при смене масла! ... |
Определение электрической прочности трансформаторного масла Цель работы – знакомство с методами испытаний трансформаторного масла, изучение стандартного метода определения пробивного напряжения... |
||
Литература Масла для авиационных поршневых двигателей. Условия работы масла в поршневом двигателе |
Литература Масла для авиационных поршневых двигателей. Условия работы масла в поршневом двигателе |
||
Масла для двухтактных двигателей на потребительском рынке России Существуют двухтактные двигатели с отдельной системой подачи масла в картер, но сути дела это не меняет: масло по-прежнему сгорает... |
Заправочная станция 12900 Откройте пробку для масла с надписью “oil”, которая находится на вершине вакуумного насоса, и налейте масла до половины уровня смотрового... |
||
Общество с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» Панель ems (включая скорость вращения, давление масла, температуру масла, температуру головки цилиндров, давление топлива, топливную... |
Эмульсии Для изготовления эмульсий используются: персиковое, оливковое, подсолнечное, касторовое, вазелиновое и эфирные масла, а также рыбий... |
Поиск |