Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
СТО
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств ФГБОУ ВО СПбГАУ
СМК-СТО- / -2018
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ФГБОУ ВО СПбГАУ
Е.В. Жгулев
__________________________________
__________________________________
___________________________ 2018г.
Рассмотрено на заседании
Ученого совета ФГБОУ ВО СПбГАУ
____________ 2018 г. протокол №____
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НЕФИНАНСОВЫХ, ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ФГБОУ ВО СПбГАУ
СМК-СТО- / -2018
Дата введения
______________ 2018 г.
Санкт-Петербург
2018
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗРАБОТАНО финансово-экономическим управлением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».
РАССМОТРЕНО на заседании Профсоюза работников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ___________ 2018 г., протокол №___.
ПРИНЯТО на заседании Ученого совета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ___________ 2018 г., протокол №___.
ВВЕДЕНО в действие приказом ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» №____ от _________ 2018 г.
Версия 1.0.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Разработано:
|
Начальник финансово-экономического управления
|
|
Л.В. Овчаренко
|
Согласовано:
|
Проректор по экономике и финансам
|
|
А.Б. Люлин
|
Главный бухгалтер
|
|
Г.И. Мартынова
|
Председатель Профсоюза Л.С. Сергеева
|
работников
|
|
Экспертиза проведена:
Главный юрист
Главный юрист
Экспертиза проведена:
С.П. Байдов
|
Главный юрист С.П. Байдов
|
Проверено:
|
Директор центра учебно-методического и нормативного обеспечения образования
|
|
Е.В. Бердникова
|
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
1Назначение и область применения 6
2Нормативные ссылки 7
3Общие положения 9
4.Случаи и сроки проведения инвентаризации нефинансовых и финансовых активов 11
5.Порядок проведения инвентаризации 13
6.Оформление результатов инвентаризации 18
-
Назначение и область применения
Положение о порядке проведении инвентаризации нефинансовых и финансовых активов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (далее – СПбГАУ) определяет порядок проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств с целью проверки сохранности имущества (при проведении инвентаризации нефинансовых активов) и обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Настоящее Положение является обязательным для выполнения всеми работниками Университета.
-
Нормативные ссылки
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
-– Трудовой кодекс РФ;
– Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
– приказ Минфина России от 13.06.1995г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств»;
– приказ Минфина России от 25.03.2011г. № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;
– приказ Минфина России от 01.12.2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
– письмо Минфина России от 04.11.1998г. № 16-00-16-198 «Об инвентаризации библиотечных фондов»;
– указание Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;
-
Общие положения
Инвентаризация - это проверка фактического наличия финансовых и нефинансовых активов и обязательств учреждения, учитываемых на балансовых и забалансовых счетах, с целью обеспечения достоверности данных бюджетного учета и отчетности.
Под финансовыми и нефинансовыми активами понимаются основные средства, нематериальные активы, вложения в нефинансовые активы, непроизведенные активы, материальные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность и резервы.
При инвентаризации проводится сверка фактического наличия финансовых и нефинансовых активов, а также обязательств с данными, отраженными в инвентарной описи (соответствующими бухгалтерского учету).
Инвентарные описи составляются в разрезе материально ответственных лиц и подразделений. При инвентаризации животных и молодняка животных описи составляются по видам животных (отдельно по фермам, отделениям, бригадам) в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц.
Инвентаризации подлежат все нефинансовые активы университета независимо от их местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие университету, но числящиеся в бюджетном учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки).
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению при участии материально ответственного лица, на ответственном хранении у которого находится это имущество.
4.Случаи и сроки проведения инвентаризации нефинансовых и финансовых активов
Проведение инвентаризации обязательно:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации и ликвидации учреждения;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств:
№№
|
Наименование объектов инвентаризации
|
|
1.
|
Основные средства:
|
|
1.1
|
Здания, сооружения, передаточные устройства и остальные ОС
|
Раз в три года
|
1.2
|
Библиотечные фонды:
|
|
1.2.1
|
Наиболее ценные фонды
|
Ежегодно
|
1.2.2
|
Редчайшие библиотечные фонды
|
Раз в три года
|
1.2.3
|
Ценные библиотечные фонды
|
Раз в пять лет
|
1.2.4
|
Фонды свыше 1 млн. учетных единиц
|
Поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки всего фонда в течение 15 лет
|
3.
|
Нематериальные активы
|
Ежегодно
|
4.
|
Материальные запасы
|
Ежегодно
|
5.
|
Расчеты с дебиторами и кредиторами
|
Ежегодно
|
10.
|
Расчеты со студентами по договорам на оказание образовательных услуг и договорам найма
Сверка расчетов по оплате образовательных услуг
производится по очному обучению
|
Ежегодно
|
11.
|
Внезапные инвентаризации всех видов имущества
|
при необходимости в соответствии с приказом руководителя
|
Для обеспечения достоверности годовой отчетности инвентаризация проводится в период с 01 октября по 31 декабря текущего года.
-
Порядок проведения инвентаризации
Для проведения инвентаризации в университете создаются рабочие инвентаризационные комиссии приказом по университету.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
-
До начала проверки фактического наличия имущества, бланков строгой отчетности, денежных документов и денежных средств в кассе университета
инвентаризационной комиссии необходимо получить:
-
последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств;
с материально ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество, денежные документы, бланки строгой отчетности, поступление и выбытие денежных средств сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход;
председатель комиссии визирует все документы, переданные материально ответственными лицами, с указанием даты их получения.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров по местам хранения и материально - ответственным лицам.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Инвентаризация основных средств производится комиссией путем осмотра объектов, сверки записи о наименовании объекта, инвентарного номера и количества, отраженного в инвентарной описи с фактическим наличием, а также при инвентаризации машин, оборудования, транспортных средств определяют заводской номер (и год выпуска), который заносится комиссией в инвентарную опись в графу «Примечание». А также проверяется наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации.
При инвентаризации зданий, сооружений, земельных участков необходимо проверить наличие документов о закреплении права оперативного управления этими объектами.
При инвентаризации крупного рогатого скота производится сверка номера животного, клички и породы, указанных в инвентарной описи, с данными бирки (тавро), а также определяется живая масса животного путем взвешивания.
При инвентаризации продуктивного и рабочего скота (лошадей) производится сверка номера животного, кличек, пола, масти, породы, указанных в инвентарной описи, с данными бирки (тавро).
При хранении товарно - материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
При инвентаризации молодняка животных и животных на откорме определяется живая масса путем взвешивания, при этом в графе инвентарной описи «Примечание» комиссия указывает количество голов животных по каждой группе.
При инвентаризации товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) проверяется фактическое их наличие путем обязательного пересчета, перевешивания или измерения.
Товарно-материальные ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товарно - материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно - материальные ценности, поступившие во время инвентаризации», а на приходном документе председатель комиссии делает отметку «после инвентаризации» со ссылкой на дату и опись, в которую записаны данные ценности.
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций юридическими лицами, утвержденным Указанием Центрального Банка России от 11.03.2014 N 3210-У. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, путевки, железнодорожные и авиабилеты, денежные документы).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также в каждом месте хранения и у материально ответственных лиц.
Инвентаризация денежных средств, находящихся на лицевых счетах в органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ или на текущих валютных счетах кредитных организаций, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета, с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов с отделением УФК по наличным денежным средствам производится путем сверки числящихся сумм по бюджетному учету университета по счету *21003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» с данными списанных сумм по кассе по расходному кассовому ордеру (форма – КО 2) на основании расшифровки сумм неиспользованных средств (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств), форма по КФД 0531251.
Инвентаризация расчетов с поставщиками, подрядчиками и исполнителями по принятым обязательствам за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, а также по доходам от собственности и иным доходам производится путем оформления актов сверки расчетов. Сальдо расчетов на день проведения проверки подтверждается подписями двумя сторонами.
Инвентаризация расчетов с обучающимися по доходам от оказания платных образовательных услуг и услуг по найму жилых помещений (общежитий) производится путём подтверждения сальдо расчетов на день проведения инвентаризации, установленный приказом по университету, лицами, ответственными за работу с задолженностью.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу, и подтверждаются суммы неиспользованных авансов либо перерасход по полученным авансам.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам, хищениям и прочим суммам по возмещению ущерба. Суммы недостач и хищений должны подтверждаться справками из следственных органов по запросу комиссии по инвентаризации.
При инвентаризации расчетов по задолженности работникам университета выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в университете резервов на предстоящую оплату отпусков работникам и прочих расходов, в соответствии с методикой, предусмотренной Учетной политикой университета, разработанной во исполнении нормативных актов Министерства финансов Российской федерации.
При инвентаризации задолженностей, числящихся на забалансовых счетах по учету списанной дебиторской и кредиторской задолженностей устанавливается правильность и обоснованность отнесения сумм на забалансовый учет (проверяется наличие приказов по университету по списанию просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей на забалансовый учет). В период инвентаризации определяются суммы задолженностей на счетах забалансового учета по которым истекли сроки исковой давности.
-
Оформление результатов инвентаризации
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества.
Описи заполняются инвентаризационной комиссией ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Исправления в инвентаризационных описях должны быть согласованы и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. В описи все незаполненные строки должны быть прочеркнуты. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проведении инвентаризации за подписями всех членов комиссии. На основные средства, выведенные из эксплуатации по причине непригодности, комиссия составляет отдельную опись с указанием причин непригодности (со слов материально – ответственных лиц). В дальнейшем необходимо получить заключения о причине неисправности в установленном порядке. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.
В завершении инвентаризации материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких - либо претензий.
В случае расхождения фактических данных нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость.
Акт (заключительный) о результатах инвентаризации, ф. 0504835, подписывается всеми членами комиссии и утверждается ректором либо лицом, кому делегированы права ректора по доверенности.
При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к Акту (ф. 0504835) прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф.0504092).
После завершения инвентаризации выявленные расхождения (излишки, недостачи) отражаются в бухгалтерском учете в установленном порядке.
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
№ п/п
|
Фамилия И.О.
|
Должность
|
Дата
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Должность
Фамилия И.О.
Дата
Разработал
Начальник финансово-экономического управления
Овчаренко Л.В.
Согласовали
Проректор по экономике и финансам
Люлин А.Б.
Главный бухгалтер
Мартынова Г.И.
Экспертиза
Главный юрист
Байдов С.П.
Проверил
Директор центра учебно-методического и нормативного обеспечения образования
Бердникова Е.В.
стр. 1
|