Скачать 3.09 Mb.
|
Закладка Б. И. Белый ТЕСТ РОРШАХА. ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ под редакцией Л. Н. Собчик «КАСКАД» Санкт-Петербург 2005 ББК88.3 Б43 Белый Б. И. Б43 Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — СПб.: ООО «Каскад», 2005. - 240 с. ISBN 5-902877-01-6 Основной целью данной работы является выявление механизма связей между особенностями восприятия пятен в тесте Роршаха и отдельными личностными характеристиками. В монографии подробно изложен использованный автором способ трактовки результатов теста. Собственные наблюдения автора включают обследование тестом: здоровых детей и взрослых, олигофренов и детей с задержкой психического развития, больных опухолями мозга, атеросклерозом, шизофренией и алкогольным делирием. ББК 88.3 ISBN 5-902877-01-6 © Б. И. Белый, 1992 ©Л. Н. Собчик, 1992 © П. В. Борозенец, обложка, 2004 Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ 5 От издателей 6 Глава 1. ГЕРМАН РОРШАХ И ЕГО ТЕСТ 7
Глава 2. ШИФРОВКА ОТВЕТОВ 12
Глава 3. СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕСТА РОРШАХА (обзор литературы) 53
3.5. Оценка содержательной стороны ответов и психоаналитическая символика 72 3.6. Проективная гипотеза и оценка теста Роршаха как личностной методики 75 Глава 4. ТОЛКОВАНИЕ ПЯТЕН РОРШАХА ЗДОРОВЫМИ ВЗРОСЛЫМИ ИСПЫТУЕМЫМИ 82 Глава 5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЯТЕН РОРШАХА БОЛЬНЫМИ С ОПУХОЛЯМИ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА 85 Глава 6. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА РОРШАХА ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА 110 Глава 7. ДИНАМИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ ПО МЕТОДУ РОРШАХА У ДЕТЕЙ ОТЗ ДО 12 ЛЕТ 119 Глава 8. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА РОРШАХА В ДИАГНОСТИКЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОЛИГОФРЕНИИ НО Глава 9. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА ПО РОРШАХУ 151 Глава 10. СОПОСТАВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПЯТЕН РОРШАХА С ХАРАКТЕРОМ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА 159 Глава 11. ТЕСТ РОРШАХА И ШИЗОФРЕНИЯ 167
с апато-абулическим дефектом 170 11.3. Интерпретация пятен Роршаха больными с бредовыми формами шизофрении 190 Глава 12. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА РОРШАХА У БОЛЬНЫХ С АЛКОГОЛЬНЫМ ДЕЛИРИЕМ 221 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 224 ЛИТЕРАТУРА 228 ПРЕДИСЛОВИЕ Введение в практику теста Роршаха явилось одним из крупных достижений психологии XX в. Автору теста удалось создать чрезвычайно тонкий и многосторонний инструмент, позволяющий судить о разнообразных аспектах личности по характеру восприятия бесструктурных зрительных стимулов. За 70 лет, прошедших после выхода книги Г. Роршаха «Психодиагностика», в литературе скопился огромный фактический материал, касающийся особенностей восприятия у здоровых людей разного возраста и у психически больных. Полученные данные в основном подтвердили правильность исходных положений автора теста, однако объяснение механизмов связи между способами восприятия зрительных стимулов и отдельными свойствами личности требовало новой разработки с учетом современных воззрений на работу мозга. Именно эту проблему и попытался решить автор настоящей монографии. Диапазон наблюдений автора достаточно широк. Им обследовано 1234 испытуемых: детей и взрослых, здоровых и психически больных, пациентов с опухолями мозга, церебросклерозом и с разными степенями задержки психического развития. В монографии доходчиво изложены сложные теоретические проблемы. Автор впервые отошел от традиционных психологических трактовок и предложил оригинальное толкование теста Роршаха с анатомо-физиологических позиций. Им получены новые данные относительно механизмов организации зрительного восприятия в полушариях головного мозга, выявлены закономерности созревания отдельных мозговых структур в онтогенезе, прослежены связи между особенностями зрительного восприятия и характером электроэнцефалограмм. Помимо научной ценности монография имеет и прикладное значение. В ней четко изложены способы шифровки и оценки показателей теста и дано много примеров интерпретации пятен Роршаха различными испытуемыми. Это позволяет одновременно использовать монографию в качестве учебного пособия для специалистов, желающих глубже освоить тест Роршаха. Полученные автором результаты позволяют рекомендовать тест для обследования детей, как отстающих в развитии, так и опережающих своих сверстников, для определения латеральности органического поражения мозга и как вспомогательное средство для дифференциальной диагностики различных форм психических расстройств. Новые факты и выводы, изложенные в монографии, представят интерес не только для психологов и психиатров, но и для тех специалистов, которые интересуются проблемами зрительного восприятия и деятельности мозга в целом. Директор НИИ мозга Российской АМН академик О. С. Адрианов От издателей Предлагаемая Вам, Уважаемый Читатель, книга смогла появиться в свет на территории России только благодаря личным усилиям Людмилы Николаевны Собчик. По поручению наших коллег-ученых и от себя лично выражаем глубочайшую признательность и благодарность Людмиле Николаевне, которая в наше тяжелое для любого интеллигентного человека время потратила немало сил и своих собственных средств на то, чтобы этот фундаментальный труд не пропал для наших соотечественников. Надеемся, что к нам присоединятся все, кто понимает ценность научного знания. Президент АОЗТ «ИНТЕРС» Соколов А. С. Генеральный директор АОЗТ «ДОРВАЛЬ» Кудин В. Н. Глава 1 ГЕРМАН РОРШАХ И ЕГО ТЕСТ 1.1. Об авторе методики Создатель теста Герман Роршах родился в 1884 г. в Цюрихе (Швейцария) в семье художника. Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский язык и познакомился со своей будущей женой — русским врачом. Получив врачебный диплом, стал психиатром и через три года защитил докторскую диссертацию. В Цюрихе Роршах общался с Блейлером, Юнгом, Бинсвангером и другими представителями психоаналитического направления. В 1919 г. он был избран вице-президентом Швейцарского психоаналитического общества. Трижды он приезжал в Россию: дважды проводил там каникулы у друзей; в третий раз в течение семи месяцев работал в частном санатории в Крюково под Москвой. Опыты по восприятию чернильных пятен Роршах начал в 1911 г. и через восемь лет изложил их в рукописи «Психодиагностика» [220]. Вначале она получила отказ у шести или семи издателей. В 1921 г. ее удалось напечатать, но приложенные к ней таблицы с изображением пятен по техническим причинам подверглись значительным изменениям. Размеры их были уменьшены, первоначальные цвета искажены, вместо предложенных пятнадцати таблиц были отпечатаны только десять. И именно эти десять измененных таблиц стали каноническими и в тысячах копий разошлись по свету. Главным моментом оказались не конкретные характеристики пятен, а сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия. Судьба монографии первое время складывалась печально. Из 1200 экземпляров первого издания было продано всего несколько книг. Отзывы были малочисленны и отрицательны. В 1922 г. Герман Роршах умер в возрасте 37 лет от поздно диагностированного аппендицита, не подозревая о том необычайном успехе, который завоюет впоследствии его труд. По отзывам современников, Роршах был многосторонне одаренным человеком. Он свободно говорил на французском, итальянском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искусством. В своих воспоминаниях [221] жена описывает его как гармоничного, скромного, совершенно непритязательного в обычной жизни человека, «вечного студента». Он работал с удивительной легкостью, как бы играючи, был очень работоспособен. Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Любил Толстого и Достоевского, хотел написать работу о последнем. Передал свои сбережения для открытия столовой голодающим детям на Урале. Свою «Психодиагностику» считал ключом к познанию человека и его возможностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы. После его смерти известный швейцарский психиатр Блейлер написал его жене: «Ваш муж был гениален». 1.2. Основные положения теста Роршаха Что же принципиально нового внес Герман Роршах? Почему его тест получил всемирное признание? В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили в дальнейшем название личностных, и тест Роршаха был первым среди них. Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах [220] впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. д.) он при этом использует. В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количеством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом то на форму, то на цвет, то на оттенки пятен, то на очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, то на сочетание всех этих способов восприятия. Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, так и больные разными психическими заболеваниями. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровыхлюдей от интерпретаций психически больных, и описал способы трактовки таблиц, характерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии и маниакально-депрессивного психоза. Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем. Если человек оперирует всем пятном целиком — значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких — значит, склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных — о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиям и мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь, — значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, — значит, и мыслишь нетрадиционно. Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, он рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интроверсии) и эмоциональной стабильности. Большое количество цветовых ответов он расценивал как проявление эмоциональной лабильности. Соотношение ответов по движению и цвету Роршах назвал «типом переживания». Преобладание ответов по движению он связал с интро-версивным типом переживания, преобладание цветовых ответов — с экстратензивным. Главное отличие интроверсии от экстратензии он усматривал в большей зависимости от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений. Уделив особое внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно мало останавливался на том, какие именно объекты усматривались в них. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуемых. Роршах не смог предложить теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носили эмпирический характер и нередко строились по принципу аналогий и «здравого смысла». Но ему удалось создать почти универсальный тест, способный давать большое количество оригинальной и новой информации практически о любой однородной группе испытуемых. В создании этого необычайного и удивительно многостороннего аппарата исследования он сумел сделать так много, что за семь десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления. 1.3. Распространение методики После смерти Германа Роршаха его тест постепенно получил широкое признание. В Швейцарии этим тестом занимались Цуллигер, Бин-дер, Мейли-Дворецки [194 ], во Франции — Лосли-Устери [188], в Дании многократно переиздавалось руководство Бома [98]. Наибольшее распространение эта методика получила в США, где появился ряд направлений и школ. Лидирующее положение среди американских роршахистов занял Клопфер. Он разработал подробную систему опроса и оценок ответов, ввел новые символы и термины, внес ряд интерпретационных новинок; в 1939 г. открыл институт Роршаха, где трудились психологи, психиатры и социологи. Были созданы специальные трехлетние курсы обучения тесту, где диплом выдавался только после определенной практики (не менее 25 собственных наблюдений) и экзамена. Стал выходить специальный журнал, посвященный этой методике. Из других крупных американских роршахистов следует указать Бека [94], Хертц [157], Рапапорта [216], Форд [129]. Все перечисленные исследователи подходили к тесту с психоаналитических позиций (в наименьшей степени это относится к Беку). Пиотровски [208—211], напротив, интересовался преимущественно перцептивными характеристиками ответов и допускал, что использование теста Роршаха сопоставимо с любой личностной теорией (цит. по: Экснер [121]). Шех-тел [225] в своей книге привел много тонких наблюдений относительно интерпретации ряда категорий ответов. Аронов и Резников [90] посвятили свою монографию содержательным аспектам методики, Франк [132—138] в серии статей, опубликованных в 1976-1979 гг., обсуждал валидность ряда гипотез Роршаха. В период, когда тест Роршаха переживал свой расцвет, его широко использовали в вооруженных силах США, Канады, Англии и ФРГ для выявления людей, непригодных к военной службе, и при выдвижении на руководящие должности в армии и в промышленности. В 1960 г. тест Роршаха по степени распространенности занял первое место среди всех психологических методик. Однако после появления ряда статей, критиковавших отдельные теоретические установки теста, интерес к нему постепенно стал падать. Если в 1954 г. ссылки на публикации, посвященные тесту Роршаха, составляли 36,4% ссылок на всю психологическую литературу, то в 1968 г. число таких ссылок упало до 11,3% [100]. В нашей стране за последние 20 лет появился ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных [37, 67], при МДП [19], опухолях мозга [8, 11], эпилепсии [4], у детей [9, 12,22], у сенильных больных [21]. Вышла статистическая работа по категории локализации [20], ряд теоретических статей [10, 59, 66, 81]. Защищены три кандидатские диссертации по методике Роршаха, опубликованы две монографии [26, 72] и методические рекомендации [4]. Методика вошла в программу факультетов психологии университетов. |
Способ жизни в эру водолея теория и практика самопознания и самооздоровления москва Теория и практика великого закона (Из неопубликованной рукописи мыслителя и духовидца) 93 |
Теория и практика Физкультурное образование: теория и практика. Сборник материалов научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского... |
||
Альманах студенческих работ Аналитические работы по курсу «Теория... Аналитические работы по курсу «Теория и практика рекламных коммуникаций». Вып. 1 [Электронный ресурс] : альм студент работ / под... |
Теория и практика нарративного анализа в социологии Теория и практика нарративного анализа в социологии. Монография. – М.: Издательство «Уникум-центр», 2006. – 207 с |
||
Современные т ех нологии обучения: теория и практика учебное пособие Современные технологии обучения: теория и практика: Учебное пособие / А. О. Блинов, Т. Н. Парамонова, Е. Н. Шереметьева, Г. В. Погодина.... |
Лекция Отечественная историография Гражданской войны в России Лекция... Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса |
||
Морозова И. Г. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства ... |
Теория и практика эффективного преподавания иностранных языков Материалы городской науч практ конф., посвящ. 10 летию кафедры английского языка и межкультурной коммуникации / Под ред. Л. И. Сокиркиной.... |
||
Инструкция содержит подробные правила оформления текстов докладов,... Сборнике трудов IX международной школы – семинара молодых ученых и специалистов «Энергосбережение – теория и практика» |
Инструкция содержит подробные правила оформления текстов докладов,... Сборнике трудов VIII международной школы – семинара молодых ученых и специалистов «Энергосбережение – теория и практика» |
||
Инструкция содержит подробные правила оформления текстов докладов,... Сборнике трудов VII международной школы – семинара молодых ученых и специалистов «Энергосбережение – теория и практика» |
Рабочая программа элективного курса по образовательной области «Технология» Российской Федерации в качестве Сборника программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки... |
||
Е. Ермолаенкова Редактор Э. Ермолаенков Художественный редактор В.... А61 Практический маркетинг /Пер с англ под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. – Спб: Издательство «Питер», 1999. – 400 с. – (Серия... |
Роджер Аптон «Соколиная охота теория и практика» |
||
Имеет несколько общий характер, она может содержать трактовки понятия... И содержания тем дипломных (выпускных) работ и рекомендуемая литература по направлениям (составлено по источнику: Менеджмент организации:... |
Рабочая программа по предмету “ Технология ” 8 класс на 2016 2017... Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Под редакцией В. Д. Симоненко |
Поиск |